Итак, свой, давний теперь уже, первый пост о поездке в Кострому я закончил тем, как мы вылезли из поезда. Что же было дальше?
Дальше мы чапали по темным улицам, озирали почти ночную еще Кострому, удивлялись тишине (жители Москвы наверное даже и не представляют, как практически в центре города можно аж в шесть утра не видеть НИКОГО, ВООБЩЕ). В общем мы пытались честно скоротать время - было очень зябко, мне, кроме того, страшно хотелось спать, в общем обстановка не располагала к веселью, хоть я и пытался взбодрить Рианонн (а заодно и себя) всякими веселыми историями и страшилками из разряда "а вот в этом лесопарке такие маньяки, что они даже друг друга заманьячивают". Фактически первое место, где я взбодрился - "Макдональдс". Пухлый менеджер долго нас не пускал, затем таки пустил, накормил и даже напоил (кстати, в Маке чудное кофе - никогда не знал, а ихние утренние драники вообще выше всяких похвал).
Второе место, где я взбодрился - непривычно пустующая местность подле главного корпуса моей альма-матери. Хотя это как-то недостаточно пафосно, лучше так -
Костромской государственный ордена Трудового Красного знамени технологический университет. Чесгря нам вроде еще какой-то орден Михалой Ломоносова вручали, отчего название института как бы изменилось, но я не очень уверен в обстоятельствах вручения, да и вообще-то все продолжали величать КГТУ не иначе, как Краснознаменным. Ну никак не Михайлоломоносовским. Слово "Краснознаменный" так нравилось обитателям нашей обители знаний, что самая бестолковая группа на потоке зачастую получала гордое звание "Гвардейская, Краснознаменная, трижды Пересдающая". А вот так вот выглядит этот самый главный корпус нашей альма-матери:
Сие эпичное здание (ну да, выглядит не очень, но это зима, да и ремонт был давно) когда-то давно принадлежало епархиальному училищу, потом там были какие-то техникумы, а в тридцатых годах там обосновался наш институт. Впрочем в этом здании я бывал довольно мало, а вот самое родное мне здание корпуса "Б" мы не сфотографировали, так как оно было спрятано от нас забором на время праздников, и слава Богу. Боюсь, Рианонн упала бы в обморок от вида моего родного корпуса... А внутри оно доброе и пушистое! Точно вам говорю!
Оттуда мы практически моментально прошли к кинотеатру "Дружба", где посмотрели невнятное кино про Волка, Иванушку и Аленушку. Собственно говоря смотрела Рианонн, а я храпел на уже известных вам крутых диванчиках. Да, спать на них удобно, и даже никто не видит. Честно говоря, я был в этом кинотеатре впервые, и тоже не понял, зачем там такие диваны, и как они умудряются не вылететь в трубу с таким неэкономным расходованием места. Жаль, что фотки не удались, вы бы тоже подивились на это - в Москве на этом месте усадили бы человек пятьсот.
Оттуда мы прошли дворами, подошли к местному планетарию (но внутрь на стали заходить). Там имеются какие-то кислые детские программы, зато есть телескоп. Правда как я потом узнал у местных, попасть к телескопу раньше можно было только через знакомых, зато увидать можно было аж Сириус. Сейчас может уж и телескопа нет, но скорее всего есть. В общем это объект для дальнейших исследований.
Дальше был парк имени Ленина. Самого Ленина на идеологически неподкованном постаменте вы видели, но спереди, а я покажу его вам сзади:
Не знаю, кому как, но мне почему-то ноги Ильча показались излишне мускулистыми, да и вообще костромской Ленин сзади производит впечатление серьезного парня - такой мог бы вместо Брюса Уиллиса сверлить астероид или сбивать вертолеты небоскребами. А рукой статуя показывает на выходи из парка, как бы говоря посетителям "Выход там, товагищи!".
А недалеко от памятника есть площадка, которая в летнее время облюбовывается молодежью, вследствие чего растительности на ней никогда не было, кроме травы, зато было много бутылок и мусора. И я даже не поверил, когда Рианонн нашла и сфоткала там вот это:
Неужели что-то все же выросло? Удивительное дело.
Дальше мы прошли в исторический центр города, посетили засветившиеся в дневнике Рианонн Красные ряды (внутри которых выстроены Мелочные ряды, а вместе весь этот комплекс кличут "Гостиным двором"), прошли мимо Масляных и Овощных рядов (в Масляных рядах нынче склады и суши-бар, а в Овощных - Дом книги), прошлись по галерее Пряничных рядов:
Обратите внимание на брусчатку. Она не везде, у некоторых рядов пол галереи по сию пору деревянный, еще со времен Царя Гороха. Сами Пряничные ряды уже давно не видали пряников, там много всяких магазинчиков, а также реставрационный центр.
Вообще в Костроме много рядов - есть еще Большие Мучные (где находятся продуктовый и вещевой рынки), Табачные, Хлебные, Квасные, Рыбные, Мясные, Шорные (там продавали шоры и бревна для глаз), Малые мучные, Дегтярные, Соляные и вроде еще какие-то. В интернете я нашел одну-единственную схемку, которая содержит в себе хоть и не все ряды, но большинство:
На этой же картинке ненавязчиво и незаметно отмечено расположение нашего временного пристанища. Как видно, мы действительно торчали практически в самом центре города, да еще и в сравнительном комфорте. Ай да я!
Впрочем местность в этом районе не самая пафосная, поскольку имеется большое количество заброшенных зданий и сараев времен отца Царя Гороха, в которых водится невесть что, включая бомжей. Летом эти бомжи перебираются в редкие кусты, составляя вместе с выпивающей молодежью шикарный пейзаж улицы, некогда бывшей парадной улицей Костромы, а ныне известной, как улица Молочная Гора. Да да, именно так, вот пруф (табличка на стене Малых Мучных рядов):
В этом вопросе разом переплетается масса обстоятельств, которые наверное есть в жизни любого волжского города. Когда Екатерина Вторая вознамерилась привести Кострому в порядок, то, согласно легенде, кинула веер на карту, и ручка веера стала Екатеринославской площадью (ныне Сусанинская площадь, она же "сковородка"), а расходящиеся усы веера указали путь для строительства главных улиц. Вообще мне кажется, что это не более чем местная легенда, а архитектура центра города взята по большей части от Питера (с понятным упрощением и вмантуливанием в самом центре пожарной каланчи - она, видимо, должна была собой заменять Адмиралтейство). Однако же абсолютно точно известно, что для приема императрицы и прочих высоких лиц была поставлена пристань, именуемая Московскими воротами (не совсем понятно, почему именно "Московскими", но несомненно, что в те времена в Кострому из Москвы проще всего было прибыть именно по воде). Сюда прибывали разные корабли, откуда сходили разные люди и грузы, отправляясь по Молочной Горе в центр города, а также к рядам. Улица сия официально именовалась Екатеринославской (понятно во славу кого), а Молочной Горой ее звали потому, что сюда каждое утро через Волгу приплывали крестьянки из сел Пантусово и Селище (нынче - районы города), и торговали всякими молочными продуктами прямо на этой улице - идти торговать в ряды им порой не было возможности, торговать на площади или "крутых" улицах было никак не возможно, а здесь у них всегда была аудитория и заработок. Вот так, кстати, выглядит Селище со стороны центра, через Волгу:
Вот именно тут крестьянки десятилетиями пересекали великую русскую реку, чтобы дать Екатеринославской улице то название, под которым мы ее теперь знаем.
Что касается бомжей, то они для этой улицы ничуть не менее родные, чем те старинные молочные крестьянки. Еще в 19-м веке на Молочной Горе в большом количестве жили так называемые
зимогоры - бездомные босяки, промышлявшие всякой грязной работой, разгрузкой барж, подсобничеством. Вот и они:
Похожи на нынешних? Наверное да, с той лишь разницей, что они не попрошайничали, а работали. Кстати, эту фотку я взял в интернете. А еще недавно она была доступна только в узких кругах краеведов в одной-единственной книжке, и мне однажды давно выпала честь ее сканировать. Я ее в сеть не выкладывал, значит кто-то еще занялся сохранением исторического наследия для потомков. Здорово.
Вот так вот. В маленьких городах все рядом, все компактно, все со всем связано.
Продолжение следует...