-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection Дублин Нью-Йорк австралия автопортрет акварель америка англия архитектура балтимор бельгия бостон британия варшава вашингтон великобритания венеция галерея гим голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос институт искусств институт кларка интерьер ирландия испания история италия йельский центр канада коллекция копенгаген королева королевская академия королевская коллекция король ливерпуль литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей уолтерса музей фицуильяма натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пейзаж польша портрет посуда прадо прерафаэлиты птицы религия рисунок розы россия сан-фернандо санкт-петербург святые собаки стокгольм сша третьяковка фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии швеция школа дизайна эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Фотохостинги в Интернете - (0)

Фотохостинги в Интернете Всем здравствуйте... Давайте посмотрим, какие есть в Интернете ...

Как сохранить дневник ЛИРУ на компьютер - (0)

Как сохранить дневник ЛИРУ на компьютер ...

Все формулы в одном месте - (0)

Все формулы в одном месте ПАМЯТКА НАЧИНАЮЩИМ БЛОГГЕРАМ ВСЕ В ОДНОМ МЕСТЕ Мне для рабо...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 142593


Живописный портрет. Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени

Воскресенье, 15 Января 2023 г. 12:27 + в цитатник




01. Портрет жены купца-чаеторговца, купчихи Агриппины Степановны Перловой. 1842
Дубровин Платон Алимпиевич (1795-1851)

холст; масло
63,0 х 54,0 см


П. А. Дубровин – живописец-портретист. В 1840-х гг. жил в Москве, в Яузской части, на Мясницкой. Автор купеческих портретов. Один из первых учителей академика живописи П. З. Захарова-Чеченца.

Заказные купеческие портреты всегда изображают отдельно мужа и жену, и, как правило, составляют часть семейной портретной галереи. Цель такого типа портретов – показать материальное положение, успех, который был достигнут в результате предпринимательской деятельности семейства. Поэтому для позирования всегда выбирались лучшие костюмы, сшитые по последней моде и из лучших тканей, богатые украшения и аксессуары, что требовало от живописца дополнительных умений.




02. Портрет княгини Екатерины Алексеевны Голицыной 1790-е
Рокотов Федор Степанович (1735?-1808)

холст; масло
72,7 х 56,7


Екатерина Алексеевна Голицына (1724-1804), княгиня, урожденная Кар, статс-дама императрицы Елизаветы Петровны. С 1745 замужем за князем П. М. Голицыным, действительным камергером, генерал - поручиком, шталмейстером двора. Жила в Москве. Сохранились свидетельства, что Екатерина Алексеевна покровительствовала Ф. С. Рокотову. Похоронена в родовой усыпальнице Голицыных - Долгоруковых в Новоспасском монастыре, где неподалеку покоится и автор ее портрета. Надгробие Е. А. Голицыной, как и Ф. С. Рокотова, не сохранилось.




03. Миниатюра. Портрет баронессы Марии Дмитриевны Шеппинг. 1823
Рокштуль Петер-Эрнест (1764-1824)

кость слоновая; гуашь, белила
13,5 х 9,7




04. Гау Владимир Иванович (1816-1895)
Портрет герцога Адольфа Нассауского в интерьере у окна 1844

Бумага; акварель, белила, карандаш, лак
32,2 х 37,5 см





05. Портрет Е. А. Остерман-Толстой (1830 до 1835)
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

бристольский картон; акварель
24,5 х 19,5 см


Виртуозно исполнен портрет немолодой дамы в синей бархатной накидке и чепце – графини Остерман-Толстой, жены героя войны 1812 года графа Александра Ивановича Остерман-Толстого. Графиня, урожденная княжна Голицына, дочь князя Алексея Борисовича Голицына; племянница пушкинской «Пиковой дамы» княгини Натальи Петровны Голицыной. После скоропостижной смерти родителей, была пожалована во фрейлины. В годы заграничной кампании русской армии 1813–1814 годов находилась в походе с армией мужа. По свидетельства современников Елизавета Алексеевна обладала неуравновешенным характером; «Отличалась ревностью и тем не давала покоя мужу, который подавал к тому немало поводов». По возвращении в Петербург графиня сосредоточила всю заботу и любовь на своих воспитанниках, среди которых был и Федор Иванович Тютчев. Жила в имении «Ильинское» под Москвой. В доме Остерманов устраивались музыкальные вечера и чтения стихов, на которых бывали Вяземский, Тютчев, Лажечников.

Соколов тонко улавливает портретные характеристики своей модели, уловив в ее чертах жесткость и противоречивость натуры. Тонкие сжатые губы с опущенными уголками, диспропорции лица, презрительно-настороженный взгляд выдают женщину властную. Художник блестяще справляется с техническими возможностями тонкой акварели, сумев тонко передать фактуру бархатной ткани накидки, отороченной шиншилловым мехом, прозрачность кисеи чепца.



06. Портрет графа К. В. Нессельроде. До 1826
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

Бумага; акварель


Выразительный портрет Карла Васильевича Нессельроде написан в конце 1820-х годов. Карл Васильевич происходил из немецкого графского рода, был предпоследним канцлером российской империи, занимал пост министра иностранных дел при дворе двух императоров Александра I и Николая I, дольше, чем кто либо. Вышел в отставку только после поражения России в Крымской войне в 1856 году. Нессельроде был известным гурманом. Именем русского канцлера названо знаменитое мороженое «Glace Nesselrode».



07. Портрет неизвестной в интерьере. 1847
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

картон; акварель, гуашь, карандаш, лак
37,0 х 29,0 см





08. Портрет неизвестной в амазонке. 1840-е.
Нечаев Иван Алексеевич

Бумага; лак, акварель
20,0 х 24,0 см





09. Портрет Е. Эвениус. 1840
Вивьен де Шатобрен Иосиф-Евстафий (1793-1852)

Бумага; акварель


Имя автора этой акварели – Вивьена де Шатобрена известно широкой аудитории по большей части в связи с тем, что в 1826 году им был создан портрет А. С. Пушкина. Вивьен (де Шатобрен) Иосиф Иосифович (1793–1852?), француз по происхождению – художник-акварелист, миниатюрист, рисовальщик и литограф. В Москве работал в 1810-1850-х, преподавал рисование в Московском дворцовом архитектурном училище, в 1827–1842 гг. – в Институте обер-офицерских сирот Московского воспитательного дома. Преподавал в Александринском сиротском институте. Давал частные уроки рисования, в т.ч. И. С. Тургеневу. Его сыновья: О. О. Вивьен – художник, В. О. Вивьен – архитектор. Работы Вивьена де Шатобрена хранятся в собрании Государственного музея А. С. Пушкина и Музея истории российской литературы им. В. И. Даля.

Портрет Екатерины Эвениус, урожденной Виттинг – парный к портрету ее мужа, Ивана Егоровича Эвениуса, который также хранится в Музее Тропинина. Эвениус И. Е. (Иоанн-Георг) – инженер, сын приехавшего в Россию в XVIII веке немецкого фармацевта. Здание аптеки Эвениуса в Нижнем Новгороде является в настоящий момент памятником архитектуры. С 1805 года пара вместе с детьми проживала в Москве.



10. Портрет поручика князя Сергея Федоровича Голицына-второго. После 1835 г.
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

Бумага; акварель
32,6 х 27,3 см (в раме)





11. Портрет императрицы Александры Федоровны. Конец 1830-х.
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

Бумага; акварель
24,3 х 20,3 см





12. Портрет корнета Павла Григорьевича Демидова 2-го (?). 1831
Соколов Петр Федорович (1791-1848)

Бумага; акварель
18,0 х 14,5 см





13. Макаров Иван Козьмич (1822-1897)
Портрет графини Дарьи Васильевны Олсуфьевой. 1856

холст; масло
62,0 х 44,0 см



Д. В. Олсуфьева (1836 – 1913), в замужестве Моро – дочь графа Василия Дмитриевича Олсуфьева (1796 – 1858), губернатора Московской губернии в 1838-1840, обер-гофмейстера, и Марии Алексеевны, урожд. Спиридовой (1800 – 1878). Фрейлина, вышла замуж за Антуана Моро, вероятно, сына Жана-Пьера-Теодора Моро де Мельтиер (1781—1848), пленного французского офицера. В середине 1810-х семья Моро жила в Муратово, была знакома с Жуковским. Графиня была автором переводов, оригинальных романов, драм. Не имея детей, супруги посвятили себя благотворительной деятельности, создали и содержали несколько приютов в Петербурге и Москве. Во 2-й половине XIX века переехали в Литву – имение Даубишкяй, где также содержали приют для девочек.

Портрет Дарьи Моро написан Макаровым в его излюбленной манере, с одинаковым вниманием к внешней привлекательности и красоте внутреннего мира модели. Белое лицо, нежная кожа, просвечивающаяся сквозь кисею, противополагаются темному фону, что придает облику драматизм и возвышенность. Воздушный портрет мечтательной молодой девушки ярко контрастирует с портретами ее матери и тёти кисти К. И. Лаша, изобразившего дам скорее как почтенных бюргерш, чем как представительниц высших аристократических кругов



14. Женский портрет.
Неизвестный художник второй половины XIX века

холст; масло
62,0 х 51,0 см


Несмотря на то, что портрет не является завершенной работой художника, его можно назвать произведением искусства высокого живописного качества благодаря тем характеристикам, которые автор сумел раскрыть в изображении лица молодой женщины. Модель не смотрит на зрителя не из желания придать своему образу меланхоличность, молодая женщина погружена в свои глубокие переживания. Образ лишен отвлекающих от лица деталей – на изображенной женщине скромное платье, просто убранные волосы, отсутствуют украшения. Свет падает таким образом, что часть лица остается в тени, что придает портрету глубину и загадочность



15. Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825)
Портрет Варвары Андреевны Томиловой. 1800-е

холст; масло
68,5 х 55,5 см





16. Неизвестный русский художник первой половины XIX века
Портрет неизвестной в белом платье с темно-коричневым бархатным шнурком на шее. 1840-е.

холст; масло
53,5 х 45,5 см


Портрет неизвестной молодой девушки в белом платье с ленточкой на шее – яркий образец психологического портрета, сложного жанра, который развился к середине XIX века. Художник пытается уловить не только общий типаж модели, а стремится запечатлеть тонкие движения ее души, эмоции. Художник экспериментирует с позой героини портрета, с источником света. Драматизм и даже оттенки трагизма этому портрету сообщает неспокойная поза, которую выдает несимметричное положение рук и приподнятое плечо, а также взгляд, который устремлен не в сторону, как часто изображали художники, придавая мечтательное выражение лица изображенной персоны, а резко вверх.



17. Портрет Николая Ивановича Шепелева с трубкой. 1850-е
Неизвестный русский художник середины XIX века

холст; масло
84,0 х 67,0 см



Н. И. Шепелев (1798–?), потомок древнего русского дворянского рода, сын Ивана Дмитриевича Шепелева (? - 1812). С 1815 юнкер Лейб-гвардии Кавалергардского полка, с 1817 корнет, с 1818 поручик, с 1821 штаб-ротмистр, с 1823 ротмистр. С 1827 в отставке с чином полковника. Брат героя Отечественной войны 1812 года А. И. Шепелева, дядя драматурга А. В. Сухово-Кобылина.

Портрет показывает не лишенного дендизма военного в отставке. Одетый по последней моде, с популярным среди джентльменов аксессуаром в руках, Н. И. Шепелев изображен расслабленным, как будто далеким от ратных и государственных дел. Внешние атрибуты явно контрастируют с мудрым и сосредоточенным взглядом полковника и выправкой офицера, которая остается частью его натуры, несмотря на спокойную окружающую обстановку.



18. Портрет принцессы Анны Леопольдовны/1718-1746/
Неизвестный художник первой половины XVIII века

холст; масло
78,5 х 61,5 см


Анна Леопольдовна (1718–1746), урожденная Елена Екатерина Христина принцесса Брауншвейг-Люнебургская, племянница императрицы Анны Иоанновны, внучка Ивана V. С 1739 – жена принца Антона Ульриха Брауншвейгского (1714-1774), генералиссимуса российских войск, при крещении приняла имя Анна в честь императрицы. После смерти Анны Иоанновны регентша при малолетнем сыне – императоре Иоанне Антоновиче (Иване VI), правила с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г. Была свергнута Елизаветой Петровной и отправлена в ссылку.

При относительно небольшой иконографии принцессы, этот портрет, относящийся к типу Л. Каравака, имеет сходные черты с достоверными портретами Анны Леопольдовны, но при этом является специфическим и уникальным в своем роде изображением представительницы царской семьи, что заставляет некоторых специалистов сомневаться в изображенной персоне. На нем принцесса, имевшая в молодости обычай носить гладкую прическу, написана в напудренном парике, лицо ее скорее удлиненное с миловидными чертами, против обычно изображаемого круглого лица с холодным, неприветливым выражением.



19. Портрет неизвестного в красном кафтане 1760-е
Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

холст; масло
62,8 х 51,0 см


А. П. Антропов – живописец, портретист, учился в Петербурге у А. М. Матвеева и Л. Каравака (с 1732). В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Москве, в Петербурге и его пригородах (1744-1750), Андреевского собора в Киеве (1752-1755). С 1761 до конца жизни – главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д. Г. Левицкий. Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.



20. Портрет Александры Васильевны Браницкой, урожденной Энгельгардт. Этюд (?) к парадному портрету 1781
Бромптон (1734-1782) (?)

холст; масло
79,5 х 60,5 см


Графиня А. В. Браницкая (1754-1838(39), урожденная Энгельгардт – старшая племянница светлейшего князя Г. А. Потемкина, наследница его состояния. С 1775 г. – фрейлина, с 1777 г. – камер-фрейлина. В 1781 г. получила орден Св. Екатерины. С 1781 г. замужем за графом К. П. Браницким, гетманом польским. Екатерина ІІ подарила супругам на свадьбу дворец в Петербурге (ныне Юсуповский дворец на Мойке). Обладала огромным состоянием, занималась благотворительностью.

На портрете изображена в голубой орденской ленте и знаке ордена Святой Екатерины. В знак близости Александры Васильевны к Екатерине II художник изобразил ее на портрете рядом с мраморным бюстом императрицы. Фоном для портрета является пейзаж Английского парка в Царском Селе.



21. Портрет графини Софьи Петровны Апраксиной (?),раннее: Портрет дамы в белом платье с полосатым шарфом. 1810-1820-е.
Ризенер Анри-Франсуа (1767-1828)

холст; масло
68,5 х 53,8 см


А.-Ф. Ризенер – французский живописец немецкого происхождения, представитель классицизма и раннего романтизма. Сын краснодеревщика Ж.−А. Ризенера – официального поставщика королевской мебельной коллекции, сформировавшего «стиль Людовика XVI» на стыке барокко и неоклассицизма. Занимался у Ж.-Л. Давида. Мастер парадного светского портрета, умевший при этом раскрывать внутренний мир модели. Создатель натурных портретов Наполеона и Александра I. В России и Польше работал в 1816 – 1823.

Софья Петровна Апраксина, урожденная графиня Толстая (1802 – 1886), дочь русского посла в Париже, генерала от инфантерии графа Петра Александровича Толстого (1769-1844). В 1818 вышла замуж за флигель-адьютанта В. С. Апраксина (внука А. Л. Апраксиной), участника Отечественной войны 1812 года. Современников в ней привлекали ум, широкая образованность. Была знакома с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, А. С. Пушкиным, дружила с Н. В. Гоголем, художником А. А. Ивановым, который неоднократно портретировал ее.
Мастер портретного жанра, Ризенер, умел найти привлекательные черты в каждой своей модели. Так и в изображении Софьи Апраксиной художник, обладающий строгим вкусом, сумел избежать пустой красивости и холодности, часто свойственной парадным портретам. Благородный изгиб спины, легкая улыбка полных губ и едва заметная асимметрия глаз составляют индивидуальные особенности юной графини. Яркий шарф, накинутый на белое ампирное платье, является цветовым акцентом и усиливает общее романтическое настроение произведения.



22. Портрет князя Александра Николаевича Долгорукова. 1804
Дамон Ортолани Джованни Баттиста (1750 -1812)

холст; масло
66,5 х 54,5 см




23. Портрет Софьи Ивановны Жуковой (?), урожденной Шепелевой. 1820-е. Неизвестный русский художник первой половины ХIХ века
холст; масло
67,5 х 54,5 см



С. И. Жукова (? – 1867) – дочь бригадира Ивана Дмитриевича Шепелева (? - 1812), замужем за Николаем Ивановичем Жуковым (1783–1847), тайным советником, Черниговским и позднее Костромским губернатором.

Композиция портрета, изображающего женщину в повседневном платье и чепце, является традиционным для представителей мелкопоместного дворянства. Как правило, подобные портреты имеют парное произведение, изображающее супруга. Автор портрета, по всей видимости, был провинциальным художником, который не сумел или не посчитал нужным детально изобразить костюм модели или через какие-то предметы передать нам характеристику изображенной персоны. Однако, можно предположить, что живописец получил основы художественного образования, так как лицо написано с достаточной степенью мастерства и представляет модель в естественном виде, включая мимические морщины и непослушные завитки волос.



24. Портрет неизвестного с орденами св. Станислава и св. Владимира. 1844
Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892)

Бумага; акварель, белила
25,5 х 20,7 см




25. Портрет статс-дамы Агриппины Леонтьевны Апраксиной, рожденной Соймоновой (1719-1771) 1750-е
Антропов Алексей Петрович (1716-1795)

холст; масло
61,0 х 49,0 см



Агриппина (Аграфена) Леонтьевна Апраксина, урожденная Соймонова (1719 – 1771), жена генерал-фельдмаршала С.Ф. Апраксина. С 1756 – статс-дама двора Елизаветы Петровны. Была одарена возвышенными и благородными чувствами, занималась благотворительностью. На груди наградная миниатюра с портретом императрицы Елизаветы Петровны, в богатой оправе из бриллиантов – высшая придворная почесть и необходимый элемент костюма статс-дамы.



26. Портрет княгини Екатерины-Каролины Александровны Долгоруковой. 1804
Дамон Ортолани Джованни Баттиста (1750 -1812)

холст; масло
67,0 х 54,5см


Княгиня Е.-К. А. Долгорукова, урожденная Де Лицына (1758 – 1842), внебрачная дочь вице-канцлера, действительного тайного советника, сенатора, обер-камергера князя Александра Михайловича Голицына (1723 – 1807) и венгерской графини Клюпфель. После замужества никуда не показывалась, спрятав, к великому сожалению современников, свои таланты и образованность.

Художник стал пленником обаяния своей модели, не блиставшей красотой по оценкам современников, но наделенной добрым нравом и кротостью. Живописец попытался проникнуть во внутренний мир дамы и изобразил ее без свойственного другим его портретам кокетства, а изобразил княгиню с изящным наклоном головы и задумчивым взглядом, что указывает на некоторую меланхоличность.



27. Портрет купца - чаеторговца Ивана Алексеевича Перлова. 1842
Дубровин Платон Алимпиевич (1795-1851)

холст; масло
63,0 х 54,0 см


И. А. Перлов (1794(96)–1861), выходец из семьи московских предпринимателей-чаеторговцев Перловых. С 1836 – потомственный почетный гражданин, с 1840 – купец 1-й гильдии, владелец чайной фирмы. Исторической заслугой купцов Перловых была популяризация чая в России и его широкое распространение среди простого народа. Первый фирменный магазин Перловых открылся в Москве в 1823 году. По указу Александра III в год столетия фирмы Перловых им было пожаловано дворянство — «во внимание к 100-летней деятельности рода московских купцов Перловых на поприще торговли и в воздаяние их заслуг».

tropinin.museum-online
wikimedia
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Воскресенье, 15 Января 2023 г. 15:11 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку