-Метки

pin up аватары анимашки аюрведа бабушкин квадрат беременность бисер бисероплетение вера видео выпечка вышиванка вышивка вязание вязание крючком вязание на машине гильоширование гороскоп декупаж дети детям для оформления животные здоровье игрушки идеи из бумаги из носков изонить индия интересное интернет интерьер картинки картины комнатные растения косметология красота креатив куклы кулинария ленивый жаккард магия материнство мк мода молитва мужчинам музыка мультиварка напитки народная медицина народные промыслы натуральная косметика новый год оберег отношения переделка плетение полезное политика православие природа программы психология радио разное ретро рисование роспись рукоделие рунная магия русский быт русский народный костюм русское народное искусство сад-огород свадьба семья славянские боги и богини славянское совет советы по дому ссылки став стиль стихи сумка сумки тест ткачество традиции трансформер узор уход за телом фото шали шитье ювенальная юстиция юмор япония

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Жена_ежика

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 2723


Русский национальный костюм.

Понедельник, 16 Апреля 2012 г. 13:26 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Рыжкова

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.

Одна из характерных черт, свойственных всему народному костюму - его функциональность. Он не сковывает движений, легкий, не жаркий, и в то же время достаточно теплый и укрывает от непогоды. Для разных обстоятельств жизни в различных условиях были выработаны и разные виды одежды: от легких поддёвки или казакина до закрывающих все тело от макушки до пят армяка и тулупа.Крестьянская работа с ее интенсивными размашистыми движениями требовала свободной одежды, и в шагу крестьянских портов вставлялся широкий клин, "ширинка", а под мышки рубах - ромбические ластовицы. В жаркие дни страды крестьянка могла выйти в поле в одной легкой рубахе, лишь подпоясавшись, либо заткнуть полы понёвы за кушак, практически оставшись в одной понёве. Функциональными требованиями было продиктовано и отсутствие пуговиц на рабочей одежде с ее широким запахом: любой член семьи, независимо от телосложения, мог надеть зипун или полузипунникна рубаху, либо на овчинный полушубок, не переставляя пуговиц, а лишь подпоясавшись кушаком, а широкая пазуха служила объемистым карманом.

Другая характерная черта народного костюма - его ярко выраженная конструктивность. Рациональнейшая конструкция рубахи, сарафана, зипуна, понёвы, армяка почти не требовала употребления ножниц, а отходы ткани ручной выделки были минимальными. Небольшое количество прямых швов сокращало время, потребное на изготовление одежды и не требовало большого мастерства от швеи. Изготовляя ткань, крестьянка рассчитывай ее на конкретный вид одежды, а следовательно при шитье могла обойтись без подрубания швов и кромок, тем более что подрубить толстую армячину, сукно для понёвы и даже холст непросто.

В то же время, при всей простоте, это была очень яркая, декоративная одежда, украшавшая человека. Декоративность достигалась путем комбинирования праздничной одежды из тканей разного цвета и качества, что давало экономию дорогостоящих тканей, и за счет сравнительно простых средств декорирования путем нашивки лент, мелкой аппликации из ромбов и квадратов, вставок из простого крестьянского кружева, вышивки простым швом с геометрическим орнаментом. Непревзойденная декоративность народного костюма - его типичнейшая черта. Но декорация имела и функциональное назначение, будучи в значительной мере связанной с верованиями народа. На нижней одежде, непосредственно надевавшейся на тело, орнамент располагался на наиболее важных местах и выполнял роль оберега от нечистой силы, которая не могла миновать магические узоры на вороте, пазухе, обшлагах рукавов и подоле. На праздничной одежде орнамент в виде прошв, вышивки, нашитых лент, мелкой аппликации располагался по плечевым швам, швам подоплеки и т.п., отмечая, таким образом, конструктивные и функциональные элементы. Орнамент употреблялся только мелкий, геометрический, реже растительный.

Нередко возникает вопрос о цветовой гамме народного костюма. Существует мнение о неслучайности расположения цветов на костюме в связи с цветовой символикой, например, о том, что нижняя, "земная" часть костюма /например, женские понёвы/, намеренно была темной /черные, синие понёвы/, а верхняя, связанная с небом, с солнцем - белая и красная. Действительно цветовая символика известна. Но как тогда быть с красными понёвами и андаракамии с тем, что совершенно не употреблялся в народном костюме зеленый цвет - цвет мира и покоя? Думается, что на выбор цвета оказывали влияние более прозаические обстоятельства. Ткани окрашивались только растительными красками и преобладание красного цвета связано с тем, что дававшая красную краску марена в качестве сорняка росла почти в каждом огороде, тогда как растительных зеленых красителей природа почти не знает: растения дававшие зеленую краску, росли только в Китае, поэтому лишь привозные с Востока шелка и атласы были зелеными, в ограниченном количестве попадая в народный быт.

Наконец, отметим еще один определяющий признак народного костюма - его комплексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону. По некоторым причинам, о которых речь будет идти ниже, это, в основном, относится к женскому костюму. Выделяется ряд женских костюмных комплексов: понёвный, комплекс с андараком, сарафанный, комплекс с кубельком и парочка. Первые четыре привязаны к губерниям южнорусским, западным и южным, центральным и северным, и к казачьим областям. Парочка, пришедшая из города в конце XIXв., распределялась по всей территории России, заменяя, сначала у молодежи, традиционные комплексы. Урал и Сибирь, не имевшие коренного великорусского населения и заселявшиеся выходцами из разных регионов, четкой комплексности костюма не знали, здесь перемешивались разные типы костюма и быстро совершалсяпереход к "круглому" сарафану - платью и парочке.

Наиболее архаичный комплекс с понёвой включал специфический женский головной убор - кичку с сорокой, - а также особые виды плечевой и нагрудной одежды: навершник, носов, костолан, шушпан или шушун, занавеску или запон, тогда как для сарафанного комплекса характерен кокошник, плечевая одежда типа душегреи или епанечкии нагрудная типа фартука, передника; казачий комплекс с кубельком, перенятый от народов Кавказа, иногда употреблялся с типичными для тюркских народов шароварами и вязаным колпаком или широким головным покрывалом. Комплекс с андараком, характерный преимущественно для однодворческого населения, заселявшего бывшие южные и юго-западные границы Российского государства и в социальном отношении стоявшего выше крестьянства, зачастую включал кичкообразныйкокошник, шнуровку, напоминающую дворянский корсаж, разные типы кофт, "прижимки" и т.п.

Комплексность женского костюма связана не только с территориальным делением, но и с возрастными градациями: девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники; понёва сменяла сарафан по достижении половой зрелости, а иногда и при свадебном обряде, а кое-где в районах бытования понёвы старухи снова надевали сарафаны. Разумеется, четких границ между комплексами не было: кое-где в южных губерниях например, в Курской, бытовал и женский сарафан, как и кичкообразный кокошник, а кое-где в северных губерниях, например, в Олонецкой, употреблялась копытообразная кичка; в области же Войска Донского наряду с кубельком носили и сарафаны, и понёвы.

 

 

Молодая женщина в праздничном костюме.

Мезенский уезд, Архангельской губ., начало XX в.

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Подсереднее, Алексеевский р-н, Белгородская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.).


 Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Безводное, Нижегородская губ., вторая половина XIX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Мальчик в костюме.

Село Городец, Нижегородская губ., XIX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

 Девушка в повседневном костюме.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция фольклорно-этнографического Центра «Дербеневка»).

Молодая женщина в праздничном костюме.

Село Дорожово, Орловская губ. начало XX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

 Девушка в праздничном костюме.

Село Болото, Тульская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Девушка в костюме.

Московская губ., начало XX в.

(коллекция Матушкиной Г.А. и Вальковой Т.Р.).

Девушка в праздничном костюме.

Мценский уезд, Архангельская губ., начало ХХ в.

(коллекция Набатовой И.)

Молодая женщина в праздничном наряде.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкиной С.А.)

 Девушка в праздничном костюме.

Орловская губ., начало XX в.

  (коллекция Музея традиционного костюма и Вальковой Т.Р.).

 Молодая женщина в праздничном костюме, начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодые женщины в праздничном костюмах.

Калужская губ., начало XX в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Супружеская пара в свадебных костюмах.

Белгородская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Рязанская губ., конец XIX начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Костромская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

Девушка в праздничном костюме.

Московская губ. XIX

(коллекция Понамарёвой Т.Г.)

 Девушка в праздничном костюме.

Село Городец, Нижегородская губ., XIX в.

(коллекция Музея традиционного костюма).

Девушка в костюме невесты.

Вознесенский район, Нижегородская губ, начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

 Молодая женщина в праздничном костюме.

Калужская губ., начало ХХ в.

(коллекция Глебушкина С.А.)

http://www.rus-obr.ru/ru-web/14725

http://narjad.narod.ru/tips/basic.htm

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку