-Рубрики

 -Цитатник

Шьём таксу Розовый Зефир - (0)

Шьём таксу Розовый Зефир Шьём таксу Розовый Зефир + читать дальше ] Для работы понадобит...

Жакет крючком в стиле Шанель от Надежды - (0)

Жакет крючком в стиле Шанель от Надежды http://www.passionforum.ru/ Жакет без выкройки, узор пр...

Заговор от любой болезни - (1)

Заговор от любой болезни Часто непонятное пугает, мы противимся, даже не пытаясь предприн...

БАКЛАЖАНЫ МЯСОМ ПО-КИТАЙСКИ - (2)

БАКЛАЖАНЫ МЯСОМ ПО-КИТАЙСКИ Ингредиенты: Баклажан 1 шт. Фарш (свинина + говяди...

Без заголовка - (0)

Винтажный воротник-манишка http://images.vfl.ru/ii/1468037824/7c4203d0/13314915_m.jpg http:/...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Inna_Kravchyk

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.10.2009
Записей: 10129
Комментариев: 730
Написано: 11000


Заговор

Вторник, 22 Января 2013 г. 22:32 + в цитатник
Цитата сообщения макошь311 Заговор

 

Заговор — фольклорный текст магического характера и обряд его произнесения.

3АГОВОРЫ функционируют главным образом в устной форме, однако могут фиксироваться и письменно. Письменным путем у восточных славян передавались некоторые промысловые 3АГОВОРЫ, например, пастушеские и пчеловодческие.       

Апокрифический текст “Сон Богородицы” бытовал и в устных, и в рукописных версиях (причем как в форме 3АГОВОРА, так и в форме духовного стиха); списки “Сна Богородицы” хранили дома или носили в ладанке на груди, что должно было сохранить человека в пути, помочь женщине при трудных родах и т.д.; произнесения текста вслух при этом могло и не требоваться. 

Первые фиксации 3АГОВОРОВ и близких к текстов на русском языке восходят к эпохе Древней Руси. Типичный фрагмент любовного 3АГОВОРА донесла до нас берестяная грамота второй половины 14в. из Новгорода: “... так ся розгори сердце твое и тело твое и душя твоя до мене и до тела до моего и до виду до моего” .

Многочисленные тексты 3АГОВОРОВ сохранились в рукописных сборниках и следственных делах о колдовстве 17 — 18 вв.

Имеются 3АГОВОРЫ лечебные (от лихорадки, от сглаза, от зубной боли, от укуса змеи и т. д.), хозяйственные (связанные со скотоводством, разведением скота, земледелием и т. д.), любовные (присушки и отсушки), промысловые (пастушеские, пчеловодческие, охотничьи и т. д.), ситуативные (при зарытии или поисках клада, при собирании целебных трав, при отправлении в путь и т. д.) и др.

Направленность 3АГОВОРОВ может быть “позитивной” (призванные вылечить человека, обеспечить ему успех, оградить от внешних посягательств) и “негативной” (злокозненные, призванные нанести урон другому человеку, вызвать у него болезнь, наслать порчу).

Для русских и белорусских 3АГОВОРОВ характерны зачины, в которых воспроизводится своеобразная пространственная структура мира и описывается путь в нем субъекта 3АГОВОРА, например; “Стану я, раб Божий имярек, благословясь, пойду, перекрестясь, из двора во двор, из ворот в ворота, в восточную сторону, на Окиян море”, или “На мори на Окияне, на острове на Буяне лежит камень; на том камне сидела Пресвятая Богородица...”. Мифический сюжет 3АГОВОРА развертывается, как правило, в особом пространстве — в центре мира, на острове среди моря — океана, на камне Алатыре, возле священного дуба. Характерны для 3АГОВОРА обращения к звездам, зорям, деревьям, к природным стихиям, к мифическим существам.

Значительную роль в формировании корпуса восточнославянских заговоров сыграло влияние “отреченной” книжности (апокрифов) Так, например, русские заговоры от лихорадки восходят к т.н. Сисиниевой легенде. В заговорах систематически упоминаются христианские персонажи, культовые объекты, восходящие к Библии реалии и т.п., однако они, как правило, переосмыслены.

В качестве исполнителя 3АГОВОРА может выступать само лицо, заинтересованное в его успехе, или знахарка, колдун, к которым обращались за помощью. Заговоры от детских болезней произносила или мать ребенка, или баба — повитуха, или специально приглашенная для этого соседка, или знахарка. Несложными заговорами от бородавок, от ушиба, от кровотечения, при встрече с волком и т.п. владел каждый человек.

Произнесение 3АГОВОРА обставлялось как определенный ритуал, причем значимым было, кто и каким образом произносил 3АГОВОР, а также вся обстановка, в которой это происходило. Как правило, заговоры шептали, не проговаривая отчетливо слова, при этом совершали действия, имеющие символический смысл: крестились, сплевывали, обращались к предметам, упоминаемым в тексте и т.д.

Наиболее удачным временем для исполнения заговоров считалась утренняя или вечерняя заря, а место определялось содержанием самого текста, например, заговоры от детской бессонницы, обращенные к курам произносили у куриного насеста. Многие мотивы заговоров непосредственно отражают определенные обрядовые действия, ср. очерчивание магического круга около того или иного объекта и мотив железной или каменной стены до неба, обрядовые действия с замками и ключами и мотив замыкания заговора и т. д.

Произнесение лечебных 3АГОВОРОВ сопровождалось массажем, элементами гипноза, причем больному давали пить “наговоренную” воду, другие снадобья, советовали ему соблюдать те или иные правила и запреты.

Лит.:
Познанский Н.Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. Пг., 1917;
Великорусские заклинания: Сборник Л. Н. Майкова. СПб.; Париж, 1992;
Исследования а области балто-славянскои духовной культуры. Заговор. М 1993.

А.Л. Топорков

nnm.ru/blogs/Ognejar/zagovor/#cut

Рубрики:  Заговоры

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку