еврейская жизнь в местечках (продолжение) |
Старый еврей с книгами. Варшава.
Еврей из Галиции
Студенты иешивы, Варшава, 1926
Даже после конца учёбы ученики иешивы продолжают обсуждать пройденое, Мукачево
Певец хасидского хора из Мукачево
Женский руководящий состав Талмуд-Тора в Орле (Польша). 1930-е
Булочная в Кракове, 1930-е
Домохозяйки несущие чолнт(?) для установки в духовке пекаря на шабат (это была общественная печь, которой могли пользоваться те у кого не было своей). Белосток, 1932
Старая миква. Залещики(сейчас это Тернопольская обл. Украина). Миква это такой резервуар с водой, что-то вроде небольшого бассейна, для ритуальных омовений. Каждая женщина была обязана в определённый день сразу после месячных проходить обряд "очищения" в микве. Но с учётом того что вода в микве очень редко менялась и современными дезинфицирующими средствами в то время не располагали, то эта процедура кажется крайне неприятной и негигиеничной.
Уборка и сушка белья перед Песахом в одном из местечек
Осколки этой цивилизации по сей день разбросаны по Украине, Беларуси, Литве, Польше. Один из таких осколков - городок Шаргород в Винницкой области, который считается одним из самых хорошо сохранившихся еврейских местечек. Евреев тут давно уже нет, но сохранились улочки и домики, а также старейшая синагога Украины. Вот так сейчас выглядят улочки бывшего штетла с некоторыми домами, сохранившимися ещё с давних времён:
Это главная площадь штетла:
Домики вдоль склона. Ведь что-то в их облике правда есть иное, не украинское. По сути сельские хаты - но поставлены в ряд, как городские:
С площади видна синагога:
Синагога в Шаргороде - на самом деле уникальный памятник. Во-первых, она старейшая во всей Украине (1589). Во-вторых, это храм-крепость, входивший в систему городских укреплений (о чем напоминают дозорные башенки). Ну а в третьих чисто визуально это пожалуй самая красивая синагога Украины:
Свои функции она меняла не раз. При турках это была мечеть, при Советах и ныне - заводской цех. Впрочем, сам завод уже был заброшен.
Сбоку к синагоге примыкает хедер (аналог церковно-приходской школы):
Домики под синагогой - еврейские просто донельзя:
Штетл очень маленький - буквально площадь, улица и кварталы вдоль них. Впрочем, оно и немудрено - ведь это по сути село с городской плотностью застройки. Сами по себе дома мало отличаются от украинских хат - но именно их необычайно плотное расположение и отличает еврейское местечко от села:
Ставни и двери у домов ещё родные:
И в завершении темы предлагаю посмотреть несколько работ еврейских художников, изобразивших на своих полотнах жизнь в штетле.
Борис Дубров. Еврейское местечко.
Борис Дубров. Колодец в местечке.
Борис Дубров. Музыканты
Местечко Острополь
Борис Шапиро. Свадьба
Ещё одна работа Бориса Шапиро, без названия (не нашла)
Елена Флёрова. Свадьба в местечке.
Елена Флёрова. Дед и внук у окна.
Елена Флёрова. Моление при луне.
Марк Шагал. Дом в местечке Лиозно.
Марк Шагал. "Полёт"
Посмотреть полностью:http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/78766_evreyskaya-zhizn-v-mestechkakh
Рубрики: | мои евреи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |