-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2423
Написано: 10131


ЖЗЛ (БОЛОНСКАЯ ТРУДЯЖКА ЭЛИЗАБЕТТА СИРАНИ)

Понедельник, 09 Января 2017 г. 23:30 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ЖЗЛ (БОЛОНСКАЯ ТРУДЯЖКА ЭЛИЗАБЕТТА СИРАНИ)

XVII век в итальянской живописи можно с уверенностью назвать триумфом «женской кисти». Эстафету, начатую Лавинией Фонтана (1552-1614) и Артемизией Джентилески (1593-1652), ставшей первой женщиной, избранной в Академию художеств, подхватили в разных городах Италии яркие представительницы прекрасного пола. Это и флорентийка Джованна Фрателини (1666-1731), работавшая при дворе герцога Тосканы, и Тереза дель По (1649-1716), представлявшая династию художников и избранная в 1675 году в Академию Святого Луки в Риме, и героиня сегодняшнего материала Элизабетта Сирани.

Элизабета Сирани
Elisabetta Sirani


8 января 1638 — 25 августа 1665



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Autoritratto. 1658-1660 гг.

Итальянская художница болонской школы, представительница барокко. Она была одним из первых успешных художников женского пола в эпоху, которая отказывала женщинам в обучении в Академии живописи. Рисовала в основном портреты и картины на аллегорические, исторические, библейские и мифологические сюжеты.




Глава 1. Отец

Элизабетта – дочь художника и гравера Джованни-Андреа Сирани (Giovanni Andrea Sirani, 4 октября 1610 - 21 мая 1670). Он проходил обучение у Джакомо Каведоне. Затем стал работать в школе Гвидо Рени (Guido Reni, 1575–1642), став его самым преданным учеником и помощником.



Domenichino (Italian, 1581-1641) Portrait of Guido Reni. 1602-03 гг. Galleria di Palazzo Barberini, Roma.



Giovanni Andrea Sirani (Italian, 1610-1670) Lucretia.

После смерти Гвидо Рени в 1642 году Джованни-Андреа основал свою собственную школу в Болонье, где его главной ученицей была, конечно, дочь Элизабетта. Сестры Элизабетты - Барбара и Анна Мария (1645-1715), тоже стали художницами.
Джованни-Андреа Сирани было окончено несколько картин, начатых Рени, и написаны в духе этого живописца: "Распятие", "Богоматерь с двумя святыми" (находится в Сирани-Мартино), "Введение во храм" (в болонской Пинакотеке), "Вознесение" (в Борго-Паникале) и др. картины.



Giovanni Andrea Sirani (Italian, 1610-1670) Esther before Ahasuerus. 1630е гг. Museum of Fine Arts, Budapest

Глава 2. Сирани и Рени

Элизабетта прожила всю свою короткую жизнь в Болонье - городе, известном своим прогрессивным отношением к женским правам и взрастившем нескольких успешных художников женского пола.
Первые уроки девушка брала у своего отца, который был не очень доволен тем, что дочь решила стать художницей.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Autoritratto in atto die dipindere il padre (engraving by Luigi Martelli)

Источники пишут, что молодую художницу взял под свое крыло сам Гвидо Рени, чтобы учить ее живописи, но это маловероятно, ибо, когда умер Рени, Элизабетте было всего 4 года.



Guido Reni (Italian, 1575–1642) Self-Portrait 1635 г.

Это можно трактовать только, как пушкинское «И, в гроб сходя, благословил». Но безусловно то, что образовывалась девушка под влиянием творчества Гвидо Рени. Об этом говорит и интересная история с картиной «Портрет Беатриче Ченчи».



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of Beatrice Cenci. 1662 г. Galleria Nazionale d'Arte Antica, Roma, Italia

Справка:

Беатриче Ченчи
Beatrice Cenci

6 февраля 1577, палаццо Ченчи, Рим — 11 сентября 1599, мост св. Ангела, Рим

Дочь римского аристократа Франческо Ченчи (1527—1598), отцеубийца прославившаяся красотой и мужественным поведением во время расследования и казни. В 1598 г. вместе с мачехой Лукрецией Петрони-Ченчи и братом Джакомо вступила в сговор, чтобы убить отца, «грубого и развратного» старика. Была осуждена за это преступление и казнена вместе с сообщниками через отсечение головы. Эта история послужила сюжетом многочисленных произведений литературы и живописи. Предполагают, что молодой художник Караваджо присутствовал на казни Беатриче, и именно знакомство с этим видом казни, обезглавливанием, позволило ему написать с такими натуралистическими физиологическими подробностями свою «Юдифь».

Описанный многими европейскими путешественниками XIX в. «Портрет Беатриче Ченчи» в палаццо Барберини долгое время считался работой Гвидо Рени. В некоторых галереях этот портрет до сих пор помещен под именем Рени.



Guido Reni (Italian, 1575–1642) Ritratto di Beatrice Cenci. Palazzo Barberini

В настоящий момент полагают, что автор полотна - Элизабетта Сирани, известная тем, что повторяла работы Рени, облегчая и упрощая формы. В Национальной галерее в Хельсинке находится копия портрета Ченчи кисти Сирани, названная "Девушка в тюрбане".



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) A young woman wearing a turban. Finnish National Gallery, Helsinki

К тому же художник-романтик XIX века Ахилле Леонарди (Achille Leonardi, 1800-1870)изобразил живописца Гвидо Рени, пишущего портрет Беатриче в каземате. В настоящий момент считается недоказанным, её ли это портрет на самом деле.



Achille Leonardi (Italian, 1800-1870) Guido Reni sketching Beatrice Cenci in Prison. 1852 г.

Итак, авторство Рени давно оспорено. Гвидо Рени начал работать в Риме 9 лет спустя после казни Беатриче. Головка на портрете напоминает его изображения сивилл и может быть наброском к одной из них.
Да и первое упоминание изображения именно как портрета Ченчи в каталогах палаццо Барберини было обнаружено относящимся к 1783 г. Тем не менее, то, что авторство картины связано с именами Рени и Сирани, говорит о таланте художницы.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Ritratto di giovane (Autoritratto).

Ее стиль, конечно, близок к Рени – он идеализирован, сентиментален, с сильной светотенью и прекрасным колоритом.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Three angels making music.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Young Woman writing or Drawing.

Глава 3. Взлет таланта

Сирани помогал и поощрял в ее карьере граф Карло Чезаре Мальвазиа (1616-1693), друг семьи и влиятельный искусствовед и коллекционер. Он стал также ее биографом и мудрым наставником.
Это он, увидев рисунки Элизабетты, сказал Джованни Сирани, что девочке необходимо заниматься живописью.
В 1678 Мальвазиа выпустил биографию Сирани «Felsina Pittrice». Кстати, граф был биографом и Гвидо Рени. Поэтому, возможно, ему принадлежит мысль, что Элизабетта была ученицей маэстро, так сказать, потенциально.
Из биографии Сирани стало известно, что Элизабетта была талантлива во всем. Она обладала прекрасным голосом, играла на арфе и писала стихи.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Self-Portrait in Chalk.

Историки называют эту биографию льстивой, некоторые выдвигают версию, что Мальвазиа был влюблен в юную красавицу, поэтому приписывал ей кроме живописного другие таланты. Но нужно поблагодарить графа за эту биографию, иначе о Сирани мы бы ничего не знали. О Сирани Мальвизиа упоминает и в своей книге «Vite di Pittori Bolognesi» (Жизнь художников Болоньи), утверждая, что ее работы были "высокого качества".



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) An Allegory of Fame (Аллегория Славы).



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) An Allegory of Virtue (Аллегория Добродетели).


Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) An Allegory of Astronomy.

Благодаря своим учителям, Элизабетта разработала свой особый стиль. Изучая картины Рени, она взяла от него лиризм и некоторые принципы композиции, у отца она «подсмотрела» темные, насыщенные тона декора и украшений, доминирующих в палитре итальянской моды.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Herodias with the Head of John the Baptist.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Sankt Cecilia.

Сирани изучала классическое искусство прошлых веков, просмотрела лучшие холсты и скульптуры 16 и 17 столетий в своем родном городе, а также во Флоренции и Риме.
В отличие от мужчин, имевших право обучаться живописи, она не могла изучать мужскую обнаженную натуру, поэтому искусствоведы считают её изображения мужчин не безупречными.



Sirani Elisabetta (Italian, 1638-1665) Timoclea uccide il capitano di Alessandro Magno. 1659 г.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Daphne and Apollo.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Beheading of St. John the Baptist.

Еще будучи подростком, она опередила свой талант и заработала первые деньги, получив заказ.
В возрасте 17 лет Элизабетта была уже сформировавшимся художником и гравером, ею были завершены более девяноста работ. Она даже открыла собственную студию в Болонье, которая успешно существовала благодаря многочисленным частным заказам.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) The Annunciating Archangel Gabriel.
Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Verkündigungsengel.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) San Giovanni Battista.

Глава 4. Мастер-классы.
Работать, работать и еще раз работать.


Элизабетта была известна своей способностью быстро писать картины.
Она рисовала многие из своих работ на больших полотнах публично, перед большими толпами зрителей, среди которых было немало ее поклонников.
Любители живописи часто посещали ее студию, приезжали из других городов, чтобы понаблюдать за ее работой.
Элизабетта устраивала такие «общественные сеансы», чтобы развеять слухи, что, якобы, ее работы были сделаны ее отцом.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) The Martyrdom of Saint Lucy.

Местные жители сомневались, что можно рисовать картины маслом в таком быстром темпе. Чтобы доказать, что они не правы, она также организовывала выставки своих работ в своей мастерской, успевая за время экскурсии закончить полотно. Легенда это или правда – сейчас понять нельзя. Но даже, если это и легенда, то весьма прелестная.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) La Giustizia, la Carità e la Prudenza. 1664 г. Modena



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) La bellezza che scaccia il tempo.

В возрасте 19 лет Элизабетта была очень популярной художницей.
Ее портреты, картины на мифологические темы и Мадонны с младенцем принесли ей большую известность. Ее картины пользовались спросом среди благородных, богатых покровителей, даже королевских кровей, таких, например, как Великий герцог Козимо III Медичи.
Одна из историй рассказывает о том, что в 1664 году, проезжая через Болонью, студию художницы посетил сам Козимо III Медичи, чтобы посмотреть, как движется работа над заказом его дяди - принца Леопольда Медичи Тосканского, портрет которого писала Сирани. После того, как он понаблюдал за ее работой над портретом дяди, Козимо заказал и для себя Мадонну. Элизабетта немедленно взялась за картину и выполнила ее очень быстро, чтобы краски смогли высохнуть, и герцог смог бы забрать картину до своего отъезда на родину.

Одним из наиболее интересных фактов о Сирани является тот факт, что она открыла неофициальную художественную школу для других женщин-художниц, включая своих сестер, когда ей было всего четырнадцать лет.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Allegoria della virtù, della fortezza (Аллегория Добродетели и Мужества).



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Amore e Psiche. Museum of Fine Arts, Leipzig

После того, как в 1655 году отец потерял способность рисовать, став практически инвалидом, поскольку отсутствовала гибкость в руках от подагры и болели суставы пальцев, девушке пришлось зарабатывать на жизнь всей семье – родителям, трем братьям и двоим сестрам - своей живописью. Она практически стала во главе семейной мастерской.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) La Libéralité (Щедрость). 1657 г. Musée des Beaux-Arts de Nîmes

Историки предполагают, что отец не только принуждал ее рисовать быстро, но он также отваживал от Элизабетты женихов. Для того, чтобы дочь обеспечивала своими произведениями жизнь семьи, его «Золотой гусь» должен был оставаться незамужней. При этом даже часть доходов от продажи картин, Элизабетта не имела право оставлять себе. У историков есть мнение, что переутомление, постоянные стрессы на фоне безупречного трудолюбия и заботы о семье и стали причиной ее ранней смерти.

Глава 5. Творчество Сирани

Современники утверждают, что Сирани была потрясающей и плодовитой художницей, согласно письменным отчетам, к 27 годам она закончила приблизительно 170 картин, 14 гравюр, и много рисунков. Произведения ее кисти отличаются правильностью рисунка, благородством композиции и деликатностью письма.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Venus och Cupido. 1664 г.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) An Allegory of Music.

Религиозные картины получили высокую оценку со стороны официальной Церкви, которая поручила ей написать картину "Крещение Христа" (1658) для церкви Чертосини в Болонье. В этом же году она подготовила украшения нефа для церкви Сан Джироламо. Она писала также для приходской церкви Успения в Борго Панигале.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Cristo Benedicente (Благословение Христово).

Известна целая серия ее Мадонн с младенцами.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Madonna and Child with St. John.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Madonna with Child Национальная галерея Армении, Ереван



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Madonna anc Child (рисунок).

Одну из самых известных Мадонн - "Мадонна с Младенцем" (1663), она написала для Паоло Поджи. На темном фоне младенец подбрасывает гирлянду роз на голове своей матери.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Virgin and Child 1663 г. National Museum of Women in the Arts



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) The Madonna and Child.

Как и ее знаменитая болонская предшественница, художница Лавиния Фонтана, Сирани сосредоточилась еще и на женской теме. Одна из известных картин Сирани называется "Portia, wounding her Thigh" (1664).



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Porcia wounding her Thigh. 1664 г.

На ней изображен сюжет из римской истории, в котором благородная дочь Катона и жена Марка Брута – Порция пытается поранить себя ножом, чтобы доказать мужу, что она достойна доверия к себе, и что она сможет молчать, если покушение на Юлия Цезаря не удастся и заговорщики будут схвачены. Ранив себя в бедро, она испытывает свой характер, показывая свое мужество и доказывая мужу, что готова выдержать сильную физическую боль. Интересная деталь, что фоном к страданиям женщины служат уменьшенные фигуры четверых мужчин, обсуждающих свои кровавые дела. Им, как бы, даже нет дела до страданий патрицианки.

Справка:

Порция (Porcia) - дочь М. Катона Утического, в первом браке жена М. Кальпурния Бибула, во втором - М. Брута, который ради нее развелся с Клавдией. Нравственно чистая и мужественная, она была из числа тех римских женщин, судьба которых тесно связана с историей Рима. Верная жена, Порция была подругой мужа в его политической деятельности и руководила заговором против Цезаря. Когда дело республиканцев было проиграно, она кончила жизнь самоубийством.

Известным произведением Сирани считается фигура Мельпомены, греческой музы Трагедии, изображенной в чалме на фоне портьеры с атрибутами своей «работы» - гусиным пером, чернильницей, книгами и маской.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Melpomene, the Muse of Tragedy.

Из сюжетов классической мифологии Элизабетта выбрала «Похищение Европы», которое она изобразила на огромном холсте - четыре на пять метров.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Rape of Europa

В 1664 году Сирани написала в томной позе Галатею, статую Пигмалиона из слоновой кости, которую оживила богиня Афродита. На полотне Галатея выбирает нить жемчуг с блюда и протягивает ее херувиму в знак благодарности.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Galatea. 1664 г.

Не обошла стороной художница и фигуру Марии Магдалены, причем, написала несколько картин с кающейся девой. Искусствоведы считают, что один из вариантов полностью навеян полотном Гвидо Рени.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) The penitent Magdalene.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Marie Madeleine.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) The penitent Magdalene.



Guido Reni (Italian, 1575–1642) The Penitent Magdalene. 1635 г.

Среди героинь полотен Элизабетты Сирани можно встретить Клеопатру и Лукрецию, Сибиллу и Саломею, Венеру с купидонами и Пандору, в общем, традиционных персонажей итальянского барокко.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Cleopatra. Institute of Arts, Flint



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Lucretia.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Porcia.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Sibilla.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Pandora.

Несколько раз Сирани обращалась к одному из самых почитаемых библейских сюжетов – легенде о Юдифь, которая убила ассирийского царя Олоферна, напоив и обезглавив его своим мечом.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Judith with the Head of Holofernes. 1658 г. Lakeview Museum of Arts and Science, Peoria

На картине художница представляет Юдифь в украшенном драгоценностями тюрбане. Она торжествующе извлекает из мешка за волосы голову врага. При свете факелов три персонажа устремили взгляд вниз на результаты ее поступка, а сама Юдифь уверенно и бесстрашно смотрит вперед. Смелый поступок героини "поддерживает" даже изображенная рогами кверху луна, как будто отражающая власть Астарты, богини войны, и ее сексуальность. Существует еще одна картина и эскиз к ней, посвященные Юдифь.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Judith mit dem Haupt des Holofernes (study).



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Judith mit dem Haupt des Holofernes. The Walters Art Museum, Maryland

Конечно, нельзя не вспомнить и об автопортретах художницы, поскольку они тоже заслуживают внимания.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Self-Portrait. 1658 National Museums, Liverpool



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Autoritratto. 1660 г.

Исследователи обратили внимание, несмотря на то, что художница изображала себя в течение небольшого периода времени - примерно десяти лет, на автопортретах она выглядит по-разному. Например, на автопортрете Сирани в возрасте около 22 лет, помещенном в начале материала, изображена привлекательная женщина с большими овальными глазами, с кистью и палитрой в руках. Совсем другой художница выглядит, например, на картинах, которые называются "Портрет художницы", и определены историками и искусствоведами, как автопортреты.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of an Artist painting "The Death of Cleopatra".



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of the Artist.

Еще на одном автопортрете художница изобразила себя на темном фоне, в темно-розовых драпировках, в открытом платье с белыми рукавами, украшенном жемчугом и брошью.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Autoritratto.

Она, словно, разодета не к месту, поскольку изобразила себя за работой - с палитрой в левой руке, с готовыми для нанесения на холст красками. В этом автопортрете Сирани дублирует позу со своей же картины "Аллегория живописи", на которой фигура сосредоточена на завершении полотна.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Allegoria della pittura. 1665 г.

Историки искусства отмечают элементы мазохизма художницы в своей самооценке, предполагая недовольство Элизабетты повседневной жизнью, наполненной только картинами и творчеством, которое практически не оставляло времени для друзей и отдыха.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of Anna Maria Ranuzzi Marsigli as Charity. 1665 г. Cassa di Risparmio, Bologna.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of Vincenzo Ferdinando Ranuzzi as amor 1663 г. Народный музей, Краков



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Portrait of a Young Boy.

К числу лучших картин Сирани принадлежат также портреты Анны Марии Рануцци, Кальдерони и графини Бьянкетти, картины "Десять тысяч мучеников" (находится в соборе Мантуи), "Св. Тереза", "Крещение Господне", "Св. Антоний Падуанский, лобзающий стопы Спасителя" (в болонской Пинакотеке) и "Гений прошедшего" (в мюнхенской Пинакотеке), «Святой Иероним» (Национальная Пинакотека, Болонья). В Эрмитаже также имеются две работы Элизабетты Сирани - "Святое семейство" и "Младенец Иисус".


Глава 6. Смерть на взлете

Весной 1665 года Сирани переживала тяжелую депрессию, здоровье ее ухудшилось, она стала быстро худеть и терять силы. Врачи диагностировали болезнь желудка, но художница заставила себя вернуться к работе в течение всего лета. 25 августа, в возрасте двадцати семи лет, после сильных болей в желудке, приносивших страдания, Элизабетта внезапно скончалась.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Autorretrato. 1658 г. ГМИИ им. Пушкина, Москва

Отец Элизабетты обвинил в необъяснимой болезни и смерти дочери ее служанку, якобы отравившей свою хозяйку из-за ревности. Горничная была судима, но суд оправдал несчастную, правда, чтобы избежать толков и пересудов, она была выслана из города. Но это, наоборот, прибавило разговоров о подозрительной смерти Элизабетты.
Властям пришлось разрешить эксгумацию тела, после чего вскрытие показало, что художница умерла от перфорированной язвы желудка, возникшей, скорее всего, от ненормированной работы, переутомлений и истощения.

Болонья удостоила ее щедрых государственных похорон. Ее тело было помещено на катафалк, символизирующий Храм Славы и украшенный скульптурой покойной в натуральную величину с кистью и палитрой в руках.
Сирани была похоронена в часовне базилики Святого Доминика в Болонье рядом с гробницей Гвидо Рени.



Могила Гвидо Рени и Элизабетты Сирани (после реставрации). Basilica of Saint Dominic, Bologna, Italy

Иногда, из-за невнимательности авторов возникает неправильная трактовка фактов, которые приводят к неправильному изложению исторических событий.
Так, в одной из биографий указано, что «Сирани была похоронена рядом с могилой отца». Но отец Элизабетты пережил дочь на 5 лет. Эту строчку, разбудив свою фантазию, можно трактовать только в том смысле, что художница была дочерью Рени, который согрешил с женой Сирани. Но, это так, в качестве бреда!
Кстати, на плите указана фамилия художницы, как Сирана (у землячки Элизабетты - Лавинии - фамилия Фонтана). Может, неправы историки, переиначив фамилию в Сирани? Или я не знаю тонкостей латыни!

Наставник Элизабетты - Мальвазиа написал богато украшенный некролог, в котором назвал художницу "славой прекрасного пола, жемчужиной Италии и всей Европы".

Глава 7. Послесловие

Кроме творческого наследия художницы, часть которого, увы, не сохранена, важным фактором является ее педагогический опыт. Ее учениками, кроме сестер Барбары и Анны-Марии, стали еще более двух десятков других молодых женщин, некоторые из которых стали профессиональными живописцами.



Elisabetta Sirani (Italian, 1638-1665) Self-Portrait. Galleria degli Uffizi, Florence

Картина Сирани "Мадонна с ребёнком" была выпущена Почтовой службой Соединенных Штатов на рождественской почтовой марке в 1994 г. и стала первой картиной женщины, которая появилась на рождественской марке тиражом в миллион экземпляров. В августе 2000 года выставка картин Сирани прошла в Оксфорде в Christ Church.


Источники - Википедия, отсюда и мои переведены с этих сайтов: 1, 2, 3, 4, 5.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Искусство/Классическая живопись
ЖЗЛ/Художники и скульпторы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку