-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Grinblat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 5509





Три торца - и каждый с еврейским мотивом

Среда, 09 Февраля 2011 г. 17:25 + в цитатник

P1010198 (288x618, 55 Kb)

 

В конце улицы Агнон на углу нечётной стороны крупное здание, построенное близ  перекрёстка, как бы вписывалось в  поворот.  Его фасад со стороны улицы имел ступенчатую структуру, при которой фундаменты располагались выступами, и здание плавно уходило  вправо, поворачивая в направлении встречной улицы. Западный фасад, расчленённый на три составные части, будучи цельным, внешне выглядел построенным уступами, и с северной стороны имел три выступа, ширина которых  достигала примерно  метра. Эти эффектные выступы  в духе времени и в соответствии с национальными интересами жителей молодого еврейского государства строители использовали   с декоративной целью.  Если описывать   декор в порядке отображения на фотографии, то первым на снимке будет виден торец, прорезанный по штукатурке и покрашенный коричневым, жёлтым, зелёным цветом и смешанными оттенками. Эта "гамма" выдержана от начала до конца -- снизу до верху.   Здесь на желтоватом фоне схематически изоблажены два крепостных здания Иерусалима; ниже в отдельном клейме изображена молящаяся женщина. На двух клеймах оставлены фигуры неясного содержания, по-видимому, в духе авангарда. На другом уступе под самым небом написана литера "шин", которую можно расшифровать как первую букву одного из имён Всевышнего. А под этим клеймом нарисованы снова крепостные здания Иерусалими. Ниже на жёлтом фоне изображёе летящий белый голубь. На зелёном поле изображена часть легкого автомобиля (лично у меня возникла ассоциация с похожим рисунком художников  Lande и Rybak  на панно в домах №23 и 25 с улицы Рабинович). А внизу на жёлтом фоне мы видим молящихся женщин. На последнем выступе изображены опять  крепости Иерусалима, далее -- летящий голубь, а внизу молящаяся женщина. Интересно, что манера выполнения "молящихся женщин" очень напоминает манеру стенного изображения женщин на панно дома Кирьяти, 2 (Rybak).

 (175x180, 26Kb)

 (92x180, 24Kb)

 (143x180, 25Kb)

 (78x180, 24Kb)

Изображение "молящейся женщины" , как и ещё двух на последнем выступе стены, сильно напоминает очертаниями женщин, написанных художником Рыбаком (Rybak) на стене дома улицы Кирьяти, 2.  Ниже я поместил фрагмент упомянутого панно для наглядности.

 

 

 (240x326, 18Kb)

Метки:  

Бомбоубежище в весёленькой обёртке

Среда, 09 Февраля 2011 г. 13:40 + в цитатник

 (525x420, 29Kb)

 

      В доме номер 15 на улице Агнон нижний этаж занимал спуск в бомбоубежище, а рядом расположились парадный подъезд и лестничная клетка на верхние этажи. Соседство с бомбоубежищем никого не шокировало. В Израиле это в порядке вещей.  Постоянная  готовность страны к отражению ракетного налёта вошла в нынешний уклад жизни. Архитекторы, занятые проектиро вкой зданий, строительством  и эксплуатацией жилья, в тревожные годы предпочитали размещать на внешней стене бомбоубежища какую-нибудь отвлекающую “обёртку”.  И в доме №15 на “карке” (этаж на земле)  изображён конструктивистский орнамент, занявший всю плоскость стены.  Дизайнер выбрал бессюжетный набор абстрактных фигур. Преподнести зрителю публицистическую тему в виде геометрической мешанины умеет не каждый художник. В Бат-Яме владел такой способностью кое-кто из местных прикладников, включая умельцев из новых репатриантов. Следовало бы  обратить внимание на отдельные детали орнамента. В центре композиции (у нижнего края) перед ветками фикуса есть кружочек, от которого справа спустились две “фалды”. А с левого края есть ещё крупная деталь – круг, от которого спускаются две длинные «фалды», начало первой вытянута в вертикальную линию (поэтому круг можно принять за шарик на нитке), а следующая “фалда”, спускающаяся от этого “шара” похожа на галстук, заканчивающийся фигурой в виде “препарированного круга”. И “шарик на нитке”, и разделанный на детали круг, у которого вырезан сектор,   в таком  наборе не могли возникнуть случайно, включая и деталь похожую на линейку, совмещённую с угольником.  Такие детали присутствуют обычно в работах соавторов Ланде и Рыбака. Впрочем, рассматриваемый орнамент, к сожалению, не подписан.

Метки:  

Фасад с намёком на Первомай

Среда, 09 Февраля 2011 г. 10:24 + в цитатник

P1010223 copy (550x250, 23 Kb)

 

       Фасад дома Агнон 5, выстроенный на бетонных столбах, 
разделён по центру вертикальной полосой орнамента. 
Наверху узор привлекал внимание сочетанием штрихов, напоминавших эмблему «серпа и молота», а среди абстрактных орнаментальных   начертаний на фасаде выделялись шары, соединённые нитью наподобие праздничных воздушных шариков. Напрашивалось само собой воспоминание о Первомайском весеннем празднестве международной солидарности освобождённых трудящихся. А внизу  у подъезда  на стене сохранилось орнаментальное панно, на котором я отыскал авторскую подпись художника Ланде и год изготовления  орнаментов: “Lande 79”.  

 

 (212x216, 32Kb)

 (283x550, 34Kb)


Метки:  

Царица Эстер и Мордехай

Понедельник, 10 Января 2011 г. 21:04 + в цитатник
 (461x403, 76Kb)

 

 

         На пересечении дорог Нардау и Агнон – в квартале от берега  моря – в начале восьмидесятых годов  возник благоустроенный дом. Сегодня его окружает аккуратная ограда с ковано-сварной калиткой, а на здании прикреплена табличка – Нордау, 9. Перед входом разбит палисадник, а стена фасада декорирована   сценой из предания «Эстер». Согласно легенде, царица Эстер (еврейское имя Хадаса) была женой персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Её дядя Мордехай, опасаясь за жизнь племянницы-еврейки, поклялся справляться каждое утро о её зоровьи после того, как персидский властелин взял её себе в жёны. Придворный интриган Аман тайно готовил царский Указ о поголовном уничтожении евреев, но мужество царицы и находчивость Мордехая разрушили злодейские планы, и Артаксеркс казнил самого Амана. На рельефе изображена Эстер, как представлял её себе художник, а за спиной царицы (как бы на втором плане) находился бдительный Мордехай. 
        Разросшийся куст мешал разглядеть подпись художника и дату создания рельефа.  Жильцы   помогли раздвинуть ветки, и мы увидели имя мастера и год выполнения панно: “Rybak. 1984”.  
      Немало зданий в Бат-Яме украшено в этой технике. Техника заключалась в выборке контура, как бы в процараповании узора в плоскости оштукатуренной стены. Такой способ, похожий на  “процарапывание” получил название «граффити» – от итальянского graffiare – «царапина»). Техника постепенно совершенствовалась, и бывшие резчики по дереву, приехавшие из бывшего советского союза, стали работать со штукатуркой – не царапать и скрести, а вырезать панно и декоративные стенные клейма стамесками по сырой штукатурке. Метод к концу девяностых годов исчерпал себя, а сегодня сделались популярными граффити, рисуемые цветной аэрозолью.

 (130x91, 5Kb)


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

На доске под парусом

Понедельник, 10 Января 2011 г. 18:20 + в цитатник

 (413x430, 59Kb)

 

 

      На стенах дома  42   улицы  Шикма приметил на стенах  четыре старых рельефа, но   встреча с ними не добавила радости. Кто-то из местных эстетов решил сровнять их со стеной, и управдом (ваад-абайт) приказал  забелить  все панно  густым мелом. Узнав о таком неуважении к старине, я загорелся мстительным желанием смыть варварскую побелку и восстановить  первоначальное изображение. Меня остановил только здравый смысл. Мы не вправе самочинно  менять что-либо в чужом доме. А как же быть, если не терпится увидеть безнадёжно закрашенные клейма? Я мог  только перефотографировать забелённое, а дома с помощью компьютера и “Фотошопа” раскрыть изображение цветоделением, как в своё время нас учили в криминалистической лаборатории.
      На одной стене зиял белезной овал, на котором не было ничего кроме  гладкой поверхности. А техника подсказала, что под слоем мела таился фирменный знак  строителя здания:  “B.J.B.– Бен-Ихезкиель Bros и сыновья”.  Для меня эта новость стала событием, ибо не было ни малейшего штриха, ни даже намёка на авторство этого здания.  
      Другие три сюжета напрямую относились  к жизни приморского города. Второе панно теперь приоткрыло фрагмент морского пляжа, где два подростка, сидевшие на берегу, приветствовали третьего, не видимого, жестом руки.  Поодаль высился щит для переодевания.
      Последние два рельефа были посвящены спорту. Спортсмен скользил по волнам на доске под парусом (windsurfing), а другой – спорил с волнами и ветром на такой же доске. На побережье Бат-Яма, как и на всём израильском взморье, на досках с парусом ходят по морю мастера “виндсерфинга”. Один из них –серфингист Галь Фридман (1975) родился в годы большой алии (возвращение к Сиону). Интересное совпадение: имя Галь означает “волна”.  Галь стал первым олимпийским чемпионом Израиля по виндсерфингу в 2004 году. Чемпионскую золотую медаль он посвятил памяти одиннадцати израильских олимпийцев, убитых арабскими террористами на олимпийских Играх 1972 года в Мюнхене. Я храню фотографии забелённых панно ещё и потому, что мне удалось прочесть утраченное имя художника: אלימלך (Элимелех).
                                                                  
Примечание:
 
Я подчёркиваю, что на внешних стенах этого фасада и в вестибюле при прежних ремонтах  были затёрты изображения и закрашены мелом. После фотосъёмки этих мест  удалось приоткрыть и понять их сюжеты, но изображение оказалось не самого высокого качества. При просмотре изображений имейте это в виду.– Автор.
 
 

 (524x626, 54Kb)

 (540x596, 86Kb)

 (230x302, 27Kb)

 

Яхтсмен-виндсёрфер Гиль Фридман, родившийся 1 сентября 1975 года в поселении Пардес Хана-Каркур, до сих пор является единственным олимпийским чемпионом в истории Израиля. А на чемпионате Израиля Фридман выиграл золото  в 2005 году по велоспорту.

 (230x300, 23Kb)

 

На фотографии Галь Фридман - в гонках на доске под парусом по классу "Мистраль" в Афинах.

 (260x195, 16Kb)

Другие победы Галя Фридмана (виндсерфинг) на чемпионатах  Европы:  1995, 1997, 2002 годах . Его имя в 2005 году занесено в  почётный Зал Слава европейского спорта.


Метки:  

Подрядчик Леви Порат – Левитан, Л.П.

Понедельник, 10 Января 2011 г. 00:05 + в цитатник

 (525x700, 81Kb)

 

      Подрядчик Л.П. Левитан в Бат-Яме “застолбил” строительный участок Шапиро 4,  когда улица ещё не была застроена.  Поэтому мы можем  его   причислить, в определённом смысле,  к открывателям  микрорайона. От этого дома начат счёт возведённым домам  улицы. Крупное здание молодого ещё Бат-Яма  выстроено на   железобетонных опорных столбах, а  фасад украшен двумя рядами  рельефных клейм, выполненных в технике резьбы по штукатурке. В то время входили в обиход «плоские» (точней – низкие) рельефы, выполнявшиеся по не затвердевшей штукатурке. Дом был декорирован двенадцатью символами зодиака. Наиболее удачные из них – “Козерог”, “Водолей”,  “Рыбы”.   
       На южном крыле фасада – у кромки здания – подрядчик  поместил рекламный товарный знак фирмы. Другой его брэнд сохранился на доме Нордау, 18.  Он имел форму диска с изображением  кита  (кит левиатан), и здесь же надпись “подрядчик Леви Порат – Левитан Л.П.” 
      В 1976 году не застроенный микрорайон был ограничен на севере улицей Гиоры Йосефталь, а с юга – коротенькой Барзилай.  Внесённые в план развития города улицы  Табенкин,  Якинтон (Акинтон),  Борохов,  Давид а-Мелех,  Агнон и примыкавшие переулки ещё не начинали даже строиться. Из этого факта следует,   что декоративные украшения фасада Шапиро, 4, представляют собой почитаемую реликвию.
 
На нижнем снимке:  фирменный знак с надписью "Левитан Л.П. каблан (подрядчик) Леви Порат".

 (466x440, 26Kb)

 (690x385, 42Kb)

 (699x487, 72Kb)

 (699x376, 55Kb)

 (547x305, 40Kb)

Метки:  

Рельефы, граффити, мозаика на фасадах

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 13:05 + в цитатник
 (257x208, 21Kb)

 (256x399, 46Kb)

 

 

      Люблю рассматривать старые фасады Бат-Яма, декорированные местными ремесленниками и самодеятельными художниками. Обычно такие произведения прикладного искусства безымянны. Бывает, названо только имя, но сам художник неизвестен. Творцы декорированных фасадов активно проявились в нашем городе с приездом алии семидесятых-восьмидесятых годов. Автографы, оставленные ими,  за давностью времени не поддаются расшифровке, но, по мере накопления сравнительного материала, собралась коллекция и я стал проявлять к ней интерес. Панно на фасаде может жить долго, но не всем экспонатам суждено дотянуть до подлинного долголетия. А вот и наглядный пример: пока я собирал и правил готовые заметки, почти четыре десятка произведений перестали существовать. Никем не охраняемая и не зарегистрированная коллекция не досчиталась тридцати пяти мозаик и двух рельефов под открытым небом .
      Когда создавались орнаментированные фасады, в Бат-Яме входили в обиход фасадные панно из штукатурки. Такая работа сродни резьбе по дереву и даже похожа, только вместо ливанского кедра или акации резчик обрабатывал непросохший слой штукатурки, действуя  резцом, прорезая намеченный контур, а затем углубляя фон и окончательно отделывая полученный рельеф.
      Кстати, хочу проиллюстрировать этот абзац художественным клеймом, выполненным бат-ямским мастером Рыбаком (Rybak, 1983). Рисунок “процарапан” в промежутке между окнами соседних этажей западного фасада на улице Кирьяти, 2/63. В левой руке зажаты рабочие инструменты (правая, очевидно, свободна для работы с мастерком или другим инструментом). Интересно, что  среди них отсутствует  кисть для тонировки готового рельефа. Возможно, нанесение красителя входило в обязанности бригады маляров. Как бы то ни было, занятие Рыбака и его коллег было трудоёмким делом, требовавшим навыков, художественного вкуса и мастерства. В наше время такого рода “граффити” почти не встречаются. Молодёжь предпочитает яркие напылённые рисунки и надписи, выполненные спреем из разноцветных баллончиков.
      В беглых заметках я коснусь и мозаики,  которая тоже  утрачивает былую популярность. Могу лишь с замиранием сердца вспоминать мозаичные шедевры Израиля в Кесарии, Хаммат-Гадере, Лоде, а наша эпоха (если по большому счёту)   не радует выдающимися произведениями мозаики.  
 
На нижнем снимке:
 
Фрагмент приморского Бат-Яма. Фасад на фасаде.

 

 (699x367, 135Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз

Пастушка с бараном

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 09:12 + в цитатник

 (466x396, 53Kb)

 

 

      На стене   дома  (ул Соколов, 41)  та же мастерица Ципи четверть века  назад создала  ещё одно панно – “Пастушка с круторогим бараном”. На этот раз имя умелицы подсказал давний жилец  дома,   намеревавшийся кормить дворовых кошек. Я спросил,   знает ли он, кто вырезал рельеф. Он рассказал, что сделала панно в 1987 году тогда молодая женщина Ципора. Вместе мы подсчитали , что ей сейчас должно быть  больше шестидесяти. К сожалению, собеседник ничего больше добавить не мог и ушёл к кошкам, но я уже знал  и род её занятий. Иногда  беседы с жильцами  бывают  полезными.
       Возвращаясь к барану, скажу, что Ципора использовала распространённую в семидесятых-восьмидесятых годов технику, о которой я говорил в прошлый раз: резьба  по сырой штукатурке – «процарапывание», или граффити, выемка    контура  и тонирование  рисунка. Такой приём придавал рельефу монументальность.  А круторогий баран в сознании древних семитов связан с представлениями о святости. Из бараньих рогов евреи изготовляли ритуальный духовой инструмент – шофар.  Трубный голос шофара в древности якобы разрушил крепостные стены Иерихона, поэтому  и прозвали бараний рог «иерихонской трубой».
      На фасаде панно, созданное Ципорой,  помещено в неглубокую нишу на площадке перед входом в дом. Лицо пастушки  чеканное, а композиция – сдержанная.

Метки:  

Конь, рыба, яблоки

Суббота, 08 Января 2011 г. 23:45 + в цитатник
 (518x378, 61Kb)

 

 

      Мастерица Ципора, работавшая  в примитивной манере, выполняла невысокие рельефы на стене, процарапывая в сырой штукатурке 
требуемый  узор. Такой приём с полным правом можно назвать ”граффити”, поскольку термин происходил от итальянского “graffiato
(процарапанный). Спустя треть века этим словом  стали называть рисунки или надписи, напылённые на стене из баллончика спреем .  
      А  резьба по сырой штукатурке была самостоятельным ремесло . Она не была связана с живописью, а больше напоминала резьбу по ганчу. Настенный просохший рельеф   тонировался. Резьба по штукатурке была популярна в  жилом градостроительстве во времена Ципоры, то есть в последней трети двадцатого века в Израиле.  Теперь в Бат-Яме едва ли наберёшь сотню домов, фасады которых ещё украшены таким декором.
      Мне довелось встретить работы этой ремесленницы в доме  на улице Решет, 31. Там я обнаружил сразу два рельефа, выполненные в этой технике. Один рельеф, раскрашенный  малярными красками,  был на фасаде, а другой – в вестибюле.  У лестничной клетки он украшал товарный знак фирмы “Мизрахи и сыновья”. На брэнде два льва стояли на всех четырёх лапах перед крепостной башней,  из которой выставлялись штихеля (резцы) и кисти.  Рисунок был далёк от совершенства.  Львы в сравнении с башней  выглядели гигантами. По качеству исполнения  я принял рельеф за ученическую работу. Среди небрежных штрихов я заметил над правым львом литеру “ламед” (ל), которую с готовностью расшифровал как “לימודים (лимудим – “учёба”).
      На наружной стене  размещался другой рельеф, изображавший бытовую сцену:  коня, рыбака с большими рыбинами и женщину, державшую поднос с яблоками. У коня на холке был нарисован эллипс (некруглое колесо). На крупе тоже угадывался  круг. В символике образ коня отождествлялся с красотой, силой  и благородством.
      Панно подписано именем Ципи  (ציפי). Было не у кого спросить,  причём тут колёса? Ципора чертила эллипс на скакуне, скорее всего, из подражания другим ремесленникам,  не  раздумывая  о смысле  символики. В иудейской традиции пользуется известностью колесо меркавы Иезекииля, то есть повозки этого пророка. Философы и хранители устоев увязывали существующий материальный мир с метафизическими представлениями.  А в европейском сознании колесо – всегда знак Фортуны, счастья и случая.  Рыбы  по календарю зодиака относятся к определённому времени года, а яблоки в Израиле на рынке   не переводятся груглый год.  
      Оба рельефа на здании Решет, 31, выполнены неискусно и с отступлениями от стандартов фигуры человеческого тела.  В Бат-Яме я отыскал две работы Ципоры –  эту с конём,  другую – “Пастушку в круторогим бараном”. За время, прошедшее от исполнения “Коня” и до появления “Пастушки” творческая манера  Ципи, безусловно, изменилась к лучшему, но и в последней её работе всё же  заметны  недостатки, хотя мне барашек нравится.
 
 

 (700x408, 103Kb)


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Рельеф найден в прихожей парадного подъезда

Суббота, 08 Января 2011 г. 14:07 + в цитатник

 (475x343, 40Kb)

 (88x343, 28Kb)

 

      При съёмке фасада, названного именем средневекового поэта Иуды Леви, я был раздосадован слишком ярким израильским солнечным освещением, ибо тени  получались не в меру контрастными. Пришлось дожидаться случайного облачка, чтобы прикрыть интенсивные лучи. В ожидании туч среди ясного реда я принялся осматривать соседние здания  коротенькой улицы. На ней было одиннадцать домов, и ни один не имел украшений на фасадах. Улица Леви начиналась от магистрали лорда Бальфура и упиралась в холмистый парк, ограниченный с запада хвойной рощей.
      После съёмки я ещё раз глянул на этот фасад.  Лицевая стена на всю  высоту была расчерчена сюжетным орнаментом. Рисунки у западного края дома представляли  вертикальную полосу: на самом верху – известные   крепостных сооружений Иерусалима; под ними изогнутыми линиями показана широкая дорога; ещё ниже голубь, посланец Мира; под голубем человек, одетый в восточные одежды и в кипе, трубил в шофар; а внизу фрагмент крепостной кладки наподобие Стены Плача (кладка не вошла в кадр).
      Восточное крыло фасада в интервалах между окнами на этажах было занято художественными клеймами : «башни Иерусалим», «молитва у Стены Плача», «семисвечник из бараньих рогов», «мать и дитя у входа в палатку (“кущу”).
     Покончив с орнаментами, я заглянуть в подъезд. Он в этот час оказался не запертым на электронную защёлку. То, что я увидел в подъезде прихожей, меня  радует до сих пор. На двух стенах, объединённых общим углом, была вырезана и тонирована по штукатурке библейская сцена исхода евреев из Египта в Ханаан. Именно то, что я искал последние месяцы!
      Если сравнивать оба сюжета (нынешний и многоярусный  “Exodus” с улицы Ирушалаим, 36), то они, конечно, не совпают, как может нп совпадать миниатюра  с поэмой, но основное направдение и детали калькированы. Два патриарха, шедшие на фоне горы Синай, изображены словно по лекалу – один к одному. Иудейский воин, вооружённый копьём и щитом, написан тому же по эскизу.  Прежде я обращал внимание на женщину, которую мы видим уже в трёх вариантах:  одна с бутылью на голове и с младенцем на руке; другая с ящиком на голове и с бутылью в руке, а третья, по-видимому, с продолговатым мехом, наполненным водой. Все три женщины обращены к зрителю левым боком. В этом проявился единый источник полезной информации: от него, словно от прототипа, заимствованы остальные.  Я не ставлю цель проведения искусствоведческой экспертизы, чтоб выяснить, кто из них первым сказал «мяу». И без того мы достаточно узнали о судьбе этого сюжета,  и можем с лёгким сердцем перейти к другим темам.
 
 

 (200x92, 6Kb)

 (197x83, 4Kb)

 (202x83, 5Kb)

 (200x115, 8Kb)

Метки:  

Ремесленник знал сюжет и детали

Суббота, 08 Января 2011 г. 00:01 + в цитатник

 (185x277, 34Kb)

 (222x562, 41Kb)

 

       Вскоре я стал задумываться о том, как разыскать   мастера,  отважившегося навесить четырёхъярусное панно на «библейский» фасад. Формула поиска была проста. Искать на стенах сюжет, где фигурировала женщина с ношей на голове или с бутылью. И возможна дополнительная  деталь:  изображёние, скорей всего, обращено левым профилем к зрителю.  С ней мог ещё быть грудной ребёнок.  В поисковом азарте много не раздумываешь.  Не пугает и перспектива охвата всего Бат-Яма – хочешь пройти не только по уличным фасадам, но и по стенам   парадных подъездов. И хотя у меня в архиве были уже кое-какие находки на этот счёт, фотографирование рельефов и мозаик сделалось моим израильским хобби. Всё же реализация идеи отыскать имена мастеров заняла у меня чуть ли не год.
      Этим летом (2010) я  фотографировал узоры на жилом доме Шапиро, 17.   Здание заметное.  Фасад с улицы  оживлён абстракционистским орнаментом в виде широкой вертикальной полосы низкого рельефа. В таких узорах обычно не бывает осмысленных символов. Часто встречалось сочетание линий, напоминавшее литеру «шин» (ש), с которой начиналось одно из имён Всевышнего. А художник Ланде (1979)  в таком узоре изобразил нечто напоминающее “серп и молот”.
       Полоса орнамента на фаседе Шапиро, 17, была подписана руководителем стройки М. Кацавом (מ.קצב). В беседе с пожилым жителем дома он сказал,  что Кацав не был художником, а выступал как частный подрядчик. Меня прежде всего меня интересовало, как разгадать происхождения библейского сюжета об исходе евреев в Ханаан. Осмотрев фасад, я обратил внимание на южную сторону дома, где   рос густой высокий куст, мешавший фотосъёмке.  В Израиле запрещено ломать и портить зелёные насаждения.  Мы с помощью добровольных помощников   отогнули упрямые ветви, и я увидел прятавшееся под ними художественное панно, при виде которого сердце забилось чаще. На рельефе была женщина, обращённая  ко мне левым профилем. Она несла на голове прямоугольный ящик, а  другой рукой держала бутыль с водой. Наверняка люди Кацава были посвящены в разработку деталей «библейского» сюжета, особенно тот из них, кто выполнил это панно. К сожалению, спустя тридцатилетие не подойдёшь и не спросишь, как было дело. А на улице  в нише под орнаментом были ещё два рельефных клейма: «Ужас» и «Скорбь». Первое изображало отшатнувшуюся в ужасе женщину, а другое – коленопреклонённую скорбящую. Работы сделаны недурно, если учесть, что ремесленник процарапывал их в непросохшей штукатурке стены.
 
 

 (182x165, 9Kb)

 (154x181, 8Kb)
Я не прекращал своих поисков, а недано (14 июня 2012), рассматривая в очередной раз известные фасады дома №17 улицы Шапиро, вдруг заметил прежде незамеченную на входной двери мастерски вырезанную надпись: "Построено братьями Кацав в 1980 году". Я не знаком с историей семьи М.Кацав, но повторение мемориальной подписи (под орнаментом и на двери) подвело меня к возможной догадке, будьто в том году братья (не про нас быть сказано) осиротели. Обычно принято упоминать фирму "М.Кацав и сыновья", а на двери чёткая надпись: "братья Кацав" - уже без отца.

Метки:  

Красота рядом с легендой

Пятница, 07 Января 2011 г. 15:33 + в цитатник

 (569x334, 74Kb)

Широкий бульвар Независимости, обрамлённый двумя шеренгами рослых и густолистых деревьев, рассекал город на две части – северную и южную. Начинался он от моря и, постепенно отклоняясь к береговой линии, переходил незаметно из Бат-Яма в Яффо, сменив имя на «бульвар Иерусалим», и уходил дальше в Тель-Авив. Значительный участок дороги удивлял прохожих ярко-огненным буйным цветением цейлонских акаций. Рассказывали, что одна такая крона способна укрыть от палящих лучей роту солдат. Под её кудряво-багряной папахой люди и автомобили выглядели тусклыми пигмеями. На этом отрезке дороги бульвар пересекала улица Ирушалаим, а на ней моё внимание привлёк массивный дом в шесть этажей, приподнятый над обочиной широкими ступенями. Царственный фасад был украшен многоярусным граффити (цветным русунком), повествавшим об исходе евреев из Египта в Землю Обетованную. Художественная композиция выполнена в технике резьбы по не затвердевшей штукатурке и подкрашена коричневой, красной, жёлтой и зелёной красками. Сюжет начинался сразу от завершения могучих столбов, поддерживавших каменную громаду, и переходил с этажа на этаж, занимая пространство четырёх живописных ярусов.
На первом ярусе были нарисованы символы быта скитальцев пустыни: горсть мана (самородная крупа), шофар (сигнальный рог) и сосуд с водой.
На втором ярусе изображены два главных патриарха процессии, шагавших по пустыне. Один опирался на дорожный посох – не тот ли, которым Моисей извлёк воду из камня, ударив по скале? За ними уже возвышалась гора Синай. Путников поддерживали пути божественный ман и колодезная вода.
На третьем ярусе иудей-охранник, вооружённый копьём и щитом, ожидал отставших в хвосте колонны – маленькую девочку и женщину с грудным ребёнком. Она несла на голове сосуд с водой.
Заключительный ярус панно описывал завершение сорокалетнего похода. В нём были совмещены два сюжета. Драматична сцена у горы Нево, откуда евреи впервые увидели Землю Обетованную. На фоне холмистой местности спутник Моисея (возможно, полководец Йешуа бен Нун) указывал рукой на близкий Ханаан, а патриарх жестом благословлял его. Рядом женщина поливала иудею на руки из кувшина перед молитвой. Наутро евреи уходили за Иордан.
Нет точных сведений, кем выполнены рельефы на этом фасаде. На стенах нескольких домах я видел похожие фрагменты рельефов, по которым можно заподозрить руку конкретного мастера, но эту шараду нам предстоит разгадывать на других прогулках.

 (470x626, 97Kb)


Метки:  

Синагога

Пятница, 07 Января 2011 г. 11:52 + в цитатник
 (560x365, 57Kb)

 

 

      Местная синагога, расположенная   против школы  микрорайона Рамат-Ям в Бат-Яме, сохраняет старый декор стен, покрытых рельефами, вырезанными художником по непросохшей штукатурке. В тот период  эта прикладная техника была популярна. Возможно, в двадцать первом веке такое убранство внешних стен синагоги выглядит немного старомодно: ни стекла, ни алюминия, ни витражей на библейские темы, а   несколько простых рельефов и клейм. Нынче эта синагога осталась в городе  единственным общественным зданием, фасады которого украшены подобного рода граффити (только тонировка и без намёка на спрей). Стена синагогальной ограды, прилегавшей к калитке, украшена рельефом   с обеих сторон. Над входом надписьо том, что синагога – это дар дочери Сиона, то есть дар Иерусалиму.  На внешней стороне стены изображены Тора, скрижали, шофар и семисвечник. На внутренней стороне фрагмент «Стены Плача» с молящимися евреями. А над входом праведников – череда знамён двенадцати колен израилевых. 
 
Примечания к иллюстрациям:
 
1.На западной стенене ограды изображения (слева-направо): семисвечник и рядом  два  граната (в еврейской традиции они означают возрождение, плодородие, изобилие); в килевидном обрамлении, под которым подразумевалась библейская гора Синай, где обретена была Тора, иудей трубил в сигнальный рог (шофар);  в центре стены – скрижали Завета, освяшённые короной и звёзами Давида, а возле них гранат илев на задних лапах; на конце стены такой же ковчежек с другим иудеем, трубящим в шофар; дальше второй семисвечник, кувшин и плод граната. Над изображениями вырезана рельефная надпись, смысл которой я перевёл бы так: «Ибо мой дом – дом молитвы для всех страждущих. Синагога – дар Дочери Циона» (то есть Иерусалима).
 
2.Второй снимок показал изображённые на стене фриза четыре символа боевых знамён из 12-ти колен Израиля (на крупном плане читается «Звулон». Он был 10-м сыном Иакова. Колено, насчитывало 57 тысяч боеспособных мужчин с общим наделом земли в северо-западной части Изреельской долины и области на юге Нижней Галиле .  При переделе земли Звулун получил и северное морское побережье. Поэтому на прапоре Звулуна был вышит парусный корабль.
3.За воротами внутри ограды в той же технике выполнен сюжет «Молитва у Стены Плача».
 
 

 (450x359, 47Kb)

 (490x474, 67Kb)


Метки:  

Семисвечник

Пятница, 07 Января 2011 г. 01:03 + в цитатник

 

         На белой стене на улице Шарет, 35, рядом с дверным проёмом выложен  полированной каменной плиткой подсвечник на семь свечей. Менора, почитамая иудаикой, во все века символизировала присутствия Бога среди людей. Семисвечник – это государственный символ Израиля.  Золотой семисвечник был откован еврейскими мастерами ещё при Моисее (Моше-рабейну): 
 
...И чашечка, завязь, цветок ─
втекли в семиструйный ручей.
Светлел и лучился Восток
от света еврейских свечей.
 
Тот свет золотой меноры
хранил иудеев от бед.
И был негасим с той поры 
Свет Торы, как Мудрости свет.
 
       Часть полированных плиток настенного изображения семисвечника со временем оказалась   утраченной, но по  оставшимся следам на стене изображение поддавалось восстановлению. Я попробовал восстановить (правда, только на фотографии) разрушенную опорную стойку, на которой крепилась крестовина меноры.  На фотографии восстановленная часть отличается по тону от первоначальной полированной плитки .

 

 (396x362, 31Kb)

Метки:  


Процитировано 3 раз

Парусник в море, а море – на стенах

Четверг, 06 Января 2011 г. 22:47 + в цитатник

 

      Построил Ихезкель с сыновьями  недалеко от моря дом на пригорке. Приглашённый художник нарисовал на стенах  море, парусник и предзакатное солнце. Его  море оказалось в нише построенного дома (ул Ремез, 14).  В палисаднике росли мелкие деревья и кусты.   Они не мешали прохожим видеть работу  художника. Дом был угловым, и на перпендикулярной улице числился как Шарет, 39. А там уже и море перешло  на встечные стены, стоявшие под прямым углом – и парусник  как бы удалялся .  Беспокойные чайки летели вслед за парусом. Умел художник использовать обман зрения. Только прохожие понимали, что море,  волны, чайки  и кораблик – всё нарисовано нанятым маляром на стенах, которые построил подрядчик Ихезкель с сыновьями.   

   (608x362, 23Kb)

 (344x222, 17Kb)

P1010205 (699x497, 88 Kb)

Метки:  

Освобождение Иерусалима

Четверг, 06 Января 2011 г. 10:42 + в цитатник

 (300x298, 22Kb)

 (302x298, 21Kb)

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

   Карманный Атлас, по которому я ориентировался в Бат-Яме прежних лет, позволял находить так называемые “ягодные места”, где территория города делилась на новую и старую застройку.  В этой книжке хранился мой бесценный информационно-справочный багаж, на основе которого мне удавалось создавать новые сообщения и файлы.

  Один из таких файлов родился и получил развитие буквально на моих глазах. На карте тех лет видно, что дома чётной стороны в конце улицы Бальфур в 1976 году упирались в  здание № 152.  В существовании этого дома убеждала мозаичная мемориальная доска, вмурованная  в стену: “Построил Давид Раз, чтоб с Божьей помощью прорваться в Иерусалим”.  Бесспорное свидетельство  строительного подрядчика о том,  что бат-ямский дом закончен строительством в ознаменование победы в Шестидневной войне в июне 1967 года.  
     Я храню, как реликвию, найденную памятную медаль «Освобождение Иерусалима».  Однажды я уже упоминал, что  ветеранов-репатриантов, проработавших на страну более трети века,  сразу при выезде лишили заработанной пенсии. Не желая вдаваться в юридические дебри, я не стал, как говорится, «качать свои права».  Начал жить случайными заработками.  На бирже труда получил разовую работу косить и выдёргивать с корнем дикую траву,    равнять землю лопатой  и граблями на заброшенной  территории.   Физическая  работа  в  наклон, утомительная. В конце смены лопата звякнула и выбросила  круглый  предмет  размером  не  больше  донышка  пивной бутылки. Оказалось, что это отчеканенная из меди памятная медаль о событиях 1967 года.  Лицевая сторона (аверс) сохронилась хуже, чем  реверс, но всё-же находка меня порадовала. Пытался разыскать в интернете изображение попорченного коррозией реверса (с крепостной стеной и башней царя Давида), но поисковик Google  выдал  несколько релевантных документов, но среди них не было  искомой медали.  Знакомый нумизмат подтвердил, что такая медаль известна и имеет хождение среди коллекционеров.
 
Примечания к фотографиям:
 
1.Памятная медаль (слева-направо): на аверсе фрагмент крепостной стены  с башней Давида. Надпись по-английски и на иврите:  "Освобождение Иерусалима.1967";  на реверсе - профильные портреты Моше Даяна и Ицхака Рабина. Надпись на двух языках: "Моше Даян. Ицхак Рабин".
2.Мемориальная доска с мозаичной надписью:  Построил Давид Раз, чтоб с Божьей помощью прорваться в Иерусалим.
3.  Хроникальная иллюстрация событий: "Генерал Узи Наркисс, министр обороны Моше Даян и начальник генштаба Ицхак Рабин входят в освобождённый Иерусалим через Львиные ворота". Июнь 1967 года (официальная хроника). 

 (700x418, 100Kb)

 (432x570, 73Kb)


Метки:  

Одинокое дерево на берегу

Среда, 05 Января 2011 г. 16:14 + в цитатник

 (500x333, 18Kb)

 

 

 Три крупных здания загородили выезд к морю через улицу Бальфур. Одно здание

впоследствии получило номер 144,
а остальные заняли прочие места.  Меня  интересовала их история, и я выяснил, например, что  дом 144 был возведён 
фирмой    "Б.Д.И. Бен-Ихезкель"  (ב.ד.י. בן יחזקאל – аббревиатура и 
фамилия подрядчика).  
Фасад украшен приморским сюжетом. Живописец подобрал и удобное место для место для художественного панно: бетонированную стену бомбоубежища. Давно известно, что  “не место красит человека, а человек место”. Рисунок изображал побережье с плывущем вдоль берега парусником. У моря на скамье под одиноким деревом сидела девочка в широкополой шляпе, а рядом – кошка. По ассоциации вспомнилось высокое, тоже единственное, дерево у шаткого моста, но теперь на  стволе была  подпись: Пазит .
  

 

 (600x193, 12Kb)


Метки:  

Благословение Гения

Вторник, 04 Января 2011 г. 17:21 + в цитатник

 (440x613, 77Kb)

 

        При подходе к дому Шапиро, 28, заметны издали на фронтальной стене гривастые львы.  Рельефная резьба на оштукатуренном фасаде выполнена  репатриантом  Рыбаком (Rybak)  в начале восьмидесятых годов. Примерно такие же львы (в разной степени совершенства) рассеяны по Бат-Яму.  Этот “львиный” брэнд, “процарапанный” по не затвердевшему извествовому слою,  сообщал, что весь настенный убор фасада выполнен  фирмой подрядчика Эли Мизрахи. Хозяин  открыл собственное прибыльное дело в 1965-м году. “Восточная группа Мизрахи и сыновья” (קבוצת מזרחי קבלנים) строит сегодня здания уже в восемнадцати городах Израиля.
      Возле другого конца стены находится вестибюльчик. В нём есть настенная  рельефная картина, которую я бы назвал  “Благословение Гения”. В центре рельефа изображена молодая пара, а над ней витал бестелесный Гений, благословлявший присутствовавших  заздравной чашей. В то время алия набирала силу. Микрорайон  уже несколько лет активно строился, и очередной новый дом (ханукат абаит) принимал новосёлов.
      А  со стороны улицы Нордау у зелёного скверика, примыкавшего к зданию,  действие  продолжалось.  Правда, сама стена под влиянием напряжений почвы испытывала нагрузки и дала трещину:  как раз на этом месте панно треснуло сверху донизу. Ремонтники устранили дефект, но на картине остался широкий след от бетонных “инъекций”.  Пожилой еврей на панно торговал напитками, привезёнными в мехах и в кувшинах. Женщина из его команды предлагала короб суфганиот – пышек, обсыпанных сахарной пудрой. На обоих панно автор оставил подпись:Rybak 1983”.

 (700x469, 95Kb)

 (625x582, 43Kb)


Метки:  

Ещё один палаточный лагерь большой алии

Понедельник, 03 Января 2011 г. 15:16 + в цитатник

 (500x281, 33Kb)

 

 

      На улице Царя Давида (Давид А-Мелех, 2/24) я нашёл ещё два рельефа, которые занёс в актив моего виртуального музея уличных художественных панно. Первый  был виден на наружной стене при подходе к дому от улицы Нордау, а другой находится внутри – в вестибюле, и можно его не заметить, потому что слился с фоном побелки.  На них есть авторская подпись:  “Rybak. 1978”. Судя по его работам, художник определённо был  неоавангардистом.  В странах социалистического реализма это направление находилось под официальным запретом, а в Израиле ему  ничего не мешало реализавать себя в искусстве.
      Панно, посвящённое царю Давиду, касалось древней истории. В конце двадцатого веке, когда создавалось это панно, современный  ремесленник,  расцветивший  фасада с которого началась улица Царя Давида, в не перегруженной деталями форме выделил два «государственных» цвета – белый и голубой.  На белом фоне изобразил самого Давида,  его музыкальный инструмент – кинор, напоминавший арфу, и поэтическую книгу псалмов. На голубом фоне – условно начертанные облака, крепостные башни Иерусалима и летящий над ними голубь с веточкой оливы в клюве. В центре панно – восходящее из-за песчанных холмов солнце. Похожий "диск Дружбы" мы видели в прошлый раз у дома Агнон, 20 у этого художника, только с некоторыми расхождениями и совпадениями.
 
Слушай, Израиль
 
В голубом поднебесье
над потоком машин
чьи-то руки повесили
тучку-буковку «шин».
 
Три булавистых пестика
над короткой чертой.
Иудейская мистика
в перемешку с мечтой.
 
Туч таких я не видывал:
ни черна, ни бела – 
словно арфа Давидова
в синем небе плыла.
 
Жаждем чуда – и вот оно:
в ясной сини высот.
Чьей рукою сработано,
для каких мезузот?
 
Удивлялись водители:
кто глядел, кто гудел.
А в бескрайней обители
реял «Шма, Исраэл»!
 
      А другой рельеф, поновлённый жидким мелом, представлял собой композицию, навеянную нынешней эпохой. Герои  композиции – молодая еврейка и военнослужащий Армии Обороны Израиля  –  современники художника.  Женщина одета в национальное платье, держала большие две ветки оливы, а мужчина  в униформе носил  на лацкане  знаки отличия.  Он приветствовал зрителя жестом поднятой  руки. Рядом с ними росло стройное дерево, напоминавшее  женщину, раскинувшие мощные  ветви, отягощённые плодами.  Ёмкий художественный образ Матери-Родины. А у другого края панно  раскинулся палаточный посёлок новых репатриантов. Над брезентовыми палатками парил  голубь мира.   
 
Примечание к тексту стихотворения:
 
Автор стихотворения Евгений Девиков (псевдоним Grinblat) получил диплом (второе место) на поэтическом конкурсе «Давайте удивляться чудесам» ( Ашдод, 26.02.2009 ).
* Буква «шин» ( ש ) – начальная литера одного из имён Всевышнего
* Мезузот – в еврейских домах молитва на дверных косяках
* «Слушай, Израиль!» (молитва).

 

 

 (447x460, 37Kb)

Метки:  

Мыс Яффо (дивертисмент)

Воскресенье, 02 Января 2011 г. 17:36 + в цитатник

 (382x358, 136Kb)

 

Вдоль побережья с Гомером
 
Был невелик кораблик Одиссея.
Не плыл, а крался вдоль прибрежных скал 
 скал.
В глаза сердитый ветер брызги сеял.
Руно златое Одисей искал.
 
Давненько по волнам блуждали греки.
Слепой поэт об этом рассказал.
А были в карте лоцмана огрехи,
а под Бат-Ямом нет пловучих скал.
 
Добрался Одиссей до мыса Яффо,–
его маяк издревле не горит.
Там за парковку не давали штрафа:
квитанции кололи на бушприт.  
 
Полно медуз. Там плавать не резонно,
а ждать погоды – чепуха и бред.
К тому ж, медузы с именем Горгона –
такой особы и в помине нет.
 
Что наш скиталец выпустил из виду, –
нам с опозданьем следует открыть:
за золотым руном ему в Колхиду,
а не к евреям надо было плыть.
 
Не очень дружно жили иудеи,
снискали унижение и плен.
Роняли их соседские злодеи
на все двенадцать избранных колен.
 
Читай, но слишком не бери на веру.
И мама говорила: «Проверяй!»
Хвала слепому мудрому Гомеру:
он издавно прославил этот край!
 
Примечание к фотографиям (сверху донизу):
 
1.Медуза Горгона – античная мозаика
2.Корабль  Одиссея.  Изображение на древнегреческой вазе
3.Одиссей.  Фрагмент древнего рельефа
4.Гомер. Древнегреческий поэт
5.Древняя Яффа. Иллюстрация из старой газетной хроники

 (453x342, 119Kb)

 (238x268, 42Kb)

 (265x300, 49Kb)

 (600x342, 175Kb)


Метки:  

Поиск сообщений в Grinblat
Страницы: 7 6 5 4 3 [2] 1 Календарь