- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Dragomir

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Wandelhalle

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.01.2010
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3579


Ђ«вездный мостї. —лав€нские обр€ды и ритуалы.

ѕ€тница, 25 »юн€ 2010 г. 15:48 + в цитатник

“радиционные русские похороны (погребение) содержат в себе огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважени€м и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть, обеспечить его возрождение (воскрешение) уже в новой жизни. » все эти обр€ды, частью сохранившиес€ и до наших дней, имеют €зыческое происхождение. ”ход€ из этого мира, человек прощалс€ со всеми природными стихи€ми, к коим он приобщалс€ при –ождении своЄм.

ѕочувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле и клан€лс€ на все четыре стороны: "ћать-—ыра-«емл€, прости и прими! » ты, вольный —вет-Ѕатюшка, прости, коли обидел..." ѕотом ложилс€ в св€том углу, и сыновь€ разбирали над ним крышу избы, чтобы легче вылетела душа, чтобы не мучила тело, а тако же, чтобы не вздумала задержатьс€ в доме, беспокоить живых. »здавна, да и сейчас, считаетс€ что душа полностью уходит в мир иной лишь на 40-ой день после смерти человека, кроме того еЄ следует поминать на 3, 9 и 40-ой день после похорон.


—мерть обозначает переход человека в другой мир (Ќавь), где человек продолжает жить, невидимо дл€ живых людей. ѕоэтому при погребении старались обеспечить покойника всем необходимым дл€ будущей жизнии загробной: как известно, древние народы клали в могилу еду, деньги, одежду, украшени€ и оружие, а также всевозможные предметы быта, включа€ посуду. ѕогребальный обр€д призван облегчить усопшему путь в мир мЄртвых и помочь его близким преодолеть горечь т€жЄлой утраты.

ћножество народных суеверий св€зано с тем, что если не обеспечить достойный уход души из мира яви в Ќавь, то душа умершего может остатьс€ на «емле, и тогда она будет продолжать свою "жизнь" здесь, но уже в другой форме, о чЄм широко повествует нам слав€нска€ мифологи€ и мифологи€ других народов мира. Ќеусопша€ душа, котора€ не смогла найти путь на "тот свет" €вл€етс€ в мире яви в виде привидений, "заложенных покойников" (вурдалаки, упыри, зомби, "живые мертвецы" и т.п.) и прочей нечисти и "аномальных €влений". Ќе найти дорогу в Ќавь из этого мира, в особенности рискуют умершие "не своей" (неестественной) смертью (все самоубийцы, и в особенности "утопленники", поскольку считаетс€ что их забирает в свой мир ¬од€ной и –усалки). ƒл€ того, чтобы дать такой душе покой провод€т специальные обр€ды: ныне это христианское отпевание (отчитка), в старину - особые заклинаний и заговоры, которые читали ¬олхвы. ¬ могилы "заложенных покойников" вбивали осиновые колы, клали серебр€ные монеты, разбрасывали р€дом с ними чеснок и т.п.

ѕохоронный обр€д состо€л из "очищени€" усопшего, подготовки его к похоронам и поминовени€. „тобы покойный не причин€л в дальнейшем зла близким (в особенности, если на кого-то он держал обиду), его старались расположить к себе: на могиле оставл€ли поминальные блины, пироги, €йца, квас и медовуху.
¬о врем€ поминок, ставших частью обр€дового ритуала, на столе ставили отдельные кухонные приборы и тарелку, на которую клали кусочек хлеба или блин, ставили чашку кваса или медовухи.  огда в первый раз после смерти родственника топили баню, на первый пар приглашали умершего и несли дл€ него особый веник и чистое бельЄ. ѕосле распространени€ христианства на –уси в день похорон стали выставл€ть на окно миску с водой и вешать чистое полотенце, чтобы душа могла умытьс€ и утеретьс€ перед дальней дорогой.

¬ древние времена царили порой жестокие нравы и обычаи: когда умирал мужчина, не успевший женитьс€ и состо€щий в отношени€х, нередко с ним в могилу шла девушка - "посмертна€ жена". «ачастую на такую смерть с любимым мужем девушки шли добровольно (ибо жили только ради них, ради любви и хотели умереть с ними в один день - не правда ли знакомые слова дл€ искренне люб€щих?), вызыва€ зависть подруг и предвкушающие будущее блаженство на "седьмом небе" (в »рии, –аю) со своим супругом.

“радиционный древний слав€нский похоронный (погребальный) обр€д называетс€ "«вЄздный ћост", тако же " алинов ћост" - мост между миром живых и миром мЄртвых, иначе говор€ - мост между явью и Ќавью, пройд€ через который душа человека попадает на "тот свет". ¬ сказани€х слав€нских народов упоминаетс€ чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных, честных и справедливых людей.


полоса ћлечного ѕути (фото). јвторы: ƒжон ѕ. √лисон, Celestial Images

ѕо€снение: —амые €ркие звезды нашей √алактики наход€тс€ в ее диске. Ќаше —олнце расположено тоже почти что в диске √алактики, поэтому остальные звезды кажутс€ нам размытыми в диффузную полосу, пересекающую ночное небо. Ќа сегодн€шней панораме изображена южна€ часть ћлечного ѕути. ‘отографи€ сделана с выдержкой 40 минут в јвстралии. ÷вета на фотографии специально усилены. Ќа фотографии видно огромное количество €рких звезд, темных пылевых дорожек, красных эмиссионных и голубых отражательных туманностей, а так же звездных скоплений.  роме всего этого видимого, астрономы еще предполагают наличие еще большего количества невидимой темной материи

—ей мост видим мы на небе нашем в €сные ночи, ныне же называетс€ он ћлечным ѕутЄм. ѕраведники (люди, жившие по ѕрави, ѕра-¬едам, «аветам Ѕогов) без труда проход€т по нему и попадают во »рий —ветлый. ќбманщики, мерзавцы, насильники и убийцы , злые и завистливые люди проваливаютс€ со звЄздного моста вниз - во мрак и лед€ной холод Ќижнего ћира Ќави. “ем же, кто натворил в этой жизни и много добра и много зла предлагаетс€ пройти испытани€, впрочем дл€ каждого они свои, потому не будем писать об этом.
 алинов мост в русских былинах соедин€ет берега речки —мородина (—мрадна€,  ровава€, ќгненна€) . Ќазвание моста не имеет ничего общего с €годой калиной. Ќа древнерусском €зыке слово "калина" означает раскалЄнное состо€ние металла. ќчевидно всему виной речка —мородина, иначе называема€ ќгненной. —ама огненна€ река напоминает чем-то јд, а сам мост через ќгненную реку - "суд Ѕожий", на котором взвешиваютс€ все дела человеческие и решаетс€ куда он попадЄт: перейдЄт ли через мост во »рий (–ай), или провалитьс€ в јд (возникают интересные ассоциации, потому как черти и друга€ нечисть "проваливаютс€ под «емлю", и называютс€ падшими, а также навьими).

ћост, €вл€ющийс€ границей, последним рубежом, перед царством мЄртвых (царством ћорены), охран€етс€ “рЄхглавым «меем („удо-ёдо). »менно здесь герои (вит€зи и богатыри) сдерживают угрожающие добру силы зла (в образе различных змеев). ¬ древности, фраза "ѕерейти  алинов мост" - означала смерть, а фраза "¬стречатьс€ с кем-либо на  алиновом ћосту" - означала любить. »ногда же "переход по  алиновому мосту" означал лишь расставание с молодостью.
—уществует множество былин и легенд, по сюжету которых на  алиновом ћосту происходит единоборство геро€ со змеем, что €вл€етс€ олицетворением битвы добра и зла.   ним можно отнести: русскую народную сказку "Ѕой на  алиновом мосту" (иначе "»ван - кресть€нский сын и „удо-ёдо"), где трое »ванов (»ван-÷аревич, »ван-ѕопович и »ван - кресть€нский сын) бьютс€ на  алиновом ћосту, защища€ –усь, с „удо-ёдами (шести-, дев€ти- и двенадцатиголовыми зме€ми); русскую народную сказку "»ван-Ѕыкович" (иначе "»ван - коровий сын"), котора€ €вл€етс€ лишь интерпретацией предыдущей. «десь »ван всего один, а вот „удо-ёд столько же; сказку јлексе€ “олстого "“опор", в которой главный герой (“опор) - образ тЄмной силы, порождение Ќави, пытаетс€ проникнуть в явь, но  алинов ћост - образ светлой силы, ему противостоит.

¬о врем€ похоронного обр€да, процесси€ под причитани€ плакальщиц, должна перейти символический " алинов ћост", тем самым проводить душу покойного на рубеж миров (яви и Ќави), после чего тело умершего клали на погребальную краду ("јще кто умр€ше, твор€ху трызну надъ нимъ, и посемъ твор€ху краду велику").  рада - погребальный костЄр у слав€н
(—лав€нское слово "крада" означает жертвенный огонь).
 остЄр выкладываетс€ в виде пр€моугольника, высотой по плечи человека или выше. ƒомовина (гроб) делаетс€ в виде ладьи, лодки, причЄм нос "ладьи" став€т на закат —олнца. ¬нутренность крады набита легковоспламен€ющейс€ соломой и ветками. ѕокойника одевают во всЄ белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину дары (подарки) и поминальную еду. ѕокойник должен лежать ногами на запад.  раду поджигает старейшина, либо ¬олхв (∆рец), оголившись по по€с и сто€ спиной к краде.

ѕосле того как огонь разгоритс€ читаетс€ погребальна€ молитва. ѕо окончании молитвы все замокают до тех пор, пока к небу не подниметс€ огромный столб пламени - знак того, что умерший подн€лс€ к —варге. ѕосле чего на месте крады возвод€т большой могильный холм, где остаЄтс€ прах покойного. Ќа этом холме следует оставл€ть зажжЄнные свечи и погребальную обр€довую страву (блины, кашу, €йца, хлеб, квас и медовуху). ¬ старину некоторые слав€нские племена собирали кости покойника после сожжени€ и клали их в глин€ный горшок и ставили в маленькой погребальной избушке "на курьих ножках", на пути из селени€ к закату —олнца. ќбычай ставить избушки "на курьих ножках" над могилой сохран€лс€ в  алужской области вплоть до 30-х годов XX века. —ледует отметить тако же, что все присутствующие на обр€де должны быть в белой похоронной одежде или с белыми похоронными накидками. ¬ знак скорби девушки и женщины покрывают голову белым покрывалом.
ƒревние слав€не вообще относились к похоронным обр€дам и почитанию умерших по-особенному, так, например у наших предков существовал обычай посреди морозной зимы возжигать громадные костры из соломы, "чтобы умершие на том свете не мЄрзли". —уществовали тако же седмицы поминовени€ предков, в которые люди приходили на могилы усопших, вспоминали их и воздавали им почести.

 роме того, у наших предков не считалось нормой долго скорбить и оплакивать ушедших в мир иной, дабы не накликать беду и не навредить усопшим на "том свете". —ледует сказать больше, в древности (а у некоторых народов и по сей день) к похоронам относились вовсе не как к траурному и печальному событию, напротив же это был весЄлый праздник, ибо родные и близкие усопшего радовались тому, что умерший возродитьс€ в новом мире и уже там будет продолжать свою жизнь, ибо, в конце концов, все мы имеем жизнь вечную, а смерть - лишь переход в другие формы жизни и миры. ≈сли же долго скорбить и причитать об умершем, то душа его вид€ страдани€ оплакивающих его может вернутьс€ в дом к скорб€щим и натворить немало бед.
’ристианский похоронный обр€д впитал в себ€ многие элементы €зыческих погребальных ритуалов, которые направлены на отведение от живых смерти. “ак, в дом, где находитс€ усопший завешивают зеркала (окна в загробный мир). ”сопшего всегда вынос€т из дома вперЄд ногами, иногда даже не через дверь, а через окно, чтобы он не нашЄл дороги домой. — этой же целью перед возвращением с кладбища об€зательно перепр€гали лошадей.  атегорически запрещалось приносить с кладбища какие-либо предметы или еду, поскольку покойный мог €витьс€ за ними и нанести вред живым.

ќб€зательным элементом слав€нского похоронного ритуала €вл€ютс€ причитани€ или причеты, которыми сопровождалось каждое обр€довое действо. ¬ причитани€х выражалась не только горечь утраты близкого человека, но содержалась и похвала покойному. Ќередко причет превращалс€ в развЄрнутое повествование, рассказывающее о жизни покойного. ќдновременно у него спрашивали совета, как дальше жить и что делать. »ногда причет принимал своеобразную форму "диалога с покойным". ¬ конце причета покойника просили поскорее вернутьс€ на «емлю, чтобы он помог живым в их де€тельности. ѕричитани€ исполн€лись, как правило, специально приглашЄнными плакальщицами. ќсобенно широко в народных русских причитани€х использовалась символика, св€занна€ с миром птиц: вдова сравнивалась с кукушкой, осиротевшей после смерти хоз€ина, дом - с опустевшим гнездом.  роме того, считалось, что именно птица приносит родным весть с "того света":

¬от придЄт-то лето тЄплое,
«акукует в бору кукушечка,
ј € выйду, горька горюшечка,
Ќа прекрасное керылечко
«агорюю €, сироточка,
«аболит моЄ сердечушко.

¬ласть всегда относилась к причитани€м отрицательно, вид€ в них €вную св€зь с €зычеством. ¬ 1551 году постановлением —тоглавого —обора было запрещено причитать на похоронах. ¬ 1715 году запрет был повторЄн в указе императора ѕетра I. Ќо, не смотр€ на это, причитани€ продолжали исполн€ть, и они просуществовали от древних €зыческих времЄн до наших дней

ƒаже христианский обычай "поминок" берЄт своЄ начало с древних €зыческих времЄн, когда на могиле устраивали поминальное угощение и пир - тризну. ≈ду и питие на кладбищах также оставл€ли и оставл€ют не просто так, а затем чтобы души умерших, слетевшихс€ незримо или в образе птиц могли угоститьс€. —огласно народным веровани€м, птицы считаютс€ душами умерших людей. —уществует народна€ примета, согласно которой, если птица влетает в дом, то это не к добру... а вдруг вернулась с того света чь€-то душа и хочет "позвать" за собой кого-то из домашних?

slav.olegern.net/viewpage.php

–убрики:  слав€нский мир
ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз



jarptizza   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 »юн€ 2010 г. 15:55 (ссылка)
’ороша€ информаци€, вот думаю забрать или у вас на страничке почитать? Ѕеру...буду знакомитьс€ с традици€ми. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Dragomir   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 »юн€ 2010 г. 15:58 (ссылка)
» ¬ам спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку