Старая Гавана, объявленная ЮНЕСКО Объектом Всемирного Наследия в 1982 году, является историческим центром города Гавана.
Главная жемчужина Старой Гаваны - Кафедральный Собор, расположенный на одноименной площади. На нем доминируют две неравные башни и фасад в стиле барокко, разработанный итальянским архитектором Франческо Борромини.
Строительство собора было начато в 1748 г. и завершено в 1777 г. Он считается одним из самых старых соборов в Северной и Южной Америке. А также считается одним из самых красивых и строгих религиозных сооружений в стиле барокко на американском континенте.
Храм состоит из трех нефов с практически квадратным основанием и имеет в общей сложности восемь боковых часовен. Стены украшены копиями картин Рубенса и Мурильо, а также работами французского художника Батиста Веремея.
Главный алтарь
За главным алтарем находятся три фрески - работы Джузеппе Перовани.
Дворец Маркиза Агуаса Клараса расположен в западной части Кафедральной площади.
Этот дворец в стиле барокко, строительство которого было завершено в 1760 году. В настоящее время здесь открыт ресторан "El Patio".
Дворец Графа Ломбильо расположен справа от Кафедрального Собора Гаваны.
Дом был построен в 1741 году и раньше функционировал как почтовое отделение. С 2000 года и по настоящее время он функционирует как кабинет историка Гаваны. Дворец принадлежал гаванской семье Педрозо, но получил свое название от Графа Ломбильо, который женился на одной из потомков семьи Педрозо в конце XIX века.
Дворец Маркиза Аркоса справа примыкает к Дому Ломбильо. Этот великолепный особняк с двумя фасадами построен в стиле барокко и внутренней итальянской лестницей.
У одной из колонн дворца Маркиза де Аркоса на Кафедральной площади установлен небольшой бронзовый памятник великому танцору и хореографу фламенко Антонио Гадесу. Фигура в человеческий рост спрятана за колонной и не сразу заметна. Есть свой непередаваемый шарм в расслабленной позе мастера эмоционального "взрывного" танца.
Музей Колониального Искусства расположен в самом старом здании Старой Гаваны – Дворце Графов Каса Байона – особняке, восстановленном в 1720 году губернатором Кубы Доном Луисом Чачоном. Он выделяется своим прекрасным внутренним двориком в классическом стиле и великолепными кессонными потолками, выполненными из ценных пород дерева. Дворец расположен непосредственно перед Кафедральным Собором Гаваны.
Дворец Генерал-Капитанов сосредоточен на площади Пласа-де-Армас. Этот дворец датируется 1770-ми годами, был построен на том же месте, где находилась первая церковь Гаваны.
Здание дворца является одним из лучших образцов кубинской барочной архитектуры, которую мы можем встретить. В период с 1791 по 1898 гг.. это была официальная резиденция испанских генералов. В течение 1899 и 1902 годов здесь располагалась база военных губернаторов Соединенных Штатов. В первые десятилетия XX-го века он стал президентским дворцом. С 1968 года и по настоящее время во Дворце Генерал-Капитанов находится Городской Музей, один из самых интересных музеев в Гаване и всей Кубы.
Мало кто знает, но благодаря главному историку Гаваны Эусебио Леаль, удалось спасти Старую Гавану от разрушения и забвения. Почти четыре десятилетия своей жизни Эусебио посвятил спасению исторической части города. Его усилиями самые ценные постройки Гаваны обрели новую жизнь.
Первое с чего начал Эусебио Леаль - работа над самым известным проектом - восстановлением Дворца генерал-капитанов в Гаване. Именно около восстановленного Дворца в 2020 году был поставлен памятник Леалю.
Дворец окружен красивым центральным внутренним двором, украшенным белой мраморной статуей Христофора Колумба, датируемой 1862 годом.
В музее представлена старинная мебель, военная форма, конные экипажи XIX-го века и интересная выставка фотографий, которые воссоздают основные моменты в истории города Гавана, такие как гибель военного корабля США в 1898 году, например.
Площадь Пласа-де-Армас (Оружейная площадь) является старейшей площадью из четырех колониальных площадей Старой Гаваны, так как она была спроектирована около 1520 года. В то время она была известна как Церковная Площадь, потому что на ней был расположен Главный Приходской Храм (был снесен в 1770 г.). Нынешняя площадь, как и большинство зданий, окружающих ее, датируется концом 1700-х годов. В центре возвышается окруженный пальмами памятник Карлосу Мануэлю Сеспедесу, «Отцу Родины», одному из руководителей Десятилетней войны Кубы против испанских колонизаторов (1868—1878).
Эль Темплете - самая старая часовня в Гаване. Она была возведена в неоклассическом стиле в 1828 году на месте основания города Гавана. Одна из колонн часовни расположена на месте проведения самой первой мессы на гаванской земле (в 1519 г.). За оградой храма растет священное для кубинцев дерево - сейба. 16 ноября жители Гаваны почитают память Святого Кристобаля (покровителя Гаваны). Говорят, что если загадать желание и трижды обойти вокруг сейбы, то оно обязательно исполнится.
Часовню Эль Темплете, как памятник, напоминающий об основании города, украсил своими работами французский художник Жан-Батист Вермей. Он долгое время жил в Гаване и украшал многие церкви. Вермей умер в 1833 году в Гаване от холеры. Здесь в часовне, хранятся его картины, а также урны с прахом его и супруги.
Картины в часовне сопровождает серьезная "охрана".
Дворец Паласио-дель-Сегундо-Кабо расположен на севере площади Пласа-де-Армас.
Этот величественный дворец, как и Дворец Генерал-Капитанов, выполнен в неоклассическом стиле. Он был построен в 1772 году из местного известняка, полного впадин и морских известковых отложений.
Его строительство было инициативой маркиза де ла Торре, губернатора Кубы, приказавшего возвести четыре больших здания, которые закрыли бы площадь Плаза-де-Армас, в итоге были построены только это здание и Дворец Генерал-Капитанов.
Изначально здание Дворца было построено как штаб-квартира заместителя испанского губернатора. В наши дни Паласио-дель-Сегундо-Кабо принадлежит Министерству Культуры Кубы, а внутри него располагаются официальное издательство и отличный книжный магазин.
Дворец графа Сантовениа (Кондес-де-Сантовения) на площади Пласа-де-Армас имеет богатую историю, которая восходит к началу XIX века. Первоначально прославленный своим выгодным положением, которому способствовал прохладный морской бриз с залива, дворец был культурным центром, особенно во время праздников, когда граф разрешал военному оркестру выступать на своей крыше для публики на Пласа-де-Армас.
После смерти графа и отъезда его наследников в Испанию в 1866 году собственность перешла к полковнику Луису Лею, американцу из Нового Орлеана, который превратил его в престижный отель Santa Isabel.
Крепость Кастильо-де-ла-Реаль Фуэрса или Замок Королевской Силы является старейшей крепостью Южной и Северной Америки. Он был построен между 1558 и 1577 годами на месте форта, разрушенного французскими корсарами в 1555 году. Замок Королевской Силы находится на берегу бухты в Старой Гаване, рядом с площадью Пласа-де-Армас. Эта каменная крепость была построена для защиты города от пиратов. Наклонные стены Кастильо-дела-Фуэрса, высотой в 10 метров и шириной – шесть, делали крепость неприступной. Несмотря на простоту планировки и строгость форм, крепость представляет собой яркий образец фортификационной архитектуры, как с функциональной, так и с эстетической точки зрения. Интересный факт: бойницы сделаны таким образом, что снаружи нельзя увидеть то, что происходит внутри.
В настоящее время здесь располагается морской музей, где можно увидеть различные исторические навигационные приборы, а также предметы, поднятые с затонувших кораблей.
В 1561 году король Испании приказал сделать Гавану главным перевалочным портом между метрополией и американскими колониями. Сюда шли корабли со всего Нового Света. Отовсюду в Гавану свозили золото, серебро, растительные красители для тканей, шерсть альпаки для изготовления великолепных одеяний, украшенных перьями экзотических птиц, ценные породы дерева для столяров Гранады, кожи для кожевенников Кордовы . А самое ценное сгружалось в подвалы Кастильо-де-ла-Реаль-Фуэрса.
Площадь Сан-Франсиско-Де-Асис была построена напротив порта Гаваны в XVI веке, когда испанские галеоны, путешествуя в Испанию через Индию, остановились в пристани.
В первые десятилетия XVI века на площади был установлен рынок, а в 1608 году была построена церковь. Но монахи начали жаловаться на шум и рынок был перенесен на Старую Площадь.
На этой колониальной площади расположена одна из самых интересных достопримечательностей в Старой Гаване – Церковь и Монастырь Сан-Франциско-де-Асис, в котором сегодня находится Музей Религиозного Искусства.
Церковь Сан-Франциско-де-Асис по праву можно считать важнейшим символом присутствия францисканского ордена в Гаване. Это ремейк оригинальной церкви, построенной францисканцами в 1591 году. Строение серьезно пострадало в 1694 году. Настоящий собор в стиле барокко был возведен в 1719-1739 годах. На протяжении долгого времени башня монастыря была самой высокой в Гаване и второй по высоте на Кубе.
На первом этаже монастыря находятся гробницы прославленных граждан Гаваны. В нескольких шагах от входа присутствует захоронение Хосе Мария Лопеса Лледина, знаменитого «Кабальеро из Парижа».
Перед заходом на площадь Сан-Франциско нельзя не заметить статую Крусейро. Статуя Эль Крусейро была создана и привезена из Галисии специально для этого места и является работой Энрике Веласко. Высота башни «Эль Крусейро» 7,5 метров. Башня представляют собой место встречи, сближения и единения, место отдыха и молитвы. Крусейро считается одним из наиболее значимых элементов галисийской иконографии, представляющий собой каменный крест, отмечающий перекресток дорог. Крусейро весьма распространены в различных областях Пиренейского полуострова, служит символом благословения дороги.
На брусчатке Пласа-де-Сан-Франциско-де-Асис расположен фонтан графа Виллануева, больше известен как фонтан львов Лос-Леоне, благодаря четырем львам, покоящимся на постаментах. Это самый красивый фонтан в Гаване и очень символичный. Работа итальянского скульптора Джузеппе Гаджинни, выполненная в 1836 году из белого каррарского мрамора.
С фонтаном соседствует статуя монаха-францисканца Хуниперо Серра, сжимающего руку мальчика-индейца. Хуниперо был в этом монастыре в Гаване в XVIII веке и затем вместе с другими монахами отправился для евангелизации американского континента. В монастыре Сан-Франциско-де-Асис миссионеры изучали богословские дисциплины, которые они должны были применять на землях, колонизированных Испанской короной.
На площади перед базиликой можно заметить статую «Кабальеро из Парижа», прототипом которого был Хосе Мария Лопес Лледин (1899-1985). Он бродил по улицам Гаваны, приветствуя каждого проходящего и стараясь обсудить с каждым встречным текущие события и вопросы религии, политики, философии… Он был везде! Его можно было встретить на Авенида-дель-Пуэрто, на Пасео-дель-Прадо, в Ведадо… Его можно было увидеть спящим на лавке в Парке Сентраль… Он был свободным и очень образованным болтуном.
Говорят, Хосе Мария Лопес Лледин потерял разум и стал «Эль Кабальеро» после того, как его арестовали в конце 1920 года и отправили в тюрьму за преступление, которого он не совершал. Есть еще одна версия причины возникновения сумасшествия у Хосе Мария Лопеса, более романтичная. Якобы он достаточно долгое время переписывался со своей возлюбленной, которая проживала в Париже. В конце концов, она решила переехать к нему в Гавану. В назначенный день Хосе Мария Лопес пришел встречать свою любимую в порт, держа в руках красивый букет цветов. Но корабль, который должен был доставить его суженую, потерпел крушение. Хосе Мария Лопес долго ждал свою любовь на берегу, а затем отдал цветы мимо проходившей женщине. И затем, на протяжении многих лет, в назначенный день и час он приходил на пирс с букетом цветов, которые потом дарил первой встречной.
Дополняет площадь Сан-Франциско здание морского пассажирского терминала Сьерра-Маэстра, с элегантной башенкой. Таких терминалов три, но только этот реставрирован и находится в рабочем состоянии, отсюда отправляются лодки с туристами. До Кубинской революции 1959 года это было самое оживленное место в Гаване. Десятки морских и океанских пассажирских линий связывали Кубу с американскими и европейскими портами.
Напротив монастыря расположена бывшая торговая биржа Гаваны, открытая в этом помпезном здании в 1909 году, сегодня здесь разместился офисный бизнес-центр международных компаний.
Старая Площадь, спроектированная в 1559 году, является самой эклектичной площадью Гаваны с архитектурной точки зрения., на ней соединились кубинское барокко и модерн, вдохновленный Гауди.
Первоначально площадь была известна как Новая Площадь и использовалась в основном для военных учений.
На Старой площади в 2013 году установлена статуя кубинско-американского скульптора, сюрреалиста Роберто Фабело. Точная копия имеется и в Майами. Это бронзовая статуя голой женщины, сидящей на спине гигантского петуха и держащей гигантскую вилку. Никто не знает смысла загадочной скульптуры. Многие столичные жители видят в ней отражение отношения между мужчиной и женщиной на Кубе. Женщина с вилкой управляет домом и семьей и, несмотря на скромный достаток, обнаженная дама носит туфли с каблуками, демонстрируя свои главные прелести и любовь к танцам. Петух делает вид, что он главный добытчик в семье и гордится, что его оседлала такая женщина.
На Старой площади красивый фонтан был спроектирован итальянским скульптором Джорджо Массари в 18 веке. К сожалению, оригинал был разрушен, но была создана копия.
Старая площадь - место величественное, но кровавое - здесь проводили казни и яркие представления - фиесты, шествия, корриды. Тем временем за разворачивающимися действиями следили с балконов гаванские богачи.
Архитектурный ансамбль Старой площади и её окрестностей включает колониальные постройки XVII-XVIII и XIX-XX столетий. В XVIII веке здесь располагался рынок, который пользовался у горожан большим спросом, а сама площадь именовалась Рыночной. Это был своеобразный торгово-коммерческий центр кубинской столицы.
Ну а здесь, в самом центре Старой Гаваны расположен факультет университета, который выпускает археологов, а также специалистов по управлению городским наследием и продвижению культуры.
Спустя много лет главный историк Гаваны Эусебио Леаль исполнил другую свою мечту — после реконструкции было открыто это здание основанного в XVI веке монахами-доминиканцами Колледжа Святого Иеронима, с которого когда-то начинался Гаванский университет.
Серия сообщений "Куба":
Часть 1 - Куба. Гавана. Часть 1 "Центральная".
Часть 2 - Куба. Гавана. По местам Хемингуэя
Часть 3 - Архитектура Старой Гаваны (часть 3)
Часть 4 - Гавана простым взглядом (часть 4)