-Рубрики

 -Цитатник

Хихикать - (0)

Хихикать 45 ...

информация - (0)

Президент алкаш?   Не пожалел однофамильца. Назвал пьяницей. Многие утверждения из ин...

Господи, прости нас, грешных»! - (1)

«Господи, прости нас, грешных»! О.Илий. - Сугубая молитва. Молитва за Россию.   ...

прививки - (1)

Сад и огород Попробуй если увлекаешься...

Рецептик на Новый год от соседей - (0)

Рецептик на Новый год от соседей . Тут нам хохлы новый рецептик подкинули на Новый год. Мы еще о...

 -Музыкальный плеер



плеер собран приложением V.exeR

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Faceliya

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

интересно все что мне неизвестно.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.09.2014
Записей: 2418
Комментариев: 484
Написано: 4241


Аватар Говорим_пишем_споримИз друзей -Видео Все (9) Гордость Новоросии 2015- Дрёмов, Мозгово Смотрели: 21 (3) Расследование убийства Дрёмова! Смот

Среда, 27 Апреля 2016 г. 13:07 + в цитатник
Цитата сообщения Elena_laitdream Чтобы знали... Чтобы помнили...(мои дни)

Сегодня удивительно весенний день, хоть и идет дождь...Но умытая сирень дурманит, откуда-то тянет то ли акацией (что невозможно), то ли жасмином (что не менее невозможно), то ли просто прошел незадолго до меня кто-то, окутанный в этот аромат искусственно, но  улица свежа и ароматна по-весеннему. Пришла из школы, на удивление,  в совершенно работоспособном настроении, хоть и 6 уроков... Вообще, параллель 7-8х классов у меня любимая... это тот возраст,когда уже многое понимают, когда еще не пресыщены своей мнимой взрослостью,а потому готовы слышать и слушать...))) И с ними можно говорить уже почти по-взрослому. Может, именно это прельщает больше всего и меня, и - как оказалось - их, потому что сегодня впервые 8А, от которого стонет большая часть школы, предложил мне поговорить "про жизнь"..)))) С огромным сожалением, отказалась, т.к. программу мне никто не отменял, но обещала поговорить на литературе (есть резервный урок) обо всём,что интересно..))

На литературе в 7-ом опять случился мой монолог о войне. Сейчас программа такова, что в большинстве своем идут произведения о войне: В. Астафьев "Фотография,на которо меня нет", Б.Васильев "Экспонат №..", А.Твардовский "Василий Теркин", поэзия "точечно"... Очень многое нашим детям непонятно-неизвестно-незнакомо  - и я рассказываю... Вот и сегодня, собираясь слушать чтение стихов наизусть в исполнении детей и готовясь рассказать одно сама, сорвалась в обстоятельный,насколько это возможно в рамках школьной жизни, рассказ о том, КАК это было...

...Честно сказать, осознав случайно, что я на 40 лет старше них, почувствовала себя каким-то питекантропом...)))

Почему сорвалась... Эмоции подкачали... В преддверии 9 мая дала ребятам во всех классах задание - по желанию! выучить наизусть любое стихотворение о войне. Сегодня одна из учениц читала стихотворение Мусы Джалиля "Чулочки".

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети,
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский,
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели, прямо в душу глядя,
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсэсовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины.." -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет!
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла...
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты, человек, не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсэсовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые, может, эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки:
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

Сами понимаете, каков эмоциональный накал... Одна девочка утирает слезы, мальчишки опустили глаза... а две "барышни" шепчутся и улыбаются..Судя по их лицам, они совершенно в другой плоскости, где не война, а сладкая жизнь....

Внутренне бешенство просто охватывает...Молчу,понимая, что, если сейчас скажу что-то, будет слишком резко,если даже не грубо. А так нельзя. Начинаю говорить тихо, постепенно добавляя громкость: "Однажды я была в Саласпилсе под Ригой. Маленький городок, вроде, совсем не примечательный. Это если не знать, что здесь, именно здесь, в годы войны был детский лагерь смерти. Сюда свозили детей до 14 лет. Свозили - и потом убивали. Медленно и неотвратимо. Брали кровь для солдатских госпиталей. Больше,чем возможно перенести человеку вообще, а маленькому особенно. Ставили медицинские опыты, проверяя на выживаемость... а с умерших детей стригли волосы для подушек... " Барышни давно умолкли и,практически не мигая, смотрят на меня в упор - как и я смотрю на них.

Много сегодня говорила...Сумбурно местами и отчаянно давя на все возможные болевые точки - точки эмоций, сопереживания, сочувствия... совершенно неосознанно перехожу вообще на понятие "фашизм"... ЧТО это? КАК это?

Может, зря. Может, и не надо было столь  сильно - до боли - давить на их детские сердца.. Сказала даже о том, что из всего класса,случись сейчас война и военная оккупация города фашистами, шансы выжить были бы только у троих-голубоглазые блондины имели шансы...крохотные,но все-таки... Черноволосые, черноглазые, шатены и темно-русые таких шансов не имели  - или имели на уровне понятия "чудо"... Девочки, болтавшие о своем, темноволосые, смугловатые, кареглазые..... одна из них, судя по фамилии,  принадлежит какой-то частью себя к тому народу, который особенно  был ненавистен фашистам...И только здесь позволила себе конкретно обратиться к ним....сказать, что НЕ понимаю и НЕ пойму никогда,как девочки-девушки могут быть столь равнодушными, столь непрошибаемо черствыми, что даже вот эта картина - рассказанная поэтом - не тронула их сердец...

Тронула. Достучалась. Надолго ли - не знаю. Но уверена, что сегодняшний урок литературы они запомнят - и не только "барышни"...все...

Мне кажется, чем больше мы щадим их , оберегая от "лишней" информации, тем страшнее будущее нас ждет...Где-то когда-то, лет 20 назад, переписали историю, и героями стали убийцы и нелюди... И я не голословна: прозвучавшее сегодня "У каждого народа свои герои, и какая нам разница, Жуков или Бандера герой, если оба они , оказывается,не очень хорошие...Тем более, что их обоих и в живых-то уже нет!" из уст ребенка - было для меня подобно удару...Я аж вскрикнула: "Ты кого с кем сравниваешь?"

И снова говорю-говорю-говорю: о сражениях, которые вытягивал Жуков как гениальный полководец, о его отношении к людям... о его умении - да, умении! - во имя великой цели идти напролом, порой посылая людей на смерть....Говорю о Сталинграде и Курской дуге,  - о значении этих сражений для общего итога войны, победного итога!!!!.... об освобождении Украины и Польши,Германии- всё, что знаю, что помню навскидку.... И говорю о Бандере и Шухевиче... их "подвигах"...одним движением, почти мгновенно нахожу на планшете фотографию детей, связанных колючей проволокой и повешенных...

Выдыхаю только тогда, когда на того,кто говорил о героях, обрушивается треть класса:"Ну ты и сравнил!!!!!", а он защищается: "Ну я же не знал!!!"....

Он не знал... и многие не знали... и сотни не знали... и тысячи не узнают....А постепенно станут миллионы "незнающих"... И что тогда? неужели мы будем знать об этой войне столь же мало,как знаем о войне 1812 года?.... Мне страшно... страшно за моих внуков и правнуков...

Мы проговорили весь урок...перемену..и урок русского языка тоже.. И не жалею, хоть с огромным трудом только на сегодня "догнала" программу, уложилась полностью... И опять отстала...и опять догонять... НО,наверное, это важнее, чем правописание частиц.

*****

При таком эмоциональном накале должна быть выжата,как лимон...Но нет. Почему-то даже усталости нет. Может, сознание того, что я хотя бы попыталась разбудить их память поколений, дало новые силы? Не знаю. Но довольна сегодняшним днем очень. Хоть и не уверена, что во всем права.

P.S. И на следующий урок опять будут стихи. И уже Я буду их читать. Наизусть. Много. Разные. Но все о войне. И читать так, чтоб ни один не посмел отвести глаза.....или заулыбаться "о своем, о девичьем"..... ЧТОБЫ ЗНАЛИ. ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. 

 

 

 

 

 

 

 

Серия сообщений "Внукам( полезно ,необходимо ,интересно)":
Часть 1 - 25 сайтов, с которыми не страшна школьная программа.
Часть 2 - Про маму-эгоистку (очень понравилось...)
...
Часть 12 - Сборная солянка из школьных сочинений:
Часть 13 - Сборная солянка из школьных сочинений
Часть 14 - Аватар Говорим_пишем_споримИз друзей -Видео Все (9) Гордость Новоросии 2015- Дрёмов, Мозгово Смотрели: 21 (3) Расследование убийства Дрёмова! Смот
Часть 15 - Новая старая сказка
Часть 16 - ПИСЬМО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ ВСЕМ ДЕТЯМ... И ВЗРОСЛЫМ
...
Часть 27 - 30 ХИТРОСТЕЙ ДЛЯ РИСОВАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ ЗАХОТИТЕ ПОПРОБОВАТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС
Часть 28 - Вышел зайчик погулять.
Часть 29 - Два раза в жизни каждого человека наступает переходный возраст…


Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку