-Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lazy_Mary

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2010
Записей: 10048
Комментариев: 41125
Написано: 52172


бизнес по-еврейски (11-21 правила)

Четверг, 28 Сентября 2017 г. 14:27 + в цитатник


02d726fd96b18f04ef21e0b0a8f8--kartiny-panno-kartina-evrej-schitaet-dollary (700x528, 448Kb)

Правило 11
Ограничь свой гнев, сердись только на неблагоприятные обстоятельства
Злость затуманивает разум, гнев разрушает его. Талмуд учит: когда мудрый человек теряет самообладание, он также лишается своей мудрости. Например, в книге Бемидбар описывается случай с Моше, величайшим из пророков. Бог велит ему сказать скале, чтобы она дала воду. Раздраженный постоянными жалобами евреев, Моше бьет по скале и кричит: «Слушайте же, непокорные, из скалы ли этой нам извлечь для вас воду?».
В гневе мы склонны к резким движениям и глупым высказываниям. Слово «нам» могло привести к мысли, что именно Моше и его брат сотворят чудо. Моше не хотел этого, но израильтяне могли поверить, что пророк и его брат сами боги. Моше был сурово наказан за свою вспышку гнева: Бог не позволил ему вступить в Обещанную Землю (Бемидбар, 20:12).
Можете вспомнить, как в гневе сказали что-то, а затем пожалели об этом? Если нет, у вас, наверное, очень плохая память.
Теряя самообладание, мы часто переходим на личности. Многие используют слова «вечно», «всегда» («Вечно ты все делаешь не так») и «никогда» («Ты никогда ни о ком не заботишься, думаешь только о себе»).
Такие словесные выпады расстраивают человека. Он уже не может признать вину, не подтвердив тем самым своей полной некомпетентности («Да, верно, я вечно все порчу») или эгоистичности («Да, вы правы, я эгоист до мозга костей, я думаю только о себе»).
Также важно, что эти выпады неэтичны, потому что лживы. Не может быть, чтобы человек, которого вы ругаете, был настолько плох.
Придерживайтесь правила, которое помогает контролировать эмоции (и язык): ограничь свой гнев, сердись только на неблагоприятные обстоятельства. Злись, сколько хочешь, но пусть слова относятся только к ситуации, которая рассердила тебя. В этом случае ты не скажешь ничего, что может навсегда обидеть другого человека. Слова типа «всегда», «никогда» и стремление к обобщению негативного заставляют людей говорить вещи, которые трудно простить и невозможно забыть.
Если вы вспыльчивы, постарайтесь руководствоваться мудрым наставлением еврейского поэта и философа XI века Соломона-ибн-Габриэля: «Я могу отказаться от того, что еще не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано».

Правило 12
Благосклонно судите обо всех поступках человека
Знаете ли вы афоризм: «Благосклонно судите обо всех поступках человека»? Если нет, это, возможно, потому, что зачастую неточен перевод: «Каждого судите благосклонно» или «Если сомневаетесь, решайте в пользу человека».
Такое отношение кажется необдуманным. Должны ли мы благосклонно отнестись к вору, который пытается устроиться на работу кассиром в банке? Что должна ответить женщина на предложение мужчины, последняя жена которого развелась с ним из-за побоев? Должна ли она следовать правилу «Если сомневаетесь, решайте в пользу человека»?
В действительности, верный перевод данного афоризма – «Благосклонно судите обо всех поступках человека». Другими словами, оценивая поведение другого человека, не думайте только об одном или двух плохих делах, а принимайте во внимание также все хорошее, что этот человек сделал. Например, недавно в одном журнале вышла критическая статья об Оскаре Шиндлере, где в основном рассказывалось о его волокитстве за женщинами. К тому же, до второй мировой войны Шиндлер не отличался строгими принципами в деловых отношениях.
Действительно, он обладал этими негативными чертами. Однако он рисковал жизнью ради спасения более 1150 евреев от нацистов. Его самоотверженность намного важнее всех недостатков, и мы должны принимать это в расчет.
Еврейская этика учит: если вы знаете много хорошего о человеке и неожиданно сталкиваетесь с тем, что он совершил какую-то ошибку, не спешите презирать его. Лучше попытайтесь понять, почему он вел себя таким образом. Найдите возможное извинение его поведению. Если вы не можете найти логичного объяснения, тогда решите, что это просто случайность. Не считайте это характерным для человека.


Дэннис Прагер однажды сказал, что если знаете человека достаточно хорошо, всегда можно указать пять его качеств, которые заставляют вас считать его добрым, просто замечательным, и еще пять, которые наталкивают на мысль, что этот человек зол. Мы часто несправедливо судим о людях. Если нам кто-то не нравится, мы думаем только о том, насколько он плох.
Сегодня Авраам Линкольн известен как величайший из политических лидеров Америки. Но в свое время он подвергался жестоким нападкам. Разве его характер был идеален? Отнюдь нет, но в настоящее время мы считаем людей, которые обращали внимание только на это, циниками и глупцами. Увидев алмаз, они не замечали его красоты, потому что смотрели только на трещины.
Не забывайте добра. Самое главное, будьте справедливы.
В деловой деятельности значительно чаще, чем в повседневной, проявляются определенные противоречия: возникают конфликты интересов, ведется непрекращающаяся управленческая борьба. В условиях «маркетинговых войн», «борьбы брендов» и аналогичных современных бизнес-стратегий людям не всегда удается вести себя адекватно в любой ситуации. Именно поэтому правило: «Благосклонно судите обо всех поступках человека» может оказать существенную помощь в принятии правильного решения, особенно в ситуациях бизнес-коммуникации.
Правило 13
Возвращайте утерянное
«Когда увидишь ты быкa брата твоего или овцу его заблудившимися, не должен ты отвернуться от них; возвратить должен ты их брату твоему... Taк поступай и с одеждою его, так поступай и со всякою потерею брата твоего, с тем, что потеряно будет им, и ты найдешь; нельзя тебе притворяться, что ты не видел ее».
Тора
Одна женщина нашла в комнате отдыха на заправке маленький кошелек. Там было четыреста долларов в двадцатидолларовых банкнотах.
Ситуация заставила ее задуматься. Если она оставит деньги там, где нашла, в надежде, что хозяин вернется, кто-нибудь другой может забрать их. Если отдаст кому-нибудь из персонала, тот может присвоить их себе. Поэтому она взяла деньги и оставила записку: «Я нашла кошелек. Если он ваш, позвоните мне». Ниже был указан телефонный номер. Вскоре ей позвонила женщина, которая сказала, что потеряла кошелек с деньгами. Но когда ее спросили, сколько там было денег и где она потеряла кошелек, оказалось, что та просто пытается угадать. Затем позвонил какой-то мужчина и сказал, что это был кошелек его матери, которая потеряла четыреста долларов в двадцатидолларовых банкнотах. Мать и сын пришли за деньгами. Оказалось, что они бедны и эти четыреста долларов были ее социальным обеспечением.
Пожилая женщина была очень рада и благодарна той, что вернула ей деньги.
Подобрав потерянную вещь и сделав все, чтобы вернуть ее законному владельцу, эта женщина исполнила закон Торы, процитированный в начале главы. На иврите эта мицва звучит «хшеват аведа» (возвращение потерянного). Нашедший должен вернуть вещь ее законному владельцу, поэтому женщина поступила правильно, когда не отдала деньги служащим заправки или тому, кто просто позвонил и сказал, что это его (или ее) кошелек. По еврейскому закону, необходимо объявить о том, что было найдено (например, в записке она указала, что нашла кошелек), и затем спросить об особых приметах («Сколько денег было в кошельке? Где именно вы его оставили?»). Если же у вещи нет никаких особых примет (например, долларовая банкнота на многолюдной улице), можно предположить, что хозяин уже потерял надежду ее вернуть, и нашедшему разрешается ее взять.
По еврейскому закону, присвоение вещи, которая имеет какие-либо приметы и может быть возвращена владельцу, – очень серьезный проступок, потому что это не только воровство, но грех, в котором до конца не раскаяться. Даже если потом человек пожалеет о том, что вел себя нечестно, он не сможет найти того, кому эта вещь принадлежала. Исправить уже совершенное зло будет невозможно.
Каждый из нас может однажды найти что-нибудь ценное (как, например, деньги или кредитная карточка). Слова Торы: «Возвратить должен ты их брату твоему» напоминают нам, что присвоение этих вещей не просто похоже на воровство, а является воровством.
Правило 14
Пока горит свеча
Великий мудрец Раввин Исраэль Сапантер однажды остался на ночлег в доме сапожника. Поздно ночью он увидел, как тот работал при колеблющемся свете почти погасшей свечи. Раввин Салантер подошел к хозяину дома и сказал:
– Посмотри, уже очень поздно; свеча почти догорела. Почему ты еще работаешь?
– Пока свеча горит, еще можно что-то исправить, починить, – ответил сапожник.
Четыре недели спустя люди услыхали, как Раввин повторил слова сапожника: «Пока свеча горит, еще можно что-то исправить».
Пока мы живы – пока горит свеча – мы еще можем что-то исправить. Мы можем примириться с теми, от кого отдалились, улучшить отношения в семье, подать милостыню, помочь другу организовать свое дело. Мы можем работать над своим характером и научиться быть справедливыми.
Что вы хотите исправить в своем характере? Подумайте, как это сделать.
Пока горит свеча, мы можем улучшить наши отношения, наш мир, самих себя.
Правило 15
Не «воруйте» чужие мысли
Один состоятельный человек пригласил свою родственницу в дорогой ресторан. Увидев счет, он побледнел: сумма оказалась намного больше, чем ожидалось. Заметив, что он расстроился, женщина предложила оплатить часть счета. Улыбнувшись, мужчина согласился.
На самом деле женщина была очень рассержена. Она не ожидала, что ее предложение будет принято и расценила это как предательство с его стороны. Ее сын и приемная дочь, которые услышали эту историю, поддерживали ее точку зрения. Как они объяснили: «Она просто хотела быть вежливой. Почему-то она думала, что это подбодрит его. Он не должен был принимать предложение».
По Талмуду, эта женщина могла винить лишь себя.
По еврейской этике, человек не должен предлагать что-либо, если у него есть причина ожидать отказа. Такое поведение расценивается как Гневат Даат (воровство мыслей), попытки обмануть другого человека, убедить его в том, что хочешь для него сделать больше, чем действительно намереваешься. В Талмуде можно найти несколько примеров такого обмана. Например: «Раввин Меир говаривал: «Человек не должен приглашать друга за стол, если он отлично знает, что тот откажется. Также не должен он предлагать подарки, если знает, что они не будут приняты».
Если цель вашего приглашения – показать, как вы щедры и как любите этого человека, а на самом деле это не так, вы стараетесь «украсть чужие мысли». В Талмуде есть другой пример. Не следует открывать бочонок (говоря современным языком, бутылку дорогого вина) и говорить, что делаешь это в честь гостя, если на самом деле это не так.
Еврейская этика проводит границу между обманом и тактичностью. Так, например, если гость благодарит вас за то, что вы открыли вино в его честь, вам не следует говорить ему, что вы в любом случае собирались это сделать. По еврейскому закону, если гость что-то неправильно истолковал, он сам ввел себя в заблуждение. Если вы начнете исправлять такой самообман, это может обидеть человека. Так, в Талмуде рассказывается о двух раввинах, Сафре и Раве, которые встретили на окраине города мудреца Map Зутру. «Подумав, что раввины пришли к нему, Map Зутра спросил: «Почему вы решили отправиться в долгий путь (чтобы встретить меня)?». Раввин Сафра ответил: «Мы и не знали, что ты здесь. Если бы мы знали, мы прошли бы и большее расстояние». Позже Рава спросил Раввина Сафру: «Зачем ты рассказал ему об этом? Ты поставил его в неудобное положение». Раввин Сафра ответил: «Но если бы я не сказал ему, получилось бы, что мы его обманываем». (Рава ответил:) «Нет, получилось бы, что он сам себя обманул».
Общаясь с другими людьми, мы должны быть тактичными, но честными. Если вы хотите помочь оплатить большой счет, предложите это – но только если вы действительно этого хотите. Если вы хотите оказать гостеприимство, приглашайте друзей в свой дом – но только если будете уверены, что они придут.
Правило 16
Когда не подать милостыню – величайшая милостыня
Есть восемь степеней милосердия, каждая из которых выше предшествующей. Высшее милосердие – помочь бедному еврею подарком, ссудой или предоставлением работы, или дать ему долю в деле – одним словом сделать так, чтобы он больше не нуждался в помощи других людей.
Многие думают, что знаменитое учение Маймонида о высшей степени милосердия является целиком и полностью его нововведением. На самом деле, Талмуд учит, что, по закону о Цдаке, необходимо создать такие условия, при которых человек больше не будет нуждаться совсем или, по крайней мере, в течение достаточно долгого времени. «Рабби Абба сказал от имени Рабби Шимона бен Лакиша: «Тот, кто дает ссуду (бедному), лучше того, кто дает милостыню; а тот, кто бросает деньги в общий карман (чтобы дать бедному долю в деле), лучше их обоих».
Еврейское понимание высшей степени милосердия как помощи бедному встать на ноги, чтобы он смог сам обеспечивать себя, восходит к строкам Торы и их комментарию Раввинами: «И если обеднеет брат твой и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он или поселенец, и будет он жить с тобою».
Можно объяснить слова «поддержи его» с помощью аналогии. Пока тяжело нагруженный осел стоит, один человек может схватить его (удержать от падения), и тот останется стоять. Если же он упал, пять человек не смогут заставить его снова встать.
В отличие от других религиозных традиций, Иудаизм никогда не почитал бедность: «Если собрать все страдания и боль мира (на одной чаше весов), а бедность поместить на другую, то бедность перевесит».
Давайте деньги и оказывайте помощь тем, кто беден. Это очень хорошее дело. Но если вы найдете бедному человеку работу или научите его ремеслу, которое положит конец его нищете, – это великое дело.
Правило 17
Давайте деньги в трудные времена
Даже на бедных еврейский закон возлагает обязательство отдать что-либо. Талмуд учит: «Даже человек, живущий за счет благотворительности, должен подавать милостыню». Раввины хотели, чтобы бедные чувствовали себя не попрошайками, живущими на общественные деньги, а нормальными людьми, которые, как и все остальные, помогают другим. Если бедные тоже подают милостыню, они перестают жалеть себя и начинают понимать, что кто-то еще беднее. В Талмуде рассказывается о том, как когда-то Рабби Акива и его жена были столь бедны, что спали на соломе. Утром Акива увидел соломинку в ее волосах и сказал: «Если б я только мог, я бы подарил тебе Иерусалим из золота» (золотую тиару с выгравированным на ней «Иерусалимом»). Вдруг вбежал пророк Илия, как простой смертный, и воскликнул: «Пожалуйста, дайте мне соломы; моя жена сейчас родит, а мне не на что ее уложить». Акива дал ему соломы и сказал жене: «Посмотри на этого человека, у него нет даже соломы, которая есть у нас».
Даже когда необходимость заставляет уменьшить расходы, мы не должны отказывать в милостыне. Как учит Талмуд: «Если человек видит, что ему едва хватает его заработка, он (все равно) должен подавать милостыню». Почему так выделяется именно эта мицва? Потому, что «благотворительность так же важна, как остальные заповеди, вместе взятые».
Правило 18
Всегда приветствуйте другого человека
О Рабби Йоханане бен 3aккae говорили, что никто не приветствовал его первым.
Известным сторонником этого учения был Рабби Шломо Карлибах, композитор, сочинивший сотни мелодий, которые до сих пор исполняются в синагогах, за субботним столом и на еврейских свадьбах. Наибольшую известность ему принес его музыкальный гений, но он был не менее талантлив и в выполнении заповеди «Люби ближнего своего».
В книге Итты Хальберштамм Мандельбаум «Праведный брат» собраны интересные случаи из жизни Рабби Шломо, рассказанные его друзьями и знакомыми. Однажды Реб Шломо ехал на концерт в Пенсильванию. Поездка была долгой, и, пообщавшись несколько минут, Карлибах попросил прощения. Он хотел немного помолчать и почитать Талмуд. Как потом вспоминал собеседник Рабби:
«Было видно, что он очень боялся обидеть меня и показаться неучтивым. Я знал, насколько напряженной была его жизнь и как редко ему выпадала возможность уединиться для изучения Талмуда. Поэтому я заверил его, что совсем не возражаю. Его глаза были полны восторга, когда он открыл Талмуд и погрузился в его изучение. Он был так поглощен чтением, что не замечал ничего вокруг... Тем не менее каждый раз, когда мы останавливались, чтобы оплатить проезд, он закрывал Талмуд, смотрел в глаза сборщику денег, улыбался и говорил несколько дружелюбных слов. Даже если сначала служащий был в плохом настроении и вел себя грубо, увидев улыбку Рабби и поговорив с ним, он становился другим человеком. Когда мы вновь отправлялись в путь, Реб Шломо возвращался к Талмуду и прерывал чтение каждый раз, как мы останавливались. Несмотря на то, что текст занимал все его мысли, он не пропустил ни одной остановки, ни одного служащего. Свет Рабби Шломо коснулся и озарил каждого из них».
Конечно, сборщики платы за проезд были не единственными, кого приветствовал Рабби Шломо. Даже уличные нищие не были исключением. Каждый, кто приходил в его синагогу в Манхэттене, чувствовал себя особенным. Итта Хальберштамм Мандельбаум вспоминает, что Шломо всегда говорил ей доброе слово, когда они встречались. Как пишет Мандельбаум: «Неважно, что я только что слышала, как он точно так же приветствовал три сотни человек. Его озаренное светом лицо излучало неподдельную искренность, и я чувствовала тепло его безграничной любви».
Говорите «Здравствуйте» или «Доброе утро», это создает теплые отношения между людьми, которые могли бы, в противном случае, даже не общаться друг с другом. В замечательной книге Яффы Элиаха «Хасидские рассказы о Холокосте» есть история о хасидском раввине, жившем в Данциге в 1930 году. Каждое утро он выходил на прогулку и приветствовал каждого мужчину, женщину или ребенка теплой улыбкой и сердечными словами «Доброе утро». Прошли годы, рабби перезнакомился с большинством жителей города... и всегда приветствовал их, называя по имени. За городом была ферма. Проходя мимо нее, рабби здоровался с хозяином:
– Доброе утро, герр Мюллер.
– Доброе утро, герр Раббинер, – отвечал тот.
Когда разразилась вторая мировая война, рабби перестал ходить по городу, а герр Мюллер присоединился к СС. Рабби потерял семью в лагере смерти «Треблинка», его депортировали в «Освенцим». Однажды еврейских заключенных поделили на две группы. Они проходили мимо нацистского офицера. Одним он командовал идти налево, в газовые камеры, другим – направо, их ожидал рабский труд. К тому времени рабби, страдавший от голода и болезней, был похож на «ходячий скелет».
Когда он подошел поближе, голос, направлявший людей направо или налево, показался ему знакомым. Вскоре он увидел лицо человека, посылавшего людей на смерть или оставлявшего их жить. Поравнявшись с офицером, рабби услышал собственный голос:
– Доброе утро, герр Мюллер.
– Доброе утро, герр Раббинер! – был ответ, – Что вы здесь делаете?
Ничего не сказав, рабби печально улыбнулся. Через мгновение герр Мюллер поднял хлыст и указал рабби направо, жить. На следующий день рабби был переведен в лагерь с более легким режимом и, в результате, дожил до конца войны.
Как говорил рабби Яффа Элиах: «Вот какой силой обладает приветствие «Доброе утро». Человек всегда должен здороваться с ближним своим».
Хотя для делового мира характерны определенные нормы и правила делового общения – бизнес-этикет – искренняя доброжелательность, если она свойственна человеку, будет восприниматься собеседниками или партнерами на подсознательном уровне.
Правило 19
Еврейская этика речи: что такое «ляшон а-ра»?
Клевета и злословие лживы. Все знают, что это безнравственно и, в общем-то, незаконно. Однако очень многие не видят ничего аморального в злых словах, если они правдивы.
По еврейскому закону, это неверно. На иврите запрещенная речь о ком-либо называется «ляшон а-ра» (буквально – «злой язык»), и сюда относят любые высказывания, которые, хотя и правдивы, могут принести вред человеку.[1] Так, нельзя рассказывать знакомым, что такой-то ест, как свинья, неразборчив в связях и ленив, даже если это правда.
Иногда сложно придерживаться этого строгого правила. Даже в Талмуде признается, что практически каждый, по крайней мере, один раз в день нарушит этот закон этики речи. Тем не менее те, кто старается следовать этому учению, вскоре начинают отзываться о других людях гораздо благосклоннее.
Сплетничая, многие из нас нарушают Золотое Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой». Например, вы случайно услыхали, как кто-то говорит о вас. Что бы вам меньше всего хотелось услышать? Как обсуждают недостатки вашего характера или интимные подробности жизни? Но когда мы говорим о других, то почему-то обсуждаем именно это.
Не рассказывайте людям то плохое, что слышали о них.
Одна девушка долго мечтала, что старший брат заменит умершего отца на свадебной церемонии. Однако сестра передала ей слова брата: «Кэрол – очень милая девушка, но Дэвид намного образованнее. Она скоро наскучит ему». Кэрол обиделась. Она больше не хотела, чтобы брат вел ее к алтарю и сейчас, по прошествии многих лет, они почти не общаются.
Через некоторое время ее сестра сказала, что ненароком «проболталась», но Кэрол имела право знать, какого мнения о ней брат.
Многие из нас оправдывают свое поведение такими словами. На первый взгляд, это логично. Разве мы не должны знать, что говорят о нас за глаза? Но как можно судить об отношении брата по одному высказыванию? И сестра никогда не старалась передать ей все то хорошее, что говорил о ней брат. Да, его слова были злыми, но почти каждый из нас иногда резко отзывается о тех, кого любит. Как говорил Б.Паскаль, великий философ XVII века: «Я считаю неопровержимым следующий факт: если б только люди знали, что о них говорят другие, в мире не было бы и четырех друзей».
Марк Твен подчеркивал, что плохие слова могут принести много боли: «Чтобы задеть вас за живое, ваш враг должен объединиться с вашим другом. Один будет клеветать на вас, другой – рассказывать вам об этом».
В Торе говорится, что неправильно передавать людям все плохое, что о них было сказано. Сам Бог воздерживается от этого. Брейшит рассказывает о трех ангелах, пришедших в дом Авраама с важной новостью: Сара, престарелая жена его, родит ему первенца. Услышав это, Сара рассмеялась, сказав: «После того как я состарилась, помолодею я? Да и господин мой стар». Господь явился Аврааму и спросил: «Отчего смеялась Сара, сказав: «неужели я действительно рожу? Ведь я состарилась».
Раввины были поражены тем, что Бог сказал, и тем, о чем он умолчал. Передавая мысль Сары, он опустил последние слова «Да и господин мой стар». Авраам действительно был стар, но Бог опасался, что Авраам будет возмущен словами Сары.
Поэтому Раввины, писавшие Талмуд, пришли к выводу: «Как важен мир между людьми! Ведь ради него даже Бог смягчает правду».
Конечно, в некоторых случаях бывает необходимо рассказать человеку, что о нем говорят. Например, вы слышите, что кого-то незаслуженно обвиняют. Вы не только должны выступить в его защиту, но и предупредить человека, которого оклеветали. Но такие случаи редки. Без серьезных причин не разрешается рассказывать о плохом.
Еврейская этика запрещает ложь, но вам разрешено сказать не всю правду, когда кто-либо спрашивает: «Что такой-то говорил обо мне?». Если вы знаете, что ваш ответ обидит человека или вызовет злость, вы можете опустить некоторые детали. Так сделал Бог во время разговора с Авраамом. Если спрашивающий продолжает настаивать, вы можете ответить, что ничего плохого не было сказано. Проще говоря, мир намного дороже правды, за исключением тех случаев, когда для правды есть веская причина.
Правило 20
Цдака – это больше чем просто милостыня
В Америке можно услышать историю о том, как однажды жена спросила Кэвина Кулиджа, славившегося своей неразговорчивостью, о чем говорил священник на проповеди?
– О грехе, – был ответ.
– А что же он сказал?
– То, что это плохо.
Вы можете спросить, что еще можно рассказать о цдаке, кроме того, что это хорошо. Здесь мы встречаем те же сложности, что и тот священник.
Если мы обратимся к священным книгам иудаизма, то обнаружим, что необходимо сказать еще очень многое.
Прежде всего, цдака – это не просто милостыня. Английское слово «милостыня» происходит от латинского caritas («от сердца») и означает «добровольное пожертвование». Если человек не подает милостыни, его можно назвать «немилосердным», что неприятно, но не дает оснований для наказания в законодательном порядке.
Слово «цдака» происходит от «цедек» (на иврите «справедливость»).
Иудаизм требует, чтобы люди были справедливы в делах. «К правде, к правде стремись», – велит нам Тора. Сотни веков спустя Талмуд учит: «Цдака равна всем заповедям, вместе взятым».
Предоставляя цдаку для бедных, действуешь справедливо; утаивая – совершаешь не только скверный, но и противозаконный поступок. В течение всей еврейской истории, во времена самоуправления еврейских общин, евреи давали цдаку так же, как сейчас платят налоги.[2]
Впервые сказано давать цдаку в Торе. Дварим предписывает евреям предоставлять для бедных десятую часть дохода каждые три года и еще часть урожая каждый год. Тора также учит щедрости духа:
«Если же будет у тебя нищий, из братьев твоих... то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрывай ему руку свою...». И дабы дающий не уставал от частых просьб бедных, Тора напоминает ему: «Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей».
После того как был разрушен Храм и перестали ежегодно собирать десятую часть доходов для поддержания первосвященников, еврейский закон обязал отдавать эту сумму нуждающимся.
Почему закон четко определяет, какую именно долю дохода жертвовать в пользу бедных? Возможно, потому, что в противном случае люди давали бы меньше, чем необходимо. Действительно, десятки миллионов американцев жертвуют на благотворительность менее трех процентов дохода, многие не делают этого совсем. Хотя и предпочтительнее, чтобы цдака давалась от доброты сердца, ожидание, когда же оно подскажет отдать не менее десяти процентов дохода, может продлиться очень долгое время. По наблюдениям Дэнниса Прагера, Иудаизм учит: «Пожертвуй десятую часть. Если твое сердце последует этому – замечательно. Тем временем, в любом случае, свершается добро».
Предложение: если сейчас вы жертвуете на благотворительные дела менее десяти процентов, попробуйте в этот год отдать на один процент больше (например, если вы жертвовали четыре процента дохода, отдайте пять). Несмотря на то, что сделать это может быть сложно, вы испытаете глубокое удовлетворение, ибо совершили больше добра.
Правило 21
Когда следует paccказать то, что слышал?
Еврейский закон запрещает распространение слухов.
Но это слишком строгое требование. Например, что, если друг рассказывает вам о своих планах доверить деньги финансовому менеджеру, о котором ходит плохая слава? Или вы слышали, что работа вашего друга под угрозой? Или вам стало известно, что ваш друг лечится у врача, который некомпетентен?
Некоторые скажут: вы не можете знать, верна ли эта информация. Следовательно, вы не должны об этом рассказывать. Другие постараются убедить, что это неверно с моральной точки зрения. В конце концов, вы не знаете чего-то наверняка, но требует ли это, чтобы вы стояли в стороне и смотрели, как ваш друг теряет деньги или рискует здоровьем и может стать жертвой небрежности врача?
Можно найти «золотую середину»: рассказать другу о том, какие ходят слухи и упомянуть, что это еще не факт. Например, в случае с финансовым менеджером посоветуйте другу: «Перед тем как доверить деньги такому-то, проконсультируйся у тех, кто уже пользовался его услугами. Я слышал о нем нелестные отзывы. Не знаю, можно ли этому верить, но было бы наивно не обращать внимания на то, что говорят другие».
Необходимо указать на то, что слухи – это непроверенная информация и вашему другу следует выяснить все детали. Так вы сможете защитить вашего друга и не нанесете вреда репутации менеджера.
Еврейские традиции учат нас: есть два способа распространения непроверенной информации – этичный и неэтичный.

Рубрики:  мои евреи
искусство быть собой
полезные советы
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку