Ромен Гари - (8 мая 1914 – 2 декабря 1980)
Вчера глянул и обнаружил, что сегодня 99 лет с дня рождения.
Ромен Гари - русский еврей (8 мая 1914 – 2 декабря 1980). После революции мать с сыном десять лет скиталась по Восточной Европе, пока не осела во Франции. Роман Касев поступил в летную школу, закончил, но военным летчиком стать не смог: «недостаточно француз».
Началась вторая мировая, Роману пришлось покинуть страну: профашистское правительство пересматривало акты о предоставлении французского гражданства и высылало недавних мигрантов в концлагеря Германии. Через Марокко ему удалось добраться до Британии. Стал летать. За годы второй мировой войны несколько раз был ранен. Гари по числу военных наград входил в число 30 главных военных героев страны. После войны пошел на дипломатическую службу: Болгария, Швейцария, Британия, Штаты
В 1944 году Гари написал свою первую книгу. Потом еще несколько, попробовал писать для Голливуда. Заслужено вошел в число лучших писателей 20-го века. При этом, считал себя частью русской культуры, гордившийся этим, но… французским писателем.
С Гари связана любопытная история.
Хотя в середине 50-х он получил Гонкуровскую премию, критики продолжали утверждать, что Гари – плохой писатель:
«знает семь языков, боюсь в их число не входит французский»,
«рожденный в Москве и получивший французское гражданство авиатор, которому военные подвиги заменили благородное происхождение»,
«не нашел гуманистических ценностей в собственном происхождении и пристал туда, где их нашел»,
«сражался за Францию, но не владеет французским языком»…
Критики не принимали писателя, который жил и мыслил на всех языках, которыми владел, включая русский, польский, идиш - и по-своему развивал французскую культуру, принося в нее (как и во французский язык) свежую кровь.
В начале 70-х во французской литературе появился Эмиль Ажар, племянник Гари. Он опубликовал два романа. Первый - дневник человека, поселившего в своей квартире удава. Шизофренический текст, автор которого постепенно превращается в удава. Без «фанатизма», не буквально, но очень похоже.
Вторая - рассказ арабского сироты, живущего в пансионе для детей марсельских проституток у постепенно впадающей в маразм 60-летней еврейки, прошедшей немецкие трудовые лагеря, тоже, в прошлом проститутки. 1950-е годы. Улица, эмигранты, нищета, арабы, полиция, проститутки, сутенеры, в общем, фон, на котором происходит действие, интересен даже сам по себе. А у автора подан мастерски, по образности напоминая позднего «Парфюмера» Патрика Зюскинда. У 11 летнего арабского мальчика, от лица которого написана эта книга, свой язык: громоздкие фразы, повторы, преувеличения, страхи, но искренне, книге бесповоротно симпатизируешь, сопереживаешь, веришь.
Пара сотен страниц книги делает героя взрослее не только на пару лет. Вместе с ним на новый уровень переходит и читатель. Тот случай, когда грязь из книги, проходит по сознанию «антисептиком», и ты становишься чище. Книга не для дороги. Слезы и сопли гарантированы.
Учитывая родство Гари и Ажара, некоторые критики подозревали какое-то участие Гари в романах затворника-Ажара. Но бесспорная гениальность книг Ажара - снимала подозрения. Два года, два романа, Гонкуровская премия, постоянные сравнения с дядей, далеко не в пользу Ромена Гари, которому было уже 60 лет и который продолжал писать.
Отношения племянника и его дяди складывались далеко не безоблачно: Эмиль Ажар был шизоидом, затворником, не выходил из психушек, счета за лечение оплачивал Гари… с другой стороны и нормальная французская семья.
«Псевдо» 1978. Третья из книг Ажара.
«Личный дневник» автора, который десять лет не может выйти из дурдома. Но он и правда болен: каждая описываемая им «реальность» постепенно переходит в фантазии. Правда, где происходит этот переход от правды к вымыслу - понять никогда не возможно.
На одном из главных мест оказался Гари, которого Ажар искренне ненавидит и подозревает во всех смертных грехах. Сейчас это воспринимается или как гениальное описание борьбы автора со своим «вторым я», или как противопоставление реальности вымыслу, или как запутывание следов.
В 1979 году кончает собой жена Гари. А в конце 1980го Гари стреляется сам. Еще через полгода стало известно, что писатель Эмиль Ажар был мистификацией. Ажара никогда не существовало. А Гари не стал открывать этот секрет, чтобы избежать судебного преследования.
Две Гонкуровские премии одному человеку получать нельзя по французским законам.
Государственное бабло, чиновник и все такое.
Критики были публично унижены: подсказки оказались рассыпаны по книгам.
http://www.rulit.net/books/vsya-zhizn-vperedi-read-78526-1.html