-Метки

Власть аборт аборты австралия англия аскетика байкеры барды биоэтика бог борзова бпс брак братство православных следопытов вера война волшебство высоцкий гарри поттер голгофа гомосексуализм грех демография день святого валентина дети дума душа евангелие жизнь здоровье интернет ислам история кино кинчев конфликт культура кураев литература любовь медицина мигранты мизулина миссионерская комиссия миссия миссия к детям миссия к молодежи молитва молодежь монахи москва опк основы православной культуры пасха патриарх погиб геннадий бачинский подростки полемика политика пост поэзия право православная молодежь православная педагогика православные следопыты прага праздник президент проблема проблемы рождество рок россия саймак святые семья следопыты смерть смех сми спасение спорт сталин стихи студенты суицид счастье творение толерантность украина фашизм христос церковь человек школа эвтаназия эко экономика ювенальная юстиция юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dmpershin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 14565


Но не правда ли, зло называется злом...

Понедельник, 25 Июля 2011 г. 16:13 + в цитатник
...даже там, в добром будущем вашем? (Владимир Высоцкий)

Спор о книге Владислава Крапивина "Тополята" как-то прошел мимо этой простой истины: вещи надо называть своими именами, даже если это подрывает твою репутацию. Вернуть репутацию может только правда. Об этом статья Андрея Десницкого.
и. Дм. (Першин)

http://www.pravmir.ru/topolyata-krapivina-eto-o-nas

«Тополята» Крапивина: это о нас?

Дискуссия вокруг новой книги Владислава Крапивина «Тополята» разгорелась в православном рунете серьезная. Вот только два примера: статья Михаила Тюренкова и заметки Виталия Каплана.

Только спор, как мне представляется, идет совсем не о том, о чем стоило бы говорить в связи с этой книгой.

Я дочитывал ее в битком набитом крымском автобусе по дороге в Новый Свет, куда решил заехать после окончания крымской командировки. Еще одна крапивинская история про замечательных мальчишек, ищущих свое место в прекрасном и яростном мире, не отпускала, что ни говори, пока не доберешься до последней страницы…

И уже в Новом Свете, среди сумрачных скал и весенних цветов над тихим морем, я увидел двух барышень, которые фоткались на фоне неописуемых местных пейзажей. Но на фон они не особо смотрели: одна переживала, что на фотках у нее ноги слишком толстые вышли, другая успокаивала, что не слишком. И пришло мне в голову, что наша православная дискуссия о книге Крапивина немного похожа на их разговор. Нас интересует не фон, а какими вышли в этой книге православные, достаточно ли они привлекательны…

Сразу скажу: недостаточно. В романе среди прочего подробно изображен православный лагерь, где детей готовят к грядущим боям за Святую Русь, а пока что учат доносить друг на друга, после чего за прегрешения натурально секут, спустив штаны. Православные возражают: не бывает таких лагерей! Ответ самого Крапивина прост: бывают, и даже ссылки есть.

Православные снова возражают: но это искажения, перегибы, нетипичные явления, и вообще всё совсем у нас иначе… Ну так и у писателя есть право на вымысел, преувеличение и т.д. Он же не отчет пишет о конкретном лагере, а свое художественное видение излагает. Едко, но метко.

И заметим, что как раз православным в этой книге досталось меньше всего. Власти всех уровней изображены в ней бандитами и наглыми временщиками, милицо-полиция – их бездушными пособниками (был один честный подпоручик, да и того уволили). А уж какими черными красками рисуются органы опеки и ювенальной юстиции, главной отрицательной героини романа… Гестапо, да и только. И это уж точно несправедливо: в органах опеки есть приличные люди, которые действительно помогают детям и защищают их от домашнего насилия, оно у нас существует и порой принимает совершенно зверские формы. Но роман, как и водится у Крапивина, рисует почти всё в черно-белых красках.

И вообще, изображена в нем под названием Империи явно современная Россия, но какая-то особенно неуютная и мерзкая – не случайно город с милым названием Колыбельцев в ней переименовывают в грохочущий иноземный Айзенверкенбаум, а полицейские чины носят нелепые звания штабс-прапорщиков (что-то вроде генерал-ефрейтора для тех, кто понимает). Это вообще не Россия, а какая-то пародия на нее, и православие там тоже такое, пародийное. Обидно!

Но наши возражения напоминают мне партийные выговоры писателям советских времен: недостатки в работе партийной организации изображать можно, но они должны выглядеть частными, нетипичными явлениями, всякое зло должно получать принципиальную оценку и выговор по партийной линии. И добро, развернув знамена, должно отправляться на стройки социализма… хотим ли мы подобного худлита на православную тематику?

Так он существует, причем в изобилии. Просто Крапивин пошел другим путем. И книги Крапивина, в отличие от того самого православного худлита, читают, любят и знают, в том числе и православные дети, а скорее даже взрослые, сохранившие подростковую тягу к романтике и непримиримость ко злу.

Кстати, жесткие цензурные запреты в советские времена приводили к тому, что писатели поплоше создавали вполне проходные и тошнотворно скучные эпопеи о руководящей роли партии, а те, кто поумнее, изящно вставляли этой самой партии шпильки, говоря о ней внешне вполне уважительно.

Во МХАТе на спектакле «Так победим!» по пьесе Шатрова про последние дни Ленина зрителей поражал контраст между мудрым и благородным Ильичем на сцене и совсем другим, немощным и никому не интересным Ильичем на трибуне Мавзолея. Дошло до того, что однажды зритель вскочил с места и стал выкрикивать: «Ненавижу ваш строй, верните Ленина…» Так что еще сто раз надо подумать прежде, чем требовать от мастеров художественного слова внешнего почтения к церковной жизни.

Но вернемся к книге. Она типично крапивинская, тут есть всё, что радует одних, безразлично другим и уже приелось третьим: идеальные мальчишки с корабликами на кармашках, отвратительные мерзавцы-взрослые, несколько размазанный финал после мощного действия, немотивированные «чудеса по заказу» для обеспечения полного и окончательного хэппи-энда. Но без этих деталей – уже будет не совсем Крапивин, правда? А книга хорошая, от нее и в самом деле трудно оторваться… и она, на мой взгляд, вот о чем.

Это карикатура, почти антиутопия на тему последних веяний общественной жизни, а именно, навязчивого вторжения коррумпированной власти в частную жизнь. В девяностые годы, пожалуй, все граждане нашей страны без исключения получили только один, но зато бесценный дар: свободу частного пространства. Остальное есть предмет пререканий, но вот эту свободу оценили, на мой взгляд, все. И потому во время любых переделов собственности, любых модернизаций и укреплений вертикали была отдушина: по крайней мере, домой к нам не лезут, не учат щи варить и детей воспитывать.

Теперь полезли. Видимо, не хватает уже нефти и властных полномочий, и те, кому положено, открывают новый ресурс для роста своего личного благосостояния: контроль за семейной жизнью. Не вписываешься в заданные государством стандарты? Не хочешь, чтобы по этому поводу у тебя детей забрали в приют? Умей договариваться… А для идеологического обеспечения этой кампании выдвигается безупречный, на первый взгляд, лозунг защиты детей. И попробуй тут возрази!

Но ювенальная юстиция – далеко не единственное явление такого рода. Точно так же в нашу частную жизнь вторгается многое иное, например, хищничество сращенных с властью девелоперов, разрушающих городскую среду ради собственной выгоды. О них в романе сказано достаточно много. И прислушиваясь к заявлениям православных священников о дресс-коде и тому подобных мерах, люди начинают беспокоиться: как, и эти тоже? И они будут нам диктовать, как одеваться и что вообще делать? И детей наших будут воспитывать, как им захочется?!

Эти опасения, на мой взгляд, естественны. Обоснованы ли они? Отчасти да, и после боголюбовского скандала это трудно отрицать. Что бы ни происходило на самом деле в монастырском приюте, мы убедились в одном: это было, по сути, отдельное и закрытое ото всех государство, в котором действовали свои собственные законы. И есть все основания полагать, что подобный порядок, даже если он был заведен из самых лучших побуждений, приводит к вседозволенности и бесконтрольности воспитателей и полному бесправию воспитуемых.

И дело вовсе не в побоях, сам факт которых к тому же трудно доказать. К сожалению, по многим другим примерам можно судить, что вывеска «православного воспитания» иногда подразумевает именно что выработку у детей послушания, смирения, и еще раз смирения и послушания, а остальное уж как получится. Вот реальная история воспитанницы такого православного заведения. Били ли ее там? Да неважно, вполне вероятно, пальцем не тронули, а наоборот, всячески ласкали и жалели. Но вырастили из нее человека, не способного осознать и отстоять свои интересы и собственное достоинство. Человека, которого бить будут ближние – и вроде как всё по евангельским и святоотеческим цитатам делается, а общее ощущение возникает очень неприятное.

Вот об этом и сказал Крапивин. В его книге за душу и тело мальчишек борются две тоталитарные идеологии: глобализм, который прикрывается лозунгами о защите прав детей, и национализм, который использует для декора православие. Но именно использует для декора, не более того. И Крапивин, полагаю, вполне обоснованно считает, что в данном случае «оба хуже». Дьявол предлагает нам выбор…

Писатель не дает никаких советов, как справиться с этими напастями. Мальчишки реагируют по-детски: грозятся прыгнуть с балкона, пускают стрелу в неуемного и неумного воспитателя, наводят на полицейских заряженную отцовскую двустволку (хорош, кстати, отец, который повесил ее в прихожей!). Ну и всё в таком духе. Но есть и другой пример: в самом-самом конце книги проповедь настоятеля городского собора по ТВ обличает ювенальное зло, и к его голосу прислушиваются даже власти. И зло как-то само собой рассасывается. Есть, оказывается, у нас не только порох в пороховницах, но и «слово со властию», слово, к которому прислушиваются и простые граждане, и властители. Пока прислушиваются.

На что мы употребим данное нам слово? Будем ли требовать почета и внимания к себе, таким духовным и достойным, или подскажем растерянным людям в трудную для них минуту, как жить и к чему стремиться? Не по внешности, но по сути… Вот о чем напомнила нам новая книга Владислава Крапивина, и, на мой взгляд, очень вовремя.
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 1 пользователю

Юлька_Чиж   обратиться по имени Понедельник, 25 Июля 2011 г. 17:47 (ссылка)
Если ковыряться-у Крапивина все-слащаво-корабликовое(я читала ВСЕ,по елику мне ОЧЕНЬ нравиться)НО!это и правда какая-то магия Крапивина..книги очень хорошие.И для взрослых-в основном.Детям того возраста,что там описан-неинтересно..Дочь читает их сейчас,после 12 лет.Сын-непонимает ему-7.Про антиутопии ему особеенно удается,считаю."Дети синего фламинго" "Застава на якорном поле" да много их..и лагеря-знаю.и "православнутых" тетушек...
простите.
я рада,что вы написали..считала(сам Крапивин говорил!!)что он закончил писать.а теперь-ВОТ подарок)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 07:09 (ссылка)
+100500






Тайны фамилии



Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 09:40 (ссылка)
В Новом Свете? Да это ж практически у меня дома)
Сама недавно оттуда вернулась...
А нашла Ваш пост по запросу Высоцкий...
Снова день его памяти... Грустно очень
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
dmpershin   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 10:54 (ссылка)
Аноним, он свой путь спел, теперь наша очередь.
Ответить С цитатой В цитатник
Аврора_Сад   обратиться по имени Вторник, 26 Июля 2011 г. 13:27 (ссылка)
Вот, отец Димитрий, в Крыму у нас были и не сказали, что поедете! А так хотелось на Вас поглядеть! Ведь наверняка служили где-нибудь в церкви. А про книгу "вкусно" пишете - надо почитать!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Среда, 27 Июля 2011 г. 07:49 (ссылка)
гяньте тут тоже
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
vladimir3135   обратиться по имени Среда, 27 Июля 2011 г. 14:51 (ссылка)
Меня просто бесит,когда песни Высоцкого кто-то поёт(дурным голосом) http://Rossiya21vek.narod.ru
Ответить С цитатой В цитатник
bellisher   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2011 г. 17:57 (ссылка)
Спасибо за информацию. С удовольствием читаю.
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Четверг, 11 Августа 2011 г. 14:50 (ссылка)
dmpershin, а Вы не смотрели фильм Михаэля Ханеке "Белая лента"? Думаю, это очень важный фильм для верной картины. Вам был бы интересен. Несколько пуританское, церковное воспитание там играет очень серьёзную, хотя с первого взгляда, неощутимую, роль.

(http://www.antipatriot.ru/post176385113/)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку