Робертс Дж.
Природа личной реальности
Часть 1.
Введение. Джейн Робертс
Я с гордостью публикую эту книгу под своим именем, хотя и не понимаю до конца способ ее возникнове¬ния или природу личности, которую я принимаю, передавая текст. Сознательно я вообще не работала над этой книгой. Я просто дважды в неделю впадала в транс и служила медиумом Сету, говорила за Сета, диктуя слова моему мужу, Роберту Баттсу, который все записывал.
Я считаю эту книгу «своей», потому что не верю, что она могла бы быть написана без меня и некоторых моих способностей. С другой стороны, я понимаю, что это далеко не все. Например, мне приходилось по¬том читать рукопись, чтобы узнать ее содержание, и в таком смысле эта книга не кажется моей. Но что это значит?
Вкратце моя идея такова: обычно мы почти пол¬ностью сфокусированы в том, что считаем «реаль¬ным» миром, но на самом деле реальностей много. Изменяя сознание, мы способны взглянуть на эти иные реальности. Все они — облик, который Реаль¬ность (с большой буквы) принимает в определенных условиях. Я не верю, что мы смогли бы описать одну ее форму в терминах другой.
Долгие годы я пребывала в замешательстве, пыта¬ясь воспринимать Сета через понятия обычного мира фактов, «правду или ложь». В этом мире научное со¬общество признает его независимым духом — говоря языком метафизики, духовным наставником, — или некоей отдельной частью моей собственной личности. Я не согласна ни с одной из этих идей, по крайней мере, полностью.
Если я скажу: «Видите ли, я не думаю, что Сет представляет собой дух в том смысле, в каком вы это понимаете», эти слова истолкуют как утверж¬дение, что Сет представляет собой всего лишь часть моей собственной личности. Некоторые люди думали, что я пыталась «выключить» Сета или отказать им в помощи сверхсущества в тот момент, когда они на¬конец-то отыскали его.
На самом деле я считаю, что известные нам в обычной жизни личности — всего лишь трехмерные актуализации иных источников — душ, от которых мы получаем энергию и жизнь. Их реальность не-возможно ограничить рамками нашего мироздания, хотя они постоянно проявляются в наших нынешних личностях.
Понятие «духовный наставник» удобно для симво¬лического обозначения этой идеи, но я не утверждаю, что духовных наставников не существует. Я утверж¬даю, что эта идея заслуживает подробного исследова¬ния, поскольку духовный наставник может оказаться совсем не тем, что мы себе представляем. Эта идея может оказаться ограничивающей, так как помещает открывающееся знание вне нас самих и пытается дать простое толкование некоторым экстраординарным явлениям, которые выходят далеко за рамки подоб¬ной интерпретации.
Пока я пыталась определять Ceтa таким образом и задавалась вопросом, является он духовным наставни¬ком или нет, я была в некоторой степени закрыта для его большей реальности, которая существует в поня¬тиях безграничной творческой и созидательной силы. Она больше, чем мир фактов, и не может вместиться в него. Например, во время наших сеансов отчетливо видна личность Сета, но не источник этой личности. Правда, если говорить об этом, происхождение любой личности загадочно и не проявляется в объективном мире. Моя задача — расширить измерения этого мира и человеческие представления о нем.
Книги Сета могут быть порождением другого из¬мерения моего собственного сознания, не сосредо-точенного в этой реальности, плюс еще чего-то, для чего у нас не существует слов. А Сет — великое сверхъ¬естественное создание, более реальное, чем любой «факт». Его существование может просто лежать в другой последовательности событий, чем та, к кото¬рой мы привыкли.
Я не утверждаю, что мы не должны применять то, что мы узнаем, в повседневном мире. Я сама пы-таюсь так поступать, и Сет писал эту книгу, чтобы помочь людям эффективнее разбираться со своей повседневной жизнью. Я настаиваю, чтобы мы были очень аккуратны с буквальными толкованиями, чтобы не ограничивать многомерные явления попытками уложить их в трехмерную систему фактов.
Интуитивно и эмоционально мы часто понима¬ем больше, чем осознаем интеллектуально. Попытки определить открывшееся знание или Сета через по¬нятия наших ограниченных идей о человеческой личности подобны, скажем, попыткам перевести розу в число три или объяснить одно в понятиях другого.
Забавно, но личность, не сосредоточенная в на¬шей реальности, способна помочь людям более эф-фективно и приятно жить в этом мире, показав им, что существуют и другие реальности. В этой книге Сет говорит, что вы можете изменить свою жизнь; изменив свои представления о себе и о физическом существовании.
Я перестала считать Материалы Сета постоянно пополняющимися записями интересных теорий, ко-торые надо строго проверять реальностью. Каким-то образом они ожили. Эти концепции действительно жизнеспособны. Я испытываю их на себе, и поэтому моя личная реальность расширяется. Я начала видеть огромные внутренние измерения, из которых рож¬дается наша повседневная жизнь, и ознакомилась с альтернативными методами восприятия, которые можно применять не только для того, чтобы видеть иные «миры», но и для более эффективного взаимо-действия с этим миром.
Когда Сет работал над этой книгой, моя жизнь неизмеримо обогатилась совершенно непредвиден¬ным образом. Материалы Сета подкреплялись па¬раллельными психоделическими переживаниями, и мои творческие и духовные способности росли в абсолютно новых направлениях.
Например, непосредственно перед тем, как Сет взялся за «Природу личной реальности», я начала новый проект, который назвала «развитием Сумари», Сумари — это «семья» сознаний, которые обладают некими общими качествами. Их язык не является языком в обычном понимании. Я думаю, он действует как психологическая и физическая структура, которая освобождает меня от обычных вербальных связей и позволяет выражать и передавать внутренние чувства и информацию, которые невозможно уместить в фор¬мальные словесные конструкции.
Развитие Сумари продолжалось, пока Сет ра¬ботал над этой книгой. С этим связаны различные альтернативные состояния сознания. В одном из них я пишу стихи Сумари, а в другом перевожу их. На другом уровне я пою песни Сумари, демонстрируя музыкальные познания и способности, которые на-много превосходят мои обычные умения и подготов¬ку. Песни тоже можно перевести, но они передают эмоции вне зависимости от того, понятны их слова или нет. В еще одном состоянии сознания я получаю материалы, которые предположительно относятся к древним манускриптам Говорящих (их я потом тоже перевожу). Сет определяет Говорящих как учи¬телей, как; физических, так и нефизических, которые на протяжении веков перерабатывают и сообщают внутреннее знание. Мой муж тоже писал на Сумари, но перевожу за него я.
Пока Сет диктовал «Природу личной реально¬сти», я написала поэтический сборник «Диалоги души и смертного Я во времени», в котором изложила собственные убеждения с учетом советов, которые Сет давал в этой книге. Это привело к созданию следу¬ющего цикла стихов, «Говорящие». На мой взгляд, это означает, что богатый источник творчества и знания находится сразу под поверхностью обыденного со¬знания и открыт каждому в меру его способностей, Я верю, что это часть нашего человеческого наследия, в определенной степени доступная тем, кто исследует внутренние измерения разума.
«Диалоги души и смертного Я во времени», «Гово¬рящие» и несколько стихов Сумари собраны в книге, которая скоро выйдет в издательстве «Prentice-Hall». Я считаю ее дополнением к данной книге. Она пока¬зывает, что происходило в моей личной реальности, пока Сет писал свою книгу на эту тему, и демон¬стрирует, как творческие импульсы воздействуют на все области личности. Сет часто говорит о стихах и переживаниях, которыми они вызваны. Многое из этого происходило, когда я пыталась понять взаимо¬отношения между его миром и моим и связь между внутренним и внешним опытом.
Кроме того, когда Сет диктовал эту книгу, я вне¬запно начала писать роман «Обучение Оверсоула Севена», который возник фактически сам по себе. Оверсоул Севен, главный герой этой книги, обрел не¬зависимую реальность. Я говорила мысленно: «Пре¬красно, Севен, давай сделаем следующую главу», — и она возникала с такой скоростью, с которой я была способна писать. Части текста являлись мне во сне.
Я знаю, что Севен и его учитель Кипрус в опреде¬ленном смысле существуют, хотя их реальность тоже невозможно объяснить в обычном мире фактов. На¬пример, в роман включено много стихов Сумари и отрывки манускриптов Говорящих. Когда я пою Су-мари, я отождествляю себя с Кипрусом, предполо-жительно вымышленным персонажем Я выяснила, что, когда сталкиваюсь с личными проблемами, могу настроиться на Севена
Я люблю на полной скорости мчаться вперед, сво¬бодно используя свои способности. И все-таки за-частую я бываю шокирована событиями, которые интересны мне на интуитивном уровне, или их истол¬кованиями. Бесполезно притворяться, что это не так, и я думаю, что эта сложная смесь интеллектуальных и интуитивных реакций имеет свои причины.
Я все лучше понимаю, что оба этих элемента равно важны в работе и для меня, и для Сета. Возможно,
именно отказ принимать готовые ответы привел меня к серьезным исследованиям и в определенной степе¬ни объясняет то, что я «провожу» Сета, а не Безум¬ного Шляпника
Развитие Сумари и опыт, связанный с «Обучением Оверсоула Севена» и «Природой личной реальности», вызвали столько вопросов, что мне пришлось искать более обширную структуру для понимания проис¬ходящего. В результате сейчас я работаю над книгой под названием «Аспектная психология», в которой надеюсь представить достаточно широкую теорию личности, которая вместила бы природу и деятель¬ность человеческой психики. В этой книге Сет иногда ссылается на «Аспекты.» (название пока условное), которые будут опубликованы в 1975 году.
Пока что я могу сказать вот что: мы живем в мире физических фактов, но они происходят с более глубо¬кого уровня творения. Факты суть вымысел, ожива¬ющий в нашем восприятии. Любые факты. Следова¬тельно, Сет такой же факт, как вы или я, и странным образом проявляется в обоих мирах. Я надеюсь, что «Аспекты» тоже помогут соединить мир фактов и богатые внутренние реальности, из которых они при¬ходят, потому что наш опыт включает все это.
«Природа личной реальности» не только обога¬тила мою творческую жизнь, но и стала проверкой моих идей и убеждений. Я полностью согласна с кон¬цепциями, которые здесь представляет Сет, хотя и понимаю, что они противоречат многим общеприня¬тым религиозным, общественным и научным догмам Несомненно, эта книга — ответ всем, кто спрашивал в письмах, как применять идеи Сета в повседневной жизни. Я уверена, что книга многим поможет раз¬бираться с различными событиями и проблемами повседневной жизни. Главная идея Сета состоит в том, что мы создаем нашу личную реальность посредством сознательных убеждений относительно себя, других и мира в целом. Из этого следует концепция о том, что «точка силы» существует в настоящем, а не в прошлом этой или любой другой жизни. Сет подчеркивает способность человека к сознательному действию и предлагает пре-восходные упражнения, которые покажут, как при¬менять эти теории в любой жизненной ситуации
Смысл очевиден: мы не зависим от подсознания и не беспомощны перед силами, которых не понима-ем. Сознательный разум управляет подсознательной деятельностью и всеми силами внутреннего «Я». Их приводят в действие наши представления о реально¬сти. «Мы боги, которых учат творить», — говорит Сет, имея в виду способность формировать нашу жизнь так, чтобы осуществлялись наши мысли и чувства
Впервые Сет кратко упомянул «Природу личной реальности» на сеансе 608, 5 апреля 19 72 года, по¬сле того, как мы с Робом дочитали корректуру преды¬дущей книги («Говорит Сет: вечная реальность души»). Диктовать он начал 10 апреля 1972 года, но наша личная реальность была нарушена наводнением во время тропического шторма Агнес. В результате, как видно из записей Роба, дальнейшая работа над книгой была отложена на некоторое время.
Сет часто использует эпизоды из наших жизней в качестве иллюстраций к глобальным проблемам. Случай с наводнением стал началом беседы о лич¬ных убеждениях и катастрофах. В некоторых других примерах он также использовал ситуации из нашей жизни как исходный материал. В этой книге он при¬держивается того же метода.
С самых первых сеансов, которые начались в кон¬це 1963 года, Сет постоянно называл меня Рубуртом,
Роба — Джозефом, утверждая, что эти имена от¬носятся к тем большим «Я», из которых рождены наши нынешние личности. Он продолжает это делать в данной книге.
Как обычно, Роб методично записывает каждый сеанс своим способом стенографии и затем перепе-чатывает его. Это гораздо проще и быстрее, чем запи¬сывать каждый сеанс на пленку, потом проигрывать запись и печатать с нее. Периодически Роб отмеча¬ет время, чтобы указать, как долго Сет работал над конкретным абзацем. Сет сам сообщает, какие слова надо подчеркнуть, а какие заключить в кавычки или скобки. Часто он указывал, где поставить двоеточие, а также другие знаки препинания.
Эта книга должна помочь каждому читателю понять природу личного опыта и использовать это знание, чтобы сделать повседневную жизнь более со¬зидательной и приятной.
Джейн Роберте Эльмира,
Нью-Йорк
6 ноября 1973 года
Изготовление личной реальности
Сеанс 609, 10 апреля 1972 года, понедельник, 21:29
(Пару недель назад Джейн впервые упомянула, что Сет, ее трансовая личность, скоро начнет следующую собственную книгу. Эта идея просто «пришла» к ней однажды вечером. Мы. не приняли ее особо всерьез, поскольку только в прошлом ме¬сяце закончили вычитывать первую книгу Сета, «Говорит Сет: Вечная реальность души». Мы определенно не были готовы к тому, что он способен так быстро приступить к следующему проекту. У Джейн не было ни единой сознатель¬ной мысли о теме или названии любой из книг Сета.
Однако в прошлую среду на сеансе по расписанию Сет подтвердил ее предчувствия — многословно, но не называя конкретной даты:
«Итак, Рубурт [так Сет называет Джейн] абсо¬лютно прав. Мы действительно готовимся к следу¬ющей книге, но даем вам передохнуть между ними.
Книги автоматически объединяют материал и подают его в определенном порядке. Как ты уже зна¬ешь, подготовка записей занимает довольно много времени, поэтому я пока подожду.
Рубурт очень ясно это ощущает и, как обычно, на¬чинает волноваться, гадая, о чем я собираюсь писать и какой получится книга. Подобную книгу можно да¬вать совершенно нормально на обычных сеансах, уве¬личивая ваши знания и тем самым помогая и другим. Я предлагаю простейшую структуру; я всегда склоня¬юсь к наименее сложному. Вы меня понимаете?
«Да», — ответил я, после чего остаток вечера Сет обсуждал другие темы.
Когда мы подготовились к сегодняшнему сеан¬су, Джейн сказала: «Ну, Сет полностью готов, и я чувствую желание приступить. Может быть, он начнет свою книгу... » Она не особенно об этом ду¬мала — по крайней мере, я не помню, чтобы она много об этом говорила. Итак, добрый вечер. («Добрый вечер, Сет».)
Мы назовем сегодняшнюю статью «Изготовление личной реальности».
Опыт — продукт разума, духа, сознательных мыслей и чувств, а также бессознательных мыслей и чувств. Вместе они образуют реальность, известную вам Поэтому вы едва ли находитесь во власти реаль¬ности, которая существует отдельно от вас или навя¬зана вам. Вы настолько тесно связаны с физическими событиями, составляющими ваш жизненный опыт, что часто не способны различать события, которые кажутся материальными, и породившие их мысли, ожидания и желания.
Если ваши глубинные мысли обладают яркими негативными чертами, если они становятся прегра¬дой между вами и более полной жизнью, вы часто смотрите сквозь эти преграды, не замечая их самих. Пока вы не увидите их, они будут мешать вам. Даже у препятствий есть причины существования. Если они ваши, то вы сами должны распознать их и понять, каким образом они возникают.
Ваши сознательные мысли могут быть весьма важ¬ны для обнаружения таких препятствий. Вы не на¬столько хорошо знакомы с собственными мыслями, как вам кажется. Они утекают от вас, как вода сквозь пальцы, унося с собой необходимые питательные ве-щества, рассеянные по ландшафту вашей души, — и часто приносят тину и грязь, засоряя каналы позна¬ния и созидания.
Изучение собственных сознательных мыслей многое расскажет вам о состоянии внутреннего разу¬ма, о ваших намерениях и ожиданиях. Оно может привести вас к прямой конфронтации с проблема¬ми и препятствиями. Познание собственных мыслей
покажет вам, к чему вы идете. Они ясно указывают на природу физических событий. Все, что существует физически, сначала возникает в мыслях и чувствах. Иначе просто не бывает.
(21:40.) Сознательный разум дан вам не просто так. Вы не находитесь во власти бессознательных побуждений, если только сознательно им не сдае¬тесь. Для проверки своего развития в любой момент можно использовать нынешние чувства и желания. ЕСЛИ вам не нравятся собственные ощущения, то сто¬ит изменить природу своих сознательных мыслей и ожиданий. Вы должны изменить окраску сообще¬ний, которые ваши мысли передают телу, друзьям и знакомым
Говоря вашими словами, каждая мысль дает результат. Если постоянно повторять одну и ту же мысль, она будет оказывать более-менее постоянное воздействие. Если результат вам нравится, то вы редко изучаете саму мысль. Однако если на вас наваливают¬ся материальные, ощутимые проблемы, вы начинаете разбираться, что не так.
Иногда вы вините в этом других, свое воспита¬ние или прошлую жизнь (если согласны с теорией реинкарнаций). Вы можете считать, что за все отве¬чают дьявол или Бог, или же просто говорите: «Такова жизнь» — и принимаете негативный опыт как неиз¬бежность судьбы.
И наконец, вы можете частично понимать при¬роду реальности и жаловаться; «Я уверен, что сам создаю себе проблемы, но совершенно не способен изменить это».
Если дело в этом, то — что бы вы себе ни гово¬рили — вы так и не смогли поверить в то, что сами являетесь творцом своего существования. Как только вы признаете этот факт, то сразу же сможете начать
Энергия Джейн по-прежнему меня впечатляет, особенно с учетом того, что она весит около со¬рока трех килограммов. С ее разрешения Сет мо¬жет приходить полностью. Сейчас она говорила как обычно. Имеется в виду, что, когда она говорит для Сета, ее голос становится ниже, громче и приоб¬ретает свойственный Сету уникальный акцент и ритм. Джейн сняла очки и положила их на кофейный столик между нами. В следующий миг ее глаза по¬темнели, она вошла в полный транс.)
изменять то, что вызывает у вас недовольство или раз¬дражение.
(21:49, минутная пауза.) Никто не навязывает вам определенного мышления. Вы могли привыкнуть думать пессимистично. Вам может казаться, что пес¬симизм — это более реалистично, чем оптимизм. Вы, как и большинство людей, можете полагать, что пе¬чаль облагораживает, говорит о глубокой духовности, об индивидуальности, является отличительной чертой святых и поэтов. Ничто не может быть дальше от истины.
В любом сознании глубоко заложено непоколеби¬мое стремление полностью использовать свои способ¬ности, с радостью выходить за иллюзорные границы собственного опыта. Даже сознание мельчайших мо¬лекул горячо противится любой идее ограничения. Они стремятся к новым формам и ощущениям. То есть даже атомы постоянно стремятся организоваться в новые структуры с новым смыслом Они делают это «инстинктивно».
Люди одарены — и сами себя одарили — созна¬тельным разумом, который управляет природой, фор¬мой и сутью их творений. Все глубинные стремления, бессознательные мотивации, невысказанные желания получают одобрение (или неодобрение) сознательно-го разума и послушны его решениям
Только отказываясь от своих функций, сознание отдает себя во власть «негативного» опыта. Только от¬казываясь от ответственности, оно отдает себя на ми¬лость событиям, над которыми якобы не властно.
Можете сделать перерыв.
(«Спасибо».
22:00. Джейн легко вышла из транса. «У меня такое чувство, — сказала она, — что это начало первой главы». Это ощущение возникло из-за того,
что вначале вечера он упомянул «статью». Раньше он тик не делал. Потом выяснилось, что Джейн была отчасти права. Сеанс возобновлен в 22:07.)
Итак, книги только о позитивном мышлении, хотя иногда и бывают полезны, обычно не принимают во внимание привычку к негативным чувствам, агрессии и подавлению. Зачастую о них просто стыдливо за¬бывают упомянуть.
Авторы твердят о том, что вы должны быть пози¬тивными, сочувствующими, сильными, оптимистич¬ными, полными радости и энтузиазма. При этом они ничего не говорят о том, как вам выйти из сложной ситуации, в которой вы можете быть. Они не пони¬мают порочного круга, в котором вы могли оказаться. Такие книги — повторю — хотя иногда и помогают, но не объясняют вам, как мысли и эмоции образуют реальность. Они не принимают в расчет многомер¬ные аспекты «Я» или тот факт, что каждая личность, следуя неким общим законам, должна, однако, найти свой собственный путь адаптировать их к кон¬кретным ситуациям и следовать этому пути.
Если у вас слабое здоровье, вы можете это испра¬вить. Если у вас проблемы в личной жизни, вы можете изменить ее к лучшему. Если вы бедны, вы можете обрести достаток.
Понимая это или нет, вы сами решительно про¬кладывали себе путь, используя все доступные ре¬сурсы, ради целей и потребностей, которые когда-то могли быть для вас важны. Вы скажете: «Я никогда не стремился к плохому здоровью», или: «Мне вряд ли хотелось испортить отношения со своим партне¬ром», или: «Я явно не стремился к бедности и упорно Работал».
Если вы родились бедными или больными, то вам тем более покажется, что это положение было навязано вам извне. Но это не так, и в той или иной степени вы можете изменить все к лучшему.
Это не значит, что от вас не потребуется никаких усилий и решительности. Но это значит, что вы не бессильны, вы можете изменять обстоятельства Каж¬дый из вас, независимо от своего положения, статуса, жизненной ситуации и физического состояния, сам контролирует свой личный опыт.
Вы видите и чувствуете то, что ожидаете увидеть и почувствовать. Мир, который вы знаете, — это картина ваших ожиданий. Мир, каким его знает человеческая раса, — воплощение ваших общих представлений о нем. Как из ваших физических тканей рождаются дети, так и мир — тоже ваше совместное творение.
(22:26. Пауза. Затем негромко, с улыбкой.) Я пи¬шу эту книгу, чтобы помочь каждому человеку решить собственные личные проблемы. Я надеюсь сделать это, показав вам, как именно вы формируете собственную реальность, и объяснив, какими способами вы можете менять ее в свою пользу.
Здесь не будет проигнорировано существование так называемых негативных мыслей и чувств — и ваша способность с ними справиться. Точка. Пото¬му что вы вполне контролируете их. Есть методы их использования в качестве творческих стимулов. Вам никогда не будет предложено подавлять или игнори¬ровать их. Напротив, вы узнаете, как распознавать их в своей жизни; определять, каким из них было позво¬лено подчинить вас; и как управлять теми, которые вы якобы не можете контролировать.
Методы, о которых я расскажу, требуют концентра¬ции и усилий. Они бросят вам вызов и изменят вашу жизнь и сознание самым благоприятным образом
Я — не физическая личность. Но и вы, по сути, тоже. Сейчас вы живете физической жизнью. Вы —
творцы, переводящие свои ожидания в физическую форму. Мир служит для вас образцом. Внешний
вид - это копия внутренней задумки. Вы можете
изменять свой личный мир. Вы меняете его, сами того не зная. Вам только нужно сознательно исполь¬зовать эту способность, изучить природу собственных мыслей и чувств и проецировать те, с которыми вы сами согласны.
Из этих мыслей и чувств складываются события, которые хорошо вам известны. Я надеюсь обучить вас методике, которая поможет вам понять приро¬ду собственной реальности, и укажет, каким путем можно менять эту реальность предпочтительным для вас образом
(Громче.) Конец диктовки.
(«Хорошо. А вообще ты хитрый — взял и начал вот так книгу».)
(Довольным голосом.) Это — мой метод. На сле¬дующем сеансе я дам вам название и другую подоб¬ную информацию. И, если хотите, предполагаемое содержание.
(«Думаю, Джейн это было бы интересно».)
Давайте сделаем все как; можно проще... Минутку...
(Находясь в трансе, Джейн сделала долгую па¬узу в 22:37. Ее глаза были закрыты, она раскачива¬лась вперед-назад, положив одну ногу на кофейный столик.)
В этой книге будет говориться о том, как форми¬руется личная реальность. Особенно подчеркиваются способы изменять неприятные аспекты собственного существования.
Я надеюсь, что удастся избежать излишнего опти¬мизма книг типа «помоги себе сам» и вызвать у чи¬тателя настоятельное желание разобраться в свой¬ствах реальности, хотя бы для того, чтобы решить собственные проблемы. Вам будут предложены очень практичные, действенные методы, доступные любой личности, непосредственно связанные с основными проблемами человеческого бытия.
Я подчеркну, что все исцеления — результат при¬нятия следующего базового факта. Материя образует¬ся теми внутренними свойствами, которые дают ей жизненную энергию. Структура следует ожиданиям. Материю можно полностью изменить в любой мо¬мент, если активировать созидательные способности, присущие любому сознанию.
Пожалуйста, пометь все, что мы говорили сегодня вечером, как предисловие. То есть то, что я диктовал. Желаю вам доброго вечера
(«Большое спасибо, Сет. Спокойной ночи».
Сеанс завершен в 22:47. Джейн говорила за Сета негромко, но довольно быстро, учитывая невысокую скорость моих записей с голоса при помощи доморощенной стенографии. «Кажется, я знаю половину на¬звания, — сказала она, выйдя из транса. — Природа личной реальности — дефис или двоеточие — по¬том что-то еще, но этого я уже не уловила. Я внезап¬но почувствовала сильную усталость, — призналась Джейн с улыбкой, — но это ты не записывай».
Несколько примечаний, добавленных позже. Полностью мы узнали название книги Сета только через полгода. 25 октября 1972 года, когда Джейн отдыхала перед ужином, в ее сознании возникло про¬должение названия: «Природа личной реальности: Книга Сета». В тот вечер проходил сеанс 623, на котором обсуждались главы 4 и 5.
Мы, кстати, не просили Сета рассказать крат¬кое содержание. Как только он начал диктовать кни¬гу, мы поняли, что этого не нужно. Кроме того, это решение оставляло Джейн максимум свободы.)