-Метки

pin up аватары анимашки аюрведа бабушкин квадрат беременность бисер бисероплетение вера видео выпечка вышиванка вышивка вязание вязание крючком вязание на машине гильоширование гороскоп декупаж дети детям для оформления животные здоровье игрушки идеи из бумаги из носков изонить индия интересное интернет интерьер картинки картины комнатные растения косметология красота креатив куклы кулинария ленивый жаккард магия материнство мк мода молитва мужчинам музыка мультиварка напитки народная медицина народные промыслы натуральная косметика новый год оберег отношения переделка плетение полезное политика православие природа программы психология радио разное ретро рисование роспись рукоделие рунная магия русский быт русский народный костюм русское народное искусство сад-огород свадьба семья славянские боги и богини славянское совет советы по дому ссылки став стиль стихи сумка сумки тест ткачество традиции трансформер узор уход за телом фото шали шитье ювенальная юстиция юмор япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Жена_ежика

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2723


Кручинная одежда из собрания Глебушкина

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 22:59 + в цитатник
Цитата сообщения ar_56

 Кручинная одежда из собрания Глебушкина 
автор ([info]ladolado)
Сходила на столь желанный раздел Кручинной (траурной) одежды 
выставки народного костюма Сергея Глебушкина. 
И желанен он был не зря! Входим мы и видим: стоят. 



В чужих отзывах я встречала слова, сходные моему ощущению от этого зрелища: чистота, истовость, праведность, глубина, молчание. Значит, не я одна так тронута этим жанром народного костюма... Мне довелось пережить некоторый даже мистический опыт, но о нём я расскажу чуть позже. 

Сегодня о Печальной сряде. Как вы видите, в ней преобладает белый и чёрный.Белый - исконный цвет траура у славян и индоевропейцев. Чёрный - как мрак ночи - также вполне логичен для горького состояния. Оба они противопоставлены пестроте красок жизни, радости дневного бытия. 



Места наряда, обычно щедро расшитые узорами, здесь лишь обозначены парой дорожек. Край рукава и подола иногда вовсе "сухой", без вышивки. 
(ворот женской рубахи, Тульская обл.) 



Прекрасные "ужики" (S-образные фигуры), по моему ощущению, очень к лицу кручинной одежде. Здесь не хочется засеянности, окошек и зёрнышек, - по мне, правильнее что-то незамкнутое, текучее, проходящее. 
(завеска, Рязанская обл.) 



(ворот рубахи пожилой женщины, Рязанская обл.) 
Красный цвет жизни - робко встречается в печальном убранстве. Его наличие зависит от степени траура, то есть от того, в каком родстве с умершим состоит женщина. Если умер её муж, родитель - то красного не будет вовсе. Если дальний родственник или ребёнок - то печаль более щадящая, немножко красного будет (жить-то надо!). Также цвета жизни появляются по прошествии определённого срока траура 40 дней со смерти - самое горькое время, дальше в другой сряде кручинятся до года или до 3-х лет. 
Ещё нужно упомянуть сряды солдатки, вдовы и вековухи (старухи), которые примыкают ко кручинной одежде, так же обозначая утрату, невозможность чадородия. Но о них на выставке не было. 

 

Занятно, что в Белгородской области, где праздничная рубаха вышивается чёрным по белому, кручина выглядит обратно: белое на белом, перевить, кружево. 
(Оплечье женской рубахи, Белгородская обл.) 


(Рязанская обл.) 
Понёвы отражают печаль числом клеток. Чем кручиннее сряда - тем реже клетка. И наоборот, на понёве молодухи, праздничной - клетка будет до ряби частой. 
Кстати, бахрома - довольно редкое украшение русского наряда.) 

 

(Поминальная женская сряда, Рязанская обл.) 
Редко где на Руси сохранились тканые платки. Наряду с убрусами-рушниками это был древний головной убор - богато вышитое домотканое полотно. С сер. ХVIII века все традиционные уборы очень бойко стали заменяться фабричными косынками, и теперь что удмуртка, что русская, что татарка - все считают цветастый платок частью своего национального костюма :( 

 

 
(оба пояса- Рязанская обл., первый - в сряде пожилой женщины) 
Пояса тоже сдержанные - и по цветам, и по ширине, и по технике. Правый - совсем аскетичен: сплетён узелками из 4х канатиков. А ведь праздничные тканые пояса достигают ширины 20 см! А здесь на многих нарядах вообще пояса не предусмотрено! Я не встречала сведений, что при кручине распоясывались, скорее просто использовали какой-нибудь шнурок. 
Насчёт техники - подумалось: не зря пояса такие бедняцкие! Ткачество на станке (бёрде) - в мифологическом сознании ассоциируется с созиданием мира, воплощением замысла в материю. Человек в кручине соприкоснулся с разрушением и отстраняется от созидания. Потому пояса не тканые. 
Это лишь моё предположение, но его подтверждает и вышивка: в перечисленных областях широко бытует браное ткачество, однако для кручинных нарядов узорытолько вышиты по уже сотканному полотну. Мифологически это значит: горе не включается в мироустройство (при тканье), для полотна жизни оно внешнее, наносное (и, стало быть, проходящее). Не знаю, удалось ли мне внятно выразить мысль, или звучит как качаевщина)). 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку