Мужская рубаха украинских переселенцев, с. Залиман Богучарского уезда.
Из коллекции Богучарского частного музея русского народного костюма и кукол.
Рубахи шили из домотканого льняного или конопляного холста белого цвета, иногда из синей или красной пестряди. В каждой местности их украшали в соответствии со сложившимися традициями. Как правило, украшения располагали на подоле, по низу рукавов, иногда на плечах. Особенно красиво отделывали свадебные рубахи и праздничные - для молодых мужчин.
Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, бытовала в селах Острогожского, Бирюченского, Нижнедевицкого, Коротоякского уездов, в местах распространения рубах с черной расшивкой. Ее покрой был аналогичен покрою женской. Полики, верхнюю часть рукава, низ рубахи вышивали черной геометрической вышивкой техникой «набор». Мужская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по утку, с тремя несимметричными полотнищами стана, отмечена в костюме украинцев села Ендовище Землянского уезда. У русских, помимо Воронежской губернии, она имела локальное распространение в Смоленской и Псковской губерниях. Такие же рубахи характерны для костюма белорусов, известны на севере Украины, а также у поляков и чехов.
Мужскую поясную одежду - порты или штаны - шили из холста, пестряди или набойки. Порты состояли из двух штанин (русское -«колоши», украинское - «холошни»), между которыми вшивалась вставка (русское - «ширинка», украинское - «мотня»). Порты различались шириной и длиной штанин, формой вставки. У русского населения были распространены порты с узкими «колошами», состоявшими из перегнутого по основе ткани прямого полотнища. Штанины соединялись двумя трапециевидными или прямоугольной вставками. В верхней части порты собирали на вздержку - «гашник», позднее на пояс. В переднем соединительном шве делали прореху. Порты изготовляли недлинными, заправляли их в сапоги или онучи. В Воронежских актах XVII века упоминаются теплые «штаны козлиные». В конце XIX - начале XX века зимние штаны изготовляли из сукна. Праздничные штаны молодых мужчин шили из плиса или других фабричных тканей темных цветов.
Рубаха мужская. Первая треть XX века.
С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ
Украинцы, наряду с узкими штанами, носили широкие шаровары, штанины которых выкраивали из двух полотнищ ткани, соединенных прямоугольными или ромбовидными вставками. Многие исследователи народной одежды считали шаровары с низко спускающейся «мотней» отличительной особенностью мужского костюма украинцев. Барон Август Гакстгаузен, путешествовавший в середине XIX века по России и посетивший Воронежский край, писал о жителях Острогожского уезда: «Летняя одежда мужчин состоит из белых широких шаровар и белой полотняной рубашки, подпоясанной сверх них...». В некоторых уездах (Бирюченский, Валуйский, Богучарский) эта традиция прослеживается и в конце XIX века.
Мужские головные уборы разнообразны как по форме, так и по материалу. В русских селах был широко распространен древний головной убор «валенка» («еломок», «ермолка»), который изготовляли из валяной шерсти белого или коричневого цвета в форме усеченного конуса с закругленным верхом и прилегающими к тулье отогнутыми полями.
Помимо «валенок» весной и осенью носили шапку валяную из шерсти коричневого цвета - «грешневик». Она имела вид высокого цилиндра с маленькими прямыми полями. Грешневики вошли в состав русского мужского костюма не ранее конца XVII - начала XVIII века возможно из костюма литовцев.
В русских селах в праздничные дни надевали черные поярчатые шляпы с небольшими полями и высокой тульей, которые украшали золотой или серебряной нитью, лентами, цветами. П. Малыхин, описывая в середине XIX века быт крестьян Нижнедевицкого уезда, отмечал: «В праздники они (мужчины. - Прим. авт.) надевают поярчатые шляпы, которые убирают павлиньими перьями, бархатками со стальными пряжками и мишурным золотом.».
Рубаха мужская. Деталь. Первая треть XX века.
С. Никольское Воронежского уезда. Из коллекции ВОКМ
В селе Кочугуры Нижнедевицкого уезда Н.И. Второв обратил внимание на суконные шапки с четырехугольным верхом - «елкасы», которые были «...подобны польским конфедераткам». Шапки с четырехугольным дном были широко распространены у всех восточнославянских народов, причем, выполнялись из различных материалов.
В летнее время украинцы надевали плетеные соломенные шляпы с усеченной плоской тульей и широкими полями - «брили», «брыли». Шляпы и картузы из ржаной соломы изготовляло русское население Коротоякского уезда.
Зимой как в русских, так и в украинских селах мужчины носили меховые «треухи», суконные и плисовые шапки с меховой оторочкой. В русских селах бытовали вязанные из шерсти шапки в форме конуса, известные на всей территории расселения русского народа. Отличительной особенностью костюма украинских мужчин были высокие овчинные шапки полусферической или конической формы - «кучма».
Уже в первой половине XIX века в селах находит распространение картуз из фабричной ткани, который в конце XIX века постепенно вытесняет другие типы летних головных уборов. В начале XX века в моду входит кепка, сменившая в обиходе картуз.
Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.
Мужской костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Афанасьевка Бирюченского уезда Из коллекции ВОКМ.
Мужской праздничный костюм. Деталь рубахи.
Конец XIX-начало XX века. С. Лесное Уколово Коротоякского уезда.
Из коллекции ВОКМ.
Мужской праздничный костюм. Конец XIX-начало XX века.
С. Клеповка Павловского уезда. Из коллекции ВОКМ
Мужской костюм. Конец Х1Х-начало XX века.
С. Краснолипье Коротоякского уезда. Из коллекции ВОКМ.
Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века.
С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.
Мужской свадебный костюм. Свадебная рубаха. Конец XIX-начало XX века.
С. Пчелиновка Бобровского уезда Воронежской губ. Из коллекции ВОКМ.
Мужской праздничный костюм. Начало XX века.
С. Балахна Задонского уезда. Из коллекции ВОКМ
Толкачёва Светлана Павловна
Народный костюм Воронежской губернии конца XIX - начала XX века