Цитата сообщения Ульса

Не так давно я была
поражена выставкой Константина Коровина в Русском музее. Его картины никак не складывались в удобную инвентаризационную бирку, так что даже стало интересно, что у него в голове творилось, когда он их писал.
Вообще-то ответ заключается всего в одной цитате:
"...Вы видите бревна, стекла в окне, деревья. А для меня это краски и только. Мне все равно что - пятна... Рисунка нет, есть только цвет в форме"
Но дальше было только интереснее. Писал Константин Коровин пейзажи, но и людьми интересовался, умел заметить в них забавное и печальное. С Чеховым они не были близкими друзьями, так приятелями через Левитана, но что-то от подхода Доктора в его рассказах есть, некоторое пространство, на которое может встать читатель, чтобы самому почувствовать что-то, а не полагаться целиком на автора.
В 2010 году в издательской программе правительства Москвы вышел
двухтомник воспоминаний и рассказов Коровина. В нем собрано то, что по разным причинам не попадало в советские издания (откровенная идеологическая несовместимость, недоступность некоторых зарубежных архивов). Книги замечательные: на хорошей бумаге (теперь это уже отдельно отмечать приходится!), ухватистые и с подробными примечаниями.
В первом томе очень много охотничьих историй, в том числе, про животных, которые всегда жили у Коровина, про охотников, про завиральные или исповедальне рассказы, которые они ведут вечерами, про деревенских жителей. В отличие от горожан, которым так нравилось считать, что народ обладает какой-то недоступной им истиной, Коровин иллюзий на этот счет не питал. Есть у него даже смешной рассказ про Толстовцев и деревенских жителей. Вообще идейно упертые люди его огорчали. И ужасы 1917 года, записанные в лаконичных на грани абсурда зарисовках, он напрямую выводит от тех, кто считал своим долгом "гражданскую скорбь" и рассуждения, примерно таких:
"... На террасе моего дома, летом, в деревне, где в саду пела иволга, сидел мой родственник - студент Володя... Он медленно, в раздумье, ест клубнику со сливками, смотрит вбок на газету, читает, потом тоже медленно и важно говорит доктору Ивану Ивановичу:
- с точки зрения социального сознания масс, введение земского обложения...
- Володя, сказал я, - Ты не пойдешь со мной, покуда холодок, надо малину полить, а то в полдень опять жара будет. Дождя не было две недели. Пойдем польем.
Володя сердито посмотрел на меня, и встав, пошел со мной в сад и, с еще более сердитым лицом, взял лейку.
Мой родственник считал унижением поливать малину, и я знал, что меня он считает так... ненужным человеком, но все же полезным ему в жизни. Ему казалось, - я это чувствовал, - что я просто живу как-то нечаянно. Растет у меня в саду и клубника, и малина, и он ее любит есть, между прочим, но он считал меня не таким, как нужно, а себя считал именно таким - умным, разговорчивым, передовым."
Встречались такие господа и в Париже:
" - Как же, вы только что сказали что он отбил у Александра Григорьевича... ну ту...
- Ерунда! Отбил и бросил, он-то ведь плехановец, а она завзятая антониевка. Разумеется, разошлись. "
Впрочем, с куда большим удовольствием вспоминает Коровин поездки на север, работу с Мамонтовым, друзей-живописцев, жизнь в деревне летом, изобильную московскую зиму. Так калачи, чудаки и кутежи становятся заманчивым прошлым, которого, может быть, и не было в таком виде. Оно осталось в воспоминаниях, написанных в Париже, и очаровывает потомков и авторов ретро-детективов.
"- Теперь никакой собственности нет, - говорил мне умный один комиссар в провинции. - Всё всеобчее.
- Это верно, - говорю я, - Но вот штаны у вас товарищ, верно, что ваши.
- Не, не, - ответил он. - Эти-то вот, с пузырями, - показал он на свои штаны, - я от убитого полковника снял
"
"Были дома с балконами. Ужасно не нравилось проходящим, если кто-нибудь выходил на балкон. Поглядывали, останавливались и ругались. Не нравилось. Но мне один знакомый сказал:
- Да, балконы не нравятся. Это ничего - выйти еще не так сердятся. А вот что совершенно невозможно: выйти на балкон, взять стакан чаю, сесть и начать пить. Этого никто выдержать не может. Летят камни, убьют.
"
"Императорский Малый театр торжественно чествовал дни свободы. На сцене Малого театра был устроен фестиваль. Соорудили пьедестал, на него встала одетая боярышней актриса в голубом кокошнике - Яблочкина, почтенная красавица театра. Руки ее были подняты к небу, на руках оборванные цепи, под мышкой одной руки привязан сноп ржи и серп, у ног лежал солдат. Это освобожденная Россия. А кругом, внизу, у пьедестала, артисты и артистки. Артисты во фраках, а артистки декольте, шляпы - перья паради (шляпы с паради были у всех - иначе, казалось невозможным!). Оркест играл "Марсельезу"... При звуках нового гимна партер встал Загремели аплодисменты, из битком набитых лож элегантные дамы махали платками и биноклями, и на их шеях блестели бриллианты...
"
""Создания искусств мечтою сладостной наш ум не шевелят". Большой, и умный был человек Лермонтов, — сказал Савва Иванович. — Подумайте, как странно, я дал студентам университета много билетов на «Снегурочку» — не идут. Не странно ли это. А вот Виктор (Васнецов) говорит — надо ставить «Бориса», «Хованщину» Мусоргского. Не пойдут. Меня спрашивает Витте, зачем я театр-оперу держу, это несерьезно. «Это серьезнее железных дорог, — ответил я. — Искусство это не одно развлечение только и увеселение». Если б вы знали, как он смотрел на меня, как будто на человека из Суконной слободы. И сказал откровенно, что в искусстве он ничего не понимает. По его мнению, это только увеселение. Не странно ли это, — говорил Мамонтов. — А ведь умный человек. Вот и подите. Как все странно.
"
"...Первый балет, для которого мы работали костюмы и декорации, был «Дон Кихот». Удивительно, что, несмотря на вопль газет, балет шел при полных сборах. Артисты не желали надевать мои костюмы, рвали их. Я ввел новые фасоны пачек вместо тех, которые были ранее, похожие на абажуры для ламп. Пресса, газеты с остервенением ругали меня: декадентство...
...В декоративной мастерской, где я писал декорации, я увидел, что холст, на котором я писал клеевой краской, не сох, и темные пятна не пропадали Я не понимал, в чем дело. И получил анонимное письмо, в котором безграмотно мне кто-то писал, что маляры-рабочие кладут в краску соль, которая не дает краске сохнуть...
Я купил себе револьвер и большую кобуру, и писал декорации с револьвером на поясе. К удивлению, это произвело впечатление.
"
Печальные истории умещаются в отрывки, а романтические, авантюрные или смешные нужно читать целиком, и их всё-таки немного больше. Хорошее, умиротворяющее осеннее чтение.