Луна |
В «Эдде» Луна и Солнце – муж и жена. Лунный серп был символом девственности и в качестве такового увенчивал лоб греческой Артемиды и римской Дианы. В античной Греции Луна воспринималась амбивалентно: 1. как дневная Артемида (римская Диана) и богиня лунного света Селена (от греч. selas, свет); 2. как богиня ночных видений и чародейств – Геката, по Гесиоду, владычица судеб земли и моря. Почиталось несколько аспектов Луны: дневная Артемида (римская Диана), небесная Селена и подземная Геката. Как богиня лунного света считалась двойником Солнца (Аполлона). В Риме у них было совместное святилище. Как Геката она богиня колдовства и ночной охоты среди мертвецов, призраков и могил. Связывает мир живых и умерших, выводит призраки мертвых из могил. Предстает владычицей трех миров: неба, земли и подземного царства. В «Орфических гимнах» ночная Геката называется «неодолимой» и небесной Уранией – музой астрономии. Луна была особенно почитаема в Халдее. В доисламской Аравии и других семитских культурах поклонение Луне также преобладало над культом Солнца. Священный брак между небом и землей, с которого начинается генеалогия богов в различных теогониях, иногда трактуют как союз Луны и Солнца, в котором подчеркивается активный мужской характер Солнца. Солнце отвечает за огненную активность и жизнь явленного мира, а Луна, в которой преобладающим является пассивный женский аспект, рассматривается как проводник к скрытым, не явленным феноменам жизни и природы. Будучи пассивным женским принципом, Луна дополняет активную, мужскую роль Солнца. Символика Луны в своей пассивной женской отражательной способности связана с символикой зеркала, обладающего теми же свойствами отражения и способностью быть «пустым» или «полным».
Открытая вверх дуга лунного серпа означает женское начало в мире. Опущенная вниз, перевернутая являет собой чашу, из которой вытекает благодать. Подобным образом происходит рост серпа Луны – он превращается в полную Луну и – наоборот, полная Луна становится полумесяцем. Ассоциируется с сосудом, чашей (ср. чашу Грааля), в которую собирается эликсир жизни, сома. Из чаши эликсир проливается на землю, питая все живое. Он собирается в священных растениях, и человек может получить этот эликсир из сока этих растений. По Агриппе Неттесгеймскому, части круга означают на языке магических символов богиню Луну, женское начало творения. Может обозначаться как треугольник, опущенный вниз, арка, кольцо или овал, вход, а также овраг, долина. В ой же категории символов, подчеркивающих женский, пассивный, но творческий характер лунного принципа, используются образы рыбы, граната, ракушки, пещеры, сада, розы, а также коровы с теленком. Луна связывается также с мировым яйцом, с одной стороны, и с гробом, с другой. Символизирует также корабль, неутомимо несущий свет через тьму к рассвету. Изображаемая вместе со звездами, означает власть ночных сил. Вместе с солнцем и пятью видимыми планетами образует постоянно используемый религиозный символ.
Солнце дает жизнь всей планетарной системе. Получая свой свет от Солнца, Луна представляет пассивное женское начало. Одна из семи планет, спутник Земли, Луна управляет нашей планетой. Исламская традиция рассматривает Луну как основного посредника между землей и другими планетами, и в этом качестве как силу, синтезирующую все аспекты интеллекта, явленные в планетарных сферах и архетипическом мире зодиакальных знаков. Ее число в исламской нумерологии – 7 означает количество планетарных сфер и является четвертью от 28 дней лунного цикла. Оно определяет ритм недели и лежит в основе цикла чередований работы и отдыха в трех монотеистических религиях. Нумерологически владения Луны – это ее позиции в отношении к «фиксированным звездам»: 28 ночей, когда можно наблюдать изменения фаз Луны: 1+2+3+4+5+6+7=28, означают общее количество планет и передают участие каждой в распространении Божественного интеллекта. Лунные ритмы издревле использовались для измерения времени. Лунный календарь предшествовал солнечному. Лунный месяц длится 28 дней в отличие от 30-31 дней солнечного месяца.
Разделение Зодиака на 28 больших домов Луны предшествовало его разделению на 12 знаков. Лунные владения – это макрокосмический эквивалент 28 знаков арабского алфавита, из которого язык божественного слова может быть понят как выражение божественного дыхания. Этот принцип лежал в основе индусской, персидской, коптской, арабской астрологии, а также нынешней китайской. Лунные аспекты очень существенны и в астрологии исламской. Мифологическая география, включающая Солнце с Островами Блаженных, с Млечным Путем как «высшей сферой», рассматривает Луну в аспекте ее влияния на формирование и распад организмов и – в последнем смысле – представляющую царство мертвых. В Откровении св. Иоанна Луна изображена у подножья Девы Марии, «жены, облаченной в Солнце». В Деяниях Апостолов говорится: «Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь прежде, нежели наступит день Господень...», т.е. луна и солнце выступают в качестве основ нашего мироздания. Рене Генон говорит, что в «сфере Луны» формы расчленены и высшие состояния отделены от низших. Блаватская выводит название горы Синай от халдео-ассирийского и вавилонского «син», что означает «луна» и называет эту гору «родиной таких солнечных богов, как Осирис, Дионис и Вакх». Считалось, что при каждом периодическом «сотворении» вселенной солнечный Осирис, величайший бог Египта – первое проявляющееся божество рождался на горе Синай (горе Луны). Как лунный бог он погиб, когда ему было 28 лет. Другое его воплощение, согласно Еврипиду, Дионис («бог Ниссы», египетское название Синая). Жена Тота Сификс изображается с пятиконечной звездой – символом микрокосма, в отличие от семиричного макрокосма. ( Думаю, что семиконечная звезда тоже имеет лунную нагрузку, символизирует семь дней недели, напр.)
Фазы Луны составляют мифическую и символическую основу дуалистических моделей. Мир тьмы – Ад – изображается в них как убывающий месяц, рог соответствует одной четверти Луны, знак двойной спирали – двум четвертям Луны, обращенным в противоположные стороны; Луна на ущербе – две четверти, наложенные одна на другую противоположными сторонами. Мир жизни и рождающегося Солнца – высший мир – символизирует тигр-чудовище, в пасти которого новолуние с ребенком.
Лунный месяц в миниатюре содержит в себе солнечный год. Цицерон отметил, что «каждый месяц луна проходит траекторию, совершаемую солнцем за год». Серп нарождающейся Луны обозначает и лунный день, и лунный элемент – серебро.
Рубрики: | Божества, герои, пророки история Мифы, легенды традиции, поверья Луна Мистика. Магия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |