-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13089
Комментариев: 64896
Написано: 140684


Автопортрет. Коллекция Государственного Русского музея

Воскресенье, 24 Января 2021 г. 11:57 + в цитатник
Bo4kaMeda


01. Матвеев А. М. [1702, ? – 1739, Санкт-Петербург]
Автопортрет с женой 1729 (?). Не ранее 1728 (?)
Холст, масло
75,5 x 90,5
Коллекция Государственного Русского музея


Матвеев Андрей (1702, (?) – 1739). Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, с декабря 1723 по май (?) 1727 – в антверпенской АХ у (?) Спервера. В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, писал образа для церкви Симеона и Анны.

Матвеева Ирина Степановна (1712/14–1740-е). Дочь кузнечного мастера С. Антропова. С 1729 (или 1728) замужем за художником А. Матвеевым. Вторым браком – за купцом В. И. Тургеневым.

Вернувшись из Голландии, где молодой художник проходил обучение в 1719—1727 годах, Андрей Матвеев женился на дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений Ирине Степановне Антроповой. Она приходилась двоюродной сестрой А. П. Антропову, впоследствии известному живописцу. Художник на портрете правой рукой обнимает свою юную супругу, а левой поддерживает ее за руку, как бы выдвигая на первый план и приближая к зрителю. Позы и движения обоих лишены жеманства, они спокойны, естественны, полны достоинства и грации. Вся атмосфера портрета напоена глубоким лиризмом, неожиданным для эпохи. Созданные Матвеевым образы говорят об интересе к человеку, к его личным качествам. Матвеев создает свой тип лирического портрета, сосредоточивая внимание на эмоциональном содержании образа. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось первым автопортретом. Он находился в семье художника, затем принадлежал его сыну В. А. Матвееву и в 1808 году был передан последним в дар Академии художеств. На обороте портрета имеется воспроизведенная при дублировании холста надпись: «Матвеевъ, Андрей, первый Русскiй живописецъ и его супруга. Писалъ самъ художникъ».




02. Бруни Ф. А. [1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург]
Автопортрет 1823
Бумага, итальянский карандаш
21,6 х 16,4



03. Бруни Ф. А. [1801, Милан - 1875, Санкт-Петербург]
Автопортрет 1810-е
Холст, масло
52,5 x 42,5




04. Орловский А. О. [1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург]
Автопортрет. Конец 1810-х — начало 1820-х
Холст, масло
143 х 107,5


Автопортрет Орловского является программным произведением художника-романтика. Академик живописи Орловский изобразил себя в полном снаряжении кавказского воина (скорее всего черкеса), каким в действительности он никогда не был. Костюму соответствует и героическое выражение лица, напряженная поза с резким поворотом головы. Тема Востока, характерная для европейского романтизма, в России часто связывалась с Кавказом (позднее кавказская тематика привлекла Михаила Лермонтова и других писателей романтического направления).

ОРЛОВСКИЙ Александр Осипович (1777, Варшава – 1832, Санкт-Петербург) – рисовальщик, литограф, живописец; жанрист, портретист, пейзажист, баталист, анималист.
Жил и работал в Петербурге (с 1802), где состоял в штате великого князя Константина Павловича. Академик (1809) за картину «Бивуак казаков» (ГРМ). Автор первой русской художественной литографии (1816). В конце 1810-х – 1820-х исполнил несколько серий литографий, посвященных сценам из русской народной жизни, пользовавшихся большим успехом.



05. Варнек А. Г. [1782, Санкт-Петербург – 1843, там же]
Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером 1810-е
Холст, масло
62,5 x 52,5


Портрет датируется по характеру прическе и покрою костюма. Он находился в известном собрании коллекционера В. А. Кокорева и в 1884 году был гравирован художником В. А. Бобровым.

За автопортреты и портреты современников, поражавшие их мастерством и сходством с моделью, А. Г. Варнека при жизни окрестили "русским Ван Дейком". Будучи опытным физиогномистом, хорошо чувствуя и передавая характер человека, его осанку, жест, мимику, художник каждый раз раскрывал неповторимость индивидуальной личности. Его портреты отличаются большим стилистическим разнообразием.

Хотя художественная деятельность Варнека началась еще в 1802–1803 годах, подлинный творческий дебют его состоялся в Риме. Именно здесь он создал "Автопортрет с палитрой и кистями в руке" (1805–1806, ГТГ), который явился первым в создававшейся на протяжении многих лет серии – своеобразной "портретной автобиографии", где художник представлял себя в различных состояниях, позах, среди разнообразной обстановки и аксессуаров. Таковы "Автопортрет, освещенный сзади" (1816, парный к портрету жены художника), "Автопортрет с трубкой" (кон. 1820-х), "Автопортрет в пожилом возрасте" (1830-е) и др.

"Автопортрет в бархатном берете, с рейсфедером" – еще одно программное произведение нового художественного направления – романтизма, формировавшегося в первое десятилетие XIX века. Его выразителем в русской живописи наряду с О. А. Кипренским и А. О. Орловским и стал А. Г. Варнек.



06. Венецианов А. Г. [1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.]
Автопортрет 1811
Холст, масло
67,5 х 56
Пост. в 1897 году по завещанию Ф. А. Венециановой, дочери художника (Санкт-Петербург)


Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) – живописец, жанрист, портретист. Академик Императорской Академии художеств (1811).

Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе — служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812—1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.

С 1819 — в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания.

С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.

Увеличенное повторение автопортрета, находящегося в ГТГ. За этот портрет в 1811 г. Венецианов был признан назначенным.



07. Тропинин В. А. [1776, дер. Карпово Чудовской волости Новгородской губ. – 1857, Москва]
Автопортрет 1824
Холст, масло
63 х 49


Тропинин Василий Андреевич (1776–1857) – живописец-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1824). Родился в с. Карповка Новгородской губернии, крепостной. Учился в Академии художеств у С. С. Щукина (1798–1804). Был отозван из Академии графом И. И. Морковым. Жил на Украине в с. Кукавка Подольской губернии, выполняя обязанности слуги (1804–1812). Получил вольную в 1823. Жил и работал в Москве. С 1843 – почетный член Московского художественного общества. Выдающийся портретист романтического направления. Оставил огромное живописное наследие – около 3000 произведений.

В Русском музее хранится три автопортрета Тропинина. Этот – самый ранний.



08. Брюллов А. П. [1798, Санкт-Петербург – 1877, Санкт-Петербург]
Автопортрет 1830
Бумага, акварель
30,4 х 24,6 (овал)


Архитектор А. П. Брюллов виртуозно владел техникой акварели. Портреты его кисти — легки и изысканны по цвету, ажурны по рисунку. Обычно художник начинал их исполнение с беглого, но достаточно подробного карандашного очерка, поверх которого проходился кистью. Сквозь тонкий слой акварели, как правило, просвечивала бумага, придавая всему изображению воздушность.



09. Брюллов К. П. [1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима]
Автопортрет 1833
Холст, масло
56,5 x 43


После экспонирования картины „Последний день Помпеи“ в 1833 в галерее Брера Брюллов был избран почетным членом Академий изящных искусств в Милане и Флоренции, АХ в Болонье и Парме. Тогда же галерея Уффици во Флоренции затребовала портрет художника для своего знаменитого собрания автопортретов, существующего с XVI в. Этот портрет и предназначался для галереи Уффици. Он был начат Брюлловым во время его пребывания в Милане. Отъезд в Россию помешал окончить портрет, и художник оставил его в знак дружбы семейству Карло Кадео (San Protaso в Милане), у которого прожил более года. В дальнейшем портрет перешел по наследству к дочери Кадео, жене доктора Урньяни, у которой был приобретен инженером Райкевичем.



10. Сорока Г. В. [1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же]
Автопортрет
Вторая половина 1840-х – нач. 1850-х
Холст, масло. 44 х 36
Пост. в 1976 в дар от А. Г., В. Г. и А. Г. Новосельцевых, правнуков художника (Москва)


Сорока (Васильев) Григорий Васильевич (1823–1864). Живописец, пейзажист, портретист.
Родился в д. Покровская Тверской губернии. Крепостной, жил в имении "Островки" помещика Н. П. Милюкова, исполняя обязанности садовника. С 1842 учился у А. Г. Венецианова в д. Сафонково Тверской губернии. С конца 1850-х занимался живописью с учениками из крепостных. Венецианову не удалось добиться его освобождения. Получил личную свободу только в результате реформы 1861. Покончил с собой после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином.

Единственное известное изображенипе художника.



11. Федотов П. А. [1815, Москва – 1852, Петербург]
Автопортрет и другие наброски 1846-1847
Бумага, графитный карандаш
29,2 x 20


Внимательное, пристальное проникновение в мир глубоких размышлений отличает этот автопортрет Федотова. При этом художник тщательно воссоздает весь облик человека, видимого им в зеркале. Перед зрителем предстает он, Федотов, наружность которого, как описывал ее П. П. Соколов, "была очень симпатична, карие глаза его добродушно смотрели и как будто все время улыбались, но эта улыбка прикрывала наболевшую душу талантливого человека. Волосы были темные, коротко остриженные, руки тонкие, женственные…".

"Автопортрет" Федотова, несмотря, а может быть и вопреки своему миниатюрному размеру (около 7 x 4 см) и непритязательной набросочности,— произведение особое. В нем, как в "Игроках", "Анкор, еще Анкор", художник переступил грань своего времени. "Автопортрет" выделяется на фоне тех лет прежде всего остротой и обнаженностью характеристики, отсутствием игровых элементов или идеализации, свойственных большинству автоизображений той поры.



12. Брюллов К. П. [1799, Санкт-Петербург - 1852, Манциана близ Рима]
Автопортрет 1849 (?)
Картон, масло
64,1 x 54 (верх – полуовал)
Пост. в 1898 от графа А. А. Бобринского


Автопортрет 1849 года – одна из вершин портретного творчества мастера – был написан после тяжелой болезни. Он стал итогом горьких размышлений о своей судьбе, разочарованности жизнью, творческой неудовлетворенности требовательного к себе мастера. Своей композицией, старинным облачением романтический образ художника напоминает некоторые портреты Рубенса. По словам В. Г. Белинского, художник умел передать "не одно внешнее сходство, а всю душу оригинала". Художник работал исключительно быстро: известно, что автопортрет, находящийся в Третьяковской галерее, был написан всего за два часа. Картина Русского музея – авторское повторение этого портрета, сделанное учеником Брюллова (Лукашевичем?), исправленное и пройденное Брюлловым. Написан по просьбе графини С. А. Бобринской (урожд. графини Шуваловой) в то же время, когда Брюллов работал над ее портретом (находится в ГЭ). Впоследствии передан в дар музею ее сыном, графом А. А. Бобринским. По свидетельству С. А. Бобринской, Брюллов написал руки и голову, а платье заканчивал уже Н. А. Лукашевич, который после отъезда художника в Италию и доставил портрет заказчице (ОР ГРМ, ведомственный архив, оп. 1, д. 71, л. 8).



13. Тропинин В.А. [1776, дер. Карпово Чудовской волости Новгородской губ. – 1857, Москва]
Автопортрет 1850
Холст, масло
54,5 x 43,5


Погрудный вариант автопортрета 1824, находящегося в Русском музее.



14. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Автопортрет 1878
Холст, масло
60,5 x 49,6




15. Сомов К. А. [1869, Петербург – 1939, Париж]
Автопортрет. Начало 1890-х
Бумага, графитный карандаш, уголь
18 x 14,3




16. Репин И. Е. [1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда]
Автопортрет 1894
Бумага, акварель, графитный карандаш
37,5 х 26,4




17. Сомов К. А. [1869, Петербург – 1939, Париж]
Автопортрет 1895
Бумага, цветной карандаш, графитный карандаш.




18. Сомов К. А. [1869, Петербург – 1939, Париж]
Автопортрет 1898
Бумага, акварель, цветной карандаш
46 x 32,6




19. Борисов-Мусатов В. Э. [1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.]
Автопортрет с сестрой 1898
Холст, темпера, масло
143 x 177


Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной. Оно лишает действительность конкретности и предполагает существование рядом иных миров. В „Автопортрете с сестрой“, где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.

Борисова-Мусатова Елена Эльпидифоровна (1883–1974) — сестра художника В. Э. Борисова-Мусатова, его постоянная модель.



20. Эрьзя (Нефедов) С. Д. [1876, с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия – 1959, Москва]
Автопортрет (Тоска) 1908
Бронза
48,5 х 32,5 х 32




21. Малявин Ф. А. [1869, с. Казанка Самарской губ. – 1940, Ницца, Франция]
Автопортрет (с палитрой). Конец 1900-х
Бумага желтая, графитный карандаш
43,9 х 31,7




22. Альтман Н. И. [1899, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград]
Автопортрет 1911
Бумага, темпера
63 х 46,5
Пост. в 1920 из собр. А. А. Коровина


Отличающие эту работу свобода пластического обобщения, смелость цветовых контрастов свидетельствуют об увлеченности молодого художника новыми направлениями французской живописи, в частности фовизмом, уроки которого он воспринял в Академии Марии Васильевой, ученицы Анри Матисса. За год пребывания в Париже недавний выпускник Одесского художественного училища, славившегося верностью традициям реализма, усвоил самое главное в духе "парижской школы" – живописную раскрепощенность и свободу образной игры.



23. Лентулов А. В. [1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва]
Автопортрет 1913
Холст, масло
83 х 83


„Автопортрет“ (иногда называемый „Автопортрет в красном“) принадлежит к ранним произведениям Лентулова, написанным во время напряженных поисков собственного живописного почерка. Однако здесь уже ощутима та экспрессия цвета, которая станет одной из отличительных его особенностей. Сам художник впоследствии считал „Автопортрет“ своей первой серьезной, этапной работой "добубнововалетовского“ периода. Он также признавался, что писал его под сильным воздействием знаменитого этюда Д. Веласкеса к „Портрету Папы Иннокентия“, находившегося тогда в Эрмитаже.



24. Шухаев В. И. [1887, Москва – 1973, Тбилиси]
Яковлев А. Е. [1887, Санкт-Петербург – 1938, Париж]
Автопортреты (Арлекин и Пьеро) 1914
Холст, масло
210 x 142


Шухаев и Яковлев вошли в объединение „Мир искусства“ как представители неоклассицизма. В картине „Арлекин и Пьеро“ они возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.

В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в „Доме интермедий“ в Петербурге в пантомиме А. Шницлера „Шарф Коломбины“. Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет — своеобразное воспоминание об увлечении театром. Картина долгие годы не выставлялась, так как не была закончена. В 1962 Шухаев дописал некоторые детали. В том же году она экспонировалась на его персональной выставке в Академии Художеств в Ленинграде.



25. Нестеров М. В. [1862, Уфа – 1942, Москва]
Автопортрет 1915
Холст, масло
94 х 110


Открывающийся вид далей с плавными изгибами реки, зеленеющими берегами и полоской леса на горизонте – спокоен и умиротворен. Резкий контраст пейзажу составляет массивная и монументальная фигура художника, смещенная к левой кромке. Нестеров создал образ человека большой силы духа, находящегося в глубоком напряженном раздумье. Трогательный желтый цветок возле фигуры, написанный несколькими легкими мазками, лишь подчеркивает одиночество изображенного.

Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва) – живописец, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876–1880, 1884–1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899–1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).

Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге.

Главное содержание творчества – религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.



26. Суриков В. И. [1848, Красноярск – 1916, Москва]
Автопортрет 1915
Холст, масло
91 х 73
Пост. в 1928 от О. В. Кончаловской, дочери художника, Москва


Василий Иванович Суриков (1848–1916) — исторический живописец и портретист — на протяжении всей жизни писал автопортреты. Их концепцию во многом определяли особенности его характера – непосредственность и простота, большая правдивость к себе и к людям, неприятие позерства. Автопортрет 1915 года принадлежит к числу самых выразительных. Полна значительности фронтальная постановка фигуры – Суриков предстает могучим, полным энергии, зорко смотрящим вперед. Широкими, пастозными, как бы втертыми мазками мастерски вылеплены формы. В характеристике отсутствуют черты суровости, свойственные другим автопортретам 1910-х годов. Запечатленный в картине облик великого живописца близок словесному портрету, набросанному М. А. Волошиным, его первым биографом: "Крепкий, сильный, широкоплечий, моложавый, несмотря на то, что ему было уже под семьдесят... Густые волосы с русою проседью, подстриженные в скобку, лежали плотною шапкой и не казались седыми. Жесткие и короткие, они слабо вились в бороде и усах. В наружности простой, народной, но не крестьянской, чувствовалась закалка крепкая, крутая; скован был по северному, по-казацки".



27. Альтман Н. И. [1899, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград]
Портрет молодого еврея (Автопортрет) 1916
Гипс, медь, дерево
51 х 31 х 27


Натан Альтман родился в Виннице в бедной еврейской семье. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 работал в «Свободной русской Академии» (академия М. И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев. Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов) и и сценографии.

В 1916 году Альтман создал свой известный скульптурный автопортрет - новаторское произведение, в котором использовано необычное сочетание разных материалов: бронзы, меди и дерева. Смело экспериментируя, он строит его вне законов скульптуры, употребляя асимметричные элементы.



28. Петров-Водкин К.С. [1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград]
Автопортрет 1918
Холст, масло
80,5 x 65


В Автопортрете 1918 года исчезла зачарованность, завороженность причастностью к иным мирам, нездешним законам бытия, присущая до сих пор множеству персонажей художника. В почти скульптурной лепке рельефа головы, в рубленности черт лица, в твердости и ясности взгляда художник чрезвычайно точно выразил основной пафос своей жизни той поры – приятие действительности без обманной идеализации ее, приятие мужественное и трезвое, с сознанием неизбежности самопожертвования и готовности к нему. При этом психологическое пространство портрета не ограничено сиюминутностью реального окружения, она включает в себя всю ширь зелено-голубых сфер мироздания, духа, истории… Планетарный принцип, положенный в основу этого произведения, удивительным образом сочетается с концепцией портрета эпохи кватроченто: человек в центре мироздания, возвышенный над миром, героический и одновременно трагически одинокий.

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) – живописец, график, теоретик искусства, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930).

Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф.Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина и В.А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. С 1908 участник выставок "Золотого руна". Член обществ "Мир искусства" (1910–1922), "Четыре искусства" (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е.Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников. Автор жанровых композиций, портретов и натюрмортов. Прошел через увлечение символизмом, постимпрессионизмом (искусство П. Гогена и А. Матисса). В своем творчестве основывался на наследии Древней Руси.



29. Фальк Р. Р. [1886, Москва – 1958, Москва]
Автопортрет в желтом 1924
Холст, масло
100 x 83




30. Арнаутов В. М. [1896, село Успенницы Екатеринославской губернии – 1979, Ленинград] Автопортрет 1941
Холст, масло
43 х 30,5


Арнаутов не раз обращался в своем творчестве к жанру автопортрета. Портрет, хранящийся в Русском музее, написан в США в 1941 году, в период Второй Мировой войны. В 1941–1945 В. М. Арнаутов возглавлял Русско-американское общество по оказанию помощи Красной Армии.



31. Малевич К. С. [1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград]
Автопортрет (Художник) 1933
Холст, масло
73 x 66


На «Автопортрете» 1933 года с авторским названием«Художник» Малевич изобразил себя в костюме итальянского дожа — одеяние Реформатора с геометричной структурой и характерным чередованием белого, чёрного, красного и зелёного цветов.

Жест руки, словно удерживающей на ладони невидимый геометрический объем, – завет потомкам, ключ к пониманию супрематизма , признающего опорожнённый от предметов мир как подлинную реальность.

«Художник открывает мир и являет его человеку… быть художнику среди вещей необходимо, ибо через него открывается новое видение, новая симметрия природы, он находит (как принято называть) красоту…» , — провозгласил Малевич в торжественных строках своей оды «Художник», написанной в начале 1920-х годов.

Именно так он изображает себя в последнем автопортрете – Творцом, носителем высшего знания и высшей воли, Демиургом, диктующим миру свой закон, Художником, неподвластным неразумным силам исторического времени, выпавшего на его земную долю. Он, словно наперекор внутренним творческим сомнениям и противоречиям, человеческому несовершенству и жизненным бедам, утверждает свое право на посмертный, обращенный к потомкам миф.

Малевич ушел из жизни в мае 1935 года. Прощание и похороны, организованные его учениками и друзьями, представляли собой последнюю публичную акцию супрематизма в Советской России. В зале Ленинградского Объединения Союза Советских Художников во время прощания была организована выставка, и Хармсом были прочитаны стихи. По Невскому проспекту (тогда проспекту 25 Октября) прошло траурное шествие: на открытой платформе грузовика с Черным квадратом на капоте был установлен супрематический саркофаг. После кремации в Москве, урну с прахом Малевича погребли в деревни Немчиновка, вблизи одинокого дуба.

Над захоронением «Казимира Великого», «Председателя Мирового Пространства» был установлен памятник, спроектированный Николаем Суетиным, – куб с Черным квадратом.



32. Николаев Я. С. [1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, Ленинград]
Автопортрет 1942
Холст, масло
88 х 67,5


ГРМ

.
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 12 пользователям