Всякое в жизни бывает и очень часто...
Дневник Владимира ЛАРИОНОВА
Дмитрий Быков: «Слава Богу, что люди уходят с моего концерта! |
Фирменные шорты ниже колен, сандалии с открытыми пятками, кудряшки Аполлона, добродушный взгляд — ну вылитый Карлсон, на такого и обижаться не станешь! А между тем обидеться есть на что. Мало кто в современной России столь же откровенно и остро реагирует на злободневные глупости, посланные нам вдоль всей вертикали власти.
Метки: Быков |
Спасибы |
Что мне в последнее время прислали и лично из рук в руки подарили-выдали.
Геннадий Прашкевич:
maniaizodessy:
yusta_ya:
Таня Гринфельд:
bvi:
gevorkyan:
:
Андрей Тужилкин:
stenivik*:
velobos:
gleb_gusakov:
Огромное спасибо всем моим благодетелям!
Метки: спасибы |
Марина Козлова. Бедный маленький мир |
Рецензию на эту книгу я так и не написал (ничего не успеваю…), размещаю здесь хотя бы эти наброски.
Не бросающаяся в глаза вишнёво-коричневая обложка, правда, если присмотреться, с симпатичным рисунком, незнакомый автор… Почему я всё-таки обратил внимание на эту книгу? Сам не знаю… Уважаю умные книжки? Так я ведь только в процессе чтения узнал, что книга умная. Интуиция? Что есть, то есть. В детстве, запуская руку в любую макулатурную гору, я, не глядя и безошибочно извлекал любимую мною фантастику, а в пору книжного дефицита семидесятых в любом провинциальном книжном магазине уверенно подходил именно к той полке, где пряталась случайно втиснутая между бессмысленными томами застойной литературы фантастическая книжка. Я тогда обожал букву «Ф», я физически чувствовал её присутствие, словосочетание «фантастический роман» на титульном листе приводило меня в трепет, наверное, советские издатели догадывались об этом, потому что иногда (например, в сборниках научной фантастики издательства «Знание») они размещали огромную букву «Ф» прямо на обложке. Деньги, выданные мамой на обеды, я щедро тратил на обладание этой буквой. Но я отвлёкся.
«Бедный маленький мир».
Что это?
Интеллектуальный фантастический детектив?
Политический детектив?
Любовный роман?
Очень хороший, умный язык. Мощная, магическая книга.
Надо будет проследить за автором…
Актуальная книжка: «Вы представить себе не можете, как важно богатым и очень богатым людям вкладывать деньги в социальное и гуманитарное проектирование. Как им важна игра и тайна. У них же после первых десяти миллионов что-то с головой происходит. Они начинают желать изменить мир. Идеалисты…»
Изящная книжка: «Только настоящие психи могут быть настоящими волшебниками, остальных реальность крепко держит за яйца». :))
Практически незамеченная книжка, незаслуженно обойдённая вниманием (попала, правда, лонг-лист «Нацбеста-2011»)... Возможно, проблема в том, что она была издана где-то в щелочке между годами: в некоторые списки жанровых (фантастических) премий 2010-го года не вошла, потому как появилась в конце года, а в 2011-ый уже не попала. К тому же, и автор не очень известный ("Бедный маленький мир"- вторая книга Козловой), и роман внесерийный (это тоже не способствует продвижению).
Непременно стоит прочесть, но надо иметь в виду, что начало (два-три десятка первых страниц) может показаться несколько сумбурным. Автор не старается плавно ввести читателя в курс дела, а погружает в уже существующую событийную атмосферу, действие не начинается здесь и сейчас, а уже давно идёт в нескольких местах и временах. Всё это не мешает умному читателю поймать нерв романа и вместе с автором разбираться, что же на самом деле происходит.
Поскольку номинационные премиальные списки, в составлении которых я каким-либо образом участвую, мною рассматриваются не как подборки наименований произведений, которые хаваются без участия головного мозга, а как перечни рекомендуемой к чтению хорошей литературы, роман Марины Козловой я с удовольствием включил туда, куда ещё можно было успеть его вписать...
Рекомендовал бы вот этот отзыв, во многом совпадающий с моим восприятием книги Козловой.
Интервью Марины Козловой, в котором идёт разговор о романе - здесь.
Метки: мои отзывы Козлова |
Фото с Конгресса фантастов "Странник-2012" |
Фото со "Странника-2012" (Владимирского, Авильченко и немножко моих):
http://foto.rambler.ru/users/lares/albums/54762182/
Метки: Странник-2012 |
Шаттай-Болтай #4 (53), 2011 |
Содержание номера
СЛОВА
Олег Демин «Слезы вепра»
Юрий Хабибулин «Тысс»
Оксана Харченко «Страховка»
Тамара Луговая «Крестики-нолики»
Сергей Звонарев «Сердце человека»
Альберт Шатров «Дорога на Марс»
ТЕХНОЛОГИЯ ЗАВТРА
Ольга Кавеева «Электрические или ядерные?»
ДЕБЮТ
Наталья Кобзарева «Настоящие»
Роман Дудкин «Специал-идиот»
ПЕРЕСМЕШКИ
Юрий Погуляй, Константин Кривцун
«Крадущаяся елка, затаившийся заяц,
или Сказка для самых маленьких»
Леонид Шустерман «Дух фон Ноймана»
ОТРАЖЕНИЯ
Александр Кошара «Жанровая ниша заполняется...»
Юрий Астров «Без Чапаева... и с ним»
Валерий Окулов «Традиция»
Валерий Окулов «Путь прозрения, или Туда и обратно»
Валерий Окулов «С ним не заскучаешь!»
Владимир Ларионов «Сколько жизней стоит жизнь»
Евгения Блинчик «Вечная история, или Я не боюсь вампиров»
Стэн Диш «Повторение повторенного»
Сергей Неграш «Герои бывают разные»
ЗАБЫТЫЕ МИРЫ
Анатолий Фоменко «Тайна Млечного пути»
ФИЛАТЕЛИЯ
Юрий Зубакин«Легенда о Трёхглазом Мозгососе»
ОБЛОЖКА
На первой странице иллюстрация Александра Галаганова
к рассказу Альберта Шатрова «Дорога на Марс»
Третья страница – приложение к рубрике «Филателия»
Четвертая страница – расписные камни Натальи Барашковой
В оформлении журнала использованы рисунки
Марка Андреева, Александра Галаганова, Вадима Жукова,
Натальи Мальцевой, Татьяны Скидановой.
Технический редактор А.Тужилкин
Корректор О.Павлова
Метки: Шалтай |
Забавно получилось |
Забавно получилось: меня поздравляют под картинкой премии "Странник", которую я положил в ЖЖ перед отъездом на Конгресс фантастов. Изображение я выложил просто так - дескать, на "Странник" уехал. Про премии при этом вообще не думал..
А на Когрессе меня действительно наградили, произвели в "Рыцари фантастики", вручили меч-катану с формулировкой: "Лауреатом премии "Рыцарь фантастики" за создание первой ленинградской конференции клубов любителей фантастики"ФантОР" стал Владимир ЛАРИОНОВ.
Тем, кто поздравил - спасибо!
Теперь перед отъездом на "Интерпресскон" выложу в ЖЖ снимок премии "Бронзовая Улитка" Бориса Стругацкого...
Под катом фото В.Владимирского:
Ещё его фото: http://vk.com/album7638100_156535660
Метки: Странник-2012 мои премии |
Прижизненные авторские сборники Севера Гансовского |
Метки: Гансовский моя библиотека |
Марина Степнова |
Марина Степнова - автор семейной саги "Женщины Лазаря" (2011), вошедшей в этом году в шорт-лист Нацбеста. О "Женщинах Лазаря", которые меня весьма впечатлили, я написал несколько строк в прошлом году, а вот её мало кем замеченный дебютный роман "Хирург" (2005) с трудом раздобыл лишь вчера...
Недавнее интервью Марины Степновой:
АВТОГРАФЫ НА ПЛОЩАДЯХ НЕ РАЗДАЮ
В нём, в частности, Степнова хвалит Андрея Рубанова и его книгу "Боги богов" и книгу Сергея Кузнецова "Живые и взрослые". А ведь я и о них писал. Начинаю понимать, почему мне вдруг понравилась Степнова - у нас с ней вкусы одинаковые. :))
Ещё интервью Степновой здесь.
Метки: Рубанов Кузнецов Степнова |
Год Стругацких |
"...И видя, что движение к миру их идеала, «миру, в котором им хотелось бы жить» явно начинает тормозиться – писали и о том, что мешает к нему двигаться – и о том, в какой ловушке можно оказаться испугавшись движения к нему. Отсюда целый ряд их антиутопий – их «Проклятые миры»: Саракш, Гиганда, «Град обреченный».
Последний они написали, находясь по их словам, в состоянии идеологического вакуума, опасаясь, что до создания коммунизма – далеко, но не считая возможным «принять буржуазную идеологию, осознавая ее ущербность». И написали его об ужасе существования в деиделогизированном мире. Кстати, уже в прошлогоднем интервью на вопрос о том, с каким из их Миров он соотнес бы сегодняшнюю Россию, Борис Стругацкий ответил: «С миром Фрица Гейгера». - Это «Град обреченный» в той стали, когда его безумие и распад прекращены твердой рукой совершившего переворот автократора, установившего порядок, накормившего жителей. Справившегося с влившимися на Град катастрофами – но как понимает сам Фриц – в котором явно что-то не в порядке. Потому что нет целей. Нет смыслов. Нет искусства и ценностей.
И тот, кто однажды испугается идти вперед и вверх, идти в Будущее – будет обречен идти по кругу – зажатый между скалой и обрывом – и никогда никуда не придет.
А Будущее – оно, по мысли Стругацких, может оказаться совсем не таким, каким мы были готовы себе его представить – и еще нужно уметь его узнать.
Борис Стругацкий не скрывает, что последние двадцать лет он сознательно голосовал за самые рыночные партии – считая, что рынок нужен, чтобы обеспечить материальное изобилие. Но он никогда не скрывал и того, что не считает материальное изобилие главным – потому что если не будет «высокой теории воспитания», способной воспитать Нового Человека – то человек Мира Потребления – так и останется либо «желудочно-неудовлетворенным кадавром», жадно, пока не лопнет, пожирающим селедочные головы – либо станет «гением-потребителем» - который хочет всего и сразу - и в этом стремлении, соединенном с всемогуществом – готов уничтожить мир.
И, как он сам писал в последние годы – «Идеалы остались прежними» - как и полвека назад: Мир Полдня, в котором живут свободные и добрые люди, ни от чего не способные получать больше радости и наслаждения, нежели от своей работы. От любимого труда. Сущностно – это куда ближе к исходным представлениям классиков коммунизма, чем многие трудно читаемые абзацы более поздних партийных документов. И как коммунистические мыслители – Стругацкие ни в чем не уступают ни Мору, ни Кампанелле. И, по большому счету, во временном отношении после Маркса, Энгельса, Ленина (Кто-то скажет, что Сталина, кто-то – не согласится) – Стругацкие самые крупные коммунистические мыслители в истории.
Но дело даже и не в том, коммунисты они или либералы. Дело в том, что это величайшие мыслители, причем родившиеся и творившие в нашей стране. И один из них – к счастью жив. Ему исполнилось 79 лет – и нужно сказать то, что есть на самом деле – и отрыто признать их великими политическими философами, а не только писателями-фантастами.
И найти способ публично хотя бы к его 80-летию публично и официально отпраздновать этот юбилей, как национально значимую дату нашей страны, возможно – объявив 2013 год годом Братьев Стругацких."
Полностью здесь: Сергей Черняховский. Несть пророка
Метки: АБС БНС |
Про Курица |
Ну и заодно процитирую смешной для меня, но малопонятный для других фрагмент из повести Севера Гансовского "Побег" (по изданию 1988 года в авторском сборнике Гансовского "Инстинкт?"):
"Перед самым вечером меня здорово укусил Куриц - животное размером с курицу и на неё похожее, но без перьев, всё покрытое чешуёй. Странно, что столь мелкая тварь нападает на такого большого."
Слово "Куриц" Гансовский везде пишет с большой буквы. Этот Куриц и дальше доставляет герою повести массу неприятностей, пока его не раздавит тираннозавр.
Ещё одно совпадение? :))
Интересно, как наш реальный Лёня Куриц поживает? Где он сейчас?
Метки: Гансовский Куриц |
Известное неизвестное? |
В повести Севера Гансовского «Шаги в неизвестное» (1961) действие происходит «в районе Лебяжьего», см. с.4. (Цитирую и привожу страницы по изданию С.Гансовский. Шаги в неизвестное. – М.: Детгиз, 1963). Это довольно близко к тем местам, где я сейчас живу. Правда, на с. 42 какая-то неувязка с топографией: герой идет от посёлка к Финскому заливу, но Ленинград у него оказывается слева, а Лебяжье – справа, тогда как на самом деле всё наоборот. Другое Лебяжье? В тексте упоминается курортное местечко «Волчий хвост» – надо поискать.
Ещё ряд любопытных совпадений. В повести имеется электрическая станция с реактором, только названа она не АЭС, а СЭС. «Окно кабинета выходит как раз на электростанцию, и я несколько раз видел, как верхушки лип за оградой и крыша здания, где помешается реактор, освещались мгновенным синим светом». На с. 6 электростанция солнечная: «…работаю в научно-исследовательском институте, который базируется на небольшой солнечной электростанции исключительно экспериментального назначения», но на с. 41 реактор становится атомным. «Прямая линия, мысленно проведенная через заднюю стенку гаража и через то место в спальне, где стояла моя постель, уходила дальше к зданию, в котором помещается атомный реактор». Собственно, все чудеса, случившиеся с персонажами, автор и объясняет тем, что «взаимодействуя с процессом деления урана в реакторе нашей электростанции, плазма шаровой молнии образовала какое-то новое излучение», под которое они попали. Так всё-таки электростанция атомная или солнечная? Логические ляпы автора? А, может быть, слова «атомная станция» в начале повести были убраны из текста по цензурным соображениям, а в середине повести атомный реактор остался просто по недосмотру? Кстати, Ленинградскую атомную начали строить в в 1967 году, повесть же впервые опубликована в 1961-м, а написана ещё раньше…
А ещё говорят – фантасты не предсказывают будущее! Походя, мимоходом Гансовский предсказал и появление ЛАЭС и даже закрытого НИИ, в котором я когда-то работал, причём почти угадал и будущее географическое расположение объектов...
Метки: Гансовский |
БСФ |
Вот оно, замечательное многотомное издание, которое сделало меня настоящим любителем фантастики. Ничего подобного ни до, ни после не было. Бежево-красное окно в огромный необычайный мир фантастики, настоящей литературы, а не фигни какой-то!
Бесхитростный аскетичный дизайн работы Е.Галинского, поражающий своим лаконизмом и всеобъемливостью, такими простыми способами до сих пор будящий воображение взирающего на эти книжки человека...
Цитирую с "Фантлаба":
Библиотека современной фантастики (1965 - 1976) — подписное издание в 25 томах, выпускавшееся издательством «Молодая гвардия» в 1965—1973 годах.
Инициатива создания этого собрания принадлежит И. А. Ефремову; руководил подготовкой редакционный совет, в который вошли известнейшие писатели-фантасты того периода (К. Андреев, А. Громова, С. Жемайтис, Е. Парнов, А. Стругацкий).
Изначально планировалось выпустить 15 томов, но поскольку в этом случае охват был бы неполным, было принято решение расширить издание до 25 томов. В дальнейшем было выпущено 3 дополнительных тома («Библиотека современной зарубежной фантастики»). Также в несерийном оформлении, но с указанием в выходных данных серии выходили антологии «Параллели» и «И грянул гром».
У меня БСФ собрана почти вся, кое-что приобрёл непосредственно в годы выхода книг в книжном магазине другого посёлка, ездил, отлавливал. Какой-то чудик после получения первого десятка томов отказался от подписки (через много лет я узнал, что это мужик из соседнего подъезда), и мне кое-что перепало, в том числе тома Саймака, Шекли, Бестера с Гаррисоном), что-то добирал потом.
Обычно я присовокупляю к БСФ и книжку Франсиса Карсака "Бегство Земли", вышедшую в "Молодой гвардии" в 1972 г. Карсака тоже приобрёл в год выхода. Так он у меня и стоит прочно среди томов БСФ.
Метки: БСФ моя библиотека |
Раскопай своих подвалов и шкафов перетряси... |
Альмахи (сборники) НФ. ("Знание", 1963-1991).
Раскладывая для снимка, обнаружил, что куда-то пропали выпуски 6 и 21, хотя раньше были...
Придётся восполнять.
А сборника "Новая сигнальная", который формально относится к этой серии, у меня никогда и не было. Тоже нужно поискать у букинистов. Зато есть "Чёрный столб", лично купленный и немедленно прочитанный в 1963-м...
Метки: моя библиотека |
Владимир Михайлов о Севере Гансовском |
Владимир Михайлов пишет в своих мемуарах:
"Вообще, бывая в Москве в те времена (речь о начале шестидесятых годов, примеч. lartis), я не стремился познакомиться с известными тогда фантастами: я всегда чисто подсознательно избегал вертеться вокруг людей известных, это свойство сохранилось и посейчас. Но было одно исключение: Аркадий Натанович. Видеть и слушать его для меня каждый раз было радостью, его эрудиция всегда потрясала. А других знакомств в те дни в Москве я не завёл. Однажды А.Н. привёл меня на семинар, который он вёл, и представил встретившемуся по дороге человеку, чуть ли не с ног до головы запелёнутому в бинты, с ногой в гипсе; передвигался он с помощью, если не ошибаюсь, костыля и палки. То был Север Гансовский; сдружились мы с ним значительно позже – к сожалению, уже немного времени оставалось до его смерти. С его сестрой я познакомился раньше, в Риге; она была женой Валентина Пикуля, у которого я изредка бывал...
(Михайлов В. Хождение сквозь эры // Если (М.). – 2000. - # 7. – С.209-234; # 8. – С.235-254).
А вот это Владимир Михайлов пишет о повести Гансовского "И медные трубы..." в своём предисловии к антологии "Советская фантастика 80-х годов. Книга 2 " (Библиотека фантастики 08/2):
"Совсем иначе читается и повесть ныне, увы, покойного Севера Гансовского "...И медные трубы". Раньше главным её достоинством мне казалось само направление этой фантастики - не в будущее, а в минувшее, в историю, но историю фантастическую, как у Марка Твена в "Янках из Коннектикута при дворе короля Атрура". Главным виделся тот интерес к родной истории, который она неизбежно будила. Однако в дни её написания интерес этот у большинства ещё не сопровождался пониманием того, что мы своей истории вовсе и не знаем, не то чтобы какие-то детали от нас ускользали, нет, мы вообще этой истории не знали, нам лишь то было ведомо, что проходило через мощные светофильтры господствовавшей догмы. И, перечитывая повесть Гансовского, я уже как естественную воспринимаю неизбежную мысль о том, что в нашей полной истории наверняка таятся и не такие события и чудеса...
Стоит, кстати, обратить внимание на то, что предисловие В.Михайлова датировано 26-м августа 1991 года и написано в Москве.
Владимир Михайлов и Север Гансовский в дни Первого Всесоюзного совещания КЛФ (Киев,1988).
Фото Юрия Зубакина.
Метки: мемуары Гансовский Михайлов цитаты |
День рождения детективного романа |
20 апреля весь мир отмечает день рождения детектива. Отцом жанра является Эдгар Алан По.
20 апреля 1841 года был опубликован рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг», который считается первой детективной историей мировой литературы. Поздравляем как писателей детективного жанра, так и его любителей!
БОРИС СТРУГАЦКИЙ
писатель-фантаст:
— Детектив как жанр идет к светлому будущему. Если уж за дело принялись женщины, а сейчас подавляющее большинство авторов — женщины, то я спокоен за литературу. Детективов пишут много, но и спрос большой. Конечно, процентов 90 из этого малочитабельно.
Но остальные 10 процентов читать можно и даже нужно. Так что, дорогие, читайте с удовольствием!
Метки: БНС |
"СТРАННИК-2012" |
Меньше недели осталось до начала Пятнадцатого Конгресса фантастов России "СТРАННИК" на котором состоится Семнадцатое вручение Российской литературной премии "СТРАННИК".
В рамках Конгресса пройдёт IX Междисциплинарная конференция «Форум Будущего»
«Образование для Будущего: на пороге когнитивного мира».
Все подробности (программа, номинации, как стать участником) на сайте "Странника":
http://www.rusf.ru/strannik/prog_for_2012.html
или у меня в ЖЖ:
http://lartis.livejournal.com/851905.html
http://lartis.livejournal.com/851981.html
http://lartis.livejournal.com/852664.html
Метки: Странник-2012 |
Интерпресскон-2012 |
Продолжается прием заявок на участие в «Интерпрессконе-2012».
Программа "Интерпресскона-2012" здесь
Между прочим, в этой программе есть пункт "Презентация "Книги о Прашкевиче".
Рашифровываю его подробнее (даю здесь аннотацию мероприятия, которую у меня попросили организаторы):
А. Етоев, В. Ларионов и их «Книга о Прашкевиче»
(Встреча с авторами)
В 2011 году исполнилось 70 лет писателю, поэту, переводчику, историку фантастики Геннадию Мартовичу Прашкевичу. Александр Етоев и Владимир Ларионов написали к его юбилею «Книгу о Прашкевиче, или От Изысканного жирафа до Белого мамонта». Название странное, да и сама книга достаточно странная, не поддающаяся идентификации, она не является документально-биографической в традиционном смысле, скорее это сборник озорных эссе, каждая глава в котором посвящена определённому периоду жизни Г.Прашкевича. Главы её начинаются беседами В.Ларионова с Г.Прашкевичем, а заканчиваются вольными комментариями к ним А.Етоева.
«Книга о Прашкевиче» вышла двумя изданиями – в Новосибирске и в Луганске. Она выдвинута Борисом Стругацким в финал «АБС-премии-2012», номинирована на премии «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка».
Авторы расскажут об истории создания книги и ответят на вопросы собравшихся.
Желающие смогут приобрести книгу. А тот, кто задаст самый интересный (на взгляд Ларионова) вопрос, получит «Книгу о Прашкевиче» с автографами авторов в подарок.
Метки: мои книги Прашкевич ИПК-2012 |
Регистрация участников Петербургской фантастической Ассамблеи-2012 |
Открыта регистрация участников на Петербургскую фантастическую Ассамблею-2012
Петербургская фантастическая ассамблея состоится 17–20 августа 2012 года в пансионате «Морской прибой», что расположен в Курортном районе Санкт-Петербурга (там же, где она была в прошлом году, и где уже несколько лет подряд проводится один из старейших конвентов на постсоветском пространстве – «Интерпресскон»).
Основной интерес организаторов Ассамблеи – это фантастика во всей широте понятия. Кто-то читает фантастическую литературу; кто-то её пишет, переводит, редактирует и издаёт; кто-то вдохновляется фантастическими сюжетами на другие формы творчества. Кинематограф и мультипликация (в том числе аниме), комиксы, компьютерные и настольные игры – и в этих явлениях тоже часто воплощается фантастический элемент. Не следует забывать и о любителях ролевых игр, течении, зародившемся когда-то в недрах фэндома, – к нынешнему времени многолюдном, многогранном и полном своих традиций. И сам фэндом как сообщество любителей и энтузиастов фантастики тоже интересен нам, и с точки зрения современного состояния, и в аспекте его богатой истории.
Наконец, если говорить об околофантастических субкультурах – таковые складываются вокруг различных жанров и течений фантастики, а подчас и вокруг отдельных ярких авторов. А ещё… впрочем, тут стоит остановиться, ибо продолжать можно долго, но читатель уже, наверное, понял главную мысль, которую мы хотим донести: Петербургская фантастическая ассамблея – это о фантастике вообще.
Метки: Петербургская ассамблея-2012 |
ВООБРАЖАРИУМ СТРУГАЦКОГО |
В конце прошлого года пропустил большое интервью БНС с любопытными фотоснимками.
Исправляю оплошность и даю ссылку...
Фото Леонида Рыжика.
...А как вам кажется, фантастика сегодня сохраняет свою функцию «социальной лаборатории» и свободного в суждениях общественного диагноста, инструмента экстраполяции и способа разговора одновременно о настоящем и будущем? И фантастика вообще, и российская в частности? Если да – то чьи имена и какие тексты вы назвали бы?
Сегодня фантастика – это поле битвы, в которой решительную победу одержала фэнтези – современная авторская сказка, сдвинувшая с пьедестала почета классическую научную фантастику и основательно потеснившая реалистическую фантастику, описывающую реальный мир, лишь более или менее затронутый, искаженный, преобразованный Чудом. А ведь именно эта, реалистическая, фантастика всегда играла роль «социальной лаборатории», «общественного диагноста», анализатора действительности. Впрочем, ни кризиса, ни катастрофы не произошло. Ежегодно, по моим представлениям, у нас выходит несколько десятков очень серьезных и достойных книг этого направления, несколько десятков авторов регулярно работают в этой области, в том числе таких, кто сами себя к фантастам отнюдь не причисляют. Иностранную фантастику я почти не читаю, - ни времени мне на это не хватает, ни желания. А вот отечественную (и вообще русскояычную) знаю неплохо (ноблес оближ, так сказать: главред альманаха, член нескольких литературных жюри, да и с Питерским семинаром фантастов связь поддерживаю). Называть имена наших «драбантов», стариков-гвардейцев, я не стану, они все и так на слуху. А назову-ка я, пожалуй, молодых да ранних, которые сравнительно недавно нарисовались на этой «картине маслом». Андрея Рубанова назову с его «Хлорофилией». Алексея Лукьянова с «Глубоким бурением». И Тима Скоренко («Сад Иеронима Босха»). Наверное, мог бы и еще дюжину молодых насчитать, но и этой тройки достаточно, чтобы можно было констатировать: порох в пороховницах есть; казаки – не гнутся; и вообще – жизнь продолжает течение свое.
1960 год. Северный Кавказ. Борис Стругацкий на веранде астрономической станции.
Фото Лидии Камионко.
(«The Prime Russian Magazine» / «ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЖУРНАЛ». № 6 (9), 2011)
Метки: БНС интервью |