-Рубрики

 -Я - фотограф

Анатомия духовности. Alex Grey

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в light2811

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2010
Записей: 26507
Комментариев: 34324
Написано: 61674


Учение ДЗОГЧЕН - Web трансляция учения Тензина Вангьяла Ринпоче

Пятница, 04 Марта 2011 г. 10:49 + в цитатник

Учение ДЗОГЧЕН - Web трансляция учения Тензина Вангьяла Ринпоче

 

Геше Тензин Вангьял Ринпоче, основатель Института «Лигминча», с 2009 года проводит web-трансляции, обучая практикующих на Западе и Востоке традиции бон, дзогчен и медитации.

Web трансляция учения Тензина Вангьяла Ринпоче 10 октября 2010.

Мы начнем практику с 9 очистительных дыханий. Когда мы закончим 9 очистительных дыханий, мы попытаемся сохранять глубокий покой в нашем теле, безмолвие в речи, и ощущение пространства в уме. И когда мы найдем это место глубокого покоя в себе, нам необходимо найти тот же покой в окружающем мире. Мы должны помнить, что множество людей по всему миру прямо сейчас находятся в такой же неподвижности, связи друг с другом в таком же всеобщем покое. Т.о. энергия этого покоя объединяет нас по всему миру. Почувствуйте эту неподвижность, эту всеобщую связь, этот общий покой. И однажды мы почувствуем этот покой.

И я ещё хочу подчеркнуть несколько моментов. В учении Дзогчен говорится – «лхюндруп»: Всё спонтанно совершенно. Слово «Дзогчен» значит Великая Завершенность или Великое Совершенство. Все Совершенно. Т.е. идея совершенства всего – это не просто слова или концепция, но живая возможность почувствовать единство с этим совершенством в нашей практике, индивидуальной или коллективной. Это то, что я хотел бы подчеркнуть.

Теперь посмотрим на «четыре Безмерных»: радость, любовь, сострадание, беспристрастность. Работа с этими 4-мя Безмерными – это важнейшая часть нашей практики во всех духовных традициях, включая традицию бон. Т.е. привнесение любви в нашу жизнь, радости, чувства сострадания, равновесия, беспристрастности – это очень, очень важная часть.

Я приведу концептуальный пример с батарейкой. Посмотрите на себя, на свою жизнь, на то, в каком состоянии находятся «ваша батарея». Насколько она заряжена? На 50%, на 25%? Или, может быть, вы уже слышите сигнал о том, что «батарея разряжена»? Почти полностью села. Система готова к отключению. В каком состоянии вы, ваша «батарея»? Разрядится через 5 минут? Или там еще 25%, 50% заряда? Важно это проверять, периодически обращаясь вовнутрь. И часто, если у нас не достаточно заряда «батареи», если мы потеряли более 50% энергии, то это то время, когда начинаются проблемы на работе, в отношениях. Когда мы теряем более 70-80%, то начинаются проблемы со здоровьем, со всем вашим миром, вы будто бы «теряете себя». Можно немного оглянуться назад и повнимательней посмотреть на то, как мы теряем свою энергию, истощаем себя?

Можно провести аналогию с компьютером. Когда мне показали мобильный телефон, то когда я его включил, мне рассказали об одном тайном приложении, которое называлось «Убить». И оно «убивало» все другие приложения. Т.е. мы сразу можем закрыть все не нужные приложения, например, когда ложимся спать. Зачем это делать? Затем, что если так делать, то ваша «батарея» проживет гораздо больше времени. Потому что вы используете все эти приложения, даже не подозревая о том, что они есть, что они все работают и истощают батарею. Но большинству этих «приложений» совсем не обязательно быть запущенными в этот момент.

Если теперь перенести эту метафору на нашу жизнь, то вы увидите, что множество «приложений» работают в этот самый момент, о которых вы и не подозреваете, не пользуетесь ими. Которые не приносят никакой пользы ни вам, ни вашей семье, ни вашим близким. Они вообще не делают ничего, кроме одного – они постоянно истощают вас, днем, ночью, осознанно, не осознанно, они продолжают вас истощать. В этой метафоре, почему батарея садиться? Потому что запущены все эти «ненужные» приложения. Что назвать «ненужным» приложением? Я приведу несколько примеров. Мы говорили о четырех Безмерных, рассмотрим, например, радость. Так много вещей, о которых вы беспокоитесь в этот самый момент.

Некоторые беспокойства вполне вами осознаны. Например, «у меня в жизни вот эта вещь не в порядке, вот эта вещь может быть не в порядке, эта должна быть в порядке», все эти беспокойства – это именно те «ненужные» приложения, которые работают. Разве они действительно чем-то помогают? Эти мысли, эти эмоции? Действительно ли вам помогает беспокоиться об этом? Они не нужны! Конечно, некоторые люди могут доказать, что у них есть о чем беспокоиться. Но я не согласен. Вам не нужно беспокоится, чтобы доказать ваш профессиональный уровень, качество вашей жизни, ваших отношений с кем-то, уровень вашего здоровья. Беспокойство – это не та вещь, которая делает жизнь лучше?

На самом деле, оно делает жизнь хуже! То, что помогает действительно – это ваша способность быть в покое, безмолвии, в пространстве. Вы закрываете это приложение под названием «беспокойство» в этот момент. В тот момент, когда вы почувствуете эту неподвижность в вашем теле, «питание» включится, «батарея» начнет «заряжаться». Лампочка «Зарядка» начнет мигать. Вам нужно посидеть так 10 минут, особенно тем, кто так никогда не делал. 10 минут в этой неподвижности, безмолвии, ощущении пространства и вы будете чувствовать себя гораздо лучше, сильнее, яснее, ваши идеи прояснятся, появится больше чувства покоя и умиротворенности и творчества. Эти качества мгновенно вернуться спустя 10 минут. Если же вы можете делать это регулярно по 10 минут на протяжении дня, то ваша жизнь изменится. Это то, что я хотел сказать. Все вы должны осознавать, что есть куча всех этих ненужных приложений (эмоций и мыслей), которые работают, таких как беспокойство, к примеру.

Например, грусть, печаль. Это ещё одна вещь. Если вы действительно хотите чувствовать радость, то вам действительно следует «закрыть» все эти ненужные «приложения», которые работают и не дают вам возможности осознать, что вам грустно. Например, кто-то выглядит очень, очень хорошо, но на самом деле испытывает грусть и даже не знает об этом. Как узнать? В тот момент, когда вы поймаете себя в зеркале, увидите свое лицо, вы понимаете, что на вашем лице отражается грусть. Мы знаем, как выглядит печальный человек, мы знаем, как он сидит, как смотрит в глаза, как движется его энергия. Нам не нужно быть в осознании этого, когда мы печальны, мы можем бессознательно пребывать в таком состоянии, бессознательно расходовать свою «батарею».

Т.е. вы постоянно можете быть печальны без всякого осознавания этого. Если вы направите внимание вовнутрь, если у вас работает это «приложение», если вы находитесь в подобном состоянии, то вы должны осознать это. «Да, я нахожусь в таком состоянии, но я не хочу находиться в нем. У меня точно есть выбор не делать этого». И достаточно долгое нахождение в подобном осознавании уже достаточно, чтобы изменить эту ситуацию, эту энергию в вашем теле, в уме. Вы можете это изменить. В тот момент, когда вы это измените и вернетесь к этой неподвижности, вы зарядите батарейку вашей радости. За эти 10 минут, вы вернетесь к своей жизни, и на вашем лице будет улыбка, а не выражение грусти. То же самое с чувством уравновешенности, равностности.

Мы говорим о беспристрастности, как об одном из четырех безмерных. Иногда люди чувствуют в жизни недостаток уравновешенности. Вы чувствуете, что вы потеряны, нет прочного основания, нет равновесия, нет центра. И когда вы испытаете это чувство, что нет центра, вы будете продолжать это чувствовать уже без всякого осознавания. И когда вы чувствуете это без осознавания, это и есть время, когда вы снова «разряжаете» свою батарею беспристрастности. Вы не осознаете. Вы потеряны. И когда вы пытаетесь заглянуть внутрь и почувствовать то, что делает вас потерянным, вы просто выдыхаете.

Ведь вы держите эти качества в своем теле, в своем дыхании. И когда вы осознаете это, и в этот же момент выдыхаете, то вы можете высвободить этот ветер. Это будет как перезагрузка вашего компьютера. Вы выдыхаете, смотрите на это снова, и чувствуете себя уже немного по-другому, немного свежее. И когда вы чувствуете эту свежесть, это чувство основательности и пытаетесь находиться с этим ощущением хотя бы 10 минут, то в эти 10 минут вы зарядите батарею беспристрастности. И когда вы закончите медитацию, то ваше чувство равновесия, беспристрастности будет преобладать в ваших чувствах, вашем теле, в энергии, в ощущении жизни.

С любовью то же самое. Если у вас какие-то трудности с чувством любви, у вас конфликт с членами семьи, проблемы с вашим партнером, то, что вы делаете? Вы опять же разряжаете вашу батарею постоянным повторением: «что-то не так, что-то не так, что-то не так …». Сколько раз голос в вашей голове повторил эту фразу? Разве вы уже не достаточно часто её произнесли? Но вы повторяете её снова 10 раз, 20 раз, 30 раз, 100 раз в день. Но повторение этого разве вам поможет? Нет. Повторение этого – это бесполезная работающая программа, которая расходует вашу батарею. Т.о. вы разряжаете вашу батарею возможности чувствовать любовь или любить кого-то. Изо дня в день, повторяя эту фразу: «что-то не так, что-то не так …», вы думаете, что сможете любить кого-то сильнее? Или почувствовать сильнее чью-то любовь? Нет, вы уже разрядили вашу батарею любви до нуля. А значит, что вы просто не в состоянии.

Опять, если вы осознаете это, то вам нет нужды повторять. Вы осознаете. Вы в сознании, вы знаете о вашей трудности во взаимоотношениях, в отношении любви. Вам нет нужды дарить или принимать любовь, если вы не чувствуете любовь. Вы не обязаны чувствовать любовь внутри, если у вас нет некого чувства покоя, основательности, чувства знания, кто вы есть. Если вы не чувствуете любовь, то не стремитесь дарить любовь или принимать любовь. Если же вы понимаете, что что-то не так, то постоянно говоря себе об этом, мысленно, вслух, говоря об этом с другими людьми, вы ничем себе не поможете. Ещё раз. Как только вы осознали это, то прекратите повторять эту мантру: «Что-то не так, что-то не так…». Вместо этого будьте неподвижны. Просто неподвижны. И в этой неподвижности почувствуйте присутствие любви. Любовь здесь, в этом покое.

То, что я пытаюсь сказать сейчас, это две основных вещи.

Первая. Мы опустошаем себя. Энергию любви – неосознанным гневом. Энергию радости – грустью, печалью и нахождением в них без всякого осознавания. Энергию сострадания – страдая в собственном себялюбии, сильном эгоцентризме, эгоизме, игнорированием других, не возможностью видеть, чувствовать, то, что нужно другим, тому, кого мы любим. Мы расходуем всю эту энергию. Это первое. То, как мы расходуем нашу батарею, как мы теряем нашу энергию. И вопрос в том, сколько вы потеряли? Бывают сигналы: «Батарея разряжена» или «70%», «40%», «25%», «осталось 2 минуты до выключения, опасная зона». Если мы посмотрим на разных людей, то все мы в разной ситуации. Но никогда не поздно зарядить батарею вновь. Это первое.

Второе. Как же зарядить? Это не вопрос о том, сколько нужно приложить усилий. Многие говорят: «о, я столько сделал, чтобы исправить эти отношения!». Вполне может быть, что проблема именно в том, что вы так сильно старались. И потому и не смогли этого сделать. Не думайте, что вы всем распоряжаетесь. Ваше эго, ваш интеллект говорит, что вы самый главный. Если вы доверяете этому голосу – то вы в большой беде. Не позволяйте себе прислушиваться к этому голосу, не позволяйте хитрому эго командовать здесь, это не сработает. Если вы оглянетесь на свою жизнь, то у вас достаточно научных доказательств, достаточно проведенных опытов, чтобы знать, что это не работает.

Т.е. по крайней мере, можно сделать что-то иное. Что? Заглянуть вовнутрь и попытаться обнаружить три этих вещи: покой, безмолвие, пространство. Теперь, когда вы в этой неподвижности, вы знаете, что все «батареи» спонтанно, без усилий начинают заряжаться. Т.е. второе – это доверие. Вы должны быть в осознавании. Когда вы сидите неподвижно, вы заряжаете батарею радости, любви, сострадания, беспристрастности. Это происходит.

Возможно единственная вещь, которая понадобится – это ваше намерение. Намерение зачастую, это не интеллектуальное действие. Если вы просто будете находиться в осознании, то намерение будет с вами, потому что в этот момент жизни, вы нуждаетесь в радости. Намерение радости в этой неподвижности уже достаточно, чтобы почувствовать вибрацию этой радости. Когда вы чувствуете вибрацию этой радости в неподвижности, вы отдыхаете(остаетесь) в этой радости следующие 10 минут. И когда вы заканчиваете практику, ваше сердце будет полно радости и, повторяя это 5 раз в день на протяжении недели, я гарантирую, что вы будете развиваться, будете счастливы. Это не вопрос о том, что делая эту практику, вы измените следующую жизнь, нет. Вы обнаружите силу этой неподвижности через неделю, через день, через минуту. Вот, что произойдет.

Когда мы будем делать 9 очистительных дыханий, а затем практику, попытайтесь обнаружить в себе это место покоя. Будьте осознаны, какие бы качества вы ни хотели в себе развить: будь то радость, или любовь, или сострадание, или беспристрастность. Просто следуйте в это место покоя и удерживайте намерение относительно одного из этих четырех качеств. Чувствуйте коллективную поддержку всего мира. Мы все здесь поддерживаем друг друга. Мы все просим благословения у просветленных существ и мастеров линии преемственности. Чувствуем их поддержку, поддержку сангхи, поддержку друг друга. Чувствуем нашу силу, доверяем этой неподвижности, доверяем нахождению в этом пространстве. Это то, что вы принимаете, то, каким способом заряжаете батарею, возвращаете свою энергию назад. Вот то, что мы будем сейчас делать.
Сначала сделаем 9 очистительных дыханий, затем я скажу пару слов для введения в эту неподвижность, а вы постарайтесь зародить намерение одного из четырех Безмерных качеств.

Споем Гуру-Йогу один раз.

Теперь будьте в осознавании ваших неблагих склонностей. Будьте в осознании вашего гнева, неведения, привязанности. Они разряжают вашу батарею, расходуют вашу энергию. Не дают возможность почувствовать радость, любовь, сострадание, беспристрастность. Будьте в осознании этих влияний. Когда вы их осознаете, объединитесь с ветром, который с ними связан. И когда почувствуете это, тогда выполняйте 9 дыханий. С помощью этих 9-ти дыханий очищения представьте и почувствуйте ясность, открытость в центре вашего тела, в трех каналах.

Медленно перенесите свое внимание на свое тело. Почувствуйте это глубокое чувство покоя, безмолвия, пространства. Вы чувствуете глубокое чувство неподвижности… В этот момент вы знаете, что вы исцеляетесь, заряжаете вашу батарею, возвращаете утерянные качества. Это происходит.

Какие бы вибрации вы ни ощущали, радость, любовь, сострадание или беспристрастность будьте в осознавании этого, доверяйте этому. Вот что вам необходимо чувствовать и быть в осознании этого. Осознание этого – это начало. Как зарядка батареи радости, любви, сострадании. Вы получаете эти качества непрерывно, спонтанно, без усилий телом, энергией, сознанием. Вот что происходит.
Осознавайте и покойтесь. Чувствуйте общую поддержку и благословение со всего мира, а также всех мастеров линии преемственности и просветленных существ.

Теперь время для нескольких вопросов. Если они у вас есть, можете задавать.
Вопрос: Я чувствую напряжение в теле. Даже если я неподвижна, в покое, то всё равно чувствую напряжение, это возможно?

Конечно, это возможно – чувствовать напряжение. Даже в покое. И лучшее лекарство от этого напряжения – это тот же покой, неподвижность. Если вы можете принять это напряжение в эту неподвижность, то это напряжение сможет проявить себя ярче, высвободить себя, очистить себя. Т.о. эта неподвижность – это лекарство для напряжения. И, в конце концов, напряжение покинет вас.

Вопрос: Что мы визуализируем, когда наша батарея заряжается?

Не нужно визуализировать, что батарея заряжается. Вам нет необходимости визуализировать что-либо.

Снова, будьте в этой неподвижности настолько ясно, насколько можете. В этом весь вопрос. Вы пытаетесь находиться в покое, но не ощущаете его до конца. Когда же вы полностью погрузитесь в этот глубокий покой, то вам не нужно будет ничего визуализировать. Вполне возможно, что когда вы будете пытаться быть в осознании, насколько вы способны, то вы будете чувствовать особые вибрации в этом покое. Такие как вибрации радости. Вдруг вы без всякого повода может возникнуть чувство радости. И когда вы почувствуете это, то будьте в осознавании. Ваше внимание к этому, как некое приглашение, как поддержка, как расширение этого чувства, как возможность для его проявления. Через ваше тело, вашу речь, вашу работу, ваше творчество. Ваше осознание – это канал для этих проявлений. Т.е. визуализировать не надо…
Вопрос: Я чувствую страх во время медитации, как можно от него избавиться в жизни?

Конечно, вы чувствуете страх не из-за того, что вы медитируете. Вы просто осознаете свой страх, потому что медитируете. Вы чувствуете страх и без медитации, но не осознаете его. Потому что отвлекаетесь на бесконечные движения, разговоры… Отвлекаетесь. Когда страх проявляется в вашем покое, то, вы можете принять этот страх. Хорошим примером будет сравнение, что на этот страх нужно смотреть так, как любящая мать смотрит на своего ребенка. Что мать делает, когда ребенок напуган?

Она пытается принять его, поддержать его, помочь ему. И находясь в неподвижности, позвольте этому страху дышать. Если страх сможет дышать, то он сможет уйти. Если же не давать ему дышать, то он останется здесь. Ещё иногда покой настолько обширен, настолько безграничен, бесконечен, мы не способны быть такими же большими. Мы чувствуем себя маленькими, ограниченными. И когда мы чувствуем эту величину, то страх может возникнуть по этой причине. В буддизме есть для этого название – «Страх пустоты». Если вы не чувствуете страха пустоты, когда чувствуете пустоту, то вы испытываете блаженство. Т.е. блаженство проявляется, потому что вы переживаете пустоту, наполненность, не страх.

Вопрос: Есть ли разница в том, чтобы делать эту практику покоя в одиночестве или в группе? Опыт этого глубокого покоя не обусловлен обстоятельствами. Если этот покой здесь, с вами… Покой присутствует в центре шторма, в центре землетрясения, в центре любых трудностей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни, покой всегда здесь. Переживаю ли я этот покой во время трудностей, во время всего этого движения? Да, это сложнее. Я приведу пример со спящим ребенком. Когда ребенок спит, он очень милый. Он так выглядит, потому что он очень спокойный. Он не прыгает вокруг вас, не трогает все подряд, не разрушает вещи вокруг, потому что сейчас он спокоен.

Т.о. вам нравиться этот покой в ребенке. Он не кричит, не задает массу вопросов. Он совершенно молчалив. И когда вы слышите это молчание и спокойствие в ребенке, то вы радуетесь. Но вопрос в том, где этот любящий персонаж в вас, когда ребенок кричит, прыгает с места на место? Конечно, он всё ещё тут, но видите ли вы его? Теперь его трудно увидеть. А вы пытались? Если да, то для вас будет потрясающим увидеть эту же самую красоту в кричащем ребенке. И это та возможность, как можно остановить его крик. Когда вы видите это. Вы остановите его крик внутри себя. Это то, как можно работать с родительским стрессом внутри себя. Просто увидеть ту же самую красоту в плачущем ребенке. То же самое. Покой всегда здесь. Конечно, условие групповой практики помогает.

/приводит пример с женщиной, которая нервничала из-за внешних условий, которые её окружали, но заглянув вовнутрь, почувствовала, что покой с ней и испытала радость (прим. пер.)/


Это прекрасно. Когда она нервничала, она вспомнила о том, что нужно посмотреть внутрь: покой, умиротворение там есть или нет? Снаружи может происходить всё, что угодно, нет нужды слишком переживать по этому поводу. Покой всё равно с вами. У вас есть выбор видеть его, чувствовать его, быть в нем. Или же у вас есть выбор сходить с ума вместе со всеми. Или помочь кому-то не делать этого, потому что вы сами можете не разделять этого безумия с окружающими. Особенно это касается семейных отношений.

Вопрос: Я потерял человека, которого очень любил, как мне пережить горе?

Вы задаете столько вопросов, но у меня есть всего один ответ. Будьте в этом покое и позвольте себе чувствовать то, что вы чувствуете в этот момент. Эти чувства высвободятся, смогут вздохнуть, и покинут вас. Когда мы осуждаем эти чувства, когда мы пытаемся их контролировать, когда давим на них или пытаемся с ними вообще что-то сделать, пытаемся манипулировать ими. Мы не позволяем им быть такими, какие они есть. И это причина того, что мы даже не грустим по-настоящему. Если вы посмотрите на эту боль, в тот момент, когда вы чувствуете её, то что ей нужно? Что она просит? Она просит любви, заботы, сострадания. Нам нужно дать это чувству печали. Быть гостеприимным, осознанным. Быть с этим без всякого осуждения. И если вы делаете это в состоянии неподвижности, то это лучший способ работы с этой печалью.

Вопрос: Как не забывать об этом покое в жизненных ситуациях и применять этот метод до того, как это не переросло в большую проблему?

Ответ такой же. Просто когда-то, где-то нужно начать это делать. Я приводил пример с ученицей, которая не забыла о том, что нужно посмотреть вовнутрь даже когда оказалась в сложной ситуации, и нужно было совершать много активных действий. Т.е. для нее вспомнить об учении и был правильный путь. Если вы сейчас послушали учение, то большая вероятность, что завтра вы его вспомните и послезавтра тоже. Но если вы забудете его уже завтра, то послезавтра будет вспомнить гораздо сложнее. Поэтому иногда делайте что-нибудь, чтобы вспомнить об этом. Иногда сами проблемы бывают хорошим поводом вспомнить об учении. Если у вас проблема, то она сама по себе уже должна напомнить вам о том, что нужно быть в покое. Всё окружающее – это язык, это послание. Что вы хотите услышать? От кого вы хотите услышать? От чего вы хотите услышать? Если всё вокруг – это язык, который вы понимаете, то любое событие может стать посланием, проводником, которое говорит: «Будь в покое!». Если вы воспринимаете это послание, как напоминание. Я рекомендую делать так. Когда бы вы не почувствовали сопротивление, то это должно быть напоминанием.

Вопрос: Во время практики у меня в голове много мыслей и играет музыка. Бывает, что мысли прекращаются, а музыка нет. Как мне лучше всего практиковать безмолвие?

Может, вы хотите, чтобы музыка прекратилась, даже больше, чем чтобы прекратились мысли. Если вы решаете, что она должна уйти, она решает не уходить. Если же вы не сильно цепляетесь за мысли, то они уходят. Т.е. если не повторять «музыка не уходит, музыка не уходит…», то может тогда музыка уйдет? Но с другой стороны, нет ничего плохого в том, чтобы слышать музыку. Особенно, если она приятная))) Но если вы слышите звук, то правильно будет услышать качество тишины внутри этого звука. Если вы найдете качества тишины в звуках, то вы найдете источник этих звуков. И звуки уже не будут так влиять на вас, потому что вы чувствуете связь с их источником. Т.о. попытайтесь услышать тишину в звуке.
Посвящение заслуг».

Web трансляция учения Тензина Вангьяла Ринпоче 12 октября 2010

«Сила открытости».

Когда мы говорим «открытое осознание», то это значит быть внимательным к чему-то, что открыто, к чему-то, что является, как оно есть, как оно существует. И то, как оно существует – это замечательно. В этом нет ничего неправильного. В этом всегда есть красота, истина.

Если вы посмотрите на любую ситуацию в повседневной жизни… Я приведу пример. В жизни бывают очень трудные ситуации. И иногда вы чувствуете, что вот эта ситуация, самая трудная, самая болезненная из всех, с которыми вы имели дело. И если вы так на это смотрите, то в этот момент вы так видите, вы так чувствуете, если смотрите на это глазами открытости. Иногда вам необходимо просто прекратить работу одного из аспектов ума, который оценивает, осуждает, отмечает, интерпретирует, создает историю этого. Просто возможность отключить эту часть мышления. И возможность открыть другую часть, которая видит всё так, как оно есть на самом деле. И вот в этой очень сложной ситуации, если взглянуть на неё так, как она существует на самом деле, то нет ничего в ней плохого. В ней присутствует некоторое чувство покоя, тишины, красоты, даже в болезненной ситуации. Но для нас почти невозможно переместить взгляд из одного места в другое.

Может быть, многие из вас знают автобиографичную книгу, об исследованиях нарушений мозга на протяжении многих лет. Женщина-автор описывает собственную болезнь. Особенно интересна хронологическая последовательность того, как нарушения развиваются. Обращаю внимания на важный момент в книге. В ней говорится, что во время приступов болезни рациональная часть мозга полностью отключается и тогда больному видится, что всё вокруг совершенно. И в этот момент, несмотря на то, что человек болен, что он на грани смерти нет никакого страха, все красиво, совершенно, все отлично. И затем, когда рациональное мышление возвращается, начинается беспокойство о смерти, беспокойство о том, беспокойство об этом. Беспокойство обо всем. И бывает так, что на протяжении одного часа можно путешествовать из одного этого состояния в противоположное.

От рационального мышления, беспокойства к открытому осознаванию. Просто осознаванию, т.е. видение вещей такими, какими они являются на самом деле. Она называла это состояние нирвана, а иногда использовала название «Страна ла-ла». И эта «страна» для неё была прекрасным переживанием. И для нас вопрос в том, нужно ли нам проходить через подобные приступы, что-бы пережить опыт «страны ла-ла»? Нужен ли приступ чтобы пережить пустоту? Нужен ли приступ чтобы пережить открытость? Разумеется нет!
Большинство древних духовных традиций содержат послание с которым должны согласиться абсолютно все – это открытость, открытая мудрость. Если рассмотреть слово «мудрость» в древней буддийской традиции Бон, то оно именно это и значит. Конечно, существует целая классификация и куча точек зрения по этому поводу, но в своей основе, на простом уровне языка, это слово означает «полная открытость».

Т.е. насколько вы можете быть открыты к тому, что вы переживаете. Видеть какую-то истину в том, каковы вещи на самом деле. И если вы не можете пробиться сквозь свою боль, надежду страх и т.п. мир, который мы воспринимаем, постоянно нас возвращает к этому.

Вопрос в том возможно ли доверять данному мгновению? Это камень преткновения? Возможно, у нас были тяжелые времена, возможно у нас сейчас такое время, и конечно же мы можем быть уверены в том, что такие времена настанут. И когда у нас тяжелое время, то неважно насколько оно тяжелое, у вас нет другого руководства, нет другой защиты, кроме того, чтобы правильным образом посмотреть на эту ситуацию. Вы можете посмотреть на это двумя правильными способами. Первый, это не то, что принято обычно делать – посмотреть на эту проблему с полной открытостью. Быть полностью открытым. Увидеть всё так, как оно есть. Увидеть совершенство в том, как всё происходит. Это касается и смерти.

Если вы сталкиваетесь с этим, что здесь неправильного? Ничего неправильного. Можете ли вы в тот момент, когда вы сталкиваетесь с этим процессом, с этим вызовом, с этим переживанием, которое пришло к вам, увидеть, что это просто есть. Это просто процесс. Это как родиться. Нет особой разницы между тем, чтобы умереть или чтобы родиться. Я всегда говорю, что если вы ненавидите смерть, то вы должны ненавидеть рождение. Т.е. на самом деле, единственное руководство тому, кто не хочет умирать – это не рождаться. Если рождение – это нормально, то и смерть – это нормально.

Но иногда, до того как вы научитесь видеть вещи такими, какими они являются, будет очень сложно не переживать всю эту боль, весь этот страх, который вас окружает. Включая страдания смерти. Старение – это такая же вещь. Наверное, нам не нужно ждать смерти, ведь каждый день, мы переживаем часть этого опыта. Каждый раз, когда вы смотрите на это открытым взором, вы будете чувствовать себе прекрасно. Вы будете чувствовать некую молодость, осознание, устойчивость, постоянство. Чувствовать вечную неизменную основу своего существования. Нерушимый аспект своего существования. Ведь на самом деле то, чем мы являемся, не может быть уничтожено абсолютно ничем.

Но то кем вы ПЫТАЕТЕСЬ быть, возможно, быть не так просто. Но пытаясь защитить свою «личность», вы непременно потерпите поражение. Посмотрите на свою собственность. Ведь то, чем мы владеем сегодня, гарантированно в будущем перестанет быть нашим. Гарантированно! У кого-то есть сомнения по этому поводу? Нет. Тем домом, в котором вы живете сейчас, в будущем будет наслаждаться кто-то другой. Это хорошо, да? И у них не будет даже мыслей о том, кто жил здесь до них. «О, я даже не представляю, кто это был…» Это правда. Перемены всегда присутствуют здесь, но некую степень стабильности можно испытать, только в случае, если человек открыт к своему внутреннему состоянию.

Множество путей и способов медитации, в конечном счете, приводят в это единственное место. И те традиции, которые говорят об этом, которые несут послание об этой открытости, открытом осознании, об этой мудрости, те традиции, на мой взгляд, можно назвать «богатыми». Те традиции, которые обсуждают переживания… да, это, конечно, очень ценно, но не настолько важно. Потому что они меняются постоянно. Иметь связь с тем, кто переживает этот опыт, гораздо важнее, чем погоня за самими переживаниями из жизни в жизнь. Иметь знание того, кто мы есть – гораздо важнее, чем, непрерывно чувствовать постоянство.
Слово «открытость» – это очень, очень важное слово. Не цепляться, не стараться удержать, не стараться отвергнуть – это и есть идея самоосвобождения. Это слово часто используется.

Я привожу такой пример. Если вы оставите стодолларовую бумажку на улице вечером, то, вернувшись на это место на следующий день, можно ли ожидать, что вы её там найдете? Нет. Вы не станете ожидать, что она там будет. Это называется самоосвобождение. Почему это называется самоосвобождением? Потому что никто не цеплялся за это, и оно освободило само себя. Если в вас сегодня присутствует боль, вы её чувствуете. Но вы не цепляетесь за неё сегодня, то на завтра она уйдет. Она не сможет выжить самостоятельно. Но если вы цепляетесь за нее сегодня, то завтра она будет с вами. С интересом. Поэтому иногда мы накапливаем боли всё больше и больше, вместо того, чтобы уменьшать боль. И это всё по причине отсутствия этого открытого осознания. Недостатка чувства открытости.

Есть древние техники медитации, основанные на этом. Одна из них называется «Объединение трех пространств». Я немного расскажу об этом.

«Объединение трех пространств».

Первое пространство – это сущность ума. Второе говорит о сущности явлений. Явлений, которые мы создаем своим умом: это наш собственный мир, наша семья, наша собственность… всё, что мы имеем. И вся эта собственность помогает вам определить, почувствовать, кто вы есть сейчас. Все эти проявления, весь этот мир, который вы создали – всё это помогает понять фразу «суть явлений». Посмотрите на вашу машину – она может являться сутью явлений. Если это новая машина, то в ней много вашего «чувства обладания». И никто не должен к ней даже прикасаться, да? Мои дети не должны её трогать, мой супруг или жена не должны её трогать. Это МОЯ машина.

И спустя неделю, 2 недели, 1 месяц, неизвестно, сколько именно, но какое-то время чувство нашего «я» в этой машине очень велико, и никому не позволено, к ней прикасаться. Но когда-то вы сами уже не захотите её видеть. Например, она слишком старая, или она вам уже не нравится, или вы собираетесь купить другую… Неважно. Вы не хотите её больше видеть. Произошла перемена. Но суть в том, что когда вы смотрите на эту машину, вы не можете увидеть машину так, как она есть на самом деле. Вы не видите. Просто посмотрите, помедитируйте. Зайдите в гараж, сядьте, скрестив ноги в удобную позу, и посмотрите на неё. Это просто машина. Вы можете увидеть её так, как видят другие люди? Нет, не можете? Это невозможно? Вы МОЖЕТЕ, если вы медитируете, если вы осознаны, если вы знаете ценность открытого осознания – то вы можете. Но если просто посмотреть, то это невозможно. Вы увидите: «моя, очень дорогая, единственная, особенная машина. Никто не должен ею управлять, прикасаться…». Вот, что вы увидите. Это значит, что вы не видите сути автомобиля.

Если бы вы видели суть машины, то вы видели бы это через открытость. Глазами открытости видели бы автомобиль. И она прекрасна, но это другая категория красоты. Эта красота не связана с собственностью, обладанием. Это красота связана с открытым видением. Это значит, что любые явления имеют собственную красоту в том виде, в каком они существуют. Т.е. вы видите другую красоту – красоту того, как оно есть. Вы не говорите об этой красоте, как о красоте, которой вы обладаете, владеете. Нет. Такая красота быстро заканчивается. Но другая красота, связанная с открытым видением, будет длиться вечно. Даже если ваша машина очень старая, красота всё равно будет здесь. Вот это зовётся сутью явлений. Т.е. если вы решите узнать, суть всех явлений, то вам придется медитировать на огромном количестве вещей. Взглянем на вещи, которые присутствуют в нашей жизни. Сколько всего вещей у вас есть? Суть каких вещей нам стоит познать? У нас же их очень много.

Вам нужно медитировать на тех вещах, по поводу которых вы особо сильно беспокоитесь, Которые защищаете особенно сильно. Сесть, посмотреть на этот объект и увидеть открытым взором из открытой осознанности. И лишь однажды увидев таким взглядом, все переживания по поводу этой машины исчезнут.
Я приведу пример, как возникают переживания, страдания. Вы снимаете дом очень долго и платите за него ежемесячную плату. Вы не беспокоитесь об окнах, не беспокоитесь о крыше, не беспокоитесь ни о чем. Владелец этого дома должен думать об этом, да?

Владение связано с болью. Это всё не ваше, поэтому нет и боли. И вот вы накопили денег и в один прекрасный день решили купить этот дом. И в этот день вы возвращаетесь в тот же самый дом, и он уже выглядит совершенно по-другому! Это уже не тот дом, в котором вы прожили 10 лет. Он другой. Вы смотрите и видите нечто другое. Смотрите на крышу – да тут есть проблемы, смотрите на пол – это уже не тот же самый пол. Проблемы появляются из крыши, из пола, из стен, из каждого угла дома… Происходит спонтанное проявление всех этих проблем.

Откуда же появились все эти проблемы, которых раньше не было? Они появились из вашего видения собственника, владельца. И этот владелец не может посмотреть открытым взглядом, у него нет такого видения. И в этом случае владелец должен сесть и медитировать вместе с домом. «Я смотрю на мой дом, владельцем которого являюсь!» Я пытаюсь растворить все эти ярлыки, которые навешивает мой «ум владельца». Я должен растворить их и почувствовать благословение этого дома. И если я на это способен, я могу это ощутить. Да, это принцип того, как это делается. Как же это сделать?

Очень просто. Ну, для начала, конечно, нужно это распознать. То с чем у вас много проблем. Затем вы садитесь, смотрите на дом. Вы – субъект, дом – объект. Попытайтесь быть в осознании к тому, чем является этот дом. Сохраняйте покой, молчание, ощущение пространства. Просто посмотрите на дом. Ваше отношение с этим образом дома будет меняться посредством этих неподвижности, молчания и пространства. Вы обнаружите некие качества в этом доме, вы обнаружите суть этого дома, вы обнаружите пространство этого дома, обнаружите свободу в этом доме. И обнаружить это можно, если вы способны, сохраняя неподвижность, молчание и ощущение пространства совместить это с образом дома. Вот что называется сутью явлений.

Теперь, что же называется сутью ума? Это то же самое. Возможно более важное, чем дом… Кто, по-вашему, вы есть? В конце концов, наше тело может нам помочь в этом для определения нас самих. В итоге, сама личность – это состояние ума. «Я» – это не тело, это состояние ума. Как же это узнать, как обрести связь с этим знанием? Если в повседневной жизни вы хотите быть более осознанны, то когда бы вы ни говорили что-то типа «о, это причинят мне боль. О, я, правда, чувствую боль». Скажите это – но с полной открытостью и внимательностью: Я. Правда. Чувствую. Боль. Это. Правда. Меня. Тревожит. Видите?

Это не на интеллектуальном уровне, это глубже. «Я», «мне» – это возможность встретиться с неким знанием о самом себе. Это не вопрос какого-то философского толка, и у меня готов какой-то потрясающий ответ. Нет. Но я без всяких лишних слов, в конкретной жизненной ситуации, точно знаю, что мне больно!
Я спрошу: «Кто этот «я»?» В нашем духовном поиске очень важно знать ответ на этот вопрос, важнее, чем сделать это «я» свободным, сделать это «я» более развитым, и т.д. Если вы не знаете, что это за «я», то, как вы сделаете его свободным? Что бы это сделать, необходимо узнать его. Но как узнать? Можно ли узнать, задавая вопросы? Нет. Для начала мы спрашиваем: «Кто это?»

Вы должны быть с этим чувством «я». В тот момент, когда вы говорите «это причиняет мне боль». Вы нашли связь с «телом боли» в вас в этот момент. И это «тело боли» живет в вас в этот момент. И это для вас хорошая возможность осознать это, увидеть это. Вопрос в том, как это увидеть? Если вы увидите одним способом, то только усилите это. Если увидите другим способ, то растворите это.

Если вы это будете анализировать, то вы это усилите – это то, что мы обычно делаем. Если мне больно, то я немедленно начинаю искать того, кто причиняет мне эту боль. Я не интересуюсь собой, я интересуюсь, КТО причиняет мне боль. Меня интересует тот парень, если бы он не делал этого, то у меня было бы всё хорошо, если бы он так не говорил, всё было бы хорошо… Я могу найти столько веских причин там, снаружи. Столько людей снаружи, я всегда найду виноватого. Но на самом деле, это не связано ни с кем. Если вы уделяете себе внимания больше, то вы способны это почувствовать.

Вы просыпаетесь утром и думаете: «я так хорошо чувствовал себя целый месяц, теперь самое подходящее время для того, чтобы пострадать». Какая причина в этом, что такого в этом конкретном дне мы не знаем. Но можно заметить, что я ищу кого-то. Я готов. Я начну со своего дома, потому что это проще всего. Если же домашние ведут себя замечательно или просто никого нет дома, то мне придется ехать куда-то, или звонить, или писать электронные письма, спрашивать у Яндекса… Читать газеты или смотреть Новости, чтобы обвинить политиков в агрессивности, тем более, что они никогда не придут к вам домой, чтобы поспорить с вами.

Но если вы осознаны, то вы увидите, что это просто ветер, энергия, которая возникла в вас. И если вы распознаете этот ветер, как просто ветер, то вы отпустите его, как ветер, с дыханием. Один единственный выдох с силой, с осознанием даст возможность ему уйти. Не нужно делать какой-то ритуал. Одного дыхания достаточно. Ну, может 10-ти дыханий. Потому что нет никаких связанных с ним историй, привязанностей. Истории создаются после того, как вы куда-то съездили, поговорили с кем-то, привели достаточно доказательств, закрепили свою точку зрения – создали историю. Вот тут уже дыханий может оказаться не достаточно, потому что в это уже втянуты другие люди. Но до всего этого – дыхания достаточно. В этих древних практиках есть методы, как использовать дыхание для самоисцеления.

Итак, суть ума. Мы говорим об открытости. Одна открытость – это суть явлений, другая открытость – открытость ума. Ум – суть вашей личности, самоопределения.

Когда вы говорите: «это причиняет мне боль», в этот момент вы должны быть к этому открыты. Это всё, что нужно сделать. Я пытаюсь быть полностью открытым к самому себе в тот момент, когда нахожу связь со своим «телом боли», с болью в самом себе. Я чувствую это.

Опять, я должен быть полностью открыт к этому. Что это значит? Это очень важная часть! Что значит быть открытым этому «телу боли»? Это значит, что вы чувствуете это и выполняете 3 действия:

• Вы неподвижны. Физически я неподвижен, глубоко дышу.

• Молчаливы – в своей голове, я никак это не определяю, не пытаюсь этим манипулировать, анализировать, даже не пытаюсь руководить. Потому что мое умное эго говорит: «о, это причиняет тебе боль, но это не хорошо, сейчас не время страдать». Это называется умное эго. Умное эго гораздо опаснее, чем глупое эго. Потому что умное эго может прятаться лучше. И нет возможности его легко распознать, потому что оно умное, оно как бы помогает, как бы дает советы. Поэтому никаких голосов! Просто тишина. Но тишина вместе со связью с этим телом боли. Я это чувствую, но совершенно молчалив.

• И самая важная часть – в каком положении мой ум. Мой ум как осознание. Открытое осознание, имеющее дело с этой болью. Он полностью открыт этому. Мое осознание полностью открыто этому телу боли. Оно не говорит, что что-то не так, оно не говорит, что боли быть не должно. Оно просто полностью открыто. Так как же смотреть на этот ум, на эту личность? Потому что когда мы говорим «суть ума», то под «умом» мы понимаем здесь нашу личность, эго. Когда мы смотрим на это, то это проявляется.

Итак, мы смотрим на это из трех положений… Я приведу пример. Мать, которая смотрит на спящего ребенка. Почему так приятно смотреть на спящего младенца? Потому что он неподвижен, молчалив, его ум не скачет как мартышка. И эти качества вы чувствуете в ребенке. И чувствуете красоту в этом.

Таким же образом, как мать смотрит на ребенка, таким же взглядом посмотрите на свою боль. Посмотрите на неё. Через 5-10 минут эта боль уйдет. Я гарантирую. ЕСЛИ вы по-настоящему неподвижны, по-настоящему молчаливы, по-настоящему чувствуете пространство. Гарантированно, что через 10 минут боль уйдет. Это не волшебно? Это не мощно? Насколько это действенно? Да это действенно. Но почему мы этого не делаем? Почему наше состояние не делать этого, а размышлять, анализировать? Это такая тайная вещь, мы тайно анализируем. Мы говорим: «я не думаю об этом». Но если мы можем наблюдать из тишины, то эта боль не может остаться. Почему боль не может остаться? Потому что здесь сила открытости этих безмолвия, тишины и пространства. Проще говоря, сила открытости.

В монастырях, где мы выросли, монахи медитируют на это пространство, эту неподвижность, эту открытость. Они пытаются медитировать между действиями. Между чаем, между приемами пищи. Они пытаются быть в осознавании этого, пытаются удержать это пространство и есть пищу из этого места, из этого пространства. Они делают так. «Медитация во время прогулки» – это значит, они пытаются удерживать это пространство и передвигаться. Когда они испытывают какие-то негативные эмоции, они пытаются удерживать это пространство и чувствовать эти эмоции. Когда мы поступаем т.о. мы переживаем природу ума, потому что боль в природе нашего ума перестает быть болью и становится просто пространством. Это понятно?

Например, когда вы чувствуете боль, если вы не смотрите с позиции человека, который говорит: «это боль», а смотрите с позиции открытости, то это не выглядит, как боль. Вы когда-нибудь пробовали? Не похоже, но попробуйте в следующий раз. Или, например, когда вы находитесь в смятении, вы говорите: «меня это действительно беспокоит». Так? И в этот момент, если вы посмотрите на тот ум… Нет никого смятения, просто ясность и сияние.

В буддизме говорится: «Природа ума чиста и светоносна». Это природа ума! Она всегда такова. Даже если вы думаете, что ум в смятении, присмотритесь, он всегда сияет, всегда ясен. Но вы называете это: «я в смятении». Поэтому, как вы хотите продолжать, с этим смятением, или вы хотите продолжать с силой этого момента покоя, где так много ясности ума? Вы хотите тренировать силу ясности или вы хотите тренировать силу осуждения и категоричности. У вас есть выбор. Вы хотите попасть в страну «Ла-Ла» или нет? В этот момент у вас есть выбор. Это природа ума.

И последнее, что называется «природой небес». Это имеет отношение к внешнему небу. Знаете, иногда люди поднимаются высоко в горы. И там наверху открывается вид во все стороны. И когда вы смотрите на небо, это называется «медитация на небо». Вы пристально вглядываетесь в небо. Это можно назвать, силой открытого внимания. Просто вглядываться в небо с открытостью, в этом много силы.

В этот момент, даже если вы чувствовали боль, смятение и т.п., просто направьте открытый взгляд на небо и это поможет вам гораздо лучше, чем много часов анализирования проблемы. Подняться высоко в горы и просто пристально смотреть на небо. Увидеть эту обширность. Пробыть там час, 2 часа, день, два дня. А в конце, обретя связь с небом, вы будете чувствовать себя по-другому.
В нашей традиции, в Дзогчен, говорится: «счастливый понимает, что природа неба, природа явлений и природа ума – это одна и та же природа». Счастливый понимает, что три этих пространства – одно. Это очень мудрое послание. Это чрезвычайно глубокое послание. Йогины Тибета пытаются передать это послание.

Например, если вы чувствуете открытость внутри, вы пытаетесь почувствовать её снаружи. Если вы видите что-то открытое снаружи вы чувствуете… т.е. чувства иногда приходят изнутри наружу, а иногда снаружи, вовнутрь. Это зависит от внешних условий. Если вы в Мексике и внутри вас неразбериха, то это прекрасное время для «медитации на небо». Но если вы чувствуете открытость внутри, но у вас на работе неразбериха, то у вас благоприятная возможность повлиять на рабочую атмосферу этой открытостью или же работа вас «похоронит», или жизнь…

Т.е. сила открытости имеет глубокий философский и опытный смысл. Каждый момент времени в жизни у нас есть хорошая возможность испытать это. Например, прямо в этот момент, если вы посмотрите внутрь… Сейчас мы все вместе направим наше внимание внутрь, но, скорее всего, каждый из нас испытывает различное состояние. Кто-то чувствует ясность, кто-то тучи над головой, кто-то силу, бывают разные переживания. Но если вы открыты к тому, что переживаете в данный момент, если есть тучи, то они постепенно рассеются. Потому что сила этой открытости рассеет эти облака. Эта открытость очень активна, сильна. Мы говорим «сила», потому что так и есть, и это сила рассеет облака. Но внутри нам нужно быть в осознании и соединиться с этим.

Снаружи, мы говорим об «объектах». Я использую словосочетание «известная личность». Имеется в виду та личность, которая родилась только для того, что бы вас беспокоить. Это ваша «известная личность». Посмотрите на эту «известную личность». Вместо того, чтобы представлять ангелов, чертей, учителей посмотрите на вашу «известную личность». Это не значит посмотреть специально, вы и так постоянно смотрите на неё, но нужно осознать то, что вы смотрите на неё 24 часа 7 дней в неделю. Осознайте то, что вы это делаете. Если вы не осознаете то, что вы это делаете, то вы этим захвачены. Может, глубоко внутри вы говорите: «я ненавижу это». Очень тихо говорите «ненавижу».

Но когда вы осознаете это, вы смотрите на эту «известную личность» и смотрите из своей открытости. Вам нужно представить себе его, потому что сама внешность несет много информации и эмоций. Но посмотрев на это изображение с другой позиции, вы перепрограммируете себя, вылечите ваши отношения с ним. Т.е. если вы посмотрите из своей открытости на то же самое изображение, может оказаться, что этот человек значит для вас нечто совсем иное и не несет в себе того же значения. И такой же способ можно применить к своему телу. Если вы посмотрите на свое здоровье, возможно, тоже будет что-то иное. Какая бы болезнь ни была в вашем теле, например, рак, если вы посмотрите на это…

Иногда, если вы осознаете это, внутри, в своем теле вы осознаете собственные целебные свойства и эти целебные свойства дают совсем другую информацию вашему телу. А эта новая информация начинает преобразовывать ваше биологическое состояние. Поскольку то, во что вы верите, что вы понимаете, то и начинает происходить с вашим телом. Размножение раковых клеток имеет тот же принцип. Как раковые клетки узнают, что нужно производить новые раковые клетки? Было бы замечательно, если бы они в какой-то момент забыли, это делать. Перестали бы производить раковые клетки и стали бы производить какие-то новые клетки. Скорее всего, это и происходит… если какая-то глубинная причина личности сдвигает что-то внутри, меняет то, что приходило в тело. Принцип такой, сила открытости, сила этого открытого внимания может изменить состояние нашего тела, может изменить то, с кем мы себя отождествляем, то, как мы взаимодействуем с миром, может изменить всё. Вот почему это называется «мудрость» – оно может отсечь эти вещи.

Это немного объяснений. Теперь время для нескольких вопросов, если они есть.

Вопрос: …

Да, некоторая степень любознательности присутствует в нас самих, как в человеческих существах. На любознательности основано наше выживание, мы должны знать, и заботится о том, что нам необходимо. В любознательности присутствует много шутливости. Но вы не можете быть шутливы, если вы не открыты к этому. Как мы используем слово «серьёзность»? Например, в отношениях, когда люди становятся слишком серьёзны, то это становится причиной развода. Но они интересуются друг другом? Да, они ОЧЕНЬ интересуются. Если бы они не были ТАК любопытны, но были открыты друг к другу… но это не значит должны друг другу. Но некая открытость привнесла бы больше игривости.

Я был однажды в провинции, где люди обычно очень серьёзны и я хотел пошутить с ними и сказал: «как мы можем быть более веселыми»? Конечно, в первую очередь, нужно заглянуть внутрь себя, где эта серьёзность застряла. Вы идете к этому месту внутри, немного раскрываетесь и чувствуете немного больше доверия. Доверие – это ключ к тому, чтобы быть более шутливым. Если вы доверяете, то вы можете быть немного более игривым, больше юмора, больше любознательности в положительном смысле. Но если вы любознательны к чему-то, но это не появляется, то вы так же шутливо относитесь к тому, что это не появляется, вместо того, чтобы испытывать боль по этому поводу. Т.е. вы открыты к любому исходу.

Проще говоря, открытость не чему не мешает. Она не делает жизнь беднее, наоборот – богаче. Открытость является источником знания даже больше, чем нам известный концептуальный ум.

Проводились исследования с людьми, которые принимают серьёзные решения, т.е. решают судьбу больших компаний и пр. Исследование заключалось в том, кто принимал лучшие решения, тот, кто больше думал или тот, у кого было меньше мыслей? Заключение такое: лучшее решение принимает тот, кто думает не слишком много. Но конечно, люди думают много, мы верим, что нужно много думать. Практику иногда называют «прямым путем», это значит, не думать слишком много. Но мы должны находиться в осознании этого.

Вопрос из Бразилии: Ринпоче, что вы имеете в виду под «природой неба»?

Когда мы говорим слово «природа», то мы имеем в виду некую истину: истина явлений, истина неба, истина ума. Т.е. «природа неба» – это истина неба. Т.о. истина неба – это безграничность. Когда я смотрю на небо, и когда я осознаю эту безграничность, то можно понять, что это чувство безграничности возникает у меня ВНУТРИ. И смотря на небо, я должен осознавать, что я это чувствую, я это вижу, я это переживаю! Но зачастую, люди этого не осознают.

Приведу пример. Мы делали эту практику в Мексике и все чувствовали себя потрясающе. Но я видел одного человека, который испытывал дискомфорт, он смотрел по сторонам и задавал себе вопрос: «что это они так радуются, смотря в пустое небо?» И в конце он сказал: «Да что я должен увидеть!?» Вот он не видел природу неба, он не видел безграничность неба. Он ожидал, что должен появиться какой-то предмет, прямо перед его глазами, который он жаждет получить! Вот, что я имею в виду.

Вопрос: Женщина сейчас находится во Вьетнаме и чувствует себя потерянной и одинокой, она спрашивает, как почувствовать поддержку и связь с Ринпоче?

Для вас будет очень хорошо, быть полностью открытой к этой одинокой женщине в вас самой. Как мы говорили раньше, «это причиняет мне боль», «я чувствую себя одиноко». Все люди иногда испытывают это чувство одиночества, но возможно, что это чувство у вас уже зашло слишком далеко. И когда вы чувствуете его настолько сильно, то это хорошая возможность увидеть это. И видя это, у вас появляется возможность быть полностью к этому открытой, а когда вы полностью откроетесь этому, то оно уйдет.

Это будет означать, что голос, который говорит: «я одинок», энергия, привнесенная чувством одиночества, голос, который говорит: «я далеко от людей, которых люблю»… и такие голоса и мысли, такое отношение к себе – это как облака. Нужно дать им уйти, но быть в осознавании и контакте с ними. Как любящая мать посылает любовь своему грудному ребенку. Нужно так же посылать любовь и уделять внимание этому вашему переживанию одиночества. И это осознанность, когда вы открыты, она поможет. Это раствориться. И когда это раствориться, и вы обратитесь к этому месту, то уже не будете чувствовать одиночества. Но вам нужно познакомиться с этим состоянием, с которым вы не знакомы. И вопрос в том, как попасть в это состояние, когда вы можете сказать: «всё в порядке». Это то, что ранее я называл «телом боли». Тут тот же самый принцип. Но ведь сейчас вы в интернете и наблюдаете всё это – вы же не одиноки… Мы тут все вместе.

Вопрос: …

Сейчас на западе среди докторов становиться популярным говорить пациенту правду. «Вам осталось жить 5 месяцев» – что-то типа того. Если кому то осталось жить 5 месяцев, разве ему действительно нужно об этом знать? Я имею в виду, действительно ли важно говорить врачу, что его пациенту осталось жить 5 месяцев? Я вот думаю, что не настолько важно. Может у вас есть какой-то совет, что с этим делать?

Зачастую, такая подача информации выглядит, как отсутствие сострадания, не то что этого сострадания нет вообще, но это так выглядит. Ведь у врача мало времени на каждого пациента, он занят и т.д. Когда кто-то отождествляет себя с чем-то, говорит: «сейчас я – это». Мне кажется, что это ужасно. Как этого не делать? С помощью практики! Вам необходимо быть открытым. Если вы не отождествляете себя с чем-то там, то почему вы отождествляете себя с болезнью?

Да, возможно вы болеете, но не нужно отождествляться с этим так сильно. В последний момент… Вы можете жить с чувством радости, и не важно, насколько вы больны, или насколько вам больно, это осознавание этой радости, этой открытости никуда не денутся. Но опять же, какова наша вера в то, что это поможет, как часто мы пытаемся это применить. Но люди, правда, это применяют и получают пользу от веры в самих себя, а не от веры в навешанные ярлыки. Конечно, это трудно. И это и называется практикой.

Вопрос: Можем ли мы постичь пустоту, знакомясь с «пространством».

Слово «пустота» в буддизме используется часто. Мы выросли в монастыре и 15 лет изучаем это, и у нас нет по этому поводу каких-то сомнений или возражений. Но на западе, когда звучит слово «пустота», то, это не выглядит таким привлекательным. Для нас же «пустота» и «наполненность» – это не сильно отличные вещи. Потому что чтобы быть полным, необходимо быть пустым. Потому что если не пуст, то не сможешь быть заполнен нужными вещами. Мы только что закончили 5-тидневный ретрит. И одна из вещей, о которых мы говорили, это концепция в традиции Дзогчен, которая называется «хундруб» – «всё спонтанно совершенно».

Это значит, что в нас, всё спонтанно совершенно. Что это значит? Это значит «радость»… Не будем говорить о тысячах совершенных качествах, поговорим об одном качестве радости или счастье, о которых мы все знаем. Итак, радость в нас совершенна? Да! Только одна возможность, когда вы можете по-настоящему пережить истинную радость, т.е. радость бытия – это ощутить самого себя очищенного от того, чем вы не являетесь! Возможно сейчас, тот способ, которым вы себя ощущаете, занимает столько пространства, что не позволяет вам почувствовать, кем вы являетесь.

Поэтому, возможно вы не чувствуете много радости, радости этого бытия. И поэтому вы чувствуете радость приобретения, радость обладания, радость от того, что становитесь не собой, но кем-то, кто лучше, по вашему мнению, вас самих, это в вашем уме. «О, мне стало лучше, потому что я закончил этот проект!» Т.е. тому, кто закончил проект, якобы лучше, чем тому, кто его ещё не закончил. И вот поэтому я счастлив. В пятницу вечером мне будет лучше, чем в понедельник утром. Все эти условия, которые вы создаете сами – это просто условия. Через них вы можете обрести немного радости, но истинное чувство радости, это чувство существования, бытия. Так что же вам нужно, чтобы обрести эту радость? Вам не нужно ничего, просто быть в осознании.

Т.е. просто посмотреть в настоящий момент, например, в этот самый момент. Закрыть глаза, почувствовать неподвижность в теле, направить внимание внутрь. Вы чувствуете радость? Конечно, чувствуете! Она здесь. Особенно если вы открыты к этому. Мы говорим «сила открытости». Если вы открыты самому себе, то вы чувствуете эту открытость в себе в этой открытости всё спонтанно совершенно. Это значит, что радость совершенна! Эта радость совершенна или нет? Вы можете быть с осознавании? Если да, то оно здесь. Это значит, что это совершенно. Эта радость такая же сильная, как от покупки новой машины? Лучше! Точно, гораздо лучше! Но доверяем ли мы этому? Нет, мы этому не очень-то доверяем. «Да, да, наверное, но уж лучше я буду радоваться от покупки новой машины!». Да?

Иногда нам нужно доверять этому больше, чем покупке новой машины. Если это доверие придет, то жизнь изменится в этот самый момент. Т.е. пустота – это наполненность, совершенство. Она спонтанно совершенна. Каким образом совершенна? Все её качества совершенны, например радость. Вы хотите почувствовать эту радость? Вам нужно почувствовать пустоту, ясность, открытость. Почувствовать эту радость бытия не просто. Например, в этом пространстве, говоря об одиночестве, если вы открыты этому, вы смотрите внутрь, и вы чувствуете одно очень важное качество – связь, соединение. Потому что вы связанны через это с природой ума. Через эту открытость в себе, вы связанны с собой. Когда вы чувствуете эту связь с собой, вы чувствуете соединение, когда вы чувствуете соединение, вы не чувствуете одиночества. Когда же вы не чувствуете связи с собой, вы ищите связь снаружи, потому что не нашли её внутри. Снаружи – означает в знакомых местах. Если вы в чужой стране, в которой вы никого не знаете, вы чувствуете себя потеряно, одиноко. Одиночество – это волшебный опыт.

Такой же, как и соединенность. Мы можете находиться среди родных, жить с кем-то всю жизнь, но чувствовать изолированность. Или же вы можете быть в одиночестве где-то, но быть в связи со всеми. Тот способ, которым мы ощущаем мир, не так сильно зависит от обстоятельств. Вот это – красота. Истинная реализация не имеет ничего общего с внешними обстоятельствами – это красивая новость. Очень хорошая новость. Она не связана ни с чем, вот почему у нас есть шанс. Если вы хотите исправить мир, чтобы быть счастливым – забудьте об этом. Если вы хотите, чтобы все члены семьи согласились с вами, чтобы вы стали счастливы – забудьте об этом. Во-первых, невозможно, чтобы все члены семьи согласились с вами. Во-вторых, даже если это возможно, то придет день, когда они с вами согласятся, но вы не согласитесь с ними.


http://yogapower.wordpress.com/

Видео Web трансляция учения Тензина Вангьяла Ринпоче 18 апреля 2010





























 
 
Рубрики:  эзотерика, духовный путь, просветление, мистика
видео,аудио
практики, активации, медитации
здоровье, практики омоложения и долголетия


Процитировано 5 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку