"Аэлита" в корпусе №14. Продолжение гастролей 1962г. |
В спектаклях Театра Горького было много музыки, «живого звука». Наверное, и сейчас так же. Но актёрам 60-х приходилось полагаться только на собственные силы, данные природой. В драматическом театре провинции никаких таких звукорежиссёрских изысков ещё не существовало. Не было микрофонов, пригодных для драматической сцены. Не было и самих звукорежиссёров. Только-только из норы под сценой выползли на Свет Божий радисты и обосновались вместе со своей армейской бандурой в комнатке капельдинеров за амфитеатром. Позже радиорубка отвоевала весь звук: и шумы, и музыку. Тогда же петь в микрофон считалось недопустимым. Но по общесоюзному велению, в драматических театрах оркестры упразднили. Правда, заведующего музыкальной частью, композитора Александра Берлина оставили. Со всеми проблемами управлялся он один. Очень театральный был человек. Можно сказать, театру повезло. Но вместо постоянного состава оркестра появились приглашённые со стороны музыканты.
В «Истории пустой души», в ключевой сцене, звучал цыганский романс. Когда - то Гинзбург в солистки цыганского хора выбрал старшекурсницу актёрского курса ТТХИ. У неё было красивое меццо-сопрано. Настолько красивое, что по окончании института девушка продолжила своё вокальное образование в столице. Но это было ещё во времена Декады. Для спектаклей в Кремлёвском театре пригласили солисток из «Ромэна». Пришли две актрисы, не самые известные, не самые красивые, но абсолютно «всамомделишные». Час повального увлечения цыганскими романсами ещё не пробил. Старшее поколение слышало знаменитые цыганские коллективы. Кто-то из молодых бывал в "Ромэне". В театрах жило какое-то представление о том, как поют настоящие цыгане. Так и пели. Но когда запела Панкова, настоящая цыганка, оказалось… Нет, у меня слов не достаёт, чтобы описать силу и красоту её низкого хрипловатого голоса. Наверное, так петь могла только цыганка, да и то не всякая. У второй солистки романс звучал не так. Чары, чары... Кто знает, что это такое? До сих пор считаю, что мне очень повезло в жизни, я слышала пение Панковой
А дождь всё шёл и шёл… Галина Николаевна Загурская вышла в свет с изящным складным зонтиком из чёрного шёлка. Сделан он был в Германии. Вот эта была сенсация! Такого чуда наш народ ещё не видел! Это в 70-е годы разноцветные зонтики поселились в каждой сумочке, а в 62-ом все актрисы умоляли Галину Николаевну сообщить адрес магазина волшебных зонтиков… Г-жа Загурская весьма любезно объяснила, как туда пройти. После репетиции женский состав помчался в район Столешникова переулка, но не обнаружил ни зонтиков , ни магазина. Кажется, поисковая экспедиция отправилась в путь ещё раз… А потом все вспомнили, что Галина Николаевна никогда не носила то, что носили другие… Никаких ярких цветов, неброские дорогие вещи безупречного вкуса и обязательно в единственном экземпляре – это и был стиль Загурской в те годы. Так что актриса просто разыграла незадачливых «зонтикоконкуренток». В те годы химизация всей страны делала первые успехи. Актрисы накупили себе накидки из тонкой разноцветной плёнки. В Ташкенте таких ещё не было. В общем, смотрелось красиво, по - марсиански.
Кстати, о Марсе! "Космос, как предчувствие" - это не только название фильма Учителя. "Предчувствие космоса" - особое состояние душ людей того времени. Страна выползла из руин и посмотрела вверх, на звёзды! Театр вспомнил об «Аэлите» А. Н. Толстого. Как раз тогда до Союза докатилась слава чешского театра Латерна Магика. Дома у нас появились все статьи и фотографии, которые только можно было достать. Батюшка мой (актёр и директор театра В. К. Козлов) прямо бредил идеей спектакля, где использовались бы современные постановочные средства. У отца была ясная, правильно работающая голова. Пройдёт относительно немного времени и технические навороты станут обязательным условием приличного зрелища. В век техники они станут интересны зрителю. А может быть, театр пытался взять реванш за неудачу «Бани»? Там не удался фантастический финал.
Театр тех лет жил машинерией прошлого века. «Бог с машины» - таков был девиз всех спецэффектов и чудес на провинциальной сцене 50-х. «Чудесникам» сегодняшнего дня те усилия, те находки и открытия покажутся детским лепетом, но всё с чего – то начиналось. Ведь сцена от жизнеподобных павильонов с потолками, цветущих садов (один в один) и роскошных писаных задников делала робкий шаг в Зазеркалье…На смену Евгению Пыжову, легендарному мастеру иллюзороно - реалистического театра, пришли Исаак Вальденберг и Диодор Ушаков, сценографы чуткие к языку современного искусства и всяким инновациям. Впервые театр обратился за помощью к киностудии в сер. 50-х Для спектакля "Клоп" была сделана мультипликация. Для "Аэлиты" сняли отличные цветные ролики и героиня разговаривала со жрецом (Г. Стороковым), с мудрецом – наставником (Н. Хачатуровым), как и положено в цивилизованном инопланетном обществе – интерактивно. Крупные планы возникали на овальных экранах, подвешенных где-то там, в чёрном небе. Стены Аэлитиного дворца Вальденберг и Ушаков сочинили из натянутого белого шнура. Он трепыхался, дрожал и в свете хорошо работал. В определённый момент за стеной появлялся двойник Ефремовой (Аэлиты), пространство то сжималось, то становилось безграничным, «здесь» и «там» теряли свою определённость. Раздобыли тряпочки интересной фактуры. Фабрики ВТО ещё не выпускали подобные материала. Нашлось что-то в технических сферах. И, разумеется, та самая тонкая плёнка, с которой начался разговор. Сейчас она всем надоела. Человечество не знает, как от неё избавиться, а тогда она сослужила хорошую службу на сцене. Все юные марсианки в ней щеголяли! Конечно, прочно поселились на сцене пресловутые ПРК. Это такие прожектора с толстыми, синими стёклами. Под этим светом что-то начинает ирреально светиться, что-то нет. Это новшество сразу же некоторых "посадило в лужу". Синтетика для лучей ПРК безразлична, но натуральные материалы сияют ослепительным, нереальным светом! Хлопчато-бумажное нижнее белье во всех подробностях высвечивалось под синтетическими балахонами. Сверкали натуральные зубы, а вот пластмассовые коронки, извините, нет… И так всё про всех знали, но после появления ПРК, спали последние покровы! Свет этот долго считался опасным для здоровья, даже доплачивали за вредность, а потом, уже в 70-е годы выплаты прекратились. Вот запись из блокнота Василия Константиновича Козлова за 1961г. : « Работали над собственным произведением – инсценировкой «Аэлиты» -А. Толстого. Представление с цветным кино (собственные съёмки) с балетом (до 30 чел. приглашённых балерин из хореографического училища)… Так или иначе – это был первый отклик советского театра на тему назревших космических полётов. Спектакль был выпущен за 21 день до первого полёта в Космос Гагарина! На одном из спектаклей …была послана Ю. Гагарину телеграмма от имени театра и зрителей».
Какой была «Аэлита»? Прежде всего это было яркое, зрелище с музыкой, танцами, спецэффектами. Театр осваивал новую для себя территорию и делал это творчески и добросовестно. Но именно с этим спектаклем связаны большие гастрольные "ляпы". В Москву, конечно, воспитанниц хореографического училища не взяли в целях экономии. Для первой шеренги танцующих наняли балерин из московского «Мюзик – Холла». Это были красивые молоденькие девчонки, недавно из самодеятельности. Массовый танец – молитва прерывался появлением землян. Марсианки пугались и разбегались во все стороны! Одна из них так заигралась, что по – девичьи взвизгнула на весь зал : «Ой, мамочки мои!»
Виновницей следующей накладки оказалась сама Аэлита.. Поезд шёл в Москву через степь. На каком-то разъезде остановились среди ковыльного поля. Оно всё серебрилось, струилось и перетекало … Уж не знаю, как описать такую красоту! Клавдия Григорьевна Ефремова немедленно послала в ковыли гонцов. Они чуть не отстали от поезда, но притащили экзотический букет в вагон. Актриса решила украсить серебряными нитями волосы своей героини. Это попадало в стиль костюма и художники согласились. Но через несколько дней героиня появилась с какими – то кудрявыми страусовыми перьями в причёске. Так изменилось растение за эти дни. Этот промах, конечно, был замечен зоркими критиками.
Третий «ляп» (накладка, как говорят в театре) был самым серьёзным. Фантастическому сюжету предшествовал патетический пролог. Космонавт в серебристом скафандре парил в черноте космоса под музыку А. Флярковского. Звучали стихи Р. Рождественского, голос Земли, глубокий и волнующий (арт. Вера Александрова). Всех подробностей я уже не помню, но эпизод шёл в «чёрном кабинете». Это такой старый –престарый театральный трюк. Ведь чёрное исчезает на чёрном. Космонавт находился на станке, покрытом чёрной тканью. Фон был таким же. Казалось, он парит в бездне. По ходу дела у него надо было что-то забрать или наоборот подать. Довольно пожилая реквизитор в чёрной накидке подползала по склону и из ниоткуда возникало или пропадало (?) ещё что-то… И вот на первом представлении «Аэлиты» в Кремлёвском Театре в этот самый момент электрик вдруг дал полный свет! Всё! Полный крах! Вся изнанка налицо, никакой магии… Зрители увидели городулю, покрытую нечистым бархатом и женщину, на четвереньках поспешно уползающую за кулисы. Хорошо воспитанный зритель в таких случаях, конечно, не гогочет во всё горло, нет. Но по залу проносится насмешливый ветерок, что и случилось. Хорошо же воспитанный коллектив театра при таком прилюдном конфузе бледнеет, краснеет, зеленеет, хватается за сердце и даже падает в обморок! В антракте за кулисами возникла трепещущая Галина Николаевна. Её спектакль, «Проделки Майсары» Хамзы, был ещё впереди, но ведущая актриса считала себя ответственной за творческое лицо театра и присутствовала на всех сколь - нибудь значимых спектаклях. Когда я влетела в актёрское фойе, г-жа Загурская в полной тишине, дрожащим голосом , очень ярко и образно описывала происшедшее, участники «Аэлиты» окружали её плотным кольцом. Кто молчал, кто сокрушённо вздыхал… И лишь один человек рассмеялся невпопад. Как бы вскользь тут же последовала реплика: "Абсолютно нетеатральный человек!"
.На тех гастролях "Аэлита" не стала лидером, но нашла своего зрителя! Приглашение на Кремлёвскую сцену значило много в судьбе театра. Оно свидетельствовало о высокой ступени в иерархии провинциалов. За это боролись,этого добивались, ради этого интриговали и подставляли подножки. Но вскоре театр возле Спасской башни закрыли навсегда, сочтя помещение неприспособленным для спектаклей. (В Википедии ошибочно указана дата - 1961год. Нет, в 1962-ом там ещё игрались спектакли!) Акустика действительно была неважная. Над залом находился купол, прикрытый подвесной конструкцией. Часть звука в него попадала да там и оставалась. Теперь здание, разжалованное из театра, числится "корпусом № 14".
1.Последний взгляд на Кремлёвский Театр 1962г. Справа от наших монгольских друзей по территории Кремля шагают сотрудники театра, рабочие сцены (в спецовках).
2. Александр Берлин, композитр, и его музыкальная команда.
3.Герои сп. "Аэлита" на обложке буклета "Театральная Москва". В заглавной роли - Клавдия Ефремова. Справа от героини Георгий Строков - Жрец и Тускуб - Матвей Любанский. В нижнем углу Гусев - Роман Ткачук и Лось - Николай Хлибко.
|
Павильоны на Эски Джува (версия Yurij). |
Когда-то Олег Ник опубликовал фотографию торговых павильонов.http://mytashkent.uz/2013/
Некоторое время назад на ФромУзе, с подачи Glfzzasha, вновь вспыхнул интерес к старым торговым зданиям на Эски Джува.http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=16860
Yurij пишет: Цитата(yrij @ Jun 12 2014, 01:34 AM) Кто это помнит и может рассказать нам в каком месте они стояли? Как я понял, молчание означает, что никто не помнит розовых зданий. То о чём я напишу ниже это чистя, моя гипотеза, с которой я хочу поделиться с вами. Эти здания мы не могли увидеть, кого-то ещё не было,а кто-то был ещё маленьким ребёнком. Их, по-видимому, построили до революции, мне кажется, они принадлежали « Московской Большой мануфактуре». Почему? По тому, что сзади этих зданий (назовём их лабазами), находилась контора «Московской Большой мануфактуры», в которой позже разместится музей природы (см. снимок музея). С середины 50-х годов началась капитальная реконструкция Октябрьского базара. Сносили все старые постройки, не пожалели даже медресе Абду Ахрара. Лабазы к тому же создавали неудобства движению транспорта, на цветном снимке видно как "Москвич" огибает крайний лабаз. В 50-годах сносят лабазы, этим выпрямляется ул.Сагбан от типографии до поликлиники, открылся вид на музей от базара. На фрагменте карты я указал - красной линией ул. Сагбан до реконструкции и жёлтой после реконструкции. Получается, если бы снимок был сделан с этого же ракурса (на карте заштриховано, синим) в середине 60- х годов, то в кадр попал бы музей. Если бы повернуть камеру, чуток левее, мы увидели остатки мечети и поликлинику, кстати, эта мечеть есть на карте под №19, остатки мечети смотрите на снимке №2. На снимке №1 видно в как выглядел базар до реконструкции, обратите внимание, правее от медресе Баклябеги где стояла мечеть Хатын чернеет здание ресторана « Шарк», позднее на его месте построят ресторан «Гулистан», а ещё правее видно здание военкомата Октябрьского района.*** Будем надеяться, что ещё появятся у нас на форуме настоящие (копии) документы, которые расскажут нам историю этих лабазов.
Эскизы прикрепленных изображений
|
Загадки старых фотогрфий. |
Уважаемый Евгений Семёнович! Люблю разглядывать старые фотографии. Но загадок в них больше, чем отгадок.
Александр Гласс опубликовал фотографию старогородской больницы из коллекции Гузаль. http://mytashkent.uz/2013/11/28/bol-nitsa-i-sel-hozmuzej/ Тогда читатели так и не вспомнили, где она находилась! Но разглядывая фотографию –открытку с изображением минарета Медресе Беклярбека http://mytashkent.uz/2013/12/07/1998-god-interesno-chto-za-ploshhad/, я заметила справа, внизу за башней, кусочек знакомой стены с большими триглифами над окнами, как на здании с фотографии из коллекции Гузаль. (см. фото 2,3,4) Но куда оно подевалось? Ведь, если судить по соотношению минарет – больница, находилось оно на очень видном месте, там, где покупатели по народной тропе спускались к базару со стороны Циндель-дома. Хотя скорее всего больница надстраивалась, пристраивалась и с годами превратилась в известный Роддом №8. Сравните левые части Больницы и современного здания (см. фото1, 5, 6, 7)
Эта панорама повторно опубликована на днях. http://mytashkent.uz/2014/06/13/medrese-beklyarbeka/ И опять вопросы! Что это за здание с бельведером вроде столбиков? Оно справа от портала Беклярбека. (см. фото 8)
Вот и на открытке с пионерами оно есть чуть-чуть впереди минарета, в профиль к нам. http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=16725 (фото 9)
И вот оно же, как мне кажется, на современной фотографии. Интересно, что в нём находилось? http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=10305(фото 10) Или я ошибаюсь?
1.
2.
3. и 4.
5.
6.
7.
8.
9.
|
Андрей Малов. Священник и Воин. Часть 3. |
http://www.fromuz.com/forum/index.php?s=15d28d6140...&showtopic=735&st=6585
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
|
Андрей Малов. Священник и воин. Часть 2. |
http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=6585 Опубликовано потомками.
1.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
|
Андрей Малов. Священник и воин. Часть 1. |
.
http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=6570 http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=6585
1.
|
Диалог потомков Андрея Малова. |
О Андрее Малове его потомки. http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=6570
Пишет -helga1959: "Здравствуйте! Прочитала вчера (оказывается, не знала о существовании подфорума о старом Ташкенте -думала простой обмен фотографиями Ташкента второй половины 20 века) и решила немного тоже внести свою лепту в восстановлении истории Ташкента. Поместила скан с ксерокопии фотографии часовни 19 века . Черный проем-совсем не проем - это отсутствующая сейчас мемориальная доска. Оказывается, часовня действительно вросла в землю где-то на см 50. Вот выдержка из документа 1876 года о часовне:
"По ходатайству лицъ,участвующихъ во взятии Ташкента, ... Генералъ-Губернаторъ разрешилъ сооружение памятника надъ могилою павшихъ воиновъ на геройскомъ штурме этого города, для чего предоставилъ имъ избрать изъ своей среды распорядительный комитетъ и открыть подписку въ пределахъ Туркестанского края. Въ силу этого разрешения, участниками взятия Ташкента избранъ распорядительный комитетъ изъ председателя-протиерея Малова..."
Дальше у меня информации нет, т.к. эта выдержка из сборника статей о Малове Андрее Евграфовиче(1815-1899 г.г.) собранных моим дедом и касаются только фактов жизни Малова А.Е.
Малов А. -мой прапрапрадед. Довольно героический был дед. Одним из первых,а точнее второй вошел в г. Ташкент при его штурме. Нашел лазейку-пролом у тех же пресловутых Камеланских ворот и вошел через неё. О нем много информации в Интернете, поэтому и нет смысла писать, но фотографии засканировала и поместила. Обратите внимание на его ордена и кресты – куда все это делось? Кстати, зять Малова А. (муж его единственной дочери Елизаветы 1841-1927-она похоронена на Боткинском кладбище на нашем семейном участке)- штабс-капитан Лев Ефимович Коржев погиб при взятии Ташкента 1865 г. и был похоронен на братском кладбище Ташкента ( там, где находится часовня). У него осталась маленькая дочка Надя Коржева, которая вышла замуж в 1881 году за священника Синева Петра Кузьмича, от которого родила очень много детей. Правда, практически все умерли в детском и юношеском возрастах от туберкулеза. Остался в живых только мой дед - Синев Григорий Петрович (1891-1964) я его хорошо помню (он прошел всю первую мировую войну и даже сфотографировал), Был еще его брат близец Иван –но сгинул без следа в первую мир. войну и их сестра Таня 1893 г.р. Таня впоследствии вышла замуж за грузинского князя Кипиани и умерла в Грузии уже после войны.( Кстати, знаменитый когда-то футболист Тбилисского "Динамо" Кипиани - мой родственник, но не прямой). Синев Г.П. до 1950 г. был заведующим военной кафедрой в Текстильном институте. Там я училась 1976-1981 г.г. и даже встречала работающего там редактора институтской газеты, который отлично его помнил. Много Синевых в Ташкенте, я спрашивала тех, кого видела, об их происхождении – никто подробно дальше родителей ничего точно сказать не может. Меня интересуют Синевы которые родились до 1865 года в России и поселились позже в Ташкенте. Свою ветку Синевых знаю, может найдутся братья-сестры Синева Петра Кузьмича ? Еще ищу Ветбергов -дочь Малова- Елизавета после смерти мужа Коржева Л.Е. вышла замуж за Ветберга и родила ему 4 детей-Ольгу, Александра, Лидию, Марию. Их года рождения приблизительно 1867-1880. Может живут в Ташкенте их потомки? Надеюсь, не напрягла я своей семейной историей?
Кстати был где-то на форуме разговор, где похоронен Кауфман. Так вот, он умер в мае 1882 г и был погребен внутри Спасо- Преображенского собора (Кстати, мой предок Малов тоже там был захоронен в 1899 г. прямо напротив могилы Кауфмана). Собор был построен при непосредственном участии Малова А. Этот собор был открыт в июне 1888 года, видимо Кауфмана туда позже перезахоронили( как то все это не понятно мне по хронологии). Этот собор, как я предполагаю, стоял на месте нынешнего фонтана который в виде стены на площади Мустакиллик. Собор был шикарный. Архитектор - вроде Бенуа. Был построен на века, но снесли его в тридцатых годах большевики- взрывали многократно, т.к. не поддавался. Куда вывезли гробы - неизвестно. Встречала человека - свидетеля тех событий. Он рассказывал мне о сносе этого собора почти что плача. Старенький он уже был дедушка... Уже умер…
До свидания. Кстати, у меня есть ксерокопия карты Ташкента 1890 года, подобная той, что выше печаталась, но копия плоховатая, хотя я ею пользуюсь. Где же взять оригинал? "
Далее она добавляет: ...
"Я быстренько набросала древо. Я и уважаемый wettberg, являемся четвероюродными братом и сестрой. Мой дед Синев Григорий Петрович и его бабушка Алла Алексанлровна Ветберг- двоюродные брат с сестрой.
Кстати фото Троицкого, зятя wettberg иммеется в архиве моей тетки...Оказывается не совсем и потеряны были эти родственники.Просто не владела информацией".
Отвечает -_wettberg_*:.." И пришлось зарегистрироваться. Я тоже потомок Андрея Евграфовича Малова, и тоже прапраправнук! Так что -- привет сестрице, похоже придется ехать в Ташкент навещать могилу прапрабабки Елизаветы Андреевны, мне и в голову не приходило, что она сохранилась и навещается.
У меня есть скан интересного раритета, возможно, единственного экземпляра -- мне нигде не попадалось из него цитат: ..
Привет всем участникам, принимайте новенького!
Прочитал вот это:
Я наверняка что-то не то делаю ... Может, надо было куда-то положить, кому интересно -- оттуда почитает ?
Часть 1-я:
Надпись на титульном листе я расшифровал так:
Глубокоуважаемому о. Евфимию Александровичу Малову
от всегда пр ? ? ? ? ного
Н. Остроумова. 20.08.1890 Ташкентъ
Это полу-авто биография о. Малова, записанная Лидией Симоновой-Хохряковой в 1891 году. Как автор попал в Ташкент -- отдельно интересный вопрос, знаю только, что она записала несколько интервью со знаменитыми людьми последней четверти 19 века. Достоевскому она была соседкой по Старой Руссе и, говорят, была прототипом госпожи Хохлаковой в Карамазовых.
Так вот, документ очень на мой взгляд интересный, но я не знаю, стоит ли и как его здесь разместить (18 мег, 62 страницы).
Прочитав его я увлекся изучением истории присоединения Туркестана к России и собственной генеалогии. Я очень долго пытался найти следы второго мужа Е. А. Маловой -- подполковника Петра Генриховича Ветберга, моего прапрадеда, в истории, но интернет про него молчит, а сделать запрос в архив еще не удосужился. Согласно семейным преданиям он был "шведский дворянин на русской службе", честный служака, особо не примечательный, рано умер. Его происхождение я изучил, настоящее имя Peter Henrik Wettberg, родился 28.01.1838 г. в Финляндии (т. е. в России), а четыре поколения его предков -- лютеранские священники (вот ведь как складывается!). Прибалтийское дворянство (а до 12 века немецкое) фамилии, видимо утрачено в Петровские времена, когда его пращура занесло из прибалтики аж в Лапландию. В 17 лет он поступил вольноопределяющимся в стрелковый батальон, в 21 год сдал офицерский экзамен и отправился в поисках славы и зарплаты в далекий Туркестан. Вообще-то офицерский корпус русского контингента в Туркестане изобилует шведскими фамилиями из финляндии -- Аминов, Вульферт, Гриппенберг...
Я сомневаюсь, что отец А. Е. Малов действительно был сколько-нибудь предпринимателем, как тут кто-то упоминал. Зачем ему тогда было отказываться от епископства? Зачем тогда ему было участвовать в Скобелевской экспедиции через Алайку будучи уже по самое некуда в наградах и почете? Нет, он похоже действительно был таким, как его описывают -- искренним авантюристом. А вот дочь его Елизавета Андреевна видимо была женщиной практичной и умело конвертировала заслуги отца в связи, недвижимость, образование детей и внуков.
Мой прадед Александр Петрович Ветберг (род. 1871) учился, по-моему, в Петербурге, но работал чиновником в Коканде, Маргелане и Ташкенте. Он был податным (налоговым) инспектором, дослужился до генерал-майорского чина, однако был человеком скромным, взяток не брал (семья была и так не бедная?) и, что самое интересное, в 1918 году его никак не репрессировали, мало того, оставили на той же высокой должности. Умер он в Ашхабаде вроде в 1924 году, подробностей не знаю. Этот экземпляр брошюры достался моему отцу в наследство от своей двоюродной тетки Анны Леонидовны Троицкой, правнучки о. Малова в 1980 году. Но это не семейная реликвия, в том смысле, что А. Л. книжка досталась не от ее матери -- Марии Петровны Троицкой (Ветберг), а вот каким окольным путем.
Николай Петрович Остроумов был с одной стороны коллегой (точнее -- начальником) автора книжки, хорошо знал по долгу службы и А. Е. Малова, и Кауфмана (книжку про него написал), и всех, кого только можно было.... С другой стороны, он был учеником Казанского богослова о. Евфимия Малова до своего назначения в Ташкент инспектором народных училищ. Отец Евфимий был апологетом радикального (насильственного) крещения мусульман Российской Империи в православие. Наш же о. Андрей миссионерством не занимался, чем очень способствовал фон Кауфману в его взвешенной политике. Вот, я думаю, Остроумов, большой почитатель Константина Петровича и послал экземпляр с намеком. у, послал и послал -- однако ж я говорил, что не в букинистической лавке это купил. Сергей Ефимович Малов, сын о. Евфимия, который этот экземпляр унаследовал, был востоковедом, членкорром АН СССР и... учителем и начальником профессора-востоковеда А. Л. Троицкой в ЛГУ. Оба, кстати, жизни посвятили изучению Средней Азии. Во какой круг замкнулся!
|
Который Лидин? Геннадий Брук о Евгении Лидине (Леонарде Гендлине). |
Поиск по сайту
http://www.belousenko.com/wr_Gendlin.htm
Леонард Евгеньевич ГЕНДЛИН (1923-?)
Я никогда раньше не слышала о Леонарде Гендлине. Просто недавно на пыльных антресолях нашла черновик очерка о спектакле "История пустой души". Решила поискать сведения об авторе. Вот нашла... Сколько трагедий!
1.
1.
На днях я стал обладателем книги Леонарда Гендлина «Перебирая старые блокноты», Амстердам, «Геликон», 1986. Книга заинтересовала меня, прежде всего, из-за главы «Владимир Высоцкий», хотя В.Высоцкий — только один из ряда интереснейших людей, о которых рассказывается на страницах «Блокнотов».
Судьба самого Л.Гендлина тоже яркий образец судеб поколения 30-х. Сын профессионального революционера, позднее подвергшегося репрессиям, он, как и многие его сверстники, удостоился «звания» ЧСИР. В возрасте 12 лет мальчик был заключён в детское отделение психиатрической больницы им. Кащенко, где в то же время отбывали «лечение» дети многих прославленных деятелей коммунистического движения. Для примера можно назвать некоторые имена: Саша Пятаков; Борис Собельсон, племянник Карла Радека; Андрей Бухарин; Натан Зиновьев и др. (Леонард Гендлин, \"Расстрелянное поколение\", Тель-Авив, 1980).
В дальнейшем, несмотря на постоянное «внимание органов», Гендлин продолжил учёбу, стал журналистом, встречался со знаменитостями и/или их родственниками, печатался в центральной прессе.
В 60-х годах, вдохновлённый «оттепелью», Г.Гендлин начал борьбу за наказание непосредственных исполнителей беззаконий сталинского периода, за что снова подвергся преследованиям КГБ и второй раз был принудительно госпитализирован в психиатрическцую больницу, где «прошёл курс лечения». Третья «госпитализация», в системе очередной волны гонений, последовала в 1971 году в связи с борьбой за выезд в Израиль. Репатриация состоялась в 1972 г.
В Израиле Леонард Гендлин продолжил журналистскую деятельность и подготовил несколько книг: \"Расстрелянное поколение\", Тель-Авив, 1980, «За кремлёвской стеной», Лондон, 1983 (многократно переиздававшаяся в России под названием «Исповедь любовницы Сталина») и, названная выше «Перебирая старые блокноты».
В поисках сведений об авторе, я натолкнулся на публикацию Хаима Венгера, («Иерусалимский журнал» 14-15, 2003), где он рассказывает своей о работе в тель-авивском журнале «Родина».
«Еще одним постоянным автором \"Родины\" был Леонард Гендлин. Журналист, коротко знакомый, по его словам, со многими известнейшими людьми, он вывез из Союза огромный архив с досье на всех, кто рано или поздно попадал в поле его профессиональных интересов. Наверное, что-то в этих досье было правдой, что-то плодом его фантазии. Авторская подпись \"Л. Гендлин\" дала нам повод называть его между собой \"Легендлин\". А между тем на страницах журнала в рубрике \"Литературные памятники\" появлялись эссе Гендлина о Пастернаке, Зощенко, Ахматовой, Гроссмане, Бергольц, Шолом-Алейхеме, Эренбурге. Писал Леонард и об артистах, например, о Михоэлсе, Вертинском, и об общественных деятелях. В каждом материале непременно содержались сенсационные факты. Но наиболее удалась Леонарду Гендлину книга \"За кремлевской стеной\", изданная в Америке (в других источниках указывалось, что книга впервые опубликована в Лондоне в 1983 г. — Г.Б.). Полный сил и творческих планов, Леонард неожиданно скончался в возрасте пятидесяти пяти лет».
Любопытно, что, указывая на долю фантазии в публикациях Гендлина, Х.Венгер и сам не удержался в рамках строгих фактов: Гендлин родился в 1923 году, значит названного Венгером возраста «кончины», автор «Блокнотов» достиг в 1978 г., тогда как Венгер репатриировался в 1980-м году и в таком случае не мог бы сотрудничать с Гендлиным. А в публикациях «полного сил Леонарда», встречаются ссылки на 1986 г. и на моём экземпляре «Блокнотов» — автограф, датированный 1987 годом. Вот так: «Не судите, да не судимы будете»!
Я полагаю, что можно подвергать сомнению живописные детали в бульварном романе «Исповедь любовницы Сталина», но недоверие к другим публикациям Гендлина, можно и оспорить. Близкое знакомство журналиста с героями его очерков подтверждается множеством иллюстраций – книгами с их именными автографами и письмами, адресованными автору. Хотя... между «правдой» и «художественной правдой» всегда имеются некоторые различия.
Надеюсь, что избранные выдержки из «Блокнотов», подготовленных к изданию в израильский период жизни Леонарда Гендлина, заслуживают публикации в «Заметках по еврейской истории».
В первую очередь хочется представить на страницах «Заметок» главу «Владимир Высоцкий», тем более что ряд эпизодов из жизни Высоцкого, описанных этой главе, в других источниках мне не встречался.
Геннадий Брук
Воспоминания \"Перебирая старые блокноты\" (Doc-rar 385 kb), копия из Библиотеки Антисоветской Литературы, подготовил Давид Титиевский
Содержание:
Хозяйка Чеховского дома (М.П.Чехова)...1
За Синей Птицей (М.А.Булгаков)...18
Солнечный человек (Д.Р.Бергельсон)...45
Не выживают только юмористы (М.М.Зощенко)...55
Полумолчаливая жизнь (Ю.К.Олеша)...68
Тяжкий путь к прозрению (А.А.Фадеев)...85
Эскиз к портрету (А.Н.Афиногенов)...100
Человек, не ставший пророком (И.Г.Эренбург)...109
Мастеровой русской литературы (К.И.Чуковский)...135
Дорога длиной в девяносто лет (В.Б.Шкловский)...157
Видение (К.Д.Бальмонт)...182
Почти натюрморт (В.М.Инбер)...188
Муза, победившая смерть (О.Ф.Берггольц)...198
Плач по России (Д.Д.Бурлюк)...209
Сто часов счастья (В.М.Тушнова)...224
Бессмертная высота (Б.Л.Пастернак)...235
Драма поэта (А.А.Ахматова)...250
Владимир Высоцкий...267
В сиянии лунного света (Б.А.Ахмадулина)...282
\"Старца великого тень чую смущенной душой\" (К.С.Станиславский)...290
Дочь Малого театра (А.А.Яблочкина)...297
Из концлагеря — в Кремль (А.Д.Дикий)...313
Волшебник Мельпомены (А.Я.Таиров)...324
\"Служенье муз не терпит суеты\" (А.Г.Коонен)...341
Терпсихора русской сцены (А.П.Павлова)...357
Незабываемое (И.Ф.Стравинский)...371
Спасибо, сердце! (Л.О.Утесов)...387
Жанр, канувший в вечность (А.Н.Вертинский)...403
Улыбки и слезы Марселя Марсо...426
Дуче советского кино (М.Э.Чиаурели)...436
Мастер (СМ. Эйзенштейн)...445
Письма СМ. Эйзенштейну...460
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин...466
Фрагменты из книги \"Перебирая старые блокноты\":
\"Михаил Зощенко родился на Украине, в Полтаве — 10 августа 1895 года. Отец — потомственный дворянин, художник огромного дарования. Его изумительные полотна, акварели, рисунки, карандашные наброски хранятся в запасниках Третьяковской галереи в Москве. Шестьдесят пять лет они терпеливо ждут очереди, когда их выставят для широкого обозрения.
Сам писатель считал, что искусство в его семье — наследственная профессия. Он говорил, что предки его были зодчие, выходцы из Италии, архитекторы, приглашенные украинскими земельными магнатами строить усадьбы. Их уважительно величали \"зодчими\". Крестьяне принимали это непривычное слово за фамилию или за кличку. Но \"дч\" неудобно для произношения. Постепенно оно стерлось на звук \"щ\". Шутка? Факт!\"
* * *
\"Мне довелось несколько раз побывать в Куоккале — теперешнем Репино. Однажды я там встретился с поэтом Сергеем Городецким. Обедать мы поехали в знаменитый ресторан \"Медведь\". За столом охотник до хорошей выпивки и великий гурман Сергей Митрофанович рассказал любопытный случай.
— В середине двадцатых годов Луначарский в присутствии А.М. Горького попросил Чуковского поехать к Репину и уговорить его навсегда вернуться в Россию. Когда Корней Иванович туда выбрался, Репин находился за границей. Спустя несколько лет, разбирая архив маститого художника, мы обнаружили записку Чуковского, написанную карандашом на клочке бумаги:
\"Дорогой Илья Ефимович!
Сожалею, что вас не застал. Советское правительство в лице Луначарского и Алексея Максимовича Горького просит Вас вернуться в Россию. Дорогой друг, ни под каким видом этого не делайте. Будьте благоразумны. Ваш Корней Чуковский\".
Когда я наедине поведал об этом Чуковскому, он был явно смущен. Горький возвратил ему этот компрометирующий документ.\"
* * *
\"Николай Черкасов подарил Шкловскому портрет молодого человека. Виктор Борисович улыбаясь сказал:
— Льва Лунца я узнал, когда он был еще мальчиком, через каждое слово говорящим \"моя меме\". \"Меме\" с отцом уехали за границу. Лунц — мальчик из средней буржуазной семьи — решил остаться. Он получил хорошую подготовку, прекрасно знал языки. Как каждый мальчик, Лунц увлекался Дюма, Стивенсоном, Капитаном Мариетом. Лунц писал веселый роман в письмах о том, как едут почтенные люди через границу и везут с собой деньги, золотые кольца, брильянты в платяной щетке. Щетку крадут. Тогда начинается бешеная скупка всех щеток на границе. Роман заканчивается письменным заказом одного лавочника: \"Еще два вагона платяных щеток прежнего образца\". Это было написано задолго до \"Двенадцати стульев\" и \"Золотого теленка\".
Лев Лунц — как трава, выросшая в прошлогоднем лесу. Судьба избавила его от компромиссов. Книги его не напечатаны, потому что они не традиционны. Наши современники больше всего любят молодых, пишущих не хуже старых. Когда я сказал в издательстве \"Художественная литература\", что надо издать Лунца, мне ответили, что у нас есть Шолохов, Федин, Леонов и, кроме того, нельзя забывать о классиках.\"
* * *
\"Посылки в концентрационные лагеря принимаются только в городе Александрове. Туда, за сто один километр от столицы, тянется многоликая рать матерей, отцов, вдов, сирот, братьев, сестер, дальних и близких родственников из Москвы и огромнейшей, растянувшейся на сотни километров, Московской области. Поезд-паровик идет один раз в сутки. Посадка убийственная, сутолочная, в основном через окно. Кроме билета верзиле-проводнику надо дать \"на чай\". Найдешь местечко — счастливчик. Люди спрессованы задами, спинами, животами. От махорочного дыма — непроницаемый туман. У многих слезятся глаза. Особенно тяжело беременным. Мужики на них кричат, пальцами указывают: \"Ишь, пузо распустили, упрятать не могут! Нельзя пущать брюхатых в вагон!\" Здесь воруют, убивают, насилуют. Надо молчать. За одно слово могут выкинуть из вагона. Окна закрыты наглухо. Нечем дышать. Пять часов, еле передвигая \"конечности\", шлепает по путям почтовый поезд. Он останавливается на всех полустанках.
В Александрове, словно смерч, толпа прет на почту занимать очередь. На другой день к ночи, истерзанные и опустошенные, добираемся до постели...\"
* * *
\"Еще одно горе свалилось на плечи этой хрупкой женщины [Берггольц], высеченной из камня. В тот день, едва передвигая уставшие ноги, Ольга Федоровна плелась по безлюдному городу в радиокомитет. Кто-то ее торопливо нагонял. У нее не было сил обернуться. Когда с ней поравнялись мужчина и женщина, по их сытым лицам она поняла — людоеды! Поблизости никого не было.
— Я чувствовала, что еще минута и я потеряю сознание. Сквозь пелену серого, мглистого тумана я увидела человека на велосипеде. Крикнула: — людоеды! Потеряв сознание, упала в сугроб. На руках меня принесли в радиокомитет. Сказали, что людоедов на месте убили подъехавшие милиционеры.\"
Страничка создана 13 июля 2006.
Rambler\'s Top100
Литературная Баннерная Сеть 468х60
Дизайн и разработка © Титиевский Виталий, 2005.
MSIECP 800x600, 1024x768
|
Кошмарное происшествие на московских гастролях летом 1962 года. |
1962год. И опять ТЯТРГОРЬКАВА (Русский Драматический Театр им Горького) отправляется на гастроли в Москву. Такие гастрольные поездки считались ответственными и именовались ТВОРЧЕСКИМИ ОТЧЁТАМИ. В те времена недалеко от Спасской Башни находилось красивое здание строгой классической архитектуры – Кремлёвский Театр. На эту сцену приглашались лучшие коллективы страны с каким–нибудь нашумевшим спектаклем. Таким спектаклем «на все времена» оставалась «История пустой души» по роману Горького «Жизнь Клима Самгина». Но на гастроли отправились и другие интересные спектакли. 10 дней на сцене Кремлёвского Театра, 10 дней в Малом Театре, 10 дней в Театре им. Маяковского. А жили в самом центре Москвы, в легендарном «Метрополе»! Да о таком можно только мечтать! Надо сказать, условия поездки были на удивление выгодными. Нашла я на антресолях рукописный черновик документа «Варианты, при которых возможна поездка». Пункт 3. «Театр начинает гастроли с выступлений в Кремлёвском театре в количестве 8-10 спектаклей, причём расходы по приезду в Москву и по пребыванию в Москве в течение 10-11 дней берёт на себя Кремлёвский театр». И ещё 6 пунктов, обеспечивающих театру сносную жизнь в Москве. Не знаю, осуществились ли на деле «варианты» или всё осталось на бумаге? Конечно, эти роскошества могли состояться только при поддержке республиканского руководства. Дома считали, что Шараф Рашидов к русскому театру относился хорошо. С театром в качестве «группы поддержки» ездил председатель УзТО Рахим Кариев.
Но и руководство театра расстаралось, конечно. Нажало на все педали, прорвалось во все московские кабинеты, стояло по стойке смирно на ковре и боролось под ковром. Тогдашний директор театра Василий Константинович Козлов, фантазёр и фанатик театрального дела, дома совсем перестал разговаривать. Такой у него был отдых - как следует помолчать. Вся его жизнь протекала там, в театре, в сумрачном кабинете, среди бронзовых страшилищ (декор на мебели). За 10 лет своего директорства он претворил в жизнь много разных творческих полезностей. Старшее поколение его долго помнило и уважало, хотя и числился он в «деспотах». Сейчас, конечно, все эти люди ушли из жизни или стоят на самом краешке. Помнить уже некому.
Итак, кроме «Истории пустой души» гастрольный репертуар включал «Проделки Майсары» Хамзы, «Верность» Погодина, «Гамлета» Шекспира, «Испорченного ребёнка» Прагджи Досса, «Аэлиту» А. Толстого, а в театре им. Маяковского играли ещё и «Третью голову» Эмэ.
Путь в Москву опять -таки походил на бег с препятствиями. Перед гастролями покинул театр главный режиссёр А.Михайлов, постановщик сп. «Гамлет», до сей поры любимый и почитаемый Владимиром Рецептером. Я заметила, что в театре не приживались режиссёры с супругами – основными героинями. А это был именно тот случай. Ганкевич – Михайлова была неплохой актрисой. Но в труппе было пять хороших актрис, способных играть роли такого плана. И начались чудеса! То в полумягком сиденье стула в гримуборной невзначай обнаружилась игла, то вдруг прикрыли готовый спектакль «Остров Афродиты» по пьесе Парниса. А снятие спектакля – чёрная метка для главного режиссёра. До сих пор не совсем ясно, почему? Тогда, конечно, причину искали в политической ситуации, но «шршеляфамы» тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Москва встретила гастролёров невиданными для ташкентцев дождями. Люди настолько расслабились, живя в Ташкенте, что зонтиков в дорогу не взяли. Принарядившись в «Метрополе», призавившись и приподкрасившись, актрисы отправлялись в недолгий путь из «Метрополя» в Кремль. На подступах к Красной площади хляби небесные разверзались и стайка райских птичек моментально превращалась в мокрых куриц.
Открывались, конечно, «Историей пустой души». Пригласили гостей из разных сословий! И в первую же ночь Михаилу Мансурову внезапно стало плохо, его госпитализировали… Без Клима Самгина можно было собирать вещи и ехать восвояси. Благодаря этому спектаклю состоялись гастроли, предполагалось, что Мансуров вот-вот получит звание Народного артиста УзССР. И вот тут…
Мне было уже 14 лет и я «выходила в массовке» (участвовала в массовых сценах). Для того, чтобы пройти в здание Кремлёвского театра надо было предъявить пропуск и паспорт, которого у меня ещё не было. Молодые солдаты, караульные, всякий раз не пропускали меня в здание и чинили допрос, как, что и почему. Наверное, скучно им было. По этой причине в театр я вошла последней. Интерьеры здания были по-кремлёвски красивы в зрительской части, безупречно стерильны в артистической... Обычного закулисного сумрака и беспорядка там изначально не было, но в тот день как-будто солнце выключили вместе с электричеством. Никто не слонялся за кулисами, никто не сидел в зале, в курилке не рассказывали анекдоты… Сработал закон внутритеатральной этики, так как на сцене шла репетиция – срочный ввод на главную роль! Я всё-таки просочилась на сцену. Горел слабый дежурный свет. На сцене находился Роман Денисович Ткачук и несколько персонажей. За Ткачуком тенью скользила режиссёр Ольга Александровна Чернова с огромной кипой листов в руках. Это была роль главного героя, которую завтра вечером актёр должен был сыграть. О Ткачуке пишут много, но этот большой актёрский подвиг не вспоминают отчего-то. Драматические роли только-только стали появляться в жизни уникального актёра. Считался он комедийным. Значит никаких наработок из прошлого не было в запасе. Голый человек на голой земле!!! Я не могу описать тот ужас, то колоссальное напряжение всех сил, духовных и физических, которые испытывает актёр в такой ситуации. Репетиция шла бесконечно долго. Роман Денисович ходил по сцене с ролью, за ним Чернова с пьесой, а партнёры тихо « подавали реплики». Ткачук был бесконечно профессионален и порядочен в своём ремесле, расчётлив и отважен. И спектакль состоялся! Больше того, появился новый Клим Самгин, отличный от мансуровского. Открытие гастролей прошло с большим успехом. По просьбе театра, известный писатель Лидин записывал высказывания зрителей. Делал ли он это сам, или какие-то его помощники, я не знаю.
Сохранился черновик за подписью Евгения Лидина.( Но чтобы не перепутать Евгения Лидина с другими "Лидиными" в литературе, даю ссылку http://www.belousenko.com/wr_Gendlin.htm ) Обращение к автору с такой непростой судьбой, как Леонард Гендлин, - ещё один балл в пользу театра им. Горького. Конечно, период звериного деспотизма уже остался в прошлом, но на деле какие -то рогатки приходилось преодолевать даже при постановке пьес на эту тему. Но "Верность"( или "Чёрные птицы") Н. Погодина театр поставил первым в СССР, собирались ставить " Метель " Л. Леонова.
И вот тут обнаруживается одно загадочное обстоятельство: все комплименты адресованы Михаилу Филипповичу Мансурову, который находился в больнице. Неужели театр не проинформировал своих зрителей о срочной замене, но почему? Чтобы не испортить впечатления о первом спектакле? Боялись ли отмены гастролей? Или просто впопыхах? Конечно, в дальнейшем фамилия " Ткачук" была вписана в программки. Правда, карандашом и как-то не отчётливо… Ольга Александровна так и стояла с пьесой в руках у самого краешка кулис до конца гастролей.. В этом исключительном случае роль суфлёра она не могла доверить никому. Роман Денисович достойно сыграл Клима Самгина во всех московских спектаклях , а потом, уже в Ташкенте, «в очередь» с Мансуровым. Но в день открытия гастролей он, видимо, так и остался безымянным героем, спасшим театр.
PS. Михаил Мансуров выздоровел, слава Богу. Вожделенное звание «Народного артиста республики» получил в 62-63гг..
1.Кремлёвский театр, где проходили гастроли в июне 1962 года. Сразу за Спасской Башней.
2.Фойе Кремлёвского Театра. Работники театра, конечно, и себя увековечили.
3. Гастрольные афиши возле театра им. Маяковского. Я всё думаю, кто мог быть автором фотографий. В театре было два записных "фотомана" Равшан Абдурахманов (он спиной к нам у афиши) и Сергеев (он крайний слева), который ведал всякой машинерией.
.
4. и 5. Программка " Истории Пустой Души".
6.
7. Герои сп."История пустой души".
Алина -Клавдия Ефремова, Кутузов - Матвей Любанский, Варвара - Нина Алексеева, Лютов - Лев Колесников, Клим Самгин - Михаил Мансуров.
|