-Цитатник

В феврале рождается предчувствие весны… | Наталья Тур - (0)

В феврале рождается предчувствие весны… | Наталья Тур Художник Наталья Тур ...

Тебе бы стать моим именем... | Talantbek Chekirov - (0)

Тебе бы стать моим именем... | Talantbek Chekirov Вся живопись художника худ...

Сравню я Женщину любую с Афродитой, Хоть вы не любите, чтоб сравнивали вас... Talantbek Chekirov - (0)

Счастье быть женщиной... | Talantbek Chekirov Вся живопись художника художни...

Детство - время золотое... Художник Михаил Горбань- Michael Gorban - (2)

Детство - время золотое... Художник Михаил Горбань (Michael Gorban (מיכא...

Разный мир... Художник Михаил Горбань-Michael Gorban - (1)

Разный мир... Художник Михаил Горбань (Michael Gorban (מיכאל ג&#...

 -Метки

2019 anna liflyand aмериканские художники michael gorban pоссийские художники ЖЗЛ австрийские художники акварель американские художники американские художники ангелы английские художники анималистика анна лифлянд арабы архив бабочки байки из цахала белорусские художники британские художники война врачебные байки времена года город городской пейзаж графика дворцы дети евреи жанровые сцены женский образ живопись животные зима игрушки изобразительное искусство израиль израильские фотографы израильские художники иллюстрации импрессионизм инструкции искусство история итальянские художники канадские художники карантин каталоги коронавирус коронасводка кошки кошки в живописи красота природы лекарства лето мастихин медицина михаил горбань мой дневник море наивное искусство натюрморт натюрморты нежность немецкие художники новый год ню о пользе математики овощи осенний марафон осень открытки пандемия пейзаж петергоф питерские художники полезные ссылки польские художники помощь портрет праздники прогноз проза птицы рассказ реализм рождество российские художники российские художники российские фотографы российские художники русские художники сад санкт-петербург сказка сказки спецназ стихи сюрреализм танец татьяна хохрина украинские художники флора и фауна фото французские художники французские художники фрукты фрукты и ягоды фэнтези храмы цахал цветы цветы и натюрморты юмор ягоды

 -Рубрики

 -Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 0
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (82706 место)
За все время набрано баллов: 4 (52845 место)

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Музыкальный плеер
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению СРОЧНО.ДЕНЬГИ СРОЧНО.ДЕНЬГИК сожалению, всякое бывает… И чаще, почему-то, это всегда случается неожиданно… Уникальная единая форма для подачи заявки на кредит во все банки сразу поможет сэкономить нервы, время и деньги!
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Всегда под рукой

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lira_lara

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

стихия стихов


Kак попадает варенье внутрь пончика? Несколько веселых и грустных ханукальных историй.

Четверг, 14 Декабря 2017 г. 20:03 + в цитатник

 

 

 

 

 

 

 Anna Liflyand

 

 Ханука - один из самых моих любимых праздников, и было бы странно, если я ничего о ней не напишу:) Так что те, кто рассчитывал отдохнуть в Хануку без моей писанины, ошиблись:)

 

Прежде всего начну с методички, которую откопала в сети, по обучению детей этому празднику. Самое первое, говорит методичка, надо объяснить, что суп - отдельно, а мухи - отдельно разделить реальные чудесные события и события чудесные, но легендарные. Надо объяснить, что реальные события это - удивительная победа Восстания Маккавеев (Хасмонеев), начавшегося в 166г.д.н.э, которая привела к возрождению Храма и к восстановлению Иудеи, как самостоятельного государства. Рассказ о об этом событии описан в Книгах Маккавеев. 


А легендарные, это - чудо Хануки, когда одного небольшого кувшина масла хватило на поддержание огня в меноре в Храме в течении 8 дней. О чуде мы узнаем только из Вавилонского талмуда, написанного через несколько столетий после восстания.



 

Надо заметить, что изначально Ханука воспринималась как праздник военной победы Хасмонеев, впоследствии же Ханука стала в большей степени напоминанием о чуде с маслом. Древнюю концепцию Хануки в современную эпоху возродили сионисты. В существующей религиозной традиции, однако, по-прежнему преобладает символическая трактовка праздника. 

Сами же дети любого возраста, я уверена, скажут, что для них самое главное в этом празднике съесть как можно больше ханукальных пончиков и получить как можно больше ханике-гелд (денег, которые родители дарят на Хануку).
И они тоже будут правы...
Я же, со своей стороны, предлагаю не разделять, а наоборот, соединять и победу, и чудо, и пончики, ханукальные истории и много-много огней ханукальных свечек:)

Многое о Хануке рассказывают нам сами ханукальные подсвечники.
Например: до нас не дошли изображения пяти братьев - маккавеев, героев восстания. Иудаизм запрещает изображения да и слишком давно произошли события восстания. Но конечно же, всегда хотелось представить себе, как они выглядели Иуда Маккавей и его братья.


Так увидел братьев - маккавеев Бенно Элькан, скульптор создавший огромную менору, стоящую около Кнессета. Эта ханукия создана в 50е годы 20 века.

IMGP2470a-a
Игральные карты с героями еврейской истории. Это Иуда Маккавей, за ним - Эстер. Автор Артур Шик, 30е годы 20 века.

Две следующие ханукии показывают нам и реальные события после освобождения Храма и события чуда. 


Очищение Храма, как его увидел Зеэв Рабан, ханукия создана между 1909 и 1929гг.


Так Зеэв Рабан увидел зажигание меноры в Храме после победы маккавеев. Ханукия создана в 1920г.


Эта ханукия, конечно же элемент чуда:) Именно так выглядел, по мнению автора, Мориса Ашкелона, тот самый единственный кувшин справильным ритуально чистым маслом. Прибл. 1948г. 

Все эти ханукальные подсвечники сфотографированы в Павильоне иудаики в Музее Эрец-Исраэль.

А теперь посмотрим, как же происходило-то само чудо?:) И о нем нам рассказала ханукия из коллекции Еврейского музея в Риме.


Видите, как тут, соблюдая традицию, изящно и точно показано Чудо Хануки? 


Вот, специально покрупнее. Видите рука сверху маслице подливает в менору? И так восемь дней. Вот и ответ на вопрос, как это могло быть? Теперь все ясно:) Там, наверху, правильное масло есть всегда и в любом количестве, было бы куда лить:)
Обратите внимание, рядом с менорой два дерева изображено, так это точно оливы. Только оливковое масло, приготовленное со всем соблюдением правил, годится для меноры в Храме.

Оливы, кстати, как рассказывают легенды, страшно гордились всегда, что именно их масло использовали в Храме. Такая честь, однако...
Говорят, что до разрушения Храма, вы не поверите, но оливы были стройные, прямые деревья, с прямым стволом и ветками, с листьями ярко зеленого цвета. Когда оливам стало известно, что Храм осквернен, они не только поседели, но и так страдали и занимались саморазрушением, что ствол их стал полым внутри, а ветви скрючились... Они были в таком глубоком отчаянии, что хотели умереть. И только обещание еврейских мудрецов того времени, что оливковое масло будет использоваться для зажигания в Хануку, дало им силы цвести и приносить плоды. Они надеются, что когда-нибудь их масло снова вернется в Храм.


Вот так выглядят современные оливы в Израиле. 

На Хануку очень любили и любят рассказывать самые разные истории, желательно со счастливым концом благодаря Чуду. Сохранилось множество таких историй дошедших до нас с самых разных времен. Я перескажу несколько, но не все они имеют счастливый конец... В жизни чудо не всегда побеждает, даже на Хануку.


Благодаря ханукальной свече.


Работа Эль Лисицкого с выставки Деревянные синагоги

В одном маленьком местечке жил-был еврей Хаим, соблюдающий традиции. Очень тщательный. Каждый год он сажал хлопок, и из собранных семян хлопка выдавливал масло, чтобы зажигать ханукию. Первое изготовленное масло он приносил к раввину, чтобы тот в его присутствии зажигал бы ханукию с его маслом в первый вечер Хануки.
В тот год зима была очень холодная и снежная, и никто не высовывал нос на улицу. Пришел канун Хануки и вся семья Хаима стала уговаривать его никуда не ходить, так как раввин жил за лесом, а идти по лесу зимой, по глубокому снегу опасно. Но Хаим был упрям, как и все его соплеменники, он тепло оделся, взял кувшин со своим маслом, и в середине дня отправился в путь через лес. Он был уверен в себе, ведь он ходил по этому лесу регулярно... и тут начался снегопад... снег сыпался как из ведра и Хаим потерял свою тропинку в снегу... 



Быстро стемнело, и остался испуганный Хаим в середине леса, в снегу и в темноте... С ужасом думал он о смерти от холода, но больше всего страдал, что раввин будет его ждать, чтобы зажигать ханукию в первый вечер Хануки. И вдруг он вспомнил, что у него же есть масло, и он может осуществить мицву зажигания огня в первый вечер Хануки, до того как умрет. Он вытащил из своего зимнего пальто несколько волокон, сделал их ни толстый фитиль, воткнул его в снег и полил из кувшина масло. Затем зажег полученную свечу, произнес благословение и осветил свои огнем весь окружающий лес. 

Волки, которые уже собрались вокруг, чтобы насладиться легким обедом, при виде горящего огня испугались и вернулись в глубину леса, вздыхая от разочарования. Хаим услышал волчьи вздохи, испугался и потерял сознание.
Лежит Хаим посреди леса, и видит сон: что идет он по лесу и видит пещеру, у входа которой растет ... пальма. Входит в пещеру, в глубине горит огонек, а у огонька сидит старик. У старика длинная борода, а на поясе - меч. Старик занят изготовлением фитилей, которых в пещере уже огромное количество...На вопрос Хаима, для чего эти фитили, старик ответил:
"Когда-то я зажег большой факел в городе Модиин, и надеялся, что другие евреи сделают как я и выйдут с факелами на вершины гор, передать еврейскому народу в галуте, что пришло время возрождения. Но немногие пошли за мной. После моей смерти вообще забыли о факелах и только небольшую свечу оставили для памяти, которую зажигают в еврейских домах, а Эрец - Исраэль продолжает быть под пятой захватчиков. Мне приказано свыше сидеть и ждать, когда же наконец эти маленькие огоньки в домах превратятся в огромный факел, который передаст весть о возрождении народу. Я готовлю фитили к этому великому дню, что бы каждый и маленький и большой, присоединил бы свою свечу к этому огромному факелу, чтобы передать эту великую весть об окончании галута. И ты иди к своему раввину и передай, что фитили готовы, огонь тлеет, пусть все сделает, чтобы зажечь большой огонь в нужное время."
На вопрос Хаима, как его зовут, старик ответил: "Мое имя - Маттитьягу" (отец пяти братьев-макавеев, о которых речь шла выше, dona_anna)
"И скажи своему раввину, что Маттитьягу уже давно ждет и время уже пришло!"
Хаим как услышал имя Маттитьягу, так сразу проснулся и пришел в себя. Когда открыл глаза, то увидел, что стоит он у двери дома своего раввина, который открыл ему дверь и сказал: "Большое благословение в первой свечке Хануки и тот кто ее зажигает, приближает возрождение. Может быть ты когда-нибудь удостоишься принести масло для меноры в Храме, который будет построен еще в наше время. Амен. "


"Маккавеи с факелами", ханукия, 1950г.


О стойкости.

Давным-давно марокканские евреи готовились к Хануке. Почистили ханукию в синагоге, приготовили фитили и масло. Ханукия у них была красивая, может быть такая?



И все уже было готово к празднику, как тут принесли новый указ короля, который запрещал евреям зажигать ханукию и приказывал закрыть синагогу на время праздника. Этот король евреев особенно не любил... да и сколько было тех королей, которые бы любили евреев? Вопрос риторический, сами понимаете.
Злой король приказал поставить у дверей синагоги стражников и никого туда не пускать. Наступил вечер, стало темно. И вдруг в пустой темной синагоге загорелся огонь - огонь Хануки. Стражники испугались, увидев горящую ханукию и побежали к королю. Они говорили, что никого не пускали и синагога была заперта, но жестокий король все равно приказал их казнить, а вместо них прислал новых стражников, в два раза больше. На второй вечер охранники стояли у всех окон и дверей синагоги, но ханукия снова загорелась! И этих охранников король казнил и прислал еще больше новых. Так чудесное зажигание ханукии и казни стражников продолжались все праздничные дни. В восьмой вечер ханукия загорелось ярче прежнего со всеми праздничными огнями... И тут открылась дверь, и из синагоги вышел худой и еле живой мальчик - сын синагогального служителя. 


Так, наверно, мог изобразить этого мальчика неизвестный мне художник RN, работы которого продаются на главной торговой улице Цфата. Если кто знает имя - пишите, непременно укажу:)

Охранники схватили его и потащили к жестокому королю.
Король был страшно разгневан и закричал: 
-"Ты что, не слышал о моем приказе? Я запретил евреям зажигать ханукию!"
-"Но мы же не можем праздновать в темноте", тихо сказал мальчик- "мы каждый год зажигаем ханукию и она дарит всем свет и радость".
- "Как ты вошел в запертую синагогу?" злобно спросил король
-"А я и не выходил из нее, просто спрятался внутри, когда услышал твой указ"
-"Что же ты ел все эти дни?"- продолжал выяснять король
-"Ничего не ел и не пил тоже".
Посмотрел король на бледного и худого мальчика и был озадачен его невероятной храбростью и гнев его утих. "Пусть идет домой", сказал король стражникам. С тех пор евреям Марокко было разрешено праздновать Хануку как полагается.


О ханукальных принципах - кибуцная история, реальная и грустная.

Эта история произошла во время Войны за Независимость (1948г.), как раз перед Ханукой в кибуце Мишмар-Аэмек.
Чтобы было понятнее, кибуц Мишмар-Аэмек относится к весьма левому движению Ашомер-Ацаир, которое из еврейских праздников только Хануку и праздновало. Почему только Хануку? А они уважали военную победу Хасмонеев - Маккавеев, а совсем не какое-то там сомнительное религиозное "чудо". 
Так как шла война и были постоянные бомбежки, то при наступлении сумерек свет не включали и все кибуцы получили предписание не зажигать ханукальные подсвечники на своих водонапорных башнях, т.к. было ясно, что будут бомбить. 



Но Мишмар-Аэмек не подчинился, как это в праздник они не зажгут ханукию? ... Была бомбежка.. а как раз под ханукией был кибуцный детский сад-ясли, вот дети и погибло трое детей и беременная кибуцница... 

За то потом, чтобы поставить погибшим памятник троих кибуцников отправили учиться в Сорбонну. Кибуц мог себе позволить самое лучшее...


Памятник поставили в виде волчка, в который дети любят играть на Хануку.


Призрачный голос.

Эта реальная история, рассказанная братьями Исраэлем-Меиром Лау и Нафтали Лау-Лави. Ее можно прочитать в интернете в двух вариантах, а я расскажу ее вкратце, уж больно она жизнеутверждающая. Я уверена, что многие мне скажут, что почему-то мои самые жизнеутверждающие истории непременно про Катастрофу... даже и не знаю - но так получается. Именно при самых невероятных обстоятельствах, на грани выживания тот, кто действительно человек, им остается. "Там, где нет людей, постарайся быть человеком" (с) Гилель. Вот как-то так.


Рисунок из музея Яд Вашем.

Эта история началась в концентрационном лагере в Ченстохова (Польша). Оба брата, Исраэлю-Меиру было 7 лет, а Нафтали 18, оказались там одни, их родители погибли (Отец - в Треблинке, а мать в Равенсбрюке). Однажды зимой перед Ханукой, в бараке без пола, на голой земле, где каждый пытался найти себе место посуше и потеплее, чтобы забыться и уснуть, братья услышали знакомую песню "Леха доди...". Голос тоже показался им знакомым. Да и человек, певший, оказался знакомым. Это был хазан Йосеф Мандельбойм, из бобовских хасидов, который дирижировал группой, поющей шёпотом. Йосеф Мандельбойма Нафтали слышал в Кракове и помнил его голос. Все эти люди были краковскими евреями, попавшими в этот концлагерь через несколько других лагерей.
Братьям эти песни были как напоминание о тепле потерянного дома...
Через несколько дней пришла Ханука и Мандельбойм зажег первую свечку в гильзе от патрона. Все пели веселые песни Хануки, а кто-то даже сумел испечь картошки на все. Это было странное празднование Хануки заключенными в концлагере, смотрящими в глаза смерти.
Встречаясь с братьями Лау, Йосеф Мандельбойм вспоминал своих сыновей, погибших вместе с матерью. Нафтали подарил Мандельбойм книгу, которая была у него с собой из дома. Вещь просто драгоценную. 
Через несколько дней вся группа краковских евреев была отправлена в какой-то другой лагерь, говорили что в Германию. А затем и сами братья Лау были отправлены в Бухенвальд. В Бухенвальде, в ожидании в очереди на дезинфекцию, в куче вещей, отобранных у заключенных, Нафтали обнаружил книгу, которую подарил Мандельбойму...



Но попытки обнаружить Мандельбойма в лагере ничем не кончились...
Братья чудом выжили. Младший, Исраэль-Меир прославился не только тем, что был одно время главным ашкеназийским раввином Израиля, но и тем, что был самым юным освобожденным заключенным Бухенвальда. Ему было 8 лет.


Это Исраэль-Меир с флагом, на котором написано Бухенвальд, в Хайфском порту, по пути в лагерь для перемещенных лиц в Атлите.

Дальше сделаем скачок на 40 лет вперед. Нафтали Лау-Лави будучи израильским консулом в Нью-Йорке был приглашен в Бейт-Мидраш бобовских хасидов, было это, как вы уже догадались, как раз на Хануку. разговаривая с ребе бобовских хасидов, Нафтали рассказал о времени Катастрофы и том, что в лагере он был вместе с младшим братом. Пока он разговаривал с ребе, вдруг в зале стало тихо и очень знакомый голос запел... Нафтали с трудом поверил своим ушам, ведь с этим человеком он попрощался еще в Бухенвальде... 
Тогда он рассказал, что в лагере он был вместе с Йосефом Мандельбоймом. Встреча была очень трогательной и Мандельбой спел для Нафтали "Леха доди..." . Так круг замкнулся, а Чудо Хануки произошло, я считаю...




После трогательного всегда хочется сладкого, вот как раз и поговорим о ханукальных пончиках.


Так, наверно, мог изобразить продавца пончиков неизвестный мне художник RN, работы которого продаются на главной торговой улице Цфата. Если кто знает имя - пишите, непременно укажу:)

Само ее название на иврите происходит имеет корень, означающий впитывать, всасывать, т.к. она должна всасывать масло. Именно в память о ханукальном чуде принято на праздник готовить и есть пончики, вареные в масле.

В сети я читала разные мнения о происхождении этих пончиков: одни считают, что они выходцы из Западной Европы и оттуда пришли в еврейскую традицию в средние века, другие же говорят о более раннем происхождении и предком суфгании называют марокканский спинж, внешне похожий на пышку. 
Не буду ни с кем спорить - не нашла ничего точного:) 


Важно то, что ханукальные пончики пользуются огромной народной любовью. Продавать их начинают сразу после Суккота. Из простого скромного пончика посыпанного сахарной пудрой (классический вариант) они превратились в пышные кондитерские изделия...


... изукрашенные кремом, шоколадом, посыпанные разнообразными конфетами и т.д... даже закрадывается сомнение, пончики ли это?:) Это у меня на фотографии еще очень скромные. Любители мне рассказывали уже о пончиках-крембо, внутри заполненных кремом, а сверху несущих на себе и полную конфету-крембо:)

 

Самый же животрепещущий вопрос, я так понимаю, как у детей так и у взрослых, это: как попадает варенье внутрь пончика??? Он же совершенно целый! А вот как раз перед вами ответ на этот вопрос: варенье вспрыскивают в пончики с помощью шприца. На фотографии хорошо видны следы укола. Караул! Именно этот укол в пончик шприцем будоражит воображение разных создателей детских сказок к Хануке. Пончики тоже боятся уколов, знаете ли, ну прям как многие дети

Рубрики:  ИЗРАИЛЬ /еврейская кухня
ИЗРАИЛЬ /израильские фотографы
ИЗРАИЛЬ /моя маленькая страна
ПУТЕШЕСТВУЯ ПО МИРУ
ИНТЕРЕСНОЕ
ПОСТОЯННЫМ ЧИТАТЕЛЯМ И ДРУЗЬЯМ
ЗАКАЛЯЕМ ДУХ И ТЕЛО
ДЕРЗОСТИ ДИЗАЙНА
ФОТО И ФОТОГРАФ
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

lira_lara   обратиться по имени Четверг, 26 Декабря 2019 г. 19:17 (ссылка)
Самый же животрепещущий вопрос, я так понимаю, как у детей так и у взрослых, это: как попадает варенье внутрь пончика??? Он же совершенно целый! А вот как раз перед вами ответ на этот вопрос: варенье вспрыскивают в пончики с помощью шприца. На фотографии хорошо видны следы укола. Караул! Именно этот укол в пончик шприцем будоражит воображение разных создателей детских сказок к Хануке. Пончики тоже боятся уколов, знаете ли, ну прям как многие дети взрослые. Поэтому их всячески ублажают, украшают и посыпают сахарной пудрой, чтобы им было не так страшно, но пончики все равно боятся, убегают и прячутся. Поэтому если вам попадется суфгания без варенья или с вареньем размазанным снаружи, то так и знайте, это очень трусливая суфгания, которая сбежала от укола. Даже и не знаю, стоит ли ее есть. Уж сами решайте.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку