Сальвадор Дали — великий художник XX века. Живописец, график, скульптор, режиссер, одним словом многоликий гений сюрреализма. Приставка SUR во французском слове Surrealisme означает «сверх», «над», «супер» т.е. больше, чем просто «реализм».
Вся жизнь художника прошла под знаком Sur, его называли ненормальным. По законам жанра спутницей жизни гения сюра не может стать заурядное существо женского пола. Так оно и было. Больше полувека гением Дали управляла некая surfemme — сверхженщина, оставшаяся в истории под именем ГАЛА (с ударением на последнем слоге).
Слово «гала» в переводе с французского означает «Торжество, праздник, оживленное веселье», Елена Дьяконова сама придумала себе такой псевдоним, в период начала своего первого заграничного романа. Но обо всём по порядку.
Дьяконова Елена Дмитриевна появилась на свет на Волге в губернском городе Казани в 1895 году. Матушка Елены рано овдовела, пугающая перспектива нищеты вынудила её выйти замуж за нелюбимого, но весьма состоятельного адвоката, который вскоре перевез всю семью в Москву.
Елена росла болезненным, нервным подростком. Её ранние фотографии хранят строптивый образ: высокие скулы, глубоко посаженные черные глаза, длинный нос, тонкие губы, взгляд выражает уверенность, упорство. Красавицей не назовешь, но окружающие признавали у неё наличие некой харизмы, женского магнетизма.
В Московской гимназии она некоторое время дружила с Анастасией Цветаевой (младшей сестрой знаменитой поэтессы Марины), которая так описала подругу:
«В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство… »
В возрасте 17 лет Елена заболела туберкулезом, родители решили отправить дочь на лечение в швейцарскую клинику «Кавадель». Там она встретила свою первую любовь, избранником русской девушки стал молодой француз, которому суждено было впоследствии стать знаменитым поэтом Полем Элюаром.
В клинику Поля поместил папенька, в надежде на то, что горный воздух и СПА-процедуры исцелят юношу от увлечения поэзией. В Швейцарии Елена провела два незабываемых года, всё это время они с Полем были неразлучны. Именно в то время Елена Дьяконова переименовала себя в Галу.
В 1914 году разразилась Первая мировая война, Поля забрали на фронт, а Гала вынуждена была вернуться домой в Россию, т.к. полностью выздоровела. Жизнь в разлуке с любимым стала невыносимой пыткой, утешение Гала находит лишь в переписке с Полем:
«Дорогой мой возлюбленный, моя душа, мой драгоценный мальчик! Мне так тебя не хватает… ». Сердце Галы разрывалось, душа стремилась к жениху в далекий Париж. Правда, злые языки поговаривали, что в Париж её манила любовь не Элюару, а к Франции.
Так или иначе, весной 1916 года Гала отправляется навстречу своей мечте в Париж. Больше в Россию Гала не вернется.
Гала появилась в Париже в благодатное время — на заре самого великолепного периода в истории искусства двадцатого века. Наэлектризованная атмосфера французской столицы пульсировала эротизмом. Судьба распорядилась так, что Гала стала заметной фигурой на пересечении искусства и сексуальности. Поль и Гала сразу поселились вместе в собственном доме в пригороде Парижа.
Несмотря на то, что папенька Элюара не одобрял увлечение сына нездоровой, своенравной русской, в феврале 1917 года в церкви святой Женевьевы состоялась их свадьба, а вскоре Гала забеременела.
Эта совершенно незапланированная беременность поначалу совсем не обрадовала Галу, но Поль хотел ребёнка, и спустя некоторое время родилась крошка Сесиль.
Молодожены честно старались создать идеальную семью. Надо заметить, что роль образцовой матери и хозяйки дома Гала исполняла блестяще, несмотря на то, что с первых дней объявила супругу:
«Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями».
Влияние Поля на Галу было огромным, можно с уверенностью сказать, что благодаря французскому поэту тихая русская девочка, обожающая Достоевского и Толстого, превратилась в экзальтированную светскую львицу, роковую обольстительницу, которая снова и снова вдохновляла мужа на новые поэтические произведения.
В начале двадцатых годов Гала становится заметной фигурой в парижском обществе, к её мнению прислушиваются далеко за пределами поэтического кружка сюрреалистов, ей рады в любых местах так или иначе имеющих отношение к культурной жизни.
А в семейной жизни не всё так гладко. Поль Элюар становится все более популярным, много путешествует по Европе, в его жизни появляются другие женщины, и он даже не пытается скрывать многочисленные измены от жены. Будучи авангардным поэтом, Поль имел свое собственное, далекое от традиционного представление о семейных отношениях, Гала чувствовала, что супруг подталкивает и ее к любовным приключениям на стороне.
Элюар увлекался фотографией и часто снимал Галу обнаженной, а потом любил показывать эти снимки всем подряд. В конце концов Гала сама стала получать от этого удовольствие, Элюару удалось окончательно развратить жену, появились эксбиционистские наклонности, сомнительные связи. А ведь Гала выходила замуж девственницей…
И вот спустя пару лет она как будто сорвалась с цепи, меняет любовников как перчатки, не таясь ни от общества, ни от мужа. А мужа такое положение вполне устраивает и очевидно даже вдохновляет. Классической красавицей Гала не была, она пленяла мужчин необыкновенным шармом, неосязаемыми флюидами.
Вскоре по Парижу поползли слухи, что в супружеской постели Элюаров появился третий член — немецкий скульптор Макс Эрнст.
Несмотря на такой вольный стиль жизни, сюрреалисты по-прежнему сохраняют уважение к Гале, всерьез прислушиваются к ее мнению. Свободная любовь научила Галу пользоваться ее плодами, довольно быстро она сформулировала для себя жизненные принципы и цели, определившие ее дальнейшую судьбу.
Пройдут годы, и про неё будут писать: «Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и компанейских отношений с гениями. Её не интересовала политика или философия.
Она оценивала людей по их эффективности в реальном мире и устраняла от себя тех, кто был посредственным, — и при всем том была в состоянии вдохновлять страсти и разжигать творческие силы столь разных мужчин, как Эрнст, Элюар, Дали».
Больше десяти лет прожили таким образом Элюар и Гала, постепенно отдаляясь друг от друга. Гала любила мужа, но понимала, что он уже не подходит ей. Поль несомненно талантлив, но Гала чувствовала потребность в гениальном спутнике жизни. Она считала, что заслуживает гораздо больших материальных благ, чем в состоянии был дать ей супруг.
Однажды в баре Элюара познакомили с молодым испанским художником-сюрреалистом, который совершенно очаровал поэта своим эксцентричным поведением и пригласил его с семьей отдохнуть в Испании, в деревеньке на берегу моря.
Бархатный сезон 1929 года чета Элюаров решает провести в захолустье у безвестного художника Сальвадора Дали. Взяв дочку и жену, Поль направил свой автомобиль в сторону Испании.
По дороге в деревню Кадакес Поль рассказывал супруге о необыкновенном творчестве сюрреалиста, Гала вспомнит позже: «Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела».
Дали впервые увидел Галу из окошка своего дома, и она показалась ему венцом творения, особенно надменное лицо, влажные черные глаза. Он с замиранием сердца наблюдал гибкие движения ее стройного, мальчишеского тела. Дали вышел из дома поприветствовать гостей, встретившись взглядом с Галой, он неожиданно осознал, что перед ним его единственная настоящая любовь.
Это понимание поразило художника как удар молнии, от чего он потерял способность нормально разговаривать и разразился нервным безудержным хохотом. Взгляд Галы, обладающий способностью «проникать сквозь стены» (по словам Элюара), выражал очевидную заинтересованность новым знакомым.
Сальвадору Дали было тогда 25 лет, Гале — 35. С этой минуты они не расставались.
Гала обладала сумасшедшим очарованием, но дело было не просто в женской притягательности, здесь было что-то ещё. Дали совершенно не замечал ее мужа и дочку Сесиль, он чувствовал только одно: эта женщина будет его. Его мучила только одна мысль: в свои годы он продолжал оставаться девственником и боялся близости с женщиной в принципе. Надо сказать, что женщины манили художника и в тоже время вызывали отвращение.
Когда-то он ходил по парижским борделям, но чем он там занимался? Об этом он рассказывает в своих воспоминаниях: «Если внутреннее убранство борделей очаровывало меня, то девушки — наоборот… К этим я не притронусь, пообещал я себе, увидев их появляющимися одна за другой, заспанных и перепуганных, как будто их только подняли с постели». Этот животный ужас, который внушала Сальвадору женская сущность, не мешал ему быть тонким ценителем женской красоты.
Обладая врожденным художественным чутьем, Гала сразу увидела в этом напряженном молодом человеке будущего гения, хотя поначалу ее немного смущали его озабоченность мастурбацией и кастрацией.
Поль Элюар почувствовал себя третьим лишним, он забрал дочь (Сесиль было тогда 11 лет) и с разбитым сердцем уехал домой в Париж. С собой он увез собственный портрет руки Сальвадора Дали, который говорил про эту работу: «Я почувствовал, что на меня возложена обязанность, запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Элюар ещё долгие годы вздыхал, рассматривая те самые фотоснимки обнаженной Галы, которые когда-то хвастливо демонстрировал друзьям, в том числе и Сальвадору Дали. Что подвигло Галу на решение бросить семью ради Дали, холодный расчет на дивиденды от его гениальности или пылкая страсть, романтический порыв, а может быть азарт авантюрной натуры? Хроникеры по сей день спорят об этом.
Гала становится чуть ли не единственной натурщицей Дали, все его творчество пронизано ее образом от «Первого портрета Гала» (1931) до «Три славные загадки Гала» (1982). Практически все герои его картин имеют ее лицо, даже в лике Христа на знаменитой «Тайной вечере» угадываются ее черты.
Вариации на тему Гала-Мадонна бесчисленны, «Атомная леди» — это тоже Гала. На картине посвященной открытию Америки Колумб делает первые шаги по материку, а в руках у него хоругвь с изображением Галы и подписью «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».
Дали сам объяснял, как важен для него образ Галы: «Это не просто изображение женщины. Этот образ — один из центральных в моем творчестве. Привлекает он меня потому, что вдохновляет и волнует. В нем обаяние и некая женская непостижимость, загадочность русской души. Образ многозначительный, на все века… »
Долгое время они жили затворниками, отказываясь от всевозможных приглашений. Одетую каталонской рыбачкой, Галу принимают за свою в деревеньке Кадакес. Им было хорошо только вдвоем.
Жили не заботясь об оформлении отношений, но в 1934 году Гала получает развод с первым мужем и выходит замуж за Сальвадора Дали. Примечательно, что Элюар был почетным свидетелем на гражданской церемонии их бракосочетания.
Как это не покажется странным, Гала выходила замуж за Сальвадора Дали около пятидесяти раз. Всякий раз, приезжая в новую страну, они женились, очарованные великолепием свадебного обряда, это будоражило фантазию сюрреалиста, питало источник его творчества.
Дали встретил СВОЮ женщину и его сексуальные проблемы разрешились сами собой. Сам он писал об этом так: «Первый поцелуй, когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия».
Гала не переставала восхищать Сальвадора: «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным… ».
Гала покорила не только сердце гениального художника, она стала единственной и полноправной властительницей его разума. Дали считает себя неотъемлемой частью Галы, отныне свои картины он подписывает именем «Гала — Сальвадор Дали».
Художник находит миллион нежных эпитетов для возлюбленной: Оливка, Львенок, Белочка, Пчелка… Чтобы не говорила его «Сокровище, Божество, Золотой оберег», было истиной в последней инстанции.
Ненасытную чувственность Галы узы брака с гением не обуздали, она по-прежнему расточала свою сексуальность в объятиях молоденьких мужчин на стороне, в плотской любви она была ненасытна и неутомима.
А Дали, если и расстраивался по этому поводу, то эти переживания шли на пользу его творчеству: «Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, — говорил он. — Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».
Будучи полярно разными характерами, Гала и Дали образовали на редкость гармоничный союз в бытовом плане. Он, робкий и беспомощный в повседневной жизни человек боялся ездить в лифте и ни разу не сидел за рулем автомобиля, что уж говорить о совершении юридических сделок и заключении деловых контрактов.
Сам Бог послал в помощь нерешительному художнику мощную опору в прекрасном лице Галы, обладающей трезвым умом и, как оказалось, железной деловой хваткой.
Гала взяла в свои хрупкие руки все дела Дали, тем самым освободив его от всех забот. Теперь у него появилась возможность полностью отдаваться творчеству. Судьба уготовала Сальвадору встречу с Галой, чтобы с ее помощью он стал звездой мирового масштаба.
Гала спровоцировала отход Дали из группы сюрреалистов, ведомых Бретоном, порвав с которыми Дали приобрел свой собственный стиль, выходящий за рамки принципов классического сюра. Бретон окрестил жену Дали «Гала-Чума». Отныне роль парижской гламурной дивы Галою напрочь забыта, Гала становится менеджером, секретарем, нянькой гениальному художнику.
Поначалу супруги Дали нуждались, тогда с подачи Галы, появился небольшой комитет коллекционеров, в который вошли представители высшего общества. Раз в месяц какой-нибудь маркиз или виконт выкупал произведение Дали, тем самым давая ему средства к существованию и рекламу в обществе.
Гала самоотверженно преобразовывала творческую энергию Дали в финансово успешные проекты. Она взяла на себя организацию выставок, поиск богатых спонсоров, продажу картин.
Благодаря ее стараниям в прессе появляются отзывы критиков, подобные этому: «Его неповторимая манера письма утверждается, завоевывает сторонников. Его произведения нравятся публике все больше и больше… »
В 1934 году Дали и Гала поехали покорять Америку. Идея этой поездки, разумеется, принадлежит Гале, обладая поразительным чутьем, она угадала, что именно американцам придутся по душе (и по карману, что немаловажно) произведения Сальвадора. В Соединенных штатах талант Дали произвел настоящий фурор, американцев охватила «сюрреалистическая лихорадка».
Вошли в моду так называемые «сюрреалистические вечеринки», устраиваемые в честь Дали: участники маскарадного бала являлись в экстравагантных нарядах на грани приличия. Вернувшись в Испанию супруги осознали, что это путешествие принесло им всемирную известность и первые большие деньги.
Гала не перестает держать Дали под финансовым и творческим прессом. Если не шли картины, Гала уговаривала Сальвадора заняться изготовлением предметов, и он придумывал немыслимые шляпки, пепельницы, флаконы для духов, рекламировал какие-то товары. Однажды Гала предложила мужу расписать экраны, закрывающие батареи в доме. Дали взялся за работу с воодушевлением, со свойственным ему мастерством и натурализмом он изобразил на экранах: батареи отопления.
Гала следит за тем, чтобы публичные выступления Дали хорошо оплачивались, Гала назначает цену его произведениям, Гала не допускает, чтобы муж раздаривал свои полотна бесплатно. Единственный раз Сальвадор сделал подарок: он преподнес свою картину Папе Римскому, рассчитывая, что тот позволит Гале повторное венчание, правда Папа не позволил.
1939 году Дали с Галой опять направляются в США, эта поездка закрепляет триумф эксцентричного творца. Американская публика превозносит до небес непревзойденного скандалиста с его провокационным творчеством, иначе как «гением» с тех пор Дали не называют.
В американский период, а это восемь лет, Дали создает декорации для балета, иллюстрирует книги, оформляет витрины самых роскошных магазинов, пишет портреты американских толстосумов, сотрудничает с Диснеем и Хичкоком, пишет картины.
В этот период он создал всемирно известный шедевр «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
Он необыкновенно популярен, моден, любим всем миром. Стоит ли говорить, что вся организационно-рутинная часть его деятельности осуществляется верной Галой.
В конце 40-х супруги вернулись в Европу неимоверно богатыми и знаменитыми. Музе Сальвадора Дали уже перевалило за 50, все чаще подводит здоровье. Но она не сдается, по-прежнему ведет кипучую деятельность на ниве заботы о гении мужа.
Не перестает позировать для его полотен. Чувства Дали также не остыли, возможно, приобрели новый оттенок: рано лишившийся матери, Сальвадор подсознательно искал материнскую любовь и обрел ее воплощение в Гале.
Гала с супругом продолжают эпатировать общество. Вместе они придумали нашумевшие «Хэппининги» — скандальные эротические шоу. Толпы людей стремились принять в них участие. Гала умела продемонстрировать блеск и весомость их с Дали пары на фотографиях в прессе. Эксцентричная чета была постоянным объектом внимания папарацци.
Журналисты неоднозначно отзывались о жене гениального художника. Ее умение извлекать выгоду из художественных проектов мужа, зачастую преподносилось в прессе как хищничество. Ее обвиняли в жестокости, алчности, аморальности. И Гала давала множество поводов для подобных пересудов, в ту пору, когда деньги потекли к Дали рекой, Гала транжирила их направо и налево, делая это легко и весело.
Недоброжелатели утверждали, что Гала развратила и Дали, развила в нем жажду денег и эгоизм. Бывший друг Дали Бретон стал называть вернувшегося из США Сальвадора не иначе как «Dollars», т.е. «жадный на доллары».
Сама Гала честно признавалась в многочисленных интервью: «Мы все время охотимся за деньгами. Нам приходится содержать виллу в Испании, дом во Франции, квартиру в Нью-Йорке, да еще бесконечные отели. Одно разорение!..»
Слухи о жестокости Галы косвенно подтверждает окончательный разрыв отношений с дочерью Сесиль.
Дело в том, что в период голода и бомбежек Парижа фашистами 22-летняя Сесиль продала несколько рисунков Дали, которые ей оставили на хранение. Бескомпромиссная Гала, которой не довелось пережить ужасов войны (все эти годы чета Дали провела в США), не смирилась с этой потерей, устроила страшный скандал, вылившийся в окончательное прекращение отношений.
Гала никогда не была близка с родной дочерью, после разрыва с первым мужем, отправила девочку на воспитание к бабушке (матери Поля Элюара).
Видимо весь запас материнских чувств Гала растратила на своего гениального мужа. Сам Дали никогда не хотел иметь детей, потому что боялся, что от него может родиться умственно неполноценный ребенок.
Как-то раз в гости к Гале из далекой России приехала родная сестра Лидия, она стала свидетельницей необычайно трогательных отношений супругов друг к другу, впоследствии она писала: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность.
Дали швырнул часами в очередного посетителя — Гала бросается к нему с успокоительными каплями — не дай Бог, с ним сделается припадок». Сальвадор называет супругу: «Моя кровь, мой кислород, ангел равновесия».
В 1958 году ушел из жизни первый муж Галы и она получила возможность обвенчаться с Дали. Спустя 29 лет с их первой встречи Гала и Сальвадор Дали тайно повенчались. Это было очень важно для Дали, т.к. не смотря на всю эксцентричность своего поведения, он продолжал оставаться католиком.
Годы идут и Гала стареет, если в молодости она сама выбирает себе любовников, руководствуясь порою небескорыстными движениями души: «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!», то дожив до семидесяти лет, Гала вынуждена платить сама.
Она уже носит парик и сделала подтяжку лица, она добилась всего, о чем мечтала в юности, но ее страстность не утихает.
Гала привыкла к восхищенным мужским взглядам, ищет их на лицах юношей-натурщиков, что приходят к Дали, а не найдя фактически силой затаскивает их в свою постель. Гала и Дали прожили вместе 53 года, Дали переживал, как бы с его музой не случилось чего-нибудь дурного в то время, когда она уезжает неизвестно куда развлекаться со своими молоденькими друзьями.
Тогда Дали подарил жене средневековый замок Пуболь неподалеку от Порта-Льигата. Гала переехала туда, посвятив последние годы жизни безудержному веселью с молодыми людьми и игре в рулетку. В числе ее последних любовников был певец Джефф Фенхольт, солист рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», Гала (а ей было уже 80 лет) материально содержала своего фаворита и даже купила ему особняк на Лонг-Айленде.
Дали имел возможность навещать свою музу в Пюболе только с ее высочайшего позволения, сам же он все чаще коротал вечера в обществе очаровательной модели Аманды Лир. На людях он делал вид, что они любовники, а на самом деле от молодых красивых женщин художнику не нужно было ничего (кроме их красоты). Единственной женщиной его жизни была Гала.
Последние годы ее жизни отравлены болезнями и приближающейся старческой немощью. Глядя в зеркало Гала не видит уже той Елены Троянской, что ежедневно рисовал Дали, не стало уже нежной парижанки, которую воспевал в стихах Элюар.
Гала не в силах смириться с неизбежным: она самозабвенно втирает питательные крема в увядающую кожу, принимает холодный душ по утрам, делает зарядку, сидит на диетах, глотает витамины в таблетках.
Увы, все эти средства не в силах вернуть блеск глазам и молодость душе и телу. Осень жизни становится для Галы настоящей трагедией: «День смерти, — говорила она, — станет самым счастливым днем в моей жизни».
Гала умерла 10 июня 1982 года. Через несколько часов после погребения в склеп замка Пюболь вошел Сальвадор Дали «Посмотри, любимая я не плачу» прошептал убитый горем гений.
Он переживет свою музу на 7 лет, но годы эти будут испорчены болезнью. После смерти жены, художник повредился рассудком: кричал, плевался в докторов, с трудом мог говорить.
Одинокой тенью шаркал Дали по комнатам замка Галы, бессвязно бормоча, то и дело захлебывался в рыданиях. Он уже ничего не рисовал.
История жизни Галы, как захватывающий роман. Эта женщина остается тайной. Ходили слухи, что Гала вела дневник на русском языке, однако этих записей никто не видел.
Быть может, мир искусства ещё обретет некие вести из прошлого, приоткрывающие завесу тайн сюрреалистической мадонны, бывшей музой гения XX века.

