Македа – царица Савская |
Метки: царица Савская царь Соломон стихи о Македе эфиопской царице Иерусалим император Эфиопии Хайле Селасие Первый |
66-й государственный секретарь США – пианистка Кондолиза Райс |
Метки: кондолиза райс госсекретарь США виолончелист Йо Йо Ма певица Арета Франклин кондолиза играет для королевы Англии стихотворение |
Иполитас Ужкурнис – всем мастерам Мастер |
Метки: литва резчик по дереву деревянная скульптура иполитас ужкурнис всем мастерам мастер |
Крепостной мастер Матвей Веретенников |
Метки: россия художественная мебель 18-й век маркетри матвей веретенников крепостной крестьянин ломберные столы бюро-цилиндры служитель помещика Салтыкова |
Резчик по дереву |
|
Лев в шкуре старых израильских монет |
Метки: бат-ям хайфа фигура льва |
Дворники, или уборщики улиц |
|
Никифор Васильев из старой Охты |
Появление и расцвет искусства деревянной мозаики в Европе произошли в эпоху Возрождения. Изобретение аугсбургским столяром Георгом Реннером в XVI веке приспособления для получения тонких древесных фанерок и лобзика со сменными пилками значительно облегчило выполнение мозаичных наборов и привлекло новых мастеров. Наибольших успехов достигла флорентийская школа XV века. Россия освоила эту технику с опозданием на целый век. Позднее научились новому ремеслу охтенские столяры и плотники на строительсте и украшении царских дворцов, где они стелили художественные паркеты в залах и в царских покоях. Архив сохранил собственноручные эскизы паркетных орнаментов Петра I, виденные им в европейских путешествиях.
Артели с Охты были отменными корабелами (на фото: охтенская верфь), мебельщиками и паркетчиками-краснодеревщиками. Лучшие мастера имели письменное свидетельство гильдии русских столяров-краснодеревщиков (основана в конце XVIII века). Она в включала в середине 1790х годов 124 мастера, 285 квалифицированных ремесленников и 175 подмастерьев.Одним из паркетчиков был охтенский столяр Никифор Васильев, умевший также хорошо делать корпусную мебель.
Бюро-цилиндр Никифора Васильева хранится в Екатеринском дворце Петербурга. Сделан в 1770-е годы. Материал: дуб, сосна, красное дерево; фанеровкаа кленом, розовым деревом, самшитом, орехом, ореховым капом, яблоней, палисандром и чёрным деревом; бронзовый сплав, составлен из меди, обогощённой оловом и свинцом; использованы золочение и гравировка. Столешница закрывается дугообразной шторой, набранной из деревянных реек.
Вся суперструктура бюро – в том числе его верхний шкафчик выглядит, в целом, как одно целое. Основание этой надстройки украшено видм панорамы Московского Кремля.
В 1770-х годах имя Никифора Васильева значилось среди имён охтенских мастеров, настилавших полы в Царскосельском дворце. В восемнадцатом веке наборные полы и наборную мебель выполняли часто одни и те же мастера. Никифор Васильев был одним из талантливых и плодовитых мастеров своего времени. Этот охтенский столяр-краснодеревщик выполнял не только заказы императрицы, но работал по заказам П.Б. Шереметева и других частных лиц.
Никифор сделал в тех же годах ломберный стол
Характерным приемом было предпочтение изображениям архитектуры. Почти все его произведения (за исключением двух) украшены композициями с изображением зданий, занимавших видное положение – на пример, в центре столешницы, на фасадах бюро. Во многих известных работах мастер создавал пейзажи с видами известных сооружений или парков в пригородах Петербурга, в Москве, Подмосковье или Твери. В этом случае образцами для наборных картин становились гравюры по рисункам М.И.Махаева. Примерами служат подписной столик, украшенный панорамой усадьбы Кусково 1770–1780-х годов, цилиндрическое бюро из Царского Села 1770-х годов, стол с видами Твери и другие работы.
Верхняя доска столешницы имела наборную картиуну «Аркадские пастухи», когда стол был закрыт, а на левой царге стола набор выглядел, как показано на средней планке.
Центральная часть набора (как показано на нижней планке) находилась на передней царге этого стола.
Ломберный стол из Петергофа, украшенный наборными картинами с аркадскими пастухами, с величественной архитектурой, крепостями и замками. Изображение аркадской темы на было случайным. Оно напоминало о Греции, на престол которой готовили великого князя Константина, поскольку государь “всея Руси” считался наследником Византийской империи. Выходит, простой охтенский ремесленник был не так уж прост.
Тот же ломберный стол на развороте наборной столешницы сохранился превосходно.
Угловые медальоны столешницы на развороте столешницы.
Столешница (в закрытом состоянии) и внешний вид ломберного стола, выполненного петербургским мастером Никифором Васильевым. На иллюстрации также показан медальон на развороте столешницы.
Наборная столешница с панорамой усадьбы Кусково и стол, декорированный Никифором Васильевым в 1770-1780х годах а Петербурге. Ниже изображения стола – фрагмент набора с подписью мастера.
Стол упомянут искусствоведами в книге «Русское наборное дерево восемнадцатого века»ю М., «Советская Россия». 1989: “Наиболее значительной в это время считалась мастерская Шереметьевых, где работал один из крупнейших мастеров XVIII века Никифор Васильев. К 80-м годам XVIII века относится лучшее из дошедших до нас произведений Никифора Васильева — мозаичная композиция на двухметровой крышке стола для нот” (или для гравюр).
Это единственная подписаня работа Никифора Васильева - стол с ящиками для гравюр, изготовленный в конце 1770-х - начале 1780-х гг. Набор на крышке стола изображает парк усадьбы Кусково с находящимися в нём архитектурными сооружениями. Оригиналом стола послужила гравюра П.Лорана по рисунку известного рисовальщика М.Махаева.
Стол с наборной панорамой Кускова представляет уникальное произведение русского декоративно-прикладного искусства. Сложнейшая по насыщенности, богатой палитре, тщательности подбора панорама передавала все нюансы гравюры при переводе её в дерево. Н.Васильев – был вольнонаёмный мастер. Его произведения сохранились во многих российских собраниях – в Екатерининском дворце Царского Села, в Большом Петергофском дворце, в Государственном Историческом музее. Сохранность экспоната: легкое выгорание, расшатанность конструкции, утрата металлических деталей.
Инвентарный номер: М-289 ( Государственный музей керамики и “Усадьба Кусково XVIIIв.” Обязательная ссылка на “Музеи России”. Зарегистрирован 06.07.2011 в Министерстве печати – Эл.N77-4675. ISSN 1684-9574).
Изучение творческой манеры Никифора Васильева и подписанного им стола для гравюр в Кусково, позволило предположить его авторство ещё в ряде изделий мебели. творческого наследия мастера продолжается, но результаты подобных исследований обычно имеют переменный успех. Сравнивая аналогичную мебель анонимных мастеров, исследователи приходят к интересным выводам. Например, одинаковые два петергофские стола одинаковые по размерам, конструкции и стилистики, были близки по исполнению мастера Никифора Васильева и украшены букетами, целиком соответствующими цветам на бюро с панорамой Московского Кремля из Останкинского музея. В той же манере и технике цветочные букеты и архитектурные постойки набраны также и на бюро-цилиндре из Кусково, которое с полным основанием можно считать работой Никифора Васильева.
Столешница стола-бобика и центральная наборная картина, выполненная Никифором Васильевым в последней четверти XVIII века. Петербург.
Столешница стола-бобика и его центральная наборная картина. В маркетри использованы разные породу дерева и медная инкрустация. Никифор Васильев – последняя четверть 18-го столетия, Санкт Петербург.
Бюро-цилиндр. Мастер Никифор Васильев в Петербурге, 1780-1790е годы.
В работах Никифора Васильева подкупала яркость художественной фантазии и самобытность. Его изделия были далеки от влияний западноевропейских мебельных школ.
Фрагменты художественных маркетри на крышке бюро-цилиндра.
Рассмотрим детали украшения бюро-цилиндра: наверху – набор на верхней доске бюро; посередине – набор выдвижной доски для письма; внизу – образец обрамления на цилиндре. На этом украшения не закончелись: есть ещё набранные Никифором боковые стороны стола и внутренняя часть для бумаг.
Набор на боковых стенках бюро-цилиндра, а ниже – набор на царгах. Изящные клеймы.
Набор на дверце внутреннего отделения для бумаг.
Бюро-конторка, выполненная мебельным мастером Никифором Васильевым в Петербурге. Последняя четверть XVIII века.
Метки: охтенский мастер Никифор Васильев Петербург 18-й век корпусная мебель маркетри |
Выставка Зураба Церетели в Екатеринбурге |
Впервые на Урале по инициативе Губернатора Свердловской области, Министерства культуры и туризма области, Российской академии художеств и областного краеведческого музея организована выставка «Зураб Церетели в Екатеринбурге, на которой представлена живопись, графика, камерная скульптура и «горячая» эмаль. Выставка открылась 9 сентября, а закрытие планируется на 24 ноября 2011 года.
Адрес музея: Екатеринбург, ул. Малышева, 46 (вход с улицы Добролюбова).
Часы работы экспозиции: ежедневно с 11.00 до 20.00 (касса открыта до 19.30). Справки по телефону: 376-47-78.
Председатель Правительства Свердловской области Анатолий Гредин приветствовал художника от имени Губернатора на открытии его персональной выставки и вручил памятный сувенир, символизирующий разработку ценных ископаемых на горно- промышленном Урале.
Уральские ценители искусства получили возможность познакомиться с неизвестным широкому зрителю Зурабом Церетели, представленным произведениями - мелой пластикой, эмалями, графикой и живописью.
Живопись
Мозаика
Графика
Эмаль
Мелкая пластика
Араб и иудей
Иерархи церкви
|
Попугай на фасаде дома Эцель, 12 |
Эцель, или Иргун Цваи Леуми, еврейская организация на территории Палестины с 1931 по 1948 год, защищала еврейские поселения от нападений арабов. После принятия так называемой «белой книги» англичанами в 1939, ограничившей репатриацию в Израиль, для Эцеля добавилась борьба против британского мандата в Палестине и забота о нелегальном перевозе еврейских беженцев из Европы. В хде Второй мировой войны основная часть Эцеля во главе с Давидом Разиэлем, предпочла сотрудничать с Англией в борьбе с фашизмом. С провозглашением независимости Израиля в 1948 году Эцель самораспустился, а большая часть бойцов вступила в Армию обороны Израиля.
Фасад (Эцель, 12) удивил двухэтажным панно, выполненным в духе авангарда, напоминавшим рельефы Ланде (Lande) или Рыбака (Rybak), на фасадахБат-Яма семитдесятых и восьмидесятых годов. Эти художники-прикладники оставили о себе добрую славу. Их броские работы и теперь достопримечательны. Характерная для них крупая работа – два “близнеца”на улице Рабиновича, 23 и 25 (1978). Ланде на стенах настойчиво повторял одну и ту же деталь – одинокое око. Недавно выяснилось, что загадочное «око» на фасадах создавал никто иной, как сам Ланде. И я, долго ломавшия голову над шарадой «птичьего глаза», не представлял себе , что «объекты»– око и тайный знак тюльпана на панно в вестибюле дома – коротко связаны между собой. Кстати, оба абстракционистских орнамента на улице Агнон, 5 (1978) и Эцель, 12 (1979) построены по одному принципу.
Мне неперпелось на Эцель 12 ещё раз сверить все нестыковки, осмотреть заново изгибы и особенности орнамента. С таким намерением я зашёл в подъезд и очень удивилсятому, что наскучившее мне монотонное коричневое панно оказалось перекрашенным в приятный цвет зрелого крыжовника. В новом колере тюльпан на стенном узоре сделался отчётливым, а в дальном углу на встречной стене выступила из тени надпись “Lande79”, которую на тёмно-коричневом фоне я не замечал.
Комментирую фотографии:
Южный фасад дома на уровне двух верхних этажей украшен красочным панно, в нижней части которого изобрадён попугай. Улица Эцель в конце за поворотом упёрлась встык с улицей Барзилай. Здесь находится пятиэтажное здание, четыре жилых этажа которого подняты на упорные железобетонные столбы, уступая место под зданием. В 70-80-х годах так рационально строили жильё в Израиле, а под домом размещались частные автомобили жильцов.
На этом изображения не закончились. Есть ещё орнамент на стенах внутри помещения. Здесь рельеф вырезан безотрывно - на восточной и северной стенах вестебюля и тонирован тёмно-коричневым цветом. Абстрактный узор на всём протяжении лишён изображений, за исключением верхней правой детали, где проставлен условный знак тюльпана. С тех пор, как я начал разыскивать на фасадах Бат-Яма декоративные изображения, меня интересовал этот "тюльпан". Напрашивалась догадка, что символ оставлен как лого (товарный знак), но до последнего времени мне не удавалось идентифицировать мастера.
После ремонта дома, чистки орнамента и обновления колера орнамент приобрёл не только свежий вид, но резче выявилось очертание “тюльпана”и я прочитал фамилию Lande.
А на северной стене стало возможным сфотографировать фамилию Lande. Предполагаю, что образ тюльпана напоминал художнику праздничный воздушный шарик, рвущийся к свободе, но удерживаемый натянутой бичовкой. Образ шарика не раз повторён на бат-ямских фасадах того периода.
Ещё одна краеведческая "шарада" в моём городе удачно разгадана.
Метки: бат-ям ул Эцель 12 Lande (Ланде) сырая штукатурка граффити орнамент тонирование |
Дамочка у входа в бомбоубежище |
Улица Шая Агнона находится у морского побережья в Бат-Яме. Выдающийся писатель и общественный деятель родился в 1888 году в городе Бучача Тепнопольской области (Украина). Умер в Израиле в 1970 году.
В Бат-Яме в конце улицы Агнона приметил я у парадной дома 69 силуэт cтильной дамочки. Настенный рисунок был абстракционистским с густым налётом неоконструктивизма. Странный подарок из авангардистского прошлого. Мимо него трудно было пройти равнодушно. Забытая техника граффити с процарапыванием рельефа по сырой штукатурке и тонированием деталей – не встречалась в этом краю уже с конца 1980-х годов. Героиня по содержанию рисунка напоминала персонаж из довоенного стихотворения Маршака “Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж".
Находка заинтересовала меня, и я зашёл в вестибюль. Стена, прикрывавшая вход в бомбоубежище, была украшена конструктивистской композицией. Там, словно на выставке авангарда, было тоже по Маршаку – “картины, корзины, картонки” и простые рамки для живописи. Вот бы Никите Хрущову вломиться на такую выставку на бульдозере! Я не млею от причуд андеграунда, не приклоняюсь перед “подпольем” и непререкаемыми художественными авторитетами, но всегда проявляю сдержанный интерес. На композиции я не обнаружил авторской подписи. И пока фотографировал находку, продолжал рыскать взглядом, ища какую-нибудь зацепку или скрытый намёк на имя автора. Наконец, мне повезло. На панно внизу справа небольшой коричневатый кружок показался мне шероховатым на ощупь – там, где художники обычно ставят авторскую помету. И занялся вплотную этим кружочком размером в старый полтинник.
В век технического прогресса, когда в руках цифровая техника и компьютер, не надо прибегать к сложным цветоделительным операциям, которым нас учили в институте на кафедре криминалистики. Утраченный текст удалось проявить собственными силами и прочитать фамилии авторов панно: Rybak и Lande. Это были весьма известные имена местных художников-репатриантов, украшавших жилые фасады Бат-Яма в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Неожиданная и приятная встреча.
|
Сага о безруком иконописце |
Юбилейный пост № 100
В середине 1970-х повстречалась мне погрудная икона Иисуса Христа - Вседержителя, написанная безруким крестьянином. Составляя историческую записку к научному паспорту экспоната для свердловского музея изобразительных искусств (ныне Екатеринбург), я провёл активные многомесячные поиски сведений о художнике и о созданных им произведениях. До сих пор эта тема меня увлекает. Многое остаётся не вполне ясным, но, тем не менее, проверенные факты и эпизоды творческой биографии Григория Николаевича Журавлёва (1858-1916) я положил в основу моей поэмы.
По объективно сложившимся обстоятельствам мне выпало стать третьим краеведом, заинтересовавшимся судьбой иконописца после Утёвского краеведа Кузьмы Дмитриевича Данилова и югославского исследователя Здравко Каймаковича, отыскавшего в 60-х годах в Боснии и Герцоговине икону Журавлёва врачевателей Косьмы и Дамиана. После этой находки завязалась международная переписка исследователей, а в начале 70-х годов я нашёл на Урале вторую икону Журавлёва и организовал массовый опрос музейщиков Поволжья, Москвы, Ленинграда и Среднего Урала. Однако результаты опроса не были успешными, хотя Ленинград всё же нашёл и прислал мне фоторепродукцию ещё одной неизвестной дотоле иконы Журавлёва "Избранные святые". К сожалению, в наших поисках были и провалы: после смерти Данилова все накопленные им материалы и его коллекция икон исчезли. Поскольку меня в первую очередь тревожила судьба икон, написанных именно Журавлёвым, то ответственно заявляю, что в собрании Данилова не было ни одной иконы, подписанной Григорием Николаевичем. Когда я спросил у Данилова, почему он убеждён, что анонимные иконы в селе и в округе написаны Журавлёвым, он ответил: “А больше некому было”. А на самом-то деле во второй половине девятнадцатого и в первой декаде двадцатого веков действовали ещё две иконописные мастерские кроме братьев Журавлёвых.
Иконописец Гриша Журавлeв
рождeн безруким щупленьким уродцем,
и повитухе не хватило слов,
чтоб рассказать, с кем он имеет сходство.
Несчастья косят бедолаг вокруг.
Как с малых лет остаться без подмоги?
Господь не даровал младенцу рук,
а заодно подсeк ему и ноги.
Меньшого старший брат учил всему.
Нарисовал – смешная вышла рожа.
Братишка тут же показал ему,
как сделать, чтоб была с соседом схожа.
Губами брал древесный уголёк
и незаметным головы движеньем
знакомых лиц нарисовал пяток,
и сам был горд портретным совпаденьем.
С тех пор рисунок стал для них игрой,
Обрезок струганой доски – бумагой.
В рисунке каждый раз иной герой:
кабатчик, поп, разнорабочий с вагой.
Собрался попечительский совет.
Повестка дня на этот раз простая.
В народе говорят: ученье это – свет,
а парень в неученьи подрастает.
Святые Косьма и Дамиан - целители. Икона написана в 1885 году
Он ремеслу учился на дому.
Сыскали старика-иконописца.
Тот, приходя, показывал ему,
как правильно писать персты и лица.
Брат смастерил тележку и возил
по расписанью в классы гимназиста.
Сестра с утра бежала в магазин,
и в доме было радостно и чисто.
И был экзамен. Покажи, мой друг,
чему обучен, что постиг уже ты,
как пальцы пишешь, не имея рук –
трeхперстные и благочинья жесты.
А мастера – волосья под шнурком,
а подмастерья – рослы и вихрасты –
удивлены увечным пареньком,
постигшим тайны богомазов касты.
И чтоб заказчик приходил ладом
и не случались распри между нами,
пиши на созданных твоим трудом:
“Сия икона писана зубами”.
Их отчий старый пятистенный дом
хранил в углах воспоминанья детства,
но кроме ветхих стен не видно в нём
намёка на отцовское наследство.
Купили краски, заказали тёс
и рыбий клей, и мел, и позолоту.
Потом для пробы доски брат принёс –
взялись по-братски дружно за работу.
Потeртости саднили возле рта.
Вновь оглядел икону взглядом строгим
и на изнанке охрой начертал:
"Написана безруким и безногим".
Его мечты с надеждой пополам
с годами, как и грёзы, не иссякли.
Карандашом чертил он купола,
похожие на маленький Исакий.
Церковь села Утёвка, где Журавлёв расписывал стены, писал иконы. Здесь он и похоронен у церкви.
Надежды эти не пропали зря.
Подвижники в забвении не гибнут.
Над дивным куполом взошла заря,
и храм его мечтаний был воздвигнут.
Иконописец не сходил с ремней.
Он был в плену неудержимой страсти.
Полтысячи рабочих долгих дней
в ремнях по штукатурке ползал мастер.
Саднило нёбо – всё в сквозных свищах,
натёртые кровоточили дёсны.
Хотел не думать о таких вещах,
но постоянно мучился несносно.
Торжественно святили новый храм,
где роспись и проект – нерукотворны.
А слух давно гулял по городам:
есть богомаз – безрукий, но проворный.
Дошёл тот слух до царского двора.
И государь, вперивши в рапорт око,
проговорил: "Нам поглядеть пора
на чудо столь безжалостного рока".
На третий день пожаловал к ним гость –
столичный коммерсант, купец Лабутин.
И мастеру впервые довелось
познать свой труд в многорублёвой сути.
Был договор на пятьдесят икон
и повторён для адвоката вкратце.
Купец раскрыл портфель и вынул он
увесистую пачку ассигнаций.
Но здесь не всё: пока ещё аванс.
Срок договора сами обозначьте.
Последняя икона даст вам шанс
дополучить ещё четыре пачки.
Вдруг на проспекте стук стальных подков
и конский храп и сдержанное рженье.
Григорий брату: "Глянь-ка, кто таков?" -
Но в мастерской уж граф с опереженьем.
"А ну, братишки, живо, я сказал!
Григорий – в кресло, Афанасий – к краске!"
И покатил его в парадный зал
на им же и подаренной коляске.
И входит в двери царская чета:
сам император – бляхи на мундире;
его супруга – дама ещё та!
Сначала ни о чём поговорили.
Фрагмент фото, присланного мне Даниловым в начале 1970-х
Не выглядел художник мудрецом:
и брови не вразлёт, хоть лоб не узкий.
"Приятное солдатское лицо!" –
Воскликнула царица по-французски.
От этих слов у горла ком возник:
Была насмешка в этой лёгкой фразе.
Он отвечал, переменив язык:
–Отец солдат. Он сгинул на Кавказе.
Царь подошёл и отступил на шаг.
"Теперь, дружок, яви своё уменье.
Ты, говорят, иконы пишешь так,
как Пушкин сочинял стихотворенья".
И брат с доской явился в тот же миг,
придвинул стул с рабочими ремнями,
и мастер к краскам и к доске приник
и кисть в зубах подталкивал губами.
Императрица отошла к окну,
чтоб не присутствовать при этой драме:
он в муках пишет досочку одну,
а как стенные росписи во храме!
Но царь смотрел: ушёл под тон левкас,
ложился на него другой краситель,
и словно из тумана выплыл глаз...
и борода... и Николай Святитель.
Сей образ не тонул, не выгорал.
Его не смел крушить иконоборец.
Святой хранитель царского двора –
далёких Мир Ликийских чудотворец.
Нерукотворен образ был всерьёз.
Царь поздравлял и мастера, и брата.
И был растроган, кажется, до слёз
великий всероссийский император.
Вновь на проспекте стук стальных подков
и рысаков орловских храп и ржанье.
Царь покидал безродных мужиков,
и не скрывал, прощаясь, обожанья.
Сынам крестьянским, право, никогда
такое приключение не снилось.
Лишь тяжкий труд и вечная нужда,
и вот вам – императорская милость!
Царь повелел назначить от казны
пособие рублями золотыми.
Допрежь талантам не было цены,
Но этому цена дана отныне.
У всей страны и мира на виду
царь даровал ему в Указе этом
коня и пару выездов в году –
зимою сани и пролётку летом.
Крушение царского поезда под станцией Борки
Был неспокойным Петербургский год:
в Борках крушенье, слёзы на перроне.
И слух пополз, что пишет-де урод
дворцовую Семью в одной иконе.
Святые покровители Семьи –
на них сошёлся тесный круг сюжетный.
Ходатайства у каждого свои –
на этот век не приходились жертвы.
Икона Журавлёва "Избранные святые". Хранится в Петербурге
Он не писал Пресветлую Семью:
абсурдный слух, как сплетня – в самом деле!
Он символы – фигурами семью
в заоблачном расставил ожерельи.
Икону допустили во дворец,
и государь смотрел работу лично
и так сказал: "Уважил, молодец!
Событие представил символично".
Хорош ли царь, решит потом народ.
Ну, а пока России всё едино.
Никто сказать не может наперёд,
какой сюрприз преподнесёт судьбина.
А в мастерской нет роздыха делам,
несут заказы – без конца и срока.
Вчера отправил в Кафедральный храм
"Святое вознесение пророка".
Пройдёт сто лет, быльём всё порастёт,
и старцы не припомнят уж былого.
В музей крестьянка книгу принесёт –
подшивку иллюстраций Журавлeва.
Ну, а пока он держит кисть в зубах
и небосвод безоблачен и светел.
Пока одна у россиян судьба,
и не гуляет беспорядков ветер.
Полста икон! Он в договоре том
заканчивал последнюю икону,
да приболел и, кашляя с трудом,
взгляд обращал к аптечному флакону.
Икона Журавлёва "Господь Вседержитель", написанная в1886 и отысканная мною в Екатеринбурге
Видать, не за горой прискорбный час.
Уже не встать к последнему поклону.
О, боже правый, милостивый Спас!
Дозволь хотя бы завершить икону.
Богоматерь «Млекопитательница». Написана в 1910 году
Мария – твой "Благоуханный Свет" –
нам, смертным, даровавшая Мессию.
Коль я не допишу – прощенья нет.
Продли мне жизнь, пока не обессилю.
Божья Матерь "Скоропослушница"
Он не дождался милости Христа.
Сомкнулись веки, мысли опустели
и пульс у горла биться перестал.
Усоп художник на своей постели.
Спустя неделю гомон в мастерской.
Купец выходит из повозки конной.
Народ со стороны глядит с тоской:
приехал, видно, барин за иконой.
Купец проходит, не спеша, вперёд.
Мальчишки – словно галки, на заборе.
Охрана за купцом багаж несёт
с остатком круглой суммы в договоре.
Сестра сказала: "Гость нас извинит...",
в волненьи смолкла, подбирая слово,
но тут выходит брат и говорит:
"Пройдёмте в дом. Икона Вам готова".
Божья Матерь "Милующая"
Гость снял с иконы вышитый рушник,
ладонью тронул слой, вполне просохший,
взволнованным лицом к доске приник
и молвил: "Гениален был усопший!"
Отпели в храме божьего раба.
"Се – Человек!" на камне начертали.
А у раба была своя судьба.
Ответь, судьба, была ты у раба ли?
Метки: иконописец безрукий и безногий Журавлёв 1858-1916 поэма |
Преподобный Алипий иконописец |
Алипий (ок. 1050 – 1114 г.) – первый древнерусский иконописец, названный собственным именем . Точные даты жизни (за исключением года смерти) не подтверждены документами. Изображение иконописца воспроизведено по стенной росписи Владимирского собора в Киеве, о происхождении которго известно, что фреска выполнена художником Виктором Михайловичем Васнецовым в период 1885-1893 годов по его произведению “Алипий живописец”. Как раз в это время животисец был занят написанием икон и храмовых росписей для Владимирского собора.
В Киево-Печёрском патерике содержатся сведения о работах Алипия и скудные данные о житии преподобного святого.
Достоверные произведения иконописца Алипия Печёрского за многовековой давностью не сохранились. Однако науке известны отдельные данные об этом талантливым мастере.
Как говорили в древней России, живописец Алипий с малых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 году украшавших Печерскую церковь Успения Пресвятой Богородицы. Живя в монастыре, он писал иконы даром. Заметив, что в какой-нибудь соседней церкви иконы обветшали, поправлял их безвозмездно, не получая ничего взамен – всегда бесплатно. Когда же случалось выполнять большой объём иконописных работ, и Алипию платили за труд, то он часть вознаграждения тратил на краски и на приобретение материалов, другую часть раздавал нищим и только оставшиеся деньги оставлял себе. Никто никогда не видел иконописца праздным. Иконописание он оставлял только ради богоугодной храмовой службы.
Со временем он был посвящен в сан иеромонаха. Пристрастная литература описывает маловероятные случаи, в которых он якобы проявлся как чудотворец. Утверждалось, будто написанные им иконы обладали целительными свойствами, как и краска с его палитры. Описаны некоторые эпизоды жизни Алипия, когда, например, святые ангелы помогали ему в написании икон и храмовых росписей.
В житие упомянут чудесный случай. Утверждается, что преподобный Алипий был очевидцем, когда при украшении живописью алтаря явилась икона Пресвятой Богородицы и от неё вылетел голубь, пролетевший по церкви и исчезнувший в верхней части церкви у Спасителя, изображенного на иконе.
Его чудотворную икону – Успение Пресвятой Богородицы, названную поздней Владимиро-Ростовской Богородицей взял великий князь Владимир Мономах (1113–1125) для украшения построенного им храма. в Ростове.
В другой раз Ангел помог Алипию написать икону на тот же сюжет Успения Пресвятой Богородицы, когда сам иконописец тяжко занемог и лежал на смертном одре. Когда икона была закончена, Ангел принял душу Алипия в день смерти.
Эта икона Алипия – Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими – ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее: Свенская Богородица, отмечаемая 3 мая и 17 августа.
|
Брёвна, колода, бар, бра и резьба по дереву |
Когда мой возраст подошёл к полувеку, я существенно изменил и переоборудовал квартиру, чтобы остаток жизни провести с удовольствием. Решил следовать главному правилу – сам себе дизайнер и режиссёр. К этому сроку я вынужден был признаться, что денег не нажил, а потому мог рассчитывать только на свои руки и на свои силы. Однако мне хватило средств закупить сухого (выдержанного) леса, чтобы приступить к строительным и художественным работам.
Приглядитесь к фотографии, и увидите, что прихожая уже облицована профилированной рейкой, а в стену врезано крупное овальное зеркало. Под зеркалом был стационарный туалетный столик, не вошедший в кадр. Доказательством существования столика служил поставленный на столешницу точёный подсвечник. Рама для зеркала ещё не была готова, но хорошо видна в зеркальном отражении нижняя часть резной консоли бра (светильника). Заметно, что вдоль стены (длина семь погонных метров) смонтированы шкафы с крытыми антресолями – от пола до потолка. Двери шкафов и дверцы антресолей я сплотил из доски лиственницы. Ручки дверей имели квадратную форму и набраны деревянной мозаикой в технике маркетри.
Брёвна и цепи
Среди моих фотографий случайно уцелел фрагмент двери, ведущей из проходной комнаты в спальню. Дверные косяки в проёмах я заменил ошкуренными брёвнами и мощными притолоками, а под ними повесил прозрачные "вуалетки" из цепей, а на подолы наклеил коллекционные значки из моей коллекции гербов городов России. Можно по фрагменту декора предствить (примерно), как выглядели двери обновлённой трёхкомнатной "хрущёвки". Дверное полотно спальни украшал узор, срисованный мной со страницы информационного вестника за 1979 год (США). В тексте говорилось, что учёный автор, фотографируя каплю снега в сильном увеличении, с удивлением увидел, что она напомнила ему образ Спасителя. При этом учёный предположил, что изображение не содержало информации о внешности Вседержителя, но только жизненный опыт этого исследователя, его религиозные ассоциации в данном случае подсказали ему зрительный образ. Впрочем, я не увидел на рисунке Христа, а принял его за Фиделя Кастро.
Бар, созданный из чулана, стал нашей четвёртой комнатой
Подробно описывать предметы нет смысла, ибо, возможно, их уже в природе не найти ни в фотокопии, ни в оригинале. То, что видим на фото, – это был бар вместимостью на пятьдесят "высокоградусных" бутылок. В нём было четыре отделения. Посередине два шкафчика: верхний – с откидной дверцей, у которой обратная сторона превращалась в столешницу; второй шкафчик располагался чуть ниже, но для него дверцей служила "гибкая штора", набранная из тонких дубовых реек, открывавшая двухэтажное отделение для бутылок. Слева и справа от центра находились ещё два двухэтажные отделения. При открывании любого из отделений автоматически зажигался мягкий свет в требуемом месте. Бар, заполненный до отказа накануне, после юбилейного застолья был пуст. .
Светильник “Колода”
Поскольку в то время в моём убранстве преобладал грубоватый народный стиль, то и первым моим настенным светильником той поры стала огромная колода почти в человеческий рост. Нашёл я эту колоду в непролазной грязи на ближайшем к дому городском перекрёстке. Там же у дороги подобрал несколько коротких цепей и соединил в одну. Наметил в колоде три сквозных широких отверстия и вырубил, как мог аккуратней. Получилось грубовато, но вполне прилично. С изнанки приладил полутораметровую лампу дневного света. Затем прикрепил к стене два круглых «пенька», а на них повесил светильник.
Резные бра (на одну, две и три лампы)
Бра (настенный светильник) не требует расходов на люстру. Такие светильники создают уютные освещённые уголки в помещении. Бра на один рожок снабжён безопасным керамическим патроном. Изготовлено в 1980 году. Размеры – 12 см на 30 см.
Настенное бра на два рожка сделано также в 1980 году. Резное дерево пропитано специальным составом, защищено фаянсовыми электрическими патронами, а контакты надёжно пропаяны и изолированы. Размер бра: 30 на 30 см.
Трехрожковое бра, выполнено в том же году. Его детали сделаны из сосны с последующей противопожарной пропиткой. Фаянсовые электропатроны безопасны в эксплуатации. Размер бра 30 на 60 см.
Венок сонетов – для старинного друга
Резная композиция «Венок сонетов» посвящена поэту Борису Марьеву – однокашнику, сослуживцу и другу. «Венок» изготовлен в 1978 году. Его размеры: диаметр 47 см, толщина доски 2,5 см. Работа выполнена на липовой доске. Портрет набран ценными породами шпона в технике маркетри по рисунку вдовы поэта Антонины Марьевой при консультациях художника Григория Нечеухина. Подлинник передан мной Музею писателей имени Д.Н. Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге в 1991 году.
Два оконных карниза к шторам
Оконный карниз для шторы сделан из доски, обтянутой тканью, украшенной деревянными резными розеттами – по четыре на обоих концах (D=4,5 см). В центре карниза укреплена продолговатая розетта размером 30 см на 12 см. Все деревянные детали выполнены из тонированной сосны.
Карниз для окна проходной комнаты выполнен с элементами резьбы по дереву. Длина – во всю стену. Сплочён из пилёного профильного бруска. Посередине карниза вставлена берёзовая декоративная маска. Высота маски 28 см, а ширина 12 см.
Автор дневника Grinblat сделал две фотографии: на одной он запечатлён в расцвете творческих сил, а на второй заснят при подготовке этого поста. Разрыв во времени 30 лет (треть века), а разница кошмарна. Остаётся надеяться, что потраченное время не прошло бесследно.
Метки: декоративно-прикладное искусство резьба по дереву урал израиль |
Мои эксклюзивные столешницы |
Мне вспомнился аккуратный столик из далёкого 1978 года, когда жива была уральская поэтесса Бояршинова, а я нёс к ней по проходу актового зала Союза писателей юбилейный подарок, сделанный к её пятидесятилетию. Столешница была украшена орнаментом, сочинённым моим другом художником Григорием Нечеухиным: на ореховом фоне выделялись литеры “ЭБ” (Эмилия Бояршинова). Инициалы поэтессы я врезал в пятилепестковую розетту – по числу исполнившихся десятилетий. Мозаичный набор составил тоже из пяти ценных пород дерева.
Когда живописец Нечеухин в 1979 году писал групповой портрет нашей компании, то оставил немного скорбно пустовавшего места там, где могла бы сидеть Эмма Бояршинова. С тех пор прошла треть века, но память ещё жива, хотя из восьмерых четверо оставили нас.
И опять я приветствую утро!
Встань с рассветом, вокруг погляди:
Утром – как это просто и мудро! –
Все впервые и все впереди.
Пробужденье, рожденье, начало...
Хочешь заново жить – и живи,
Чтоб заря тебя песней встречала
И дыханием первой любви.
В счастье веришь
И силы не меришь
Щедры планы, крылаты мечты.
Открываешь на улицу двери –
И шагаешь в грядущее ты.
Видно, зори такие в краю у нас.
Видно, годы такие пришли:
Каждый день
Возвращается юность
Вместе с утренней песней земли.
Автор стихотворения Эмма Бояршинова.
Поэтесса Эмилия Бояршинова (1928-1978)
Именно в тот период я всерьёз увлёкся самодеятельным творчеством. В свободное время самозабвенно покрывал деревянной мозаикой столешницы, реставрируемую мебель, декоративные блюда, а к началу восьмидесятых годов даже покушался на переоборудование нашей стандартной “хрущёвки”. Закупил из отходов производства мебельной фабрики брёвна, брусы и профилированную рейку сибирской лиственницы, облицевал и художественно оформил нашу трёхкомнатную квартирку на пятом этаже Уктусской улицы в Свердловске (теперь Екатеринбург).
Проектировал и делал один за другим предметы нового интерьера. Работа выполнялась в одну (даже не лошадиную!) силу. Работал по вечерам после службы и по воскресениям, а потому наша гостиная примерно на год превратилась в мастерскую, где посередине небольшой комнаты стоял верстак, а у свободной стены ожидало очереди уже высушенное дерево и отборный кирпич для создания бара и электрокамина.
Не стану описывать намечавшиеся изменения в ремонтируемой квартире, но упомяну только трудоёмкие работы: строительство и облицовка шкафов с антресолями до потолка; врезка стенных зеркал (одно размером 160 на 140 см); замена дверных косяков на бревна-стояки с притолоками; изготовление в так называемом «тёщином углу» вместо прежнего чулана (2 на 2,5 метра) – обустроенного бара с витражом, за которым открывался простенок, снабжённый полками для консервированных продуктов; разработка и изготовление шести художественных бра (три в проходной «коллекционной» комнате, одно бра в баре, два в прихожей при зеркалах); два деревянных оконных карниза для штор – для спальни и проходной комнаты.
Среди мебели наиболее заметно выглядели мои художественные столики. О них я и расскажу подробней. Их у меня было пять-шесть, но для нормальной квартиры, пожалуй, многовато. Потом после юбилея Бояршиновой один стол ушёл в подарок. После смерти поэтессы её старшая сестра Галина перевезла имущество в Котлас. Потом я узнал, что юбилейный столик не вошёл в контейнер, и Галина распорядилась сломать неподатливую мебелюшку и затолкать в багаж.
Из интернета узнал, что в Котласе создан и действует музей поэтессы Эмилии Ивановны Бояршиновой. Восстановлен ли юбилейный стол с монограммой "ЭБ", подаренный ей к пятидесятилетию, вопрос для меня остался неясным.
Не менее интересна история происхождения другого стола. Орнамент его столешницы тесно связан с моими поисками церковного пола из метлахской плитки, исчезнувшего с разгромом большевиками храмов Верхотурского монастыря.
Верхотурский монастырь был ликвидирован в 1925 году, и его обширная территория вместе с постройками отошла под крупнейшую колонию несовершеннолетних преступников. Сохранилась любительская фотография тех лет.
Разрушенные храмы – пришли в негодность, а их помещения переоборудовались в место заключения. Несовершеннолетние заключённые, пытавшиеся вырваться на волю, постоянно рыли подкопы, ища нору, ведущую к свободе. Администрация лагеря, предотвращая подкопы и побеги, приказала снять всю почву под зданиями на глубину 2 м 50 см и замостить полы наглухо торцами вековых кряжей на высоту 2 метра, а остальное залить бетоном до уровня прежнего пола. Был слух, что прежние чугунные плиты, уложенные в церквах, увезли на переплавку. Отдельные залы монастыря были покрыты итальянской (или французской) метлахской плиткой. Краеведы рассказывали, что ценная плитка была вывезена ведомством наркома Берия в Свердловск в тридцатых годах. Мне довелось в конце шестидесятых годов съездить на этот объект и осмотреть бывший монастырский пол (был короткий период "хрущёвской оттепели). Оказалось, что метлахской плиткой покрыты там архивные залы. Сам я видел примерно 100-120 квадратных метров этого художественного пола. Возможно, не всё было перевезено из монастыря на этот объект. Я сфотографировал освещённый участок пола, а потом по мотивам этих орнаментов составил композицию маркетри для моей столешницы.
В моей жизни были два столика с одной и той же столешницей. Первый вариант столика участвовал в клубной выставке декоративно-прикладного искусства с Свердловске (1978-1979). В 1981 году эта столешница попала на экран документального фильма "Дело №1" (режиссёр М.Шаров, оператор Иванов) и столик с нею просуществовал до 1987 года, когда его ножки были утеряны при перевозке выставочных экспонатов.
Следующие тринадцать лет “монастырская” столешница могла участвовать на выставках только в качестве настенного экспоната, но в 1998 году в Яффо (Израиль) обрела точёную ножку из левантийского дерева.
Я доделал этот стол в 1998 году. Зафиксировал параметры: высота изделия 85 см, диаметр столешницы 35 см, толщина доски 2,4 см. Мозаика выполнена в технике маркетри в 1978 году.
В 180 километрах от областного центра Челябинска находится заводской городок Куса. Завод существует с 1754 года, но первую продукцию стал выдавать только в 1789 году – обручи, скобы и гвозди. К середине XIX века мастера уже создавали чугунные печные приборы (решётки, заслонки, художественные печные дверцы и посуду), но только в 1883 году в полном объёме приступили к художественным отливкам. В короткое время фирма «Куса» получила международное признание. В 1888 году кусинское литьё поощрительно отмечено на выставке в Копенгагене, в 1897 году завод удостоен серебряной медали в Стокгольме, а в 1906 году получил высшую награду международной выставки в Милане.
Был период, когда я любительски коллекционировал “кусинский антиквариат” и собрал две дюжины чугунных изделий. Не забуду шкатулку, с изображением младенцев тутти, тонкие ажуры, отлитые в виде небольших подносов, а также два треножника к макияжным столикам.
Стол “Ящерицы”. 1977 г. Чугун, дерево. Диаметр 50 см, толщина 4,5 см.
Для обоих чугунных треног я изготовил круглые столешницы. Один из столиков сразу купили, а другой я оставил себе. Орнамент для столиков я заимствовал у голландского художника Мориса Корнелиса Эшера (1898-1972). Зооморфный орнамент, "звериный" стиль. В нём меня привлекли «Ящерицы», поскольку орнамент соответствовал уральской горно-промышленной теме. Сложность рисунка уровновешивалась набором только трёх отличавшиеся по цвету пород дерева.
А этот приземистый столик в моей небольшой коллекции занимал особое место, ибо я сделал для него столешницу из редкого палисандра.
Дерево палисандр растёт медленно. Экземпляры, достигшие диаметра 50 сантиметров, имеют возраст не менее 200 лет, и кроме того, их популяция ограничена.Эту индонезийскую породу в Англии называют индийским розовым деревом, а во Франции – азиатским палисандром. Её древесину почитают, как особо ценную породу для изготовления элитной мебели, штучного паркета и отделки vip-интерьеров.
Закуток, названный в народе "тёщин угол", по-другому назывался чуланом, а по документам значился встроенным шкафом (2:2,5 м), выходившим в проходную комнату. В 1980 году я убрал казённую дверь и занял помещение под гостевой бар на пять персон. Недавно я нашёл любительскую фотографию, на которой разглядел часть стены, увешанной поделками, и шкафчик бара. Эту документальную фотографию я включил в материалы поста - "Мои эксклюзивные столешницы". На фото виден прикреплённый к стене стол, который можно назвать в равной мере приставным и подвесным. От него к большой декоративной маске тянулись три цепи, сходившиеся у губ маски, - словно маска держала стол в своих зубах.
Метки: антикварные столики мозаика маркетри монастырские узоры ящерицы мориса эшера |
Шампуры, или шашлычные шпаги |
Первобытный человек уже умел жарить мясо на раскалённых углях. То, что мы сегодня называем шашлыком, в разных странах называлось по-разному. Лингвисты отдают пальму первенства крымско-татарскому языку, где под словом «шашлык» понималось блюдо кочевых народов Азии, а происходило от слова“шиш”– пика, а «шашлык» обозначало мясо, нанизанное на пику. Позднее грузины вместо пики ввели в оборот на Кавказе мирное понятие “шампури”, то есть стержень, или шампур. Эстеты, среди которых немало любителей шашлыка, создавали эксклюзивные шампура для долгосрочного пользования.
В таких местах принято подавать шашлык для нынешних vip-персон в роскошном охотничьем стиле – где гламур доведён до высокой степени vip-персонализации.
В 2007 году Санкт-Петербург опубликовал государственную заявку о намерении заключить контракт на закупку художественных шампуров на неимоверную сумму почти полмиллиона – 461 рубль. На фотографии семь шампуров из серии “Джентльмены удачи” (forum.prokuhnyu.ru).
А в массовом обиходе обычный покупатель пользуется деревянные и бамбуковые шампурами, удобными тем, что после использования их выбрасывают.
Моя личная небольшая коллекция старинных шпажек для шашлыков насчитывает полтора десятка шампуров, заслуживающих определённого внимания. Все рукояти отлиты из бронзы. Длина каждой шпажки 41 см: клинок 36 см, литая рукоять – 5 см. Эти шампуры мне довелось собрать в Большом Тель-Авиве – в Израиле. Они украшены, действительно, художественным литьём, но кто, когда и где отливал – неизвестно. Рисунки отливок воспроизведены в натуральную величину.
Двуглавый орел как символ был известен ещё при шумерах. Позднее – в XV-XIII веках до новой эры – царство Хеттов было озабочено охраной обширных границ с востока до запада, и изображение двуглавого орла приобрело политический смысл, как символ хеттских царей, но встречались и наскальные изображения.
В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом, и в 330 году стал эмблемой великой Римской империи, а с распадом Римской империи закрепился как символ Византии, но использовался только на знаменах, печатях и на монетах империи.
На Руси двуглавый орел появился на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году (smi2.ru ; truegod.ru).
Прапор императрицы Екатерины I.
Российский герб образца 1993 года.
Лира олицетворяла гармонию вселенной. Семиструнную лиру связывали с гармонией планетарных сфер, и с семью главными планетами. Четырехструнную лиру уподобляли огню, воздуху, воде и земле (Прокл). А в обычных сферах, а именно в кулинарии – лира олицетворяла поэтику застолья с шашлыком на природе.
Козёл в смысле символики олицетворял мужество, жизненную силу и энергию. Иногда его уподобляли стройной газели или антилопе.
Поскольку дикий козёл обитал на высотах, то он также олицетворял превосходство.
Священный круторогий баран считался символом света (Николай Рерих).
Каждое пернатое существо наделялось символическим смыслом. Птицы, благодаря связи с воздушной стихией считались посланцами высших миров. Возможно, поэтому птица символизировала душу. Отождествление птицы с душой наблюдается в фольклоре многих народов мира.
Если «двуликий» орёл в бронзовой отливке народного мастера из моей коллекции выглядел не очень изящно, то следующее крылатое существо удалось ему лучше.
Имперская тематика не ограничивалась царским орлом. Образ воина (возможно, римского) не противоречил имперскому духу какой угодно страны
Художник не обошёл стороной и стихию воды.
Рыба, символизируя водную стихию, являлась атрибутом морских божеств Посейдона и Нептуна, но также ещё богинь красоты и любви Афродиты и Венеры, возникавших из пены морской. Рыбу принято ещё связывать с Богиней-Матерью – прародительницей животного мира.
Разнообразие окружающего мира простиралось от охоты на кабанов до высот архитектуры. Охота и ремесло одинаково привлекали народных умельцев.
Кабан имел как солярное, так и лунное значение. Солярный символ кабана олицетворял мужское начало.
Белый кабан считался "лунным", отражая стихию воды, ибо обитал на болотах. Кабан символизировал гостеприимство, бесстрашие и обжорство. Образ кабана в старину, якобы, защищал ратников.
Одна из рукоятей шампура изображает старинный корабль под парусами. В этой связи интересно понять символику парусного судна. Это надежда и безопасность. В христианстве крестообразные мачты корабля порождали ассоциацию с церковью. Храмовые нефы аллегорически представляли палубы, а алтарь – штурвал, где управлял церковным кораблем среди жизненных штормов священник – кормчий. Он вел судно по курсу, к надёжной гавани – к Царству Небесному.
Алебарда, образованная как бы из двух топоров – оружие древнее и грозное, применявшаяся в XV–XVII веках. На моём коллекционном шампуре алебарда имела русскую форму: на древко насажен тяжёлый наконечник в виде двух обоюдоострых секир.
На этом, как видим, разговор об алебардах не завершается. На рукояти следующего шампура над бронзовой головой быка заодно с острыми рогами возвышалась, как праздничный бант, аккуратная алебардочка. По-моему, это тоже заслуживающий внимания символ.
Бычья голова с символическим знаком небольшой алебарды отсылает зрителя к временам жертвоприношений и пиршеств в эпоху, когда алебарды были полицейским почётным оружием.
Сова – символ мудрости, познания. Кроме того, олицетворяет грусть, ностальгию, одиночество и ночь.
В мифологии охотничьи качества совы были неотъемлемыми свойством богини Афины. Её так и именовали “совоокая”. Изображения богини и ее крылатой спутницы чеканились на серебряных греческих монетах, и в просторечии назывались “совами”: профиль Афины – на аверсе, а сова анфас – на реверсе. Совиная способность видеть в темноте сделала её также символом проницательности.
Языческая богиня с двумя птицами в руках не вяжется ни с символикой Византии, ни с бытом царской России. Отлитый в бронзе образ навеян, по-видимому, языческими "преданиями старины глубокой". На рукояти моего шампура воспроизведена фигурка Богини ночи, державшая в руках двух сов. Сюжет отливки и костюм персонажа не оставлял сомнения, что имелась в виду древневосточная богиня.
“Богиня ночи” держала на обеих ладонях по круглой петле, смысл которых до конца не выяснен. Этот предмет на древнем Востоке был известен ещё при шумерах, в древнем Египте и в Вавилоне. Означал он вечную жизнь как на земле, так и в потустороннем мире. Египтяне называли его “анк”. Возможно, это был магическом узел, обозначавший постоянно обновляющуюся жизненную силу, бессмертие и вечность.
Обнажённая Богиня была стройна, но её ноги у щиколоток переходили в когтистые лапы, которыми она попирала двух сидевших львиц. По бокам у неё неотлучно находились две совы. По вавилонской версии звали её Лилит (по-аккадски – «ночная»), а по-шумерски Лиль – «дух» или «воздух». Она была первой женой библейского Адама, но бежала от него, добиваясь эмансипации и освободив место Еве. Поздней она стала старшей женой Сатаны. Изображение богини ночи Лилит изваяно в XVIII-м столетии до новой эры из глины, смешанной с соломой, как это было принято в саманном Вавилоне.
Метки: символы тель-авив бат-ям шампуры личная коллекция шампуров |
Три поделки Якова Эринрайха |
Умельцы, не участвующие в регулярных выставках декоративно-прикладного искусства, неохотно показывают свои изделия. У моего соседа по коридору – Якова Эринрайха, в прошлом железнодорожного служащего – дома сохранились три деревянных поделки, вырезанных им надосуге. Яков – крупный, по-человечески добрый и невозмутимый человек – в своё время увлекался диковинками, и даже одну создал сам из найденного сухого замысловато переплетённого корня ферганского хлопчатника. Самодеятельное искусство такую поделку относит к жанру корнепластики. Забавное хитросплетение, в зависимости от точки обзора напоминало то коня, то лошадь с жеребёнком. Были фантазёры, видевшие рядом с лошадью не жеребёночка, а обнажённую женщину, хотя другие при том же ракурсе узнавали клювастую птицу на крепких ногах. Чтобы показать читателю эту поделку, я сфотографировал её с обеих сторон.
Странный «Конь» из сухого корня хлопчатника
Лошадь с жеребёнком (или с птицей на крепких ногах)
Кухонные доски
Первая доска из крохотной экспозиции Якова Эринрайха не отличалось строгой прямоугольной формой. Левый верхний угол скошен по дуге и вырезан для облегчения захвата рукой. Края по периметру обрамлены орнаментальной лентой повторяющегося трилистника. Широкая часть доски украшена шестью резными «солнышками». Каждый «солнечный узор» ограничен в пространстве шестиугольниками и имеет по шестнадцать клиновидных лучей, расходящихся от центра. Порезка без сколов – резьба чёткая, аккуратная и чистая. Работа выполнена вполне профессионально.
Вторая доска выполнена в виде «лопатки» (лопаска , лопасть – по аналогии с деталью ручной старинной прялки). На кухонной доске верхняя часть – рукоять – вместе с лопастью составили одно целое. Здесь тоже по периметру вырезана рамка, а по внутреннему краю расположены фрагменты резных розеток, или сияний. И то, и другое в трёхгранной резьбе очень употребимо. Узор связан с древним языческим культом солнца. В этой ремесленной традиции розетки выполняются не только полностью, но чаще по собственной инициативе резчика. Такие фрагменты называют также «сиянием». Сияние и «солнышки» весьма популярны. Их встречали археологи в раскопках древнего Новгорода ещё в слоях десятого-двенадцатого веков.
В середину доски врезана крупная шестиконечная звезда, в центр которой вписано небольшое рельефное «солнышко» на двенадцать лучей – по числу двенадцати колен (племён) Израиля.
Жужа: любимая собачка
Я уже отмечал привлекательные качества Якова. В его семье со временем появились и подросли внуки, а младшая внучка – очень живая и ласковая девочка, как и следовало ожидать от младшего поколения семьи, души не чаяла от Жужы, чёрной, как смоль, собачки Якова. Живший с 2002 года по соседству с Эренрайхами на верхнем этаже многоэтажки, я не раз заходил к ним и видел, как увлекательно играли между собой беленькая радостная девочка и её чёрная гладкошёрстая подружка. Казалось, что и взрослые были непрочь принять участие в этой забавной возне. Я тоже симпатизировал милой собачке, и даже посвятил ей стихотворение.
Посвящается собачке Эринрайха
Тебе, моя прелестная Жужу,
соседи не приносят поздравленья.
А почему? Так я тебе скажу:
не знают дату твоего рожденья.
Мне нравится твой любопытный нос,
весёлые и преданные глазки.
Как женщина, о возрасте вопрос
не предавай общественной огласке.
Железная дорога
Посвящается Якову Эринрайху
Длинна, как жизнь, железная дорога
и широка стальная колея.
Легла от снежных Альп и до востока
держава двухколейная твоя.
Ты знал наперечёт её границы,
тарифы и вагонов габарит.
И до сих пор, когда тебе не спится,
с тобой твоя дорога говорит.
В Израиле от севера до юга
похожая “железка” на земле.
Твоей Дороге ей не быть подругой –
скорей, седьмой воде на киселе.
Как струны, рельсы тянутся тугие,
и семафоры высятся в ночи.
И если вдруг нахлынет ностальгия,
на таханат-ракевет * заскочи.
Там суета и запахи вокзала,
невнятно репродукторы бубнят.
Железная дорога вас связала
двойным узлом и много лет назад.
От прошлого трезвеем понемногу.
Путём, ещё нехоженным, идём.
Не будет он железным, слава Богу,
но был бы только праведным путём.
—–
* на железнодорожную станцию
Метки: резьба по дереву любовь к животным бат-ям корнепластика ул орт исраэль 7 |
Декоративно-прикладная выставка в Бат-Яме |
На гербе на фоне зубчатой городской стены изображены морские волны, красная яхта с белыми парусами и солнце в виде шестерни с двенадцатью зубьями по числу колен Израиля, а сверху на ленте надпись – Бат-Ям. В геральдике сочетались три идеи: курорт, промышленность и древность этой земли.
Наша постоянная выставка произведений декоративно-прикладного искусства открылась в Бат-Яме в 2003 году на улице Орт Исраэль, 7 в комплексе “микбацей диюр”, что по-русски означает “жилищная помощь”. В рамках программы "Жилищной помощи" здесь получили льготные квартиры 400 пожилых репатриантов. В этом жилом коплексе 200 комфортабильных квартир, а в ближайшие годы, если ветеранам повезёт, откроется дополнительная возможность освоить четыре пустующих этажа ещё на 80 квартир. Программа разрабатывалась с целью расселения пожилых репатриантов.
На побережье Бат-Яма так выглядит центральный пляж, окружённый «зоной безопасности». При выходе в откытое море из гряды больших валунов выступает крупный камень, о котором рассказывают, что якобы это остаток некогда высокой скалы.
Согласно легенде, царь эфиопии Кефей не мог избавиться от морского чудовища, пожиравшего подданных Кефея. Оракулы бъявили, что царство будет спасено, когда Кефей принесёт в жертву дочь царя Андромеду ужасному чудовищу. Царевну приковали к скале в ожидании появления монстра близ древней Яффы. Здесь увидел насчастную девушку сын бога Зевса и богини Данаи – Персей и поразился её красотой, решив, что возьмёт её в жёны. Он сумел показать чудищу лик Медузы горгоны, отчего оно мгновенно превратилось в ещё один камень ограждения нынешнего пляжа. А на остатках той скалы в наше время развевается флаг моей страны.
Внушительное здание, облицованное полированным шаишем, возвышается над массой пятиэтажных построек на краю бывшей промышленной зоны Бат-Яма. В этой округе его прозвали «Кубик Рубика» за сходство с игрушечным “Магическим кубиком”, изобретённым архитектором Эрно Рубиком.
В новом здании наша жизнь начиналась с ловли сразу двух зайцев: с создания библиотеки и создания постоянной выставки декоративно-прикладного искусства. Мы с Валинтиной - моей женой - уже имели опыт выставок в Израиле (в Рамат-Гане, Бней-Браке и трижды – в Яффо). Летом 2002 года в новое здание вселились жильцы, совсем не знавшие друг друга. Администрация повесила на этажах объявления и разместила заказ на оборудование помещений – выставочного и библиотечного залов. Биюлиотекой стала руководить на общественных началах сестра Валентины – Виктория Лещинская, профессиональный библиотекарь. И сбор экспонатов для выставки тоже не обошёлся без нашего активногого участия.
Здесь художественные композиции написаны, а ремесленные поделки созданы самими жильцами в разное время и собраны энтузиастами в виде постоянной экспозиции.
Выставка :
На стенде Эдуарда Хороших - профессионального живописца - выставлены три картины: «Пассажирка», «Рыбаки», «У моря». Эти три картины написаны художником уже в Израиле.
Эдуард Хороших пишет маслом по холсту. До выезда в Израиль он состоял в России членом Союза художников СССР, но с изменением гражданства всесоюзное звание пропало, но мастерство, конечно, не исчезло.
На видном месте под и рядом с полотнами заметны на стене «технические излишества», без которых живописец мог бы обойтись, но помещение бомбоубежища, в котором в мирную пору находится выставка, органично входят в интерьер: сверху металлическая заглушка на винтах, а внизу указатель (на иврите) – “аварийный выход”.
Супруга живописца Элла Хороших – тоже художница. Она представила на выставку натюрморт, написанный маслом.
Натюрморт Эллы Хороших
Grinblat – псевдоним другого участника выставки. В экспозицию включены две резные деревянные шкатулки, подсвечник, деревянные ножи для разрезания картона и вскрытия почтовых конвертов, карманные дорожные шахматы (дерево, резьба), две деревянные брошки и настольная декоративная маска.
Рядом – на точёной ножке круглая резная столешница, украшенная мозаичным узором из ценных пород дерева, выполненным с технике маркетри.
Выше на стене – ковш с медвежонком на рукояти и две резные из дерева ложки, а наверху – декоративное блюдо с мозаичным рисунком розы (в центре), а по краю - три бутона такого же цветка, выполненных тоже в технике маркетри.
Постоянная экспозиция Grinblat (Евгения Ивановича Девикова)
Крупная на всю стену экспозиция Валентины Девиковой, – его жены, выступившего на сайте под псевдонимом Grinblat. Представлены декоративные панно, выполненные мастерицей в технике аппликации на ткани, а часть – способом, названным ею "икебана под стеклом" (плоский сухой букет в рамке или на плоскости декоративной тарелочки). На приставном столе выложены – блузки и футболки, украшенные гирляндой или отдельным цветком тем же способом аппликации. На куске драпировочной ткани экспонированы 106 миниатюр – брошей, подвесок, кольё и серёг – все в аккуратной металлической оправе.
Лазарь Капустин изготовил модель с многовариантным декором двери. Рисунок нанесён как с лицевой, так и с обратной стороны. На каждой стороне четыре варианта узора, то есть по такой модели мастер мог сделать 8 дверей разного рисунка. Техника: дерево, резьба с выделением теней прижиганием.
На этой же северной стене бомбоубежища остальное место заняли работы тоже Лазаря Капустина, причём, в верхнем ряду его экпозиции выставлены шесть круглых плакеток с вызолоченными гипсовыми рельефами, изображавшими памятные места Иерусалима. В прямоугольные рамки заключены декоративные панно из узорчатых листьев, покрытых золотом, серебром и медью с помощью гальванопластики.
На этом моменте хотелось бы задержать внимание читателя. О работах Капустина уже при открытии выставки в 2003 году высказывалось пожелание не останавливаться на «раскрашивании» листьев. Напрашивалось прикладное использование таких "облагороженных" листьев как закладок для очень дорогих книг. Откравенно сказать, у моего соседа по дому Капустина была давняя мысль заняться золочением и серебрением вырезанных самой природой листьев гальнопластикой. В своё время он изготовил пробные варианты своих изделий (на стенде присутствуют), но из-за отсутствия "изюминки" пробы не получили широкого применения. Интересная идея могла бы иметь достойное продолжение – повстречай Лазарь Капустин испанца Лоренцо Дюрана, мастера технической обработки и художественной резбы древесного листа (одну из характерных его работ смотри в конце поста: ссылка на сайты naxodka.od.ua и www.rustvisrael.com). Завершили экспозицию Капустина круглые деревянные блюда с резными узорами.
На восточной стенке вывешаны семь декоративных масок, вырезанных из дерева Юзефом Липкиным. Им же выполнена скульптура малых форм, выставленная на круглом столе ниже масок. Судя по указателю и металлическому поручню, укреплённому на стене, на этом месте под лёгким столом расположен люк аварийного выхода на случай экстренной эвакуации.
На продолжении восточной стены размещены плакаты и постеры Аркадия Березина.
Леонид Викторов – участник Великой отечественной войны, герой партизанского движения. На выставке представлен двумя десятками художественных полотен. Живопись. Масло.
Роза Азеф. Художественная вышивка.
Прямо на выставке жительница нашего дома и мастерица декоративно-прикладного искусства на глазах у почтенной публики Эсфирь Левина создала в два счёта из пары обыкновенных стульев козетку (уютный диванчик на две персоны), разложив несколько ярких вышитых подушек. Затея понравилась зрителям и одобрена аплодисментами.
Лист дерева, вырезанный Лоренцо Дюраном
Резьба по древесному листу – очень тонка работа, и готовое изделие может оказаться дороже покрытия серебром или золотом. Искусство возникло в Китае, и ему присуща “китайская” тщательность и виртуозность. Сложность процесса заключается в строгой последовательности нескольких предварительных стадий. Сбор листа, качественная отборка материала и длительная сушка. Далее следует обработка кипятком и вторичная сушка с последующим прессованием каждого листа. Подсчитано, что обработка листа проходит 60 операций. После обработки, включая заключительное нанесение специального покрытия, изделие становится ещё болеее тонкин и удивительно долговечным.
Метки: бат-ям ул орт исраэль 7 выставка декоративного искусства |
Выставка в клубе у Шимона в Яффо (1998) |
На фото1880 года показан город Яффо на излучине моря с домом Симона-кожевника, где жил пророк Пётр. На святой земле начинаешь замечать, сколь быстротечен век. Видишь то самое море и волны, а на берегу те же древние камни, не замечая перемен, но вдруг поймёшь, что со времени старой светописи прошло уже 130 лет, а самому дому кожевника Симона у морской излучине в Яффо – исполнилось, говорят, якобы два тысячелетия.
Подпись под снимком (на двух языках): "Яффо. Дом Симона-кожевника"
В городе Яффо в клубе репатриантов из стран СНГ (улица Рубинштейна, 14) состоялась 5 июня 1998 очередная выставка декоративно-прикладного искусства. Руководитель клуба Шимон – не раз предоставлял нам, помещение для художественных экпозиций. И на этот раз на выставке было многолюдно.
В зале Шимона на высоких деревянных стендах, обитых чёрной материей, картины смотрелись очень заметно. Удачный фон способствовал восприятию даже небольших художественных произведений. Валентина – автор настенных изделий – расположила работы “по зонам”: 1.одежда; 2. аппликации в рамках; 3. миниатюры под фурнитурой.
В центре экспозиции работы мои и Валентины
В моёй экспозиции к прошлому десятку изделий прибавилось изображение (слева от стола, накрытого простыней, на фотографии смутно проступавшая из тени стойка столика с круглой столешницей). Полностью столик не виден, но по другому снимку могу показать этот экспонат. Такой столик на одной ножке называется геридон (категория – антиквариат).
Таким же образом демонстрирую крупно деревянное блюдо “Роза с бутонами по краям” (1979). А на левом стенде из работ Валентины – четыре аппликации под стёком в рамках – сверху «Свадебная» (композиция в корзинке), а ниже подряд слева направо: роза “Барыня”, венок “Цыганки”, два цветка “Чёрные розы”.
По техническим причинам не очень отчётливо виден столик-геридон (внизу в центре), а также и блюдо «Роза с тремя бутонами». К тому же, узор блюда сильно отсвечивал. Поэтому я повторил их в более удачном варианте отдельными фотографиями.
Ставший антикварным мой столик-геридон
Деревянное декоративное блюдо, украшенное шпоном ценных пород, выполненное в технике маркетри (красное дерево махагони, орех, бук, липа, серебристая осина – 1979 г).
А у Валентины на левом стенде четыре картинки выгледили, по-моему, мелковато. Но теперь всё в порядке.
Композиция "Свадебная"
Роза "Барыня"
Венок "Цыганки"
Аппликация "Чёрные розы"
Блузки и майки, украшенные Валентиной
Узор "Солнечный цветок"
Весна по Яффо бродит тоже, и равнодушных в мире нет.
Цветок, на солнышко похожий, я посылаю в Интернет.
Валентина объясняет зрителю, в чём смысл картины "Венок Цыганки"
На выставке Валентина была в одной из своих "коронных" маек
На куске ткани стального цвета приколоты 10 рядов разных изделий, представлявших собой миниатюры: колье (1), броши (44), подвязки (13) и серьги (14 пар серёг) – всего 90 отдельных миниатюр.
К позднему вечеру напор посетителей ослабел. Примерно за час до закрытия клуба в зале оставались считанные посетители. Ещё через полчаса мы сложили в сумки свои поделки и простились с клубом до новой выставки.
Площадь вечернего города Яффо. Башня "Часы".
Метки: яффо клуб шимана ул рубинштейна 14 выставка декоративно-прикладного искусства |
Вторая наша выставка в Яффо |
Город Яффо – очень романтический уголок Израиля. Предания тесно увязаны: библейские легенды переплелись с мифами Древней Греции. Ветхозаветный Ной построил якобы здесь огромный просмолённый ковчег, а его сын Яфет, вернувшись после всемирного потопа, заново отсроил древнюю Яффу. Там также упомянутый Гомером в Илиаде Персей, убив морское чудовище Медузу горгону, отмывался от крови в городе Иоппа (Яффо), и вода вокруг стала красной. Тут же пророк Иона отправился из яффского порта в путешествие “от лица Господа”. И здесь же – в Яффо – жил апостол Пётр в доме Симона-кожевника. На гербе надпись: “Мэрия Тель-Авив – Яффо”.
Город Яффо. Вид с моря, фото 1910 года.
От краткого исторического экскурса возвращусь к нашим выставкам декоративно-прикладного искусства. Вторую нашу экспозицию жители города Яффо тоже хорошо посещали. Дефицит клубных площадей в нашем случае восполнялся за счёт избытка стены. Валентинины миниатюры, приколотые к прочной ткани, легко удалялись, пополнялись и заменялись.
Автор прелестных миниатюр из иерусалимских цветов на ткани Валентина.
На групповой любительской фотографии – мы снялись вместе с бывшими свердловчанами, ставшими жителями города Яффо (внизу слева Виталий Баранов – мой школьный товарищ и бывший инженер-металлург; выше и в центре снимка его жена Лидия в прошлом заведавшая библиобекой Уральского политехнического института; в вехнем ряду слева Шейла Берлин и одновременно автор рукописи о истории свердловской средней школы № 9; далее – изображена моя жена Валентина участница выставки (с букетиком цветов), а внизу справа я . По моему возбужденному лицу заметно, что эйфория от успешного открытия выставки ещё не прошла.
И тут же пошла обычная выставочная канитель: ознакомление с экспонатами, рассказы об изделиях, ответы на вопросы посетителей. Некоторых интересовало несоответствие жанров, в которых мы работали : Валентина увлекалась бижутерией, а я резьбой по дереву.
Валентина знакомит посетителей с работами мужа.
На выставке она, рассказывая об экспозиции, обратила внимение посетителей на стоявшие а экспозиции две шкатулки ценных пород дерева с похожим декором. Рисунок будто сплетён из лозы, а ягоды прикрыты виноградными листьями. История более крупного ларца занятна. Один из посетилей самой первой моей выставки в Израиле настойчиво требовал продать ему шкатулку или хотя бы повторить другую, но покрупней размером. Я неохотно согласился, но вскоре меня по работе перевели в другой гараж, а мы переехали из Бней-Брака в Яффо. Воспользовавшись этим, я не стал разыскивать заказчика, и оставил второй ларец у себя.
( ЛАРЕЦ -- в конце поста )
Для изготовления этого ларца я подобрал на улице в микрорайоне Яффо-далет добрую двухдюймую доску и раскроил, чтобы получился ларец вдвое больше прежнего. Работа заняла больше полугода, ибо приходилось заниматься ларцом только после основной моей службы.
На выставке привлекала женщин бижутерия.
Метровый кусок парусины, на котором мы закрепили Валины миниатюры, содержал почти 80 брошей, кулонов, серёжек и прочей бижутерии. Возле этих изделий возникали обсуждения и споры о женских украшениях.
На наших выставках всегда лежал блокнот с пометкой "Отзывы: резьба, аппликации, маркетри и миниатюры", куда записывались замечания и мнения посетителей о выставке.
Наконец, волнения улеглись, отзывы записаны, посетители покинули выставку.
...и утомлённое Солнце скатилось за горизонт...
Метки: яффо декоративно-прикладное искусство клубная выставка |