Лабиринт Фавна (Гильермо дель Торо) |
«Лабиринт Фавна» (El laberinto del fauno) — мрачная киносказка мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) снятая в 2006 году по мотивам произведений Артура Мейчена (Arthur Machen).

«Лабиринт Фавна» представляет историю двенадцатилетней девочки Офелии, спасающейся от жестокой реальности франкистской Испании в мире не менее жестоких фантазий. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2006 года, в рамках которого 27 мая состоялась мировая премьера ленты. Лауреат трёх премий «Оскар» (лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший грим).

Пока фашистский капитан Видаль ведет в своих лесах жестокую войну с партизанами, его десятилетняя падчерица Офелия пускается в смертельно опасное путешествие по мрачным коридорам таинственного лабиринта, кишащего гигантскими жабами и хитрыми эльфами, на встречу с повелителем подземелья, всемогущим Фавном. До наступления полнолуния она должна пройти три страшных испытания. Стрелки часов приближаются к полуночи, время на исходе как для Офелии, так и для группы повстанцев, которая в это время ведет жестокий бой с отрядом фашистов под командованием капитана Видаля, жестокого и коварного отчима Офелии. Хватит ли у девочки мужества, у повстанцев стойкости, чтобы противостоять мировому злу на пути к свободе?..

«Лабиринт фавна» – это история, сотканная из сказки, мифа и притчи. Притча о тайном и явном ликах фашизма, миф мы узнаем по отсутствию очевидной морали, по жуткому духу тайны, по силуэтам невероятных существ, не похожих ни на кого и ни на что из привычной жизни. Фавн из «Лабиринта» (создание Серхио Сандоваля) и кровожадное чудовище с глазами в ладонях (шедевр Дэвида Марти, отвечающего за спецэффекты) словно усмехаются в адрес всех фентезийных кино-персонажей. При этом клеймо «малобюджетный» едва ли можно ставить и на «Лабиринте». Вот уж чего не скажешь при взгляде на Фавна, так это «дешево». Скорее скажешь «странно». Это и впрямь странно, причем не только Фавн, не только Фея-богомол, не только «Безликий» в пиршественном зале, но и просто весь фильм. Очень странно, что «плохие» могут победить. И что сказочные испытания могут кончиться крахом. И что за все это в итоге заплатишь смертью.

Лабиринт – это заброшенное каменное сооружение, которое находит Офелия сразу по прибытии в усадьбу злого отчима. И, конечно же, зрителю покажут, как этот самый отчим будет гнаться за Офелией по этому самому лабиринту. Но до этой погони еще надо дожить, точнее – досмотреть. Дойти по лабиринту. Потому что и сам фильм Гильермо Дель Торо – тоже лабиринт. Перебежка – тупик, перебежка – тупик. К концу уже перестаешь считать обманутые ожидания. И там не получилось, и это не сработало, и того убили, а выхода все нет, а ты все идешь, под волшебную грустную музыку Хавьера Наваррете.

Да, сказки бывают страшные. А фашизм – это не обязательно документальные кадры из Освенцима. Очень может быть, что это еще и омерзительное чудовище, с ямой вместо рта, спящее в комнате с запретными яствами. И когда оно преследует девочку, вытянув вперед зрячую ладонь, а девочка роняет мелок, которым должна нарисовать выход из подземелья, а песок в часах, отмерявших ее время, весь вытек… – может быть, она от него спасется, а может быть, и нет. Такой вот странный закон жизни и произведения – отсутствие законов. Жить в таком мире – рискованно, как может быть рискованно жить вообще.

Метки: кино |
Эта прекрасная жизнь (Фрэнк Капра) |
«Эта прекрасная жизнь» (It's a Wonderful Life) — фантастическая драма 1946 года снятая режиссёром Фрэнком Капрой (Frank Capra) по книге "Величайший подарок" Филипа Ван Дорена Стерна (Philip Van Doren Stern).

В канун Рождества ангелы на небесах обсуждают Джорджа Бэйли (Джеймс Стюарт), жителя небольшого городка, доведенного бесчисленными проблемами до мысли о самоубийстве. Джордж честный, отзывчивый, любящий муж и отец, владелец небольшой страховой компании всегда хотел уехать из родного города, чтобы повидать мир, но пришлось пожертвовать своей мечтой ради образования брата. Потеря родным дядей денег вкладчиков была последней каплей для Джорджа. На мосту кандидат в самоубийцы, вместо того чтобы прыгать, спасает своего ангела-хранителя, Кларенса Оддбоди (Хенри Трэверс). Кларенс показывает ему, каким мрачным местом стал бы его родной город, если бы Джордж никогда не жил и не делал те добрые дела, за которые его все любят...

Эта согревающая сердце фантазия, один из самых популярных фильмов за всю историю кино. Мало кто из кинематографистов может сравниться с режиссером Фрэнком Капрой в знании человеческого сердца, и "Замечательная жизнь" - мастерски выполненный шедевр сентиментальности, усиленный не умирающей верой самого Капры в человеческое общество, даже такое маленькое, как семья.

Когда в фильме пьяный дядя Билли уходит из дома Джорджа, раздается звук, как если бы человек споткнулся о несколько мусорных ведер. На самом деле это один из работников съемочной группы опрокинул оборудование в тот самый момент, когда дядя Билли исчезает с экрана. Однако этот инцидент на остановил обоих актеров, они продолжали играть, и Фрэнк Капра решил использовать сцену в окончательном монтаже.

Для съемки эпизода, в котором Донна Рид должна попасть камнем в окно поместья Гренвилл-хаус, Фрэнк Капра нанял меткого стрелка, который смог подменить актрису в этом деле. К всеобщему удовольствию, Донна Рид сумела разбить окно без всякой посторонней помощи. Джеймс Стюарт очень переживал насчет сцены с телефонным поцелуем - это был его первый кинематогрфический поцелуй с момента его возвращения в Голливуд после Второй мировой войны. Под пристальным наблюдением Капры, Стюарт снялся в единственном дубле без предварительной репетиции, причем он отработал так талантливо, что часть заснятого материала пришлось вырезать из-за, как показалось режиссеру, излишней чувственности актера, которая вряд ли понравилась бы цензору.

5 номинаций на "Оскар" в 1947 году. Премии и награды: "Золотой глобус" -1947 год. Победитель в категории: Лучшая режиссерская работа (Фрэнк Капра). До картины "It's a Wonderful Life" для изображения снега, как правило, использовали кукурузные хлопья. Из-за некоторых особенностей акустики в помещениях, устланных хлопьями, диалоги приходилось записывать после съемок. Фрэнк Капра же хотел записывать звук вживую, поэтому было решено воспользоваться новым материалом для "снега" - противопожарной пеной и мыльной водой. Эта смесь затем разбрасывалась при помощи воздуходувной машины, и падение снега получалалось бесшумным. В фильме было использовано до 6000 галлонов нового "снега". Авторы этого новшества получили специальную награду.

Метки: кино |
Основной инстинкт (Пол Верховен) |
«Основной инстинкт» (Basic Instinct) — психологический саспенс-детектив снятый в 1992 году режиссёром Полом Верховеном (Paul Verhoeven).

Бывший владелец ночного клуба и рок-звезда Джонни Боз найден убитым в своей постели. Это дело поручают детективу Нику Каррэну, бывшему алкоголику и наркоману. Основная подозреваемая — писательница Кэтерин Трамелл, привлекательная и изворотливая, она какое-то время встречалась с Бозом. Обнаружилось, что убийство Боза совершено точно так, как описано в одной из книг Трамелл. В расследование также вступает полицейский психиатр Бет Гарднер, бывшая подружка Ника. Роковая писательница начинает плести интриги вокруг Ника, а он быстро возвращается к своей прошлой жизни. Между писательницей и детективом начинается роман, а в расследовании начинают всплывать новые трупы. Ник понимает, что слишком вовлечён в это дело, но не может остановиться и начинает подозревать всех вокруг.

Кажется, еще немного — и триллер для широкой аудитории американских зрителей превратится в жесткое порно. Дело не в многочисленных обнажениях главных героев и даже не во всколыхнувшей таблоиды всего мира сцене «Я не ношу нижнего белья». Сам ритм этого фильма требует рейтинга XXX: он подъезжает, паркует машину, подходит к дому, она стоит у окна, спускается, открывает дверь, они разговаривают ни о чем, потом поднимаются в спальню, раздеваются…

Хитрющий голландец Верхувен обманул — как обманет еще не раз — доверчивого зрителя тревожной музыкой и дешевой мишурой вроде ножа для колки льда. Он убедил его — что тот смотрит детектив, в котором часто раздеваются. Сам же сделал эротический фильм, в котором часто убивают. Идеальный самец Дуглас, идеальная самка Стоун и их идеальный fuck of the century — вот единственное, что останется в доме, когда все двери раскроются.

Верхувен натурально заслужил почтение у либеральной публики, вытянув порно (не вульгарную демонстрацию гениталий, но сам дух его) на уровень голливудского мейнстрима.

Метки: кино |
Доберман (Ян Кунен) |
«Доберман» (Dobermann) — криминальная драма исполненная черного юмора режиссёра Яна Кунена (Jan Kounen) вышла на экраны в 1997 году.

Доберман (Венсан Кассель), получивший свой первый пистолет, когда был крещён, возглавляет банду разбойников. После успешного ограбления банка, за ними начинает охотиться парижская полиция. Охоту возглавляет полицейский-садист Кристини (Чеки Карио), у которого есть лишь одна цель: поймать Добермана любой ценой.

"Доберман" трудно назвать пародийным боевиком, хотя элементов пародии там немало (взять хотя бы сцену ограбления банка и препирательства Питбуля со старушкой-инвалидом). И это скорее не пародия, а - как сейчас модно говорить - "цитирование". Причем один из эпизодов с цитированием особенно понравится русскому зрителю. Помните сцену, как в "Семнадцать мгновений весны" оберштурбанфюрер Рольф раздевал сына радистки Кэт, чтобы она выдала Штирлица? Так вот, в "Добермане" эта сцена повторяется один в один: инспектор Кристини пытает младенца, чтобы его родители выдали место, где можно найти Добермана. Правда, происходит это все под музыку композитора Шизоманьяка, а не Таривердиева, но это только придает сцене дополнительную напряженность.

Основная мулька фильма заключается в том, что здесь нет противостояния "плохой - хороший". Здесь есть противостояние преступника против подонка и убийцы. И фильм сделан так, что Доберман вызывает намного более теплые чувства, чем полицейский Кристини. Вот тот уж действительно - законченная мразь. Ему надо взять Добермана из принципа. Потому что Доберман крут, и его не могут схватить все полицейские Парижа, но Кристини считает себя еще более крутым, поэтому он должен взять Добермана во что бы то ни стало, кого бы при этом ни пришлось пристрелить просто так, за компанию.

Вот и получается, что Доберман - намного более симпатичен. Ну да, он грабит и убивает. Однако грабит и убивает он весьма эффектно и элегантно. Зато он любит немую цыганку Натали. И любит свой паноптикум уродцев - Маню, Аббата, Питбуля и всех остальных. Сильно любит, заметьте! Он даже рискует жизнью ради того, чтобы их спасти. Поэтому мы любим Добермана и не любим Кристини. Так по крайней мере задумано режиссером. Так оно в реальности и получается. Вот симпатичный Доберман, честное слово! Даже полный кретин Питбуль - симпатичен в своей любви ко всяким разным бобикам. И нам очень хочется, чтобы все эти кретины и убийцы как можно позже пораскинули мозгами по асфальту. Но они пораскинут. Потому что таковы законы жанра...

Метки: кино |
Олдбой (Пак Чхан Ук) |
«Олдбой» (Oldboy) — южнокорейский психологический триллер снял в 2003 году кинорежиссёр Пак Чхан Ук (Park Chan-wook). В основу сценария фильма легла манга японских авторов Минегиши Нобуаки и Гарон Цутия «Воспоминания об убийстве». Фильм вышел на экраны 21 ноября 2003 года, российская премьера состоялась 18 ноября 2004. Сборы во всем мире составили 14 272 524 $, в России — 170 000 $, в США — 707 481 $. Английское слово «Oldboy» буквально переводится как «однокашник, старый приятель». В российский прокат фильм вышел под транслитерированным названием «Олдбой».

Действие фильма начинается в 1988 году. Обыкновенный и ничем не примечательный бизнесмен по имени О Де Су в день рождения своей дочери по пути домой напивается, начинает хулиганить и закономерно попадает в полицейский участок. Из участка его под своё поручительство забирает приятель по имени Чжу Хван. Пока Чжу Хван звонит домой жене незадачливого пьяницы, О Де Су пропадает. Неизвестные похищают его и помещают в импровизированную тюремную камеру, переоборудованную, судя по всему, из дешёвого гостиничного номера. Камера состоит из комнаты и санузла, в ней есть телевизор, но нет окон.

Зрителю предлагается масса кровавых сцен: воткнутый в спину нож, отрезанные и поломанные конечности; зубы, вырванные гвоздодером молотка; отрезанный язык и тому подобное. Все это безобразие слегка приправлено ироническим юмором. Очень мощный и весьма впечатляющий фильм, который произвел буквально фурор на Каннском кинофестивале 2004 года (номинация на "Золотую пальмовую ветвь" и полученный Гран-при жюри кинофестиваля). У меня эта восторженная реакция никакого удивления не вызывает, потому что "Олд бой" - это действительно один из самых сильных фильмов, который я увидел за последние несколько лет.

"Олд бой" построен как детектив: очень жесткий и достаточно кровавый детектив. Причем в отличие от массы других произведений подобного жанра он снят весьма реалистично. Главный герой - Дэ-Су - вовсе не супермен. Это мужчина довольно рыхлого телосложения, который даже в тюрьме во время длительных тренировок (а чем еще там было заниматься?) не приобрел внушительного торса. Когда Дэ-Су ищет своего мучителя и в процессе поисков пытает его подельников и дерется с ними - он не выглядит суперменом. Поэтому это все смотрится по-настоящему страшно. Насилие для Дэ-Су - производная крайней степени отчаяния. Он вовсе не садист, он не получает удовольствие, вырывая своему тюремщику зубы гвоздодером. Но это единственный способ быстро узнать имя человека, поиск которого составляет единственный смысл его нынешнего существования.

"Олд бой" снят в нарочито скупой изобразительной манере: тусклые краски, подчеркивающие угнетенное состояние главного персонажа, а главное - его внешний вид. Никакого графа Монте-Кристо с благородной белизной лица! Наоборот - странный человечек с беспорядочной прической, почти полное отсутствие мимики. Мин-Сик Чой играет Дэ-Су совершенно потрясающе. Почти никаких внешних эффектов, криков и воплей - только глаза, в которых виднеется весь перенесенный ужас и одновременно страх узнать то, чего он так добивается. Обратите внимание на то, как сняты некоторые драки Дэ-Су: никаких единоборств, красивых ударов и приемов! Он просто кулаками расчищает себе путь к правде: отчаянно и жестоко.

Фанат фильма "Олдбой" южнокорейский студент Чо Сен Ху устроил бойню в Вирджинском технологическом университете, во время двух перестрелок он убил 32 и ранил около 30 человек, а затем покончил с собой.

Метки: кино |
Волшебник страны Оз (Виктор Флеминг) |
«Волшебник страны Оз» (The Wizard of Oz) — Экранизацию произведения Фрэнка Баума (L. Frank Baum) поставил в 1939 году американский кинорежиссёр Виктор Флеминг (Victor Fleming).

Школьница Дороти (Гарленд) живет в Канзасе со своей семьей и собачонкой Тото. Смерч уносит ее и Тото вместе с домиком в сказочную страну маленьких человечков, где она становится обладательницей волшебных красных туфелек. Дороти, Тото и трое новых друзей - Пугало, Железный Дровосек и Трусливый Лев - идут по желтой кирпичной дороге в Изумрудный город, чтобы просить всемогущего волшебника (Морган) помочь ей вернуться домой, а друзьям - выполнить их заветные желания. Злая ведьма (Хэмилтон) хочет заполучить волшебные туфельки, Дороти грозит серьезная опасность.

Эта волшебная сказка с танцами и песнями (главная из которых - "Over the Rainbow") далеко не сразу стала самым известным и любимым фильмом всех времен и почти всех народов, в каком статусе непоколебимо пребывает сегодня. Ни одна другая картина не породила столько апокрифов (вроде историй о повесившемся в декорациях волшебного леса электрике или пьяных дебошах, которые устраивали игравшие миляг-жевунов лилипуты) и интерпретаций - вплоть до того, что пинкфлойдовский альбом "Dark Side of the Moon" идеально синхронизируется с происходящим на экране, если включить пластинку в тот момент, когда лев на эмблеме MGM прорычит в третий раз.

Наших зрителей фильм и сопутствующий ему миф миновали: выросшим на "Волшебнике Изумрудного города", с округло-сдобными иллюстрациями Л.Владимирского, персонажи оригинала могут показаться странноватыми, хотя именно они стали подлинными иконами масскульта XX века. Впрочем, посмотреть фильм Флеминга не поздно никогда. Адептом культа дороги из желтого кирпича становится любой, хотя бы раз увидевший, как черно-белая карта канзасского будня смазывается красочным волшебством "Техниколора". "По дуге по радуге бегом, через пни-канавы кувырком, через крыши и года, вслед за солнышком туда, где еще никто не умирал".

Фильм получил премии "Оскар" (1940г.) за лучшую музыку (Херберт Стотхарт) и лучшую песню (Хэролд Арлен - музыка, И. Й. Харберг - слова, песня - "Вдоль по радуге" ("Over the Rainbow")), а также номинации за лучший фильм (Мервин ле Рой), лучшую работу художников (Седрик Гиббонс, Уильям Э. Хорнинг), лучшие визуальные спецэффекты (Арнолд Гиллеспи, Дуглас Ширер) и лучшую операторскую работу в цвете (Хэролд Россон).

Метки: кино |
Инопланетянин (Стивен Спилберг) |
«Инопланетянин» (E.T. The Extra-Terrestrial) — фантастическую картину поставил в 1982 году американский кинорежиссёр Стивен Спилберг (Steven Spielberg).

Где-то в американской глубинке приземляется космический корабль, но злые земляне устраивают облаву на пришельцев, и те убираются восвояси, оставив на Земле одного, заблудившегося в лесу и обнаруженного десятилетним мальчиком. Инопланетянин, телом похожий на черепаху без панциря, а мордочкой на мопса, прилетел на землю с мирными намерениями - в составе научно-исследовательской группы. Земной мальчик Эллиот, а также его брат и сестра, которую играет семилетняя Дрю Бэрримор, преодолевая отвращение к неприятно выглядящей твари, спасают ее.

В 1982 году красивая трогательная сказка Стивена Спилберга вполне заслуженно сорвала банк, а в Каннах Спилбергу аплодировали стоя. Картина эта будто лакомство после длительного поста. В абсолютной степени она доказывает, что люди делятся на поколения не по горизонтали, а по вертикали. То есть не по году рождения, а по мироощущению.

Возраст физический и возраст духовный совпадает только у тех, кто отвергает власть воображения и не доверяет мечте, тогда как с недоверием следует относиться к реальности. В ней безмерное число опасностей и угроз, происходят войны, отражающие массовый инстинкт человечества к самоуничтожению, а алчность непременно побеждает добродетель. Но всех нас объединяет одно - детство, мы выходцы из этого мира, специфического в восприятии придуманного и настоящего. Кстати, фантастика. Кладезь "Инопланетянина" в том, что он проповедует приверженность к сохранению наивных идеалов детства на протяжении всей жизни. Впечатлительности и жажде творить, радости открытий и увлечению игрой. Поэтому-то режиссёр так легко находит общий язык с детьми, снимающимися в каждом его фильме, являясь важным их элементом. Но здесь они выведены на первый план, как канонический символ взаимопонимания.

Образ И.П. родился довольно неожиданно. Спилберг взял черты лица великих мира сего - Эрнеста Хемингуэя, Карла Сэндберга и Альберта Эйнштейна, и глаза новорождённых младенцев. Доведя данную композицию до оптимального, он передал законченный рисунок специалисту по робототехнике Карло Рамбальди со студии Дино де Лаурентиса, где он прославился моделью Кинг-Конга. От его мастерства зависело очень многое, ведь И.П. один из главных персонажей картины. Он обязательно должен был оставить у зрителей ощущение одушевлённого организма, а не куклы. К чести Рамбальди он со своей задачей справился славно, хотя без хитрых приёмов при монтаже и постановке камер, конечно, не обошлось. Благодаря этому техническому успеху, поверить в существование И.П. смогли и дети-актёры, в первую очередь 10-летний Генри Томас. Уловки его Эллиота, чтобы скрыть таинственное нечто от мамы. Протянутые руки к кажется умирающему И.П. Откровенная радость, когда он оживает и взгляд в сцене прощания. Сыграть такое ребёнок не смог бы - пережить вполне. Как и случилось с Генри, да и наверное со всеми причастными к "Инопланетянину".

Метки: кино |
Битлджюс (Тим Бёртон) |
«Битлджюс» или "Жучиный сок" (Beetlejuice) — американский игровой, фантастический, мистический, комедийный фильм в 1988 году снял великий готический сказочник Тим Бёртон (Tim Burton).

История начинается, когда молодая пара, Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) Мэйтленды, берут три недели отпуска, в надежде зачать ребёнка. Но их планам не суждено сбыться из-за несчастного случая. Теперь они привидения в собственном доме в городе Мэйтленд (штат Коннектикут). Сестра Барбары Джейн Баттерфилд продаёт дом нью-йоркской семье Дитц, глава которой Чарльз (Джеффри Джонс) решил сменить обстановку после нервного срыва. Другие члены семьи - дочь Лидия (Вайнона Райдер) и его новая супруга Делия (Кэтрин О'Хара) - скульптор-авангардист, находящаяся под сильным влиянием дизайнера по интерьерам Отто (Гленн Шэдикс).С подачи Отто коттедж сразу же подвергается перестройке. Это естественно не нравится бывшим хозяевам дома. Однако все попытки Адама и Барбары самостоятельно изгнать новых жильцов, напугав их, не принесли успеха, так как живые не ХОТЯТ видеть мёртвых.

В поисках управы на неприятных "живых" Мэйтленды обращаются за помощью к «специалисту по экзорцизму живого» — Беттельгейзе (или, как он сам себя называет, Битлджусу) (Майкл Китон), сразу же пожалев об этом. Интересно, что куратором супругов является некая Джуна, бесконечно курящая и выпускающая дым через перерезанное горло холеная старушенция. Старушенция предостерегает относительно Битлджуса, сообщая, что от него больше проблем возникнет, нежели решится. А также доводит до сведенья всех заинтересованных, что ранее — до низвержения — Битлджус был ни кем иным, как ее помощником. Какой громоздкий гротеск на тему сверженного с небес Люцифера! И действительно: Битлджус — при определенном могуществе — оказывается обладателем многочисленных пороков, обаятельным треплом и любителем театральных эффектов, плюс к этому постоянно стремится ввязать всех окружающих в какие-то сомнительные сделки. Как и положено чёрту.

Человеческие представления о загробной жизни настолько скудны, пугающи и противоречивы, что остается только радоваться тому обстоятельству, что мы наделены способностью смеяться над своими страхами. Тим Бартон, как я полагаю, умеет это лучше прочих, иначе откуда взяться в его творчестве стольким вариациям на тему afterlife? Под фирменное тревожное "умпа-умпа-умпа-умпа" мы снова открываем залистанный альбом под названием Betelgeuse (так как настоящее имя нельзя ни писать, ни называть), и мгновенно погружаемся в фантасмагорию, где повествование не заканчивается смертью главных героев, как положено, а наоборот — начинается с нее.

Уже во второй полнометражной режиссерской работе 30-летнего Тима Бертона в полной мере определились главные составляющие его индивидуального авторского стиля. Beetlejuice — это мистико-сатирическая черная комедия, смесь из почти детской мечтательности и весьма специфического декадентского юмора, пародирующего фильмы ужасов. Добавим сюда изощренные (на тот момент) спецэффекты и предрасположенность постановщика к гротеску, как в декорациях, так и в работе с цветом, что обнаруживает связь фильма с комиксами и одновременно делает его похожим на анимацию.

Метки: кино |
День сурка (Гарольд Рэмис) |
«День сурка» (Groundhog Day) — американская фантастическая комедия режиссёра Гарольда Рэмиса (Harold Ramis) снятая им в 1993 году по мотивам истории Дэнни Рубина (Danny Rubin).

Каждый год 2 февраля в небольшом американском городке Панксатони (англ. Punxsutawney, штат Пенсильвания) проводится праздник под названием День сурка: из норы достают сурка и предсказывают по его поведению погоду. Каждый год на этот праздник в Панксатони из Питтсбурга ездит самовлюблённый и высокомерный телеобозреватель погоды Фил Коннорс (Билл Мюррей), которому до смерти надоела его работа и который ненавидит этот фестиваль в глухом городишке.

Но однажды Фил, посетив в очередной раз фестиваль сурка, не просыпается на следующий день 3 февраля… он просыпается снова 2 февраля! Он оказывается в некой петле времени, из которой нет выхода: 3 февраля просто не наступает! Фил вынужден снова и снова переживать 2 февраля на фестивале сурка, снова вести оттуда репортаж, снова возвращаться в гостиницу и так каждый новый день. Фил обращается к врачам, пробует уехать из города и даже многократно заканчивает жизнь самоубийством, но ничего не помогает — на следующий день он опять просыпается 2 февраля в 6:00 в гостинице городка Панксатони.

Поразмыслив, Фил затем решает посвятить этот день удовольствиям: объесться сластями, заняться сексом, ограбить банк и промотать все деньги — ведь последствий не будет. Но все усилия тщетны — 3 февраля так и не наступает. Поразвлекавшись таким образом некоторое время, следующие несколько недель Фил тратит на то, чтобы завоевать любовь Риты, которая понравилась ему с первого взгляда... Он аккуратно и шаг за шагом узнает о ней максимум всевозможных подробностей, делая все, чтобы предугадывать каждый ее шаг, каждое ее последующее желание, однако пропасть между ними - мягкой, отзывчивой и очень доброй к людям девушкой и законченным эгоцентриком с манией величия - настолько велика, что как бы Фил ни ухищрялся, в течение одного дня любовь Риты он завоевать не может. В общем по итогу, чтобы миновал этот бесконечный День сурка ему надо будет изловчиться и наконец трахнуть эту своенравную барышню... ;)

Режиссёр Гарольд Рамис очень любит снимать добрые фильмы о самопознании и духовном преображении человека. Но здесь Рамис превзошёл самого себя, многие мастера дзен и суфии, каббалисты и эзотерики считают данный фильм самым глубоким по проникновению в мистическую сущность человека. «День сурка» безусловно вошёл в историю мирового кинематографа. Трудно представить себе фильм, который давал бы зрителю такой же заряд любви, доброты и понимания, как «День сурка».

|
Метки: кино |
Матрица (Энди и Ларри Вачовски) |
«Матрица» (The Matrix) — американский фантастический фильм снятый братьями Энди и Ларри Вачовски (Andy and Larry Wachowski), вышел на экраны 31 марта 1999.

Фильм описывает теорию, по которой реальным миром правит Матрица — компьютерная система, симулирующая действительность для миллионов людей, насильно подключённых к ней восставшими Машинами, которые таким образом получают из людей энергию, необходимую им для продолжения существования. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные идеи. «Матрица» также активно использует идеи «Алисы в Стране Чудес», гонконгских боевиков и японской анимации.

Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист в крупной компании, с другой — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» (букв. «Ты принадлежишь Матрице», англ. The Matrix has you). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом». Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (Троица), которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кого давно ищет, — Морфеусом (Морфеем), которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовалось ФБР. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, проглотив которую Нео забудет всё, что с ним происходило, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную таблетку...

«Матрица» содержит множество ссылок на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозг в чане», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона. Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм «Ghost in the Shell». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности». Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами ранних 90-х, такими как «Странные Дни», «Тёмный город» и «Шоу Трумана». Много сравнений было с комиксами «The Invisibles» Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В рассказе Станислава Лема — «Доктор Диагор» (1960 г) описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна. Искусственно созданная иллюзорная реальность упоминается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс»(1971 г.) В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в 1986 году в своей книге «Генератор желаний». Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности». Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книге Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности».

Комбинация насыщенного спецэффектами действия и философских вопросов была очень радушно принята. Однако фильм критиковали за малое количество юмора. В 2001 году «Матрица» заняла 66-е место в списке American Film Institute «100 Years… 100 Thrills». Отец киберпанка Уильям Гибсон, просмотрев фильм, сказал: «Такого восхищения я не испытывал очень давно», — и добавил: «Нео теперь мой самый любимый герой в фантастике, навсегда». Сценарист, режиcсер, продюсер и актер Джосс Уэдон назвал фильм «мой номер один» и хвалил за глубину сюжета, заметив: «Он смотрится на том уровне, на котором ты хочешь его смотреть», — имея в виду, что любители сражений будут обрадованы схватками и перестрелками, а любители поразмыслить — философской идеей «Матрицы».

Метки: кино |