-Приложения

  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lazy_Mary

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.05.2010
Записей: 10048
Комментариев: 41125
Написано: 52172


новый год и крещение в тифлисе 19 века

Среда, 21 Января 2015 г. 10:36 + в цитатник
художник Оскар Шмрлинг

художник Оскар Шмерлинг

А. Бахутов
«Путеводитель по городу Тифлису с историко-этнографическим очерком и планом города»
Тифлис. типография «Шрома». Мухранская ул. №12.
1913 г.

За два дня до наступления Нового года в грузинских и армянских семьях генеральная уборка и вытряхивание ковров. Желая встретить гостей в день Нового года радушно, хозяйка дома хлопочет над приготовлениями сладостей. Она заранее закупает миндаль и грецкий орех, режет на мелкие кусочки и сушит. Накануне Нового года варят мед, затем опускает миндаль или грецкий орех в него и мешает, получается так называемый «гозинаки», после раскладывает по тарелкам и в нарезанном виде подает гостям.
Угощая гостей, она желает им состарится так же сладко, как сладки гозинаки и варенья.
Грузины и армяне придают большое значение первому пришедшему с поздравлениями. Его нога счастлива или несчастлива для семьи в зависимости от того, как пройдет весь год.
В случае, если год будет невеселым для семьи, то они будут проклинать его приход.
Не так давно наступление Нового года встречалось ружейными выстрелами, а день Нового года оглашается звуками зурны и органа.
У грузин пеклись хлебы разной формы, особенный хлеб с человеческой фигурой, предназначался св. Василию Великому, в память которого собственно и пекли его, он называется «басила» или «бАцила».
Каждый хлеб имеет свое значение, но все они служили хлебом счастья.
Старший в доме рано утром в день Нового года выходил на двор, забирал полено и вносил в комнату на счастье семьи. Затем будил всех и угощал их с подноса лакомствами.
Еще накануне хозяйка заполняла поднос вареньем, «гозинаки», конфетами и обставляла кругом свечи.
При угощении старший в доме выражал пожелание, чтобы весь год был обильным благами жизни, как обилен поднос.
В некоторых грузинских семьях придерживаются еще этого обычая.

წყალკურთხევა, თბილისი, 1890 წელი

церемониал Крещения в Тифлисе 1890 г. из архива И.Гришашвили.

С. Кишмишев «Тифлис 40-х годов», напечатано в газете «Кавказ» в 1894 г. №№ 52,50,64

Немало народа привлекал 6-го января иорданский праздник. Иордан как православный, так и армяно-григорианский устраивали на Куре, причем в 30-х годах первую на Песках левого берега, в вторую всегда на правом берегу большого рукава, недалеко от Ванкского собора. При постройке Иордани на Песках совершалась в Сионском соборе литургия, по окончании которой процессия направлялась мимо Темных рядов, по малому Винному подъему, через Татарский мэйдан к первому Авлабарскому мосту, далее у Метехского подъема сворачивала на Пески, ныне застроенный духанами и постоялыми дворами и пр. Процессию ожидал весь тифлисский гарнизон, несметная масса народа, покрывающая балконы, крыши нынешней песковской улицы и строения противоположного берега. После погружения креста, при громе орудий из Метехского замка, кропили знамена святой водой; сотни людей несмотря на холод и ненастье, кидались в Куру, пускали голубей, праздник по-истину выходил торжественным, особенно, в ясные дни.
В начале 40-х годом место для иордани было избрано на левом берегу Куры, напротив нынешнего Казенного театра, на пустыре с несколькими там и сям раскинутыми садами, где ныне примостились лесопильные заводы, рядом со старым домом, принадлежавшим Варламовым, к котором в конце 30-х годов помещался первый и последний сахарный завод, и недалеко от набережной с многоэтажными домами, в то время не существовавшими.
Литургию совершали в корпусной церкви, находившейся на месте настоящего здания инженерного окружного управления; процессия двигалась по Мадатовской площади (теперь нижний Александровский сад), и возле бывшей мельницы Вартанова, по устроенному ежегодно в зимние месяцы саперами 1-го Кавказского саперного батальона мосту, переходила на левый берег, и под сенью красовавшейся иордани совершалось водоосвящение.
С устройством Михайловского моста в 1851 г. торжество начали устраивать там, где и теперь. Праздник иорданский как православный так и армяно-григорианский был событием радостным для народа. Только грудные дети и старики оставались дома.

нижняя часть Александровского сада

нижняя часть Александровского сада

Маджд-Ос-Салтан «Описание города Тифилиса» (1894 г.) написано на персидском языке в 1971 г. переведено на грузинский язык. 

Немного об авторе этих записок. Персидский путешественник, генерал Маджд-Ос-Салтан был одним из последних представителей династии Каджаров. В 1894 г. путешествовал по Кавказу и несколько месяцев провел в Тифлисе. Оставил очень интересные записки о своем путешествии. В 1903 г. он окончательно поселился в Тифлисе и перевез сюда семью, так как считал, что «в нашей стране (Персии) в настоящее время совершенно отсутствуют условия для получения должного воспитания и образования». 

В своих записках он так описывает церемонию Крещение, которую он наблюдал будут в Тифлисе.

Этот праздник продолжается несколько дней со всеми подобающими Крещению церемониями. В этот время все участники собираются в Тифлис. На берегу реки ставят много красивых деревянных комнат-купален, с этой же стороны аллея украшена знаменами от начала до конца моста. В конце моста поставлен деревянный зал, который украшен разноцветными, как государственными так и церковными знаменами.
В назначенное время почти весь Тифлис выходит на улицы.
Собирается столько народу, что невозможно передвигаться по городу.
Из комнат церемония не видна, поэтому большинство горожан выходит на балконы, хотя полиция это и запрещает. Большое скопление народа на балконах может вызвать их обрушение и от этого могут пострадать люди. Поэтому на балконы выходить запрещено. Но разрешено находится на тех балконах, которые проверили инженеры и сочли их безопасными.
Каталикос окунает крест в реку и первыми святой водой окропляет представителей знати, затем простых солдат. Привыкший к холодной воде народ заходит прямо в воду. Народ на другом берегу реки с головы до ног обливает себя святой водой плошками.
Крещение у армян проходит в другое время и отличается от русского религиозного церемониала, поэтому здесь были только грузины.

Н. Квезерели-Копадзе Мосты Тбилиси. Тб. 1961.

Мухранский мост.

Мухранский мост

Мухранский мост

В те времена, когда Мухранского моста еще не было. а в этом месте была только паромная и лодочная переправа, немного выше того места, где сейчас находится мост, каждый год строили временный мост, который часто уносило при наводнении.

паромная переправа до строительства Мухранского моста

паромная переправа до строительства Мухранского моста

В те времена, каждый год, 6 января, для празднования Крещения от Ванского собора до т.н. Мадатовского острова строился 21-метровый временный деревянный мост. До главного русла реки так же строили деревянный помост, с которого опускали в воду крест.
В 1892 г. 6 января, когда армянские священнослужители уже закончили церемонию освящения воды и возвращались назад в Ванскский собор, мост не выдержал тяжести большого количества людей, находившихся на нем, и проломился. Больше 500 человек, мужчин, женщин, детей и стариков с 8-9 метровой высоты упали в воду. Глубина воды в этом месте превышала 6,5 метров.

мост, обрушившийся у Ванского собора

мост, обрушившийся у Ванского собора

Несмотря на быстро проведенные спасательные работы, больше 50-ти человек все же не удалось спасти. Очень многие получили увечья. После трагедии еще 3-4 дня на берег выносило трупы, главным образом, детские.
Пострадало и несколько полицейских, которые пытались препятствовать хаосу и панике на мосту.
Проведенное расследование установило, что ширина временного деревянного моста была приблизительно 5 1/2 места, без перил, а доски были постелены без креплений. К тому же многие доски были уже прогнившие.
Такая же трагедия на этому месте, но с меньшими жертвами случилась в 1882 г.

https://tamartavadze.wordpress.com/

Рубрики:  Тбилиси
праздники и традиции
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку