16 января 1820 года - этот день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды. Российские моряки капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев на шлюпах "Восток" и "Мирный", несмотря на плотные льды и туманы, смогли подойти к скалистым берегам и неопровержимо доказали существование шестого континента. Этот научный подвиг русских моряков стал выдающимся событием в плеяде великих географических открытий и был по достоинству оценен его современниками. Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. В наши дни Россия постепенно возвращает себе былую славу в деле исследования и эксплуатации ресурсов Антарктики.

Первая половина XIX века завершала период великих географических открытий и целую эпоху парусного флота, когда повелителем морей и океанов был парус. Для нашего флота этот период знаменателен кругосветными плаваниями русских моряков, которые открывали новые земли и проводили обширные океанографические исследования.
В 1803 году началась первая в истории отечественного флота кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. В 1807 году - кругосветная экспедиция лейтенанта В. М. Головнина на шлюпе "Диана". В 1815 году - кругосветное плавание лейтенанта О. Е. Коцебу на бриге "Рюрик", а в 1822 - гидрографическая экспедиция лейтенанта Ф. П. Литке к берегам Новой Земли.
Особое значение в этом ряду имела антарктическая экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1819-1821 гг. Антарктида - "Терра Аустралис инкогнита" - неведомая Южная земля. Гипотеза о существовании этой земли была выдвинута географами древнего мира и поддерживалась учеными средних веков. Начиная с XVI века эту землю помещали на картах в районе Южного полюса. Поиски ее безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487-1488) и Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644).
Наконец, английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов написал: "Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса, в местах, недоступных для плавания... Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне". Авторитет Д. Кука был настолько велик, что дальнейшие поиски Антарктиды англичанами и исследователями других стран были прекращены.
Опровергнуть это утверждение довелось русским мореплавателям. Передовые русские офицеры и адмиралы В. М. Головнин, И. Ф. Крузенштерн, Г. А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России. И вот, 3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана, другая - в Южную полярную область.
Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух шлюпов: "Восток" и "Мирный" - бывший транспорт "Ладога". Оба корабля были построены в 1818 году, оборудованы и оснащены для такого трудного и опасного плавания. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М. П. Лазарев.
Основными задачами экспедиции были: совершить переход в Антарктику, пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах, чтобы выяснить, существуют ли там земли и, если возможно, пройти к полюсу. Экспедиция должна была ответить на вопрос: существует ли шестой континент - Антарктида.
Начальный этап этого невиданного путешествия проходил по уже знакомому русским морякам маршруту с заходами в Копенгаген, Портсмут, Санта-Крус на острове Тенерифе и в Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, "Восток" и "Мирный" произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг островов названный именем морского министра России де Траверсе.
Умело маневрируя среди айсбергов и крупных ледяных полей, зачастую в тумане, отважные русские исследователи 16 января 1820 года подошли, наконец, к шестому континенту. Этот знаменательный день вошел во всемирную историю как день открытия Антарктиды. Затем корабли еще дважды подходили к ледяным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых.
Произведя ремонт и пополнив запасы, "Восток" и "Мирный" 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. Каждый из островов получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей. В группе островов Кука был открыт остров Восток (назван в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней.
Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Лавируя среди многочисленных айсбергов и льдов, шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю - гористый берег Александра I. Таким образом, во время двух плаваний Беллинсгаузен и Лазарев в нескольких местах достигли берегов Антарктиды (в Восточном и Западном полушариях) и обошли вокруг всего материка. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.
Из-за плохого состояния корпуса шлюпа "Восток" 30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, "Восток" и "Мирный" 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Совершив выдающийся в истории мореплавания научный подвиг, экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день. За этот период русские моряки и ученые открыли 29 островов, собрали богатейшие материалы для изучения антарктических морей.
В честь первооткрывателей Антарктиды и кораблей экспедиции были названы моря Беллинсгаузена и Лазарева, научные станции в Антарктиде ("Восток", "Мирный", "Новолазаревская"). Имена Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева были присвоены крейсеру, экспедиционным, ледокольным, транспортным и промысловым судам СССР и России.
Владимир Додонов

tatasoz-