-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lelya_forever

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2011
Записей: 2174
Комментариев: 416
Написано: 2852


САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Суббота, 31 Марта 2012 г. 17:24 + в цитатник
Цитата сообщения Деревушка САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

4451030_1330326609_povysitsamoocenku453 (300x433, 27Kb)

 

Самооценка очень важна для ребёнка. Это главный стержень в формирование личности. Если самооценка адекватная, то есть ребёнок объективно оценивает свои возможности и своё место в обществе, то это уже большой шаг на пути к успешной жизни. А ведь все родители хотят именно этого - чтобы их дети были успешными и счастливыми. Но не все взрослые понимают, как вырастить ребёнка с адекватной самооценкой.

Изначально, так распорядилась природа, самооценка у детей безупречная. Но с возрастом она претерпевает  множество изменений.

Дошкольники

В дошкольном возрасте самооценка, как правило, немного завышена. И в этом нет ничего страшного, потому что ребёнок только начинает учиться оценивать себя. И родители должны это понимать. Важно запомнить, что именно с ранних лет необходимо развивать у детей положительную самооценку и чувство уверенности, потому что заниженную самооценку сложно «переделать» в адекватную.

Безусловно, родители не должны постоянно нахваливать ребёнка, даже если он с чем-то не справился. Тут важно понимать, что даже критику можно преподнести так, что не будет обидно и не навредит самооценке. Например, вместо привычных фраз - ты «не справился», ты «не старался», ты «не сделал» можно сказать - ты «справился, но», ты «старался, но», ты «сделал, но». Согласитесь, если каждый день любому человеку твердить, что у него две головы, то через год он в это поверит.

Кроме того, родители должны не только правильно строить фразы, но и создавать для детей «ситуации успеха». То есть давайте ребёнку такие задания, с которыми он сможет справиться, а не те, которые он не может выполнить в силу своего возраста. Не забывайте, что взрослые знают и умеют больше детей, поэтому им и кажется, что всё просто. Но, важно понять, что нельзя от ребёнка требовать завязывать шнурки, если он вчера научился держать ложку. Только при создании ситуации успеха дети становятся уверенными в своих силах и самооценка повышается.

К тому же, в старшем дошкольном возрасте дети придают большое значение оценкам от взрослых. Часто дети даже не ждут оценок, а активно сами добиваются их, стремятся получить похвалу, стараются ее заслужить, потому что она им крайне необходима.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте самооценка становится всё более адекватной.

В первом классе самооценка, как правило, является адекватно завышенной. Во втором классе наблюдается тенденция к переоценке себя и самооценка снижается. В третьем - у большинства детей проявляется либо адекватная, либо заниженная самооценка, а число учащихся с завышенной и неустойчивой самооценкой уменьшается.

Понять какая у ребёнка самооценка не сложно. Так дети с пониженной самооценкой склонны копаться в своей личности, выискивают в себе слабые стороны, цепляются за это и постоянно видят в себе, главным образом, плохое. А излишняя самокритичность ни к чему хорошему не приводит. У детей с завышенной самооценкой, напротив, блокиратором для развития личности является их пониженная критичность к своей персоне.

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать, что младшие школьники ещё очень похожи на дошкольников - взрослые для них являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах.

Средний школьный возраст

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение объективно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества.

Однако если в младших классах самооценка определялась учителем и родителями, то в средних классах становятся важным мнения одноклассников, и на первый план выходят не хорошие оценки, а те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Поэтому в такой ситуации задача взрослого - помочь ребёнку понять собственные ощущения и желания, подчеркнуть его сильные стороны характера. А если у ребёнка начались небольшие неудачи в обучение, то не стоит делать из ошибок трагедию. В этом возрасте ребёнок не только должен получать новые знания, ему ещё приходиться и узнавать самого себя. В связи с этим, младшие подростки остро нуждаются в уверенных, справедливых и авторитетных родителях. Они ждут от взрослых одобрения и уважения. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Он хочет, чтобы родители не только проверяли дневник, но и были в курсе его новых интересов и увлечений. Если коротко - средние школьники хотят, чтобы их принимали всерьёз.

Интерес и поддержка мотивируют подростков учиться и развиваться. А тотальный контроль - снижает самооценку, потому что именно в этом возрасте  дети обнаруживают в себе способность самостоятельно определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. И могут даже пойти на конфликт, если кто-то усомнится в их умении.

Старший школьный возраст

Старшеклассники очень ранимы - они чувствительны к критике родителей и учителей, к тому же ещё часто страдают от неразделенной любви, заняты поиском себя, а всё это может заметно понизить самооценку.  

Чтобы поддержать самооценку старшеклассника на прежнем (адекватном) уровне или повысить - необходимо помнить, что излишняя сосредоточенность на проблеме не дает положительного результата. Подростку надо объяснить, что излишняя критичность и самобичевание могут только навредить. Кроме этого, родители не должны сравнивать ребенка с его друзьями, или просто сверстниками. Особенно, если это сравнение не в пользу ребёнка.

Да, подросток уже практически взрослый человек, но это не значит, что с ним нужно вести себя, как с сорокалетним коллегой по работе. Например, даже если родители сделали шуточное замечание о его внешности, то это может вырасти в трагедию для ребёнка. Так же остро подростки реагируют на замечания, касающиеся способностей, учебы, друзей.

Вырастить уверенного в себе человека сложно, но возможно. Главное не перебарщивать с критикой - она убивает самооценку, и не переусердствовать с похвалой - она может довести до нарциссизма.

Алла Краснова

 

Источник

Полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на www.linerost.ru

Серия сообщений "ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ":
Часть 1 - Адаптация к детскому саду.
Часть 2 - О МАТЕРИНСКОМ КАПИТАЛЕ
...
Часть 28 - Детская психология. Чему учит ребенка мама, а чему папа.
Часть 29 - Часто болеющие дети: причины и решения
Часть 30 - САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ

Серия сообщений "Воспитание и развитие ребенка":
Часть 1 - Адаптация к детскому саду.
Часть 2 - Игры с пирамидкой.
...
Часть 31 - Семь способов научить детей-погодок делиться игрушками
Часть 32 - Часто болеющие дети: причины и решения
Часть 33 - САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Часть 34 - НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ В СЕМЬЕ
Часть 35 - ЦИТАТА ДНЯ

Серия сообщений "Информация для психологов, педагогов и родителей.":
Часть 1 - ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ: Как выявить физическое насилие.
Часть 2 - Детская психология. Чему учит ребенка мама, а чему папа.
Часть 3 - СНЫ. ЗАКАЖИ СЕБЕ СОН
Часть 4 - Семь способов научить детей-погодок делиться игрушками
Часть 5 - САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Часть 6 - НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДЕТСКОЙ РЕВНОСТИ В СЕМЬЕ

Серия сообщений "Психология":
Часть 1 - О чем говорит выбор цвета
Часть 2 - ПРИНЯТЬ И ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ
...
Часть 25 - Как выбраться из черной полосы?
Часть 26 - Жесты
Часть 27 - САМООЦЕНКА РЕБЕНКА В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Часть 28 - Для родителей: что нельзя говорить ребенку!

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку