-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bonito11

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 45) Кулинарная_книга_Березки Моя_дача Неизвестная_Планета Креативные_идеи Вязаный_вальс В_К_У_С_Н_Я_Т_И_Н_А Рецепты_домохозяек полезные_игрушки Дом_Кукол вязалочки БУДЬ_ЗДОРОВ Царство_Кулинарии Вяжем_спицами_и_крючком Секреты_здоровья прокапупка РЫЖИЙ_КОНЬ Интересно_об_АВТО Неудержимые_ручки Школа_Пограничье Кошколюбам ЛиРу Уголок_психолога Книжный_БУМ НАШ_САД Стихи_любимых_поэтов Вязание Camelot_Club Decor_Rospis Gallery_Decor_R СДЕЛАНО_С_ЛЮБОВЬЮ Make_up Photoshopia _Поиск_Картинок_ Сама_овца Тереза_Тенг -HochuVseZnat- Вяжем_вместе ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Моя_кулинарная_книга Арт_Калейдоскоп Искусство_звука Вкусно_Быстро_Недорого Creative_Designs Только_для_женщин OSINKA_CLUB
Читатель сообществ (Всего в списке: 13) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ Школа_Иггдрасиль All-for-photoshop Обитель_Тьмы Mimi_Kids Релакс_и_вдохновение WiseAdvice Madame_Frames Мир_клипарта О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии Поиск_Пропавших_Без_Вести

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2011
Записей: 50690
Комментариев: 5551
Написано: 62519


Замки Франции:Фенелон(Château de Fénelon)

Понедельник, 08 Апреля 2024 г. 17:25 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Департамент Дордонь-Перигор – это начало знакомства с Аквитанией. Здесь сохранились многочисленные памятники первобытной эпохи. 15 из них находятся под охраной ЮНЕСКО.

Дордонь – это край 1001 замка. Здесь есть и средневековые постройки Бейнак и Кастельно. И более поздние – эпохи Возрождения и Классицизма,среди которых и наш замок Фенелон

Этот замок стоит на холме на левом берегу реки. Он виден с дороги через реку, и к нему ведут указатели. Свое название этот замок, стоящий на рубеже Перигора и Керси, получил от фамилии его владельцев, в числе которых был здесь родившийся и почти всю жизнь здесь проживший знаменитый писатель конца XVII в., аббат, а потом и архиепископ Камбрейский Франсуа де ла Мотт Фенелон (1651 — 1715). 

                             

Франсуа Фенелон-де Салиньяк, маркиз де ля Мот Фенелон,  — знаменитый французский писатель; родился в Перигоре, в древней дворянской семье. До 12-летнего возраста мальчик прожил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья; потом учился в Кагорском унив. и в Парижской семинарии св. Сульпиция; 24-х лет от роду вступил в духовное звание.

От природы одаренный живым, подвижным умом и горячим воображением, Фенелон чуть не с первых шагов в своём новом сане порывался к миссионерским подвигам. Традиции античной литературы, которыми он успел напитаться за время своего ученья, влекли его в Грецию.

Ему грезилось, что все христианское население Эллады, стонущее под игом турок, находит в нём защитника, что султан, ошеломленный, отступает перед ореолом его славы.

                          

Эти мечты сменялись другими: его тянуло в Канаду проповедовать слово Божие язычникам и стяжать мученический венец среди диких индейских племён. Однако ни на Восток, ни на Запад Фенелон не поехал; ему досталась более спокойная должность в Париже.

Парижский архиепископ назначил его духовником в новой женской конгрегации, Nouvelles catholiques, составившейся из молодых девушек, только что обратившихся из протестантизма в католичество.

Вскоре ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому после отмены Нантского эдикта протестантскому населению Сентонжа и Пуату. Широкая веротерпимость, которая приписывалась Ф. просветителями XVIII в., — по-видимому, не более как легенда: на этом поприще он мало чем отличался к лучшему от других католических миссионеров.

В 1687 г. Фенелон выпустил свою первую работу, «De l’Education des filles», до появления которой не было ни одной сколько-нибудь удовлетворительной работы, посвящённой этому вопросу. Фенелон энергично восстает против господствовавшего в то время взгляда, по которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия, — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха.

          

Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; чем она будет руководиться при этом, если она будет обучена только танцам и уменью поддерживать разговор да будет с грехом пополам помнить несколько молитв?

Фенелон ратует за достоинство женщин, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум во имя того, что она человек. Невежество порождает скуку, а скука — всевозможные пороки. Фенелон — не враг развлечений, но он хочет, чтобы девушка умела выбирать развлечение разумное.

Он не рекомендует набивать голову девочкам ненужной в жизни премудростью. Основной научный их багаж должен быть, по его мнению, очень невелик: уменье правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики, знание основных элементов права, знакомство с древней и французской историей. Выбор неисторических книг для чтения должен производиться очень осмотрительно; не следует чересчур разжигать молодую фантазию.

В 1689 г. Фенелон был приглашен в воспитатели к внуку Людовика XIV, герцогу Бургундскому. Пользуясь поддержкой г-жи Ментенон, Фенелон приступил к своей задаче. Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать. Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца.

Образованием герцога Фенелон не обязан был заниматься непосредственно, но так как мальчику нужно было читать, а книг подходящих не было, то Фенелон сам позаботился составить их. Таким образом возникли его «Басни» и «Разговоры мертвых» (Dialogues des morts). Цель тех и других была прямо практическая: это были книги в буквальном смысле ad usum Delphini. Написаны они той удивительно лёгкой и грациозной французской прозой, которая до сих пор делает произведения Ф. наиболее удобными для усвоения французского языка детьми.

В каждом отрывке заключалось какое — нибудь житейское, моральное, а в «Разговорах» — даже и политическое нравоучение. Так, идея разговора Пизистрата с Солоном та, что тирания более гибельна для самого тирана, чем для народа; идея разговора Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а наоборот, делает их несчастными и приводит к их гибели. Все эти разбросанные в разных баснях и диалогах идеи были впоследствии собраны и приведены в систему в «Телемаке».

В 1688 г. Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон. Более тесная дружба установилась между ними очень скоро, и Фенелон ввёл свою подругу в кружок г-жи Ментенон, где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчетливую и холодную возлюбленную короля.

Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма, которые проповедовала Гийон, что не задумался открыто защищать их, рискуя своим положением и своей карьерой. Преследования, которым подверглись идеи поступки Гийон, не сразу отозвались на судьбе её друга. Опала мадам Гийон началась в 1693 г., а ещё долго после того Фенелон был в почете; в 1695 г. он был возведён в сан епископа Камбрезского и продолжал занимать должность воспитателя герцога Бургундского.

Фенелон ещё раньше покинул двор и отправился в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Ф., и он её в значительной степени достиг. К янсенистам и протестантам он, по-видимому, теперь относился с большей терпимостью, чем в пору молодости

Особенно возросла его популярность в эпоху войны за испанское наследство, когда он одинаково гуманно относился к раненым солдатам и офицерам, не только своим, но и неприятельским. Мальборо, узнав, какой приём нашли его офицеры у Ф., строго запретил своим войскам разорять земли, принадлежавшие к его епархии.

В 1711 г. умер дофин, и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Ф. Сторонники Ф. вступили с ним в сношения, чтобы выработать основы тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти старого короля. Ф. съехался со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были выработаны так называемые «Tables de Chaulnes» — важнейшие принципы будущих преобразований.

Тут шла речь о сокращении придворных штатов, о созыве государственных чинов, члены которых должны были быть избраны без всякого давления и получить огромную власть, о разграничении духовной и светской власти, о провозглашении свободной торговли. Труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер 6 месяцев спустя после смерти отца.

Политические воззрения Ф. мы знаем и по другим источникам. От него остался трактат "Examen de conscience des devoirs de la royauté", a также мемуар, составленный для назидания самого Людовика, но, по-видимому, не представленный ему.

                               

Основа взглядов Ф. — ограничение королевской власти при помощи советов, составленных из двух высших сословий. Эту мысль он проводил уже в своём знаменитом «Телемаке», но там она была выражена иносказательно. «Телемак» (Les aventures de Télémaque) был написан в 1695-96 г, но появился в 1699 г.

Остатки ферм

В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с «Энеидой», нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием «Одиссее», но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля.

Такова литературная сторона книги; но у неё есть и другая сторона, не менее важная. «Телемак» является прямым продолжением «Разговоров мертвых»; это, так сказать, курс политической педагогики для детей старшего возраста. Намёки на современность наполняют всё произведение. Перед читателем проходят изображения злых царей, дающих в общей сложности очень похожий портрет Людовика, изображения министров, в которых современники легко узнавали Лувуа и других тогдашних деятелей, силуэты придворных, причём на долю каждого из приближенных Людовика приходилась хорошая прозаическая эпиграмма.

Есть в «Телемаке» и картины идеального государственного и общественного строя (Бетика, Салент; см. Утописты), за которые король лишил автора остатков своего расположения. Словом, в книге много чисто языческой красоты, смелости и откровенности, которая казалась опасною; недаром Боссюэт назвал «Телемака» произведением, недостойным духовного лица. Из трёх богословско-философских трактатов Ф., «Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce», «Traité de l’Existence de Dieu» и «Lettres sur divers sujets de religion et de métaphysique», внимания заслуживает только второй.

                             

Основная мысль его формулируется в следующем силлогизме: все, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину. Трактат написан с присущей Ф. ясностью и довольно долго служил школьным руководством.

                                 

     

 

          

   Умер Фенелон в Камбре 1 января 1715 г., за восемь месяцев до Людовика XIV.

                                 

  • Похвала есть дань, уплачиваемая талантам и доблестям.
  • Не столь опасно принять плохое решение, как не решиться ни на что или решиться слишком поздно.
  • Люди иногда судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится или что им выгодно.
  • Самоотречение не нарушает истинную свободу, а, наоборот, даёт её, освобождая нас от нас самих, от рабства нашей развращённости. Наши страсти - самые жестокие тираны...
  • Народ всегда будет народом: легковерным, своенравным слепым врагом своей настоящей пользы.
  • Обман и жестокость мало-помалу подкапываются под самые прочные основания законной власти.
  • Общественное благо есть закон государей.
  • Почести раздражают страсти более, нежели могут удовлетворить их.
  • Испорченные лестью государи становятся до того щекотливы, что всё, что не лесть, оскорбляет и раздражает их.
  • Государь, недоступный для людей недоступен и для правды.
  • Деспотизм народа есть слепая сила, которая неистовствует сама против себя.
  • Чем сильней привязываемся мы к жизни, тем горше бывает её конец.
  • Расположение духа рождает склонности и отвращения в ущерб интересам.
  • Судьи, купившие судебные места, будут, в свою очередь, продавать правосудие.
  • От самых великих людей нельзя требовать более того, что может сделать человечество.
  • Надежда - единственное облегчение человеческих скорбей.
  • Все войны на свете - гражданские войны: человек проливает кровь человека.

                       

Переводов «Телемака» насчитывается до ста, в том числе много стихотворных (латинские, немецкий Нейкирха, русский — «Телемахида» Тредьяковского, прозаич. пер. Ив. Захарова, 1786).

При написании этой статьи использовался материал:

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

 Издания сочинений Ф.: П., 1787—1792 (с биографией Кербефа) и 1810; Тулуза, 1809—1811; Безансон, 1827; Версаль, 1820-30; П., 1851-52 (самое полное).

https://ru.sarlat-tourisme.com/

https://www.dordognetal.reise/angebote/chateau-de-fenelon-sainte-mondane-de-1426551

Рубрики:  ИНТЕРЕСНОЕ РЯДОМ/дворцы,замки