НЛП - СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ |
СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ
Развитие способности к визуализации
НЛП утверждает, что критическим фактором в работе гения является способ использования нашей нервной системы, обучение других людей стратегиям работы мозга конкретного гения и то, что эти стратегии могут с успехам применяться в ином контексте. Получив представление о мыслительных процессах таких выдающихся людей, как Никола Тесла, мы можем научиться идентифицировать эти необычайные способности, когда они естественным образом проявляются у других людей. И что еще более важно, мы можем развить такие способности у самих себя. Когнитивным навыкам подобным тем, что описывал Тесла, можно учить детей. Тесла говорил о том, что был ребенком, когда развил у себя ключевые мыслительные стратегии, которые позднее использовал как физик и изобретатель. Он описывает, как мысленным взором видел образы и картины настолько ясно, что они пугали его.
Метки: нлп |
НЛП- калибровка |
|
О Японии. Собрание ссылок. |
|
Tадеуш Голас. Руководство к просветлению для ленивых ( новая глава из книги |
|
В.Богомолов Манипуляция |
|
Роберт Дилтс СТРАТЕГИИ ГЕНИЕВ |
|
Джон Кехо: Интуиция. |
Представьте себе, насколько уверенно и безопасно вы бы себя чувствовали, имея партнера, способного обеспечить вас всем необходимым, подсказать решения всех ваших проблем, открыть перед вами новые волнующие перспективы и указать, как ими воспользоваться, который всегда бы пришел на помощь по первому вашему зову.
На самом деле такой спутник существует, он находится внутри вас и называется интуицией. Все великие люди, будь то бизнесмены, спортсмены, артисты или государственные деятели, всегда прислушиваются к интуиции. Способность использовать подсказанные интуицией решения является одной из составляющих успеха и показателем того, насколько человек развил свое внутреннее "Я". Однажды жизнь свела меня с одним из богатейших и наиболее преуспевающих антрепренеров Австралии. Мы сидели в холле отеля, и до моего выступления оставался еще час. Я узнал его, так как видел его фотографии в газетах и журналах, поэтому подошел и представился. Прочитав в одной газете, что он очень верит в интуицию, я решил спросить, так ли это на самом деле. "Интуиция занимает центральное место, во всем, что я делаю, - подтвердил мой собеседник. - За всю свою жизнь я не предпринимал ни одного важного шага, не посоветовавшись со своим внутренним голосом".
Так поступает не только он один. Моцарт утверждал, что получал вдохновение изнутри.* Сократ говорил, что подчиняется своему внутреннему голосу. Эйнштейн, Эдисон, Маркони, Генри Форд, Лютер Бюрбэнк, мадам Кюри - этот список можно про должить именами многих и многих известнейших людей, которые непосредственно связывали свои успехи с интуицией. Генри Минцберг, обозреватель "Гарвард Бизнес Ревью", провел опрос высокопоставленных чиновников и бизнесменов, в результате которого выяснилось, что многие из них "постоянно решают проблемы, слишком сложные для рационального мышления, с помощью интуиции".
Из этого он делает вывод: "Секрет успеха - не в прямолинейном мышлении, называемом "рациональным", а во взаимосвязи четкой логики и могущественной интуиции". Миллиардер и основатель CNN, один из богатейших людей мира Тед Тернер придерживается похожих взглядов: "Проницательность и интуиция идут рука об руку". Конрад Хилтон рассказывает, что как-то предложил 165 000 долларов за лот на аукционе. Проснувшись следующим утром, он подумал о цифре 180 000. "Конни" был известен тем, что всегда прислушивался к своему внутреннему голосу, поэтому он изменил свою ставку на 180 000 долларов. Он получил этот лот (который, между прочим, потом продал более чем за 2 миллиона долларов), так как самая большая предложенная за него ставка на следующий день поднялась уже до 179 000 долларов. Рэй Крос купил сеть ресторанов McDonald's по совету своих юристов и бухгалтеров, так как "спинным мозгом чувствовал, что это надежно". Сегодня рестораны McDonald's действительно надежны, являясь самым процветающим бизнесом во всем мире, решение Кроса купить "несколько палаток по продаже гамбургеров" уже несколько раз сделало его мультимиллионером. Прислушиваясь к своему внутреннему голосу, человек принимает самые правильные решения, выдвигает наиболее творческие идеи и глубже смотрит на вещи, находя кратчайший путь от осознания своего желания до его реализации. Люди, которые всегда оказываются в нужное время в нужном месте и которым с поразительной частотой везет в жизни, - не просто счастливчики.
Они развили интуицию, которая подсказывает им, что и когда делать. Интуиция позволяет им подвергать сомнению то, что кажется очевидным, открывая новые возможности. Отсюда они черпают необходимые знания, а также указания, когда и как их использовать. Специалисты по вопросам познания, изучающие процесс прохождения информации через мозг, утверждают, что лишь небольшая часть из того, что получает мозг (менее одного процента), достигает нашего сознания. Страшно думать, как много мы теряем. В начале книги я сказал, что мозг каждого человека - это часть одной большой голограммы, и каждая из таких частей содержит целое. В вашем сознании могут содержаться только ваш личный опыт и знания, в то время как подсознание связано с целой системой, имея доступ ко всей хранящейся в ней информации. Вы также получаете доступ к ней через интуицию.
КАК ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ
Подготовка
Вооружитесь всеми имеющимися фактами и информацией. Заставьте свое подсознание работать на полную мощность. Ищите любую информацию по интересующему вас вопросу. Вбирайте все, хоть каким-то образом связанное с тем, над чем вы сейчас работаете. Ваша цель - собрать столько сведений, чтобы даже самые невероятные и несопоставимые факты дополняли друг друга. Дайте волю воображению. Погрузитесь в это море информации, не пытаясь логически ее осмыслить, - это работа подсознания.
Созревание
Хорошенько осмыслив все факты, можно немного расслабиться. Подготовка требует активности с вашей стороны, в то время как созревание - более спокойный этап. Теперь пусть поработает ваше подсознание. Оно трудится день и ночь, пытаясь найти решение независимо от того, думаете вы об этом или нет. Между прочим, практика доказывает, что подсознание работает лучше, если его оставить в покое. Человек становится более восприимчивым к тому, что подсказывает ему подсознание, если в данный момент не думает о чем-то конкретном. Для творческого процесса идеально подходят моменты, когда можно расслабиться и помечтать: длительное путешествие, купание в ванне, прогулка по лесу. Так, Нолан Башнель, основатель компании Atari, впервые представил себе то, что впоследствии стало самой покупаемой видеоигрой, во время утренней прогулки по пустынному пляжу. Стивен Спилберг говорит, что самые лучшие идеи возникают у него, когда он едет на машине без определенной цели. А Альберт Эйнштейн однажды сказал своему коллеге: "Ну почему все самые лучшие идеи осеняют меня, когда я моюсь в душе?" Постоянно думая, как бы найти правильный ответ, можно получить обратный результат. Это как в случае со спортсменом, думающим только о победе в соревновании. Спортсмены знают, что для того, чтобы победить в состязании, нужно быть собранным, но не напряженным, иначе сразу же начинаются ошибки. Чтобы интуиция вам помогала, нужно расслабиться и дать ей возможность работать.
Ниже приводятся три шага, которые помогут вам естественно и без особых усилий пробудить свою интуицию и получить ответы на интересующие вопросы:
Шаг 1
Несколько минут думайте о том, что вы действительно обладаете мощным подсознанием, что существуют абсолютно правильные ответы и решения и что ваше подсознание отыщет их для вас. Попытайтесь перейти от логического осознания этих фактов к их эмоциональному восприятию. Когда это произойдет, вы почувствуете радостное возбуждение. Сознанию следует постоянно напоминать о существовании столь могущественного помощника, как подсознание. Вы должны ощутить уверенность, осознав скрытую в вас силу.
Шаг 2
Четко сформулируйте, чего вы добиваетесь от своего подсознания: какие ответы, решения и взгляды на проблему хотите от него получить. Несколько раз повторите про себя, что в этот самый момент ваше подсознание работает на вас. Не напрягайтесь, пытаясь представить возможные ответы. Разговаривайте со своим подсознанием уверенно, постоянно повторяя, чего вы от него хотите, но выражайте это словами так, как будто оно уже делает это для вас. "Сейчас мое подсознание подсказывает мне..." Повторите это про себя по меньшей мере десять раз, чтобы почувствовать, что процесс пошел.
Шаг 3
Расслабьтесь и наполните свой мозг уверенностью, что вам откроется правильный ответ. Помните, что вера и уверенность - это не просто ощущения, а колебания энергии. Эти колебания будут притягивать правильные решения и ответы, как магнит притягивает металл. Мозг, в котором происходят колебания энергии уверенности в правильном ответе, естественным образом найдет этот ответ. Представьте, что вы почувствуете, когда найдете правильный ответ: возбуждение, радость, облегчение. Ощутите это прямо сейчас, но не напрягайтесь слишком сильно. Не стоит день и ночь думать о том, что подсознание скоро подскажет вам правильный ответ. Выполнение всех трех шагов занимает не более пяти - десяти минут. Их лучше всего выполнять каждый вечер перед сном. Переход от бодрствования ко сну является наиболее подходящим моментом, когда можно достигнуть подсознания.
|
Ошо Бхагван Шри Раджниш "Интуиция: Знание за пределами логики" |
Лишь с помощью интуиции человек может постичь разницу между интеллектом, логическим мышлением и более объемлющей областью духа. Логика - это то, как познает реальность ум; интуиция - то, как переживает опыт реальности дух. Беседы Ошо на эти темы необыкновенно выразительны, иногда забавны и - совершенно захватывающи.
Все мы обладаем естественной способностью к интуиции, но социальная обусловленность и формальное образование часто работают против нее. Нас учат игнорировать собственные инстинкты вместо того, чтобы понимать и использовать их как основание для индивидуального роста и развития. И в процессе этого мы подрываем сами корни своей врожденной мудрости, которой предназначено было расцвести в интуицию.
Эта книга содержит выдержки из бесед Ошо, в которых он говорит о том, что такое в точности интуиция, и разъясняет, как научиться распознавать ее в других и в себе. Мы можем научиться различать между подлинным интуитивным прозрением и "выдаванием желаемого за действительное", которое легко может привести к ошибочным решениям и нежелательным последствиям. Книга также включает несколько специфических упражнений и медитаций Ошо, созданных для того, чтобы питать и поддерживать каждый из наших индивидуальных, естественных интуитивных даров.
Предисловие
Интуицию нельзя научно объяснить, потому что само это явление ненаучно и нерационально. Само явление интуиции иррационально. С точки зрения языка естественным покажется спросить: "Как объяснить интуицию?" Но вот что это значит: "Можно ли низвести интуицию до уровня интеллекта?" А интуиция - это нечто за пределами интеллекта, нечто, не принадлежащее интеллекту, нечто, исходящее из какого-то места, о котором интеллект ничего не знает. Поэтому интеллект может ее ощутить, но не может объяснить.
Скачок интуиции можно ощутить, потому что он оставляет промежуток. Интуицию можно ощутить интеллектом: он может заметить, что что-то произошло, - но нельзя объяснить, потому что для объяснения требуется причинная связь. Объяснение подразумевает ответы на вопросы, откуда приходит интуиция, зачем и почему. А она приходит откуда-то извне, не из самого интеллекта - и интеллектуальной причины нет. Нет причины, нет связи; интуиция не является продолжением интеллекта.
Интуиция - это иная область происшествия, совершенно не связанная с интеллектом, хотя и способная проникать в интеллект. Нужно понять, что высшая реальность может проникнуть в низшую, но низшая не может проникнуть в высшую. Таким образом, интуиция может проникать в интеллект, так как она выше, но интеллект не может проникнуть в интуицию, так как он ниже.
Точно так же твой ум может проникать в тело, но тело не может проникнуть в ум. Твое существо может проникать в ум, но ум не может проникнуть в существо. Именно поэтому, если ты движешься в существо, тебе придется отделиться от тела и ума. Ни одно, ни второе не способно проникнуть в высшее явление.
Если ты движешься в высшую реальность, низшие миры происшествия должны быть отброшены. В низшем нет объяснения высшему, потому что там не существует самих терминов объяснения, они бессмысленны. Но интеллект может ощутить промежуток, может узнать о промежутке. Он может почувствовать: "Что-то произошло вне меня". Сделав хотя бы это, интеллект уже сделал много.
Но интеллект может также отрицать происшедшее. Именно это подразумевается под "верой"* или "неверием".
* Faith (англ.) - Здесь и далее примечания переводчика.
Если ты чувствуешь, что того, что ты не можешь объяснить, не существует, ты "неверующий". Тогда ты будешь продолжать жить в этом низшем существовании интеллекта, прикованный к нему. Тогда ты не впустишь в себя тайну, тогда ты не позволишь интуиции говорить с собой.
Вот что такое рационалист. Рационалист не увидит даже, что пришло нечто от запредельного. Получив традиционное воспитание, ты не будешь впускать в себя высшее; ты будешь его отрицать, ты скажешь: "Этого не может быть. Наверное, это мое воображение; наверное, это мне приснилось. Я этого не приму, пока не смогу рационально доказать". Рациональный ум остается закрытым, замкнутым внутри причинно-следственных границ, куда не может войти интуиция.
Но интеллект можно использовать, не становясь закрытым. Тогда ты можешь использовать как инструмент рассудок, но оставаться открытым. Ты восприимчив к высшему: если что-то приходит, ты восприимчив. Тогда ты можешь использовать интеллект как вспомогательное средство. Он замечает: "Что-то случилось за пределами меня". Он может помочь осознать этот промежуток.
Кроме того, интеллект можно использовать для выражения - не для объяснения, для выражения. Будда ничего не "объясняет". Он выражает, не объясняет. Все Упанишады выразительны без объяснений. Они говорят: "Так и так; вот что происходит. Если хочешь, входи. Не стой снаружи; снаружи никакое объяснение невозможно. Войди - увидь изнутри".
Но даже войдя и увидев изнутри, ты не получишь никаких объяснений; ты узнаешь и почувствуешь. Интеллект может попытаться понять, но эта попытка обречена на поражение. Высшее не может быть низведено до низшего.
Интуиция путешествует без проводника - именно поэтому это прыжок; именно поэтому это скачок. Это прыжок из одной точки в другую, без всякой взаимосвязи между ними. Если ты продвигаешься постепенно, это не прыжок. Прыжок происходит, лишь если ты продвигаешься без всяких переходных шагов. А настоящий прыжок еще глубже. Он означает, что нечто существует сначала в точке А, потом в точке Б, а между ними никакого существования нет. Это - настоящий прыжок.
Интуиция, это прыжок - не что-то такое, что ты делаешь шаг за шагом. Это нечто, происходящее с тобой, нечто, приходящее к тебе, - происходящее с тобой без всякой причинности, без всякого источника где бы то ни было. Это внезапное происшествие и есть интуиция. Если бы она не была внезапна и совершенно оторвана от происшедшего раньше, логическое мышление обнаружило бы ее траекторию. Это заняло бы некоторое время, но было бы возможно. Логическое мышление могло бы ее знать, понимать и контролировать. Тогда в любой момент можно было бы разработать инструмент, подобный телевизору или радио, который воспринимал бы интуитивные сигналы.
Если бы интуиция приходила посредством лучей или волн, мы могли бы создать воспринимающий ее инструмент. Но никакой инструмент не может улавливать интуицию, потому что это не волновое явление. Это вообще не явление; это просто скачок из небытия в бытие.
Интуиция означает просто этот скачок - вот почему ее отрицает рассудок. Рассудок ее отрицает, не будучи способным с ней столкнуться. Рассудок может сталкиваться только с теми явлениями, которые можно разделить на причину и следствие.
Рассудок видит две области существования: познанное и непознанное. Непознанное значит то, что еще не познано, но однажды будет. Но мистицизм говорит, что есть три области: познанное, непознанное и непознаваемое. Под непознаваемым мистик подразумевает то, что не может быть познано никогда.
Интеллект занимается познанным и непознанным, но не непознаваемым. А интуиция работает с непознаваемым, с тем, что не может быть познано. Дело не во времени, которое потребуется на познание, - ему присуще качество непознаваемости. Не потому, что ваши инструменты недостаточно чувствительны, или ваша логика несовершенна, или ваша математика примитивна, - суть не в этом. Качество непознаваемости неотъемлемо свойственно непознаваемому; оно будет существовать как непознаваемое всегда.
Это область интуиции.
Когда нечто от непознаваемого приходит в познанное, это прыжок - нет никакой связи, никакого перехода, никакого перемещения из одной точки в другую. Но это кажется непостижимым; поэтому, когда я говорю, что ты можешь ощутить, но не можешь понять... - когда я говорю такие вещи, я прекрасно знаю, что говорю бессмыслицу (Nonsense). "Бессмыслица" просто значит что-то, что наши органы чувств (Senses) не могут понять. А ум - один из органов чувств, и самый тонкий.
Интуиция возможна, потому что есть непознаваемое. Наука отрицает существование божественного, потому что наука говорит: "Есть лишь два подразделения: познанное и непознанное. Если есть какой-то Бог, мы откроем его при помощи лабораторных методов. Если он существует, наука откроет его".
Мистик, с другой стороны, говорит: "Что бы ты ни делал, что-то в самом основании существования всегда будет оставаться непознаваемым - тайной". И если мистики неправы, тогда, я думаю, наука разрушит сам смысл жизни. Если нет тайны, разрушен весь смысл жизни и вся ее красота.
Непознаваемое - красота, смысл, устремление, цель. Благодаря непознаваемому в жизни что-то есть. Если все познано, все становится плоским. Тебе это наскучит, тебе это надоест.
Непознаваемое - это тайна, это сама жизнь.
Я скажу так:
Рассудок - это попытка познать непознанное, а интуиция - происшествие непознаваемого. Проникнуть в непознаваемое возможно, но невозможно его объяснить.
Возможно чувство, не объяснение. Чем более вы пытаетесь объяснить, тем более становитесь закрытыми; поэтому не пытайтесь. Пусть рассудок* работает в своей области причинности, но всегда помнит, что есть более глубокие сферы... Более глубокие причины*, причинности* которых не понять... Высшие причины, за пределами постижения причинности*.
* Игра слов, основанная на разных значениях слова reason.
Рассудок это попытка познать непознанное,
А интуиция - происшествие в мире непознаваемого.
В непознаваемое можно проникнуть, но невозможно его объяснить.
|
NLP техника присоединения |
Когда основатели НЛП создавали модель поведения успешного психотерапевта и пытались понять, чем такое поведение отличается от неэффективного, они заметили, что успешные всегда начинали свою работу с подстройки к клиенту.
Что же происходит во время подстройки или присоединения?В НЛП присоединению уделяется довольно много внимания, потому что подстройка к собеседнику является основой для установления подсознательного доверия и дальнейшей работы с клиентом.
Для понимания важности подстройки необходимо рассмотреть как формируется доверие. Если спросить кого-нибудь, почему он доверяет определенному человеку, то ответ чаще всего будет таким: «Я знаю его несколько лет, имел с ним некоторые отношения, он никогда еще не подводил. Поэтому у меня нет оснований ему не доверять».
Здесь речь идет о сознательном доверии, где в качестве довода приводится чисто статистический подход: пять раз не обманул, значит и шестой раз не обманет. Но часто мы чувствуем к тому или иному человеку необъяснимую симпатию, даже не обращая внимания на его слова. Просто нравится человек, а почему не понятно. Что-то в нем есть такое, а какое не пойму.
Для нас важно понимание того, что именно подсознательное доверие оказывает большее влияние на формирование мнения о человеке. Если брать цифры, то существует такая статистика: словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6. При этом, 55 % – это Язык Тела (позы, движения, мимика), около 38 % – Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7 % - слова. Поэтому если сознание вам говорит одно, а подсознание другое, то как правило, побеждает подсознание.
Итак, как можно согласовать свое поведение, с поведением собеседника? Существуют несколько способов. Все они требуют определенных навыков. Одни более сложны, и для их выполнения необходимо собрать определенную информацию о собеседнике, другие более просты. Давайте рассмотрим несколько способов.
Присоединение по позе. Одной из подстроек к собеседнику для установления подсознательного доверия или раппорта, является присоединение к позе собеседника. То есть наш собеседник будет лучше относиться к нам, если мы примем такую же позу как у него. Причем, наша поза может отражать позу человека прямо или в зеркальном отображении. Конечно, подчиненному не нужно копировать позу начальника, которой босс подсознательно подчеркивает свое преимущество. И вообще, мы должны понимать язык поз и жестов. Для начала такого понимания будет полезно ознакомиться с книгой Алана Пиза «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» или другую доступную литературу.
Естественно, что человек в разговоре не сидит в застывшей позе. Он жестикулирует, меняет позу. Поэтому мы должны уметь присоединяться и к движениям клиента.
Присоединение к движениям. Мы можем согласовать свои движения с движениями другого человека. Как лучше всего это сделать?
В принципе мы можем отобразить любое движение партнера по беседе: движение рук или ног, кивание головой, и даже мимику, мигание и жесты. Можно подстраиваться к жестам рук партнера с помощью движений своих пальцев. Более крупные движения не нужно копировать полностью, достаточно их наметить, заканчивать движение не завершая полностью. Из мелких движений хорошо выбрать для подстройки мигание. Помимо присоединения, при данном виде подстройки уже можно говорить о наведении гипнотического транса. Начиная мигать с той же частотой, что и партнер, можно затем прекратить мигание или закрыть глаза. То же сделает и ваш собеседник. Опытный коммуникатор знает, что необходимо сопровождать свою речь киванием головы. Слушатель тоже начинает кивать, подсознательно воспринимая информацию как правильную.
Помимо вышеуказанных способов присоединения, можно присоединяться к дыханию. Подстройка к дыханию бывает прямая и непрямая. Прямая подстройка — вы дышите так же, как ваш партнер, в том же темпе. Непрямая подстройка — вы согласуете с ритмом дыхания партнера какую-то другую часть своего поведения; например, вы можете качать рукой в такт дыханию партнера, или говорить в такт его дыханию, то есть на его выдохе. Согласовав свое дыхание, вы произносите фразы на своем выдохе и соответственно на выдохе партнера. Это тоже способствует установлению раппорта. Собеседник воспринимает вашу речь как свою собственную. Помимо этого, можно манипулировать поведением другого, изменяя темп своего дыхания.
Краткое резюме: для успешной коммуникации для нас важно установление подсознательного доверия. Для установления такого доверия мы должны согласовать свое поведение с поведением собеседника (партнера, клиента, пациента и т.п.) Для присоединения есть несколько различных способов: таких как подстройка под дыхание, присоединение по позе, движениям, мимике, киванию и другие. Движения можно копировать как напрямую, так и зеркально, причем крупные движения не нужно копировать полностью.
|
Ричард Бах (выдержки) |
|
Из книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения». |
Из книги Ричарда Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения».
Я бы хотел, чтобы вы попробовали несколько очень простых экспериментов – чтобы немножко поучить вас тому, как можно научиться управлять собственным мозгом.
Подумайте о событии из прошлого, которое было очень приятным — возможно, о том, о котором вы давно не вспоминали. Задержитесь на мгновение, чтобы вернуться к этому воспоминанию — и убедитесь, что вы видите то, что видели, когда это приятное событие совершалось. Можете закрыть глаза, если так проще.
Я хочу, чтобы, глядя на это приятное воспоминание, вы изменили яркость изображения и отметили, как изменяются в ответ ваши чувства. Сначала делайте его все ярче и ярче. Теперь делайте его все более и более тусклым, пока вы едва сможете различить его. Теперь снова сделайте его ярче.
Как это меняет ваше самочувствие? Всегда есть исключения, но для большинства из вас, если вы сделаете картину ярче — ощущения усилятся. Увеличение яркости обычно увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости — обычно наоборот. Сколь многие из вас когда-либо думали о возможности намеренно изменять яркость внутреннего образа, чтобы иначе чувствовать себя? Большинство из вас просто позволяют своему мозгу беспорядочно показывать вам любую картину на его выбор — а вы в ответ хорошо или плохо себя чувствуете.
Теперь подумайте о неприятном воспоминании: что-то такое, о чем вы думаете — и это вызывает у вас неприятные эмоции. Теперь делайте картину все более и более тусклой. Если вы достаточно сильно убавите яркость, она больше не будет вам досаждать. Можете сэкономить тысячи долларов психотерапевтических счетов, я научился этим вещам от людей, которые их уже делали. Одна женщина сообщила мне, что она счастлива постоянно; она не позволяла событиям подобраться к ней. Я спросил ее, как она это делает, и она ответила: «Ну, эти неприятные мысли приходят ко мне в голову; но я просто убавляю яркость».
Яркость — одна из «субмодальностей» зрительной модальности. Субмодальности — это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но мы пока поиграем со зрительными.
Яркость — это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой — это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.
Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина — это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет — страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова бы ни была связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.
Теперь давайте поиграем с другой субмодальной переменой. Выберите другое приятное воспоминание и меняйте размер картины. Сначала делайте ее все больше и больше, а потом все меньше и меньше, отмечая, как меняются в ответ ваши ощущения. Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а меньшая ослабляет ее.
Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень большой, она может вдруг показаться нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности — например, от удовольствия к смеху.
Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что ее уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей по-настоящему огромных размеров превращает ее в нелепую и смешную, то вы и это можете использовать, чтобы почувствовать себя лучше. Попробуйте, выясните, что вам подходит.
Неважно, какова связь, если вы выясните, как она работает в вашем мозгу — так что сможете научиться контролировать свой опыт. Если подумать, в этом не должно быть абсолютно ничего удивительного. Люди говорят о «тусклом будущем» и «ярких перспективах». «Все в черном свете». «У меня в голове все смешалось». «Это пустяк, но она раздувает все это до непомерных размеров». Когда некто произносит что-то подобное, это не метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что испытывает внутри себя этот человек.
Если кто-то «непомерно что-нибудь раздувает», вы можете посоветовать ей сжать картинку. Если она видит «тусклое будущее» — пусть сделает его поярче. Это звучит просто, так оно и есть.
Внутри вашего разума существуют все те веши, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Вы не хотите ввязываться в отношения с собственной головой, так? Пусть вместо вас это делают Другие. Все, что происходит в вашей голове, воздействует на вас, и потенциально все это вам подконтрольно. «Кто будет управлять вашим мозгом?» — вот в чем вопрос.
А теперь я хочу, чтобы вы продолжили эксперимент с варьированием других зрительных элементов, чтобы выяснить, как можно сознательно изменять их для воздействия на вашу реакцию. Я хочу, чтобы у вас было личное, опытным путем полученное понимание того, как вы можете контролировать свой опыт. Если вы действительно приостановитесь и попробуете поизменять переменные из списка, приведенного ниже — у вас будет прочная основа для понимания остальной части книги.
Что касается тех из вас, кто действительно хочет научиться управлять своим собственным мозгом — возьмите любой опыт и попробуйте изменить каждый из перечисленных ниже зрительных элементов; проделайте то же самое, что вы делали с яркостью и размером; попробуйте пойти в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Чтобы на самом деле выяснить, как работает ваш мозг, изменяйте только один элемент за раз. Если вы меняете два параметра или более одновременно, то не узнаете, какое из них — или насколько сильно — воздействует на ваши ощущения. Я рекомендую проделывать это с приятным переживанием.
Цвет. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.
Расстояние. Меняйте от очень близкого до далекого.
Глубина. Меняйте картину от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений.
Длительность. Варьируйте от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.
Четкость. Меняйте изображение от кристально чистой детальной четкости до размытой неразличимости.
Контраст. Отрегулируйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.
Пределы. Варьируйте от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой, так что если вы повернетесь, то сможете увидеть еще часть.
Движение. Меняйте изображение от неподвижного фото или слайда до кинофильма.
Скорость. регулируйте скорость фильма от очень медленной до очень быстрой. Оттенок. Изменяйте баланс цветов. Например, увеличьте интенсивность красных тонов и уменьшите голубых и зеленых.
Прозрачность. Сделайте образ прозрачным, так чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.
Пропорции. Сделайте обрамленную картину длинной и узкой, а потом короткой и широкой.
Ориентация. Наклоните верхнюю часть картины от себя, а потом к себе. Передний план/задний план. Варьируйте различие между передним планом {то, что вас больше всего интересует) и задним (обстоятельства, которым просто случилось при сем присутствовать) или отдаленность первого от второго. Потом попробуйте поменять их местами, так чтобы задний план стал интересным передним.
Теперь у большинства из вас должен быть опыт использования нескольких из множества способов, какими можно, меняя субмодальности, изменить свой опыт. Всякий раз, обнаружив элемент, работающий по-настоящему эффективно — сделайте паузу, чтобы понять, где и когда вы хотели его использовать. Например, выберите жуткое воспоминание — хотя бы эпизод из фильма. Возьмите эту картину и очень быстро сделайте ее очень большой. Это встряхивает. Если вам по утрам трудно разогнаться, попробуйте это вместо кофе!
Я просил вас пробовать по одному элементу за раз, так чтобы вы могли выяснить, как они работают. Выяснив, как они работают, вы можете комбинировать их, чтобы получить еще более интенсивные изменения. Например, приостановитесь и найдите исключительно приятное чувственное воспоминание. Во-первых, убедитесь, что это фильм, а не просто неподвижный слайд. Теперь возьмите этот образ и пододвиньте его к себе. По мере его приближения делайте его более ярким и цветным, одновременно замедляя фильм до примерно половинной скорости. Поскольку вы уже знаете кое-что о том, как работает ваш мозг, проделайте также и все остальное, что наилучшим образом интенсифицирует это ваше переживание. Приступайте.
Следующая вещь, которой я хотел бы научить вас — это то, что я называю «кратчайшей терапией». Она хороша тем, что это еще и скрытая терапия, так что вы все можете ее сейчас попробовать.
Подумайте о неприятном затруднении или разочаровании и хорошенько посмотрите на этот фильм, чтобы увидеть, все ли еще он портит вам настроение. Если не портит, выберите другое.
Потом снова запустите этот фильм, и как только он начнется, пустите фоном какую-нибудь приятную громкую цирковую музыку. Слушайте цирковую музыку вплоть до самого конца фильма.
Теперь снова просмотрите тот исходный фильм. Это улучшает ваше самочувствие? Для большинства из вас это превратит трагедию в комедию, и вы почувствуете облегчение. Если у вас есть воспоминание, из-за которого вы раздражаетесь и злитесь — наложите на него цирковую музыку. Если вы прокрутите его с ней, то, вернувшись в следующий раз, оно будет автоматически сопровождаться этой музыкой и вызовет другие ощущения. Для нескольких из вас цирковая музыка может быть неподходящим выбором для этого конкретного воспоминания. Если вы не заметили никаких изменений, или если ваши ощущения изменились неудовлетворительным образом — посмотрите, можете ли вы найти какую-то другую музыку или звуки, которые, по вашему мнению, могли бы повлиять на это воспоминание, а затем попробуйте проиграть эту музыку вместе с ним. Вы могли бы попробовать тысячу скрипок мыльных опер, оперную музыку, Увертюру 1812, «Убежище Дьявола», или что угодно и выяснить, что произойдет. Начав экспериментировать, вы сможете обнаружить множество способов изменить свой опыт.
Выберите другое неприятное воспоминание. Прокрутите фильм так, как вы обычно это делаете, чтобы выяснить, беспокоит ли он вас сейчас.
Теперь запустите то же самое воспоминание задом наперед, от конца обратно к началу - точно как если бы вы его перематывали - и сделайте это очень быстро, в несколько секунд. Теперь снова запустите фильм сначала. После просмотра наоборот вы чувствуете по поводу этого воспоминания то же самое? Определенно нет. Это немного похоже на проговаривание фразы наоборот: смысл меняется.
|
интуиция |
Метки: интуиция |
Тадеуш Голас. Руководство к просветлению для ленивых (глава из книги) |
КТО МЫ?
Мы равные существа, а Вселенная — это наши отношения друг с другом. Вселенная состоит из существ одного типа: все они живут и все они сами определяют способ своего существования.
Итак, это все, что вам нужно знать, чтобы понять эту книгу или написать свою собственную. Все, что я буду говорить дальше, основано на этом первом абзаце, и любой вопрос можно разрешить, обратившись к нему и хорошенько поразмыслив.
Вселенная состоит из одного-единственного типа “чего-то там”, чему нельзя дать определения. Для наших целей нам совсем и не нужно пытаться это определить. Все, что нам необходимо, это допустить, что существует только один тип “чего-то там”, а потом посмотреть, приведет ли это к обоснованному объяснению мира, каким мы его знаем. Основные действия каждого существа — расширение и сокращение. Расширенные существа разрежены и способны проникать в других; сокращенные существа плотны и не способны никуда проникать. Все мы, как вместе, так и порознь” можем существовать в форме пространства, энергии или массы, в зависимости от выбранного соотношения расширения и сжатия и той степени вибраций” которую проявляет каждый из нас, перемежая расширения и сокращения. Каждое существо способно контролировать свои вибрации.
Метки: психология |
макс оливер |
|
куль |
|
Auden Hugh Wystan ROMAN WALL BLUES |
|
Joke: "Working With The FBI" |
Joke:
Working With The FBI
The phone rings at FBI headquarters.
"Hello?"
"Hello, is this the FBI?"
"Yes. What do you want?"
"I'm calling to report my neighbor Adrian Thibodeaux! He is hiding marijuana inside his firewood."
"Thank you very much for the call, sir."
The next day, the FBI agents descend on Thibodeaux's house. They search the shed where the firewood is kept. Using axes, they bust open every piece of wood, but find no marijuana. They swear at Thibodeaux and leave.
The phone rings at Thibodeaux's house.
"Hey, Adrian! Did the FBI come?"
"Yeah!"
"Did they chop your firewood?"
"Yep"
"Great, now it's your turn to call. I need my garden plowed."
Vocabulary:
headquarters - штаб-квартира;
firewood - дрова;
descend on - обрушиваться, врываться;
shed - навес, сарай;
to plow - вскапыавть, пахать;
Метки: english |
Thomas Moore "Believe Me" |
Метки: english |
А. Эйнштейн |
"Воображение намного важнее знания…"
- А. Эйнштейн
|
все начинается с правильных мыслей |
Всё начинается. С правильных мыслей и непоколебимой веры в самого себя на уровне подсознания
Наши мозги программируют все, кому не лень, в течение всей нашей жизни, начиная с родителей, школьных учителей и заканчивая начальством на работе, политиками всяких мастей и общественными деятелями разных пошибов, рекламными щитами и телевизором. Естественно, все они преследуют СВОИ цели и, соответственно, программируют НАШИ мозги на достижение этих СВОИХ целей. В результате мы становимся такими, какими ОНИ хотят, живем так, как ОНИ хотят, добиваемся целей, которые важны для НИХ. Да, чаще всего они достигают своих целей... так или иначе… с нашей помощью. А мы??? Почему бы НАМ не сделать то же самое со СВОИМИ мозгами САМИМ?! Почему бы НАМ не достичь СВОИХ целей?
Метки: психология. |