-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чехия чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140051


«Моя маленькая...» (Сонечка Голлидэй)

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 05:30 + в цитатник




Сонечка Голлидэй.

«Передо мной — живой пожар. Горит все, горит — вся. Горят щеки, горят губы, горят глаза, несгораемо горят в костре рта белые зубы, горят — точно от пламени вьются! — косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. И взгляд из этого пожара - такого восхищения, такого отчаяния, такое: боюсь! такое: люблю!»

М. Цветаева


Забытое имя — Сонечка Голлидэй. Его воскресила и обессмертила Марина Цветаева в «Повести о Сонечке». «Это было женское существо, — писала Марина, — которое я больше всего на свете любила. Это просто была любовь — в женском образе».

«Повесть о Сонечке» — «посмертный подарок» подруге молодости. Известие о ее смерти всколыхнуло самые глубинные воспоминания Цветаевой: «...Я спустилась в свой тот вечный колодец, где все всегда — живо. Словом, это лето я прожила с ней и в ней... Писала все утра, а слышала, слушала ее внутри себя — целый день». Так в 1937 году был создан реквием Сонечке Голлидэй.





Софья Евгеньева Голлидэй, актриса, талантливейшая ученица Евгения Вахтангова, родилась 2 декабря 1894 года в Москве и была крещена во Владимирской церкви, что в Свечном переулке.

Отец Сонечки, обрусевший англичанин, Евгений Георгиевич Голлидэй, ученик Антона Рубинштейна, известный пианист, был почетным гражданином Петербурга. Ее мать — Вера Павловна Риццони, дочь известного художника Павла Риццони, преподавала фортепиано в Павловском институте. Была знакома с семьей Скрябиных и Софроницких. Близкими подругами самой Сонечки была Алла Тарасова и Анастасия Зуева. Что ни имя, то легенда.

В воспоминаниях современников Сонечка — необыкновенно талантливая, одаренная... но трагически несостоявшаяся...

О ее жизни не сохранились подробности, даже дату рождения установили с трудом. Все, что о ней известно, кажется нереальным, убегающим. Ее «маленькое темноглазое лицо горело, как непогашенный розовый фонарь на портовой улочке». А глаза «карие, цвета конского каштана, с чем-то золотым на дне, темно-карие с-на дне-янтарем: не балтийским: восточным, красным... Еще скажу: глаза немножко жмурные: слишком много было ресниц, казалось — они ей мешали глядеть... И еще одно: даже когда они плакали эти глаза смеялись».

Известно, что Сонечка училась на словесном отделении Мариинской гимназии.

Сохранился журнал с отметками учениц. Цветаева импровизирует:

О том, как редкостным растением
Цвела в светлейшей из теплиц:
В высокосветском заведении
Для благороднейших девиц...

Она, Сонечка, не из нашей жизни, она — видение поэта. Еще в 1919 году Марина Цветаева подумала: «Ах, Сонечка, взять бы вас вместе с креслом и перенести в другую жизнь. Опустить, так и не сняв, посреди осьмнадцатого века, вашего века».


Марина Цветаева с автографом.
Фото примерно 1917 года

Она была другая всем, талантливая, яркая, беспомощная... В театре ее не любили. Почему? «Женщины — за красоту, мужчины — за ум, актеры — за дар, и те, и другие, и третьи — за особость, опасность особости». Может быть, Марина Ивановна излишне категорична? А вот что говорит Вахтанг Мчеделов, ее режиссер, открывший Москве Сонечку: «Она — вся — слишком — исключение, ее нельзя употреблять в ансамбле: только ее и видно. Знаете станиславское «вхождение в круг»? Так наша с вами Сонечка — слишком выхождение из круга. Или то же — сплошной центр».

Ее любили дети. И старики. Ее любили животные. И совсем юные девы. У нее было все, чтобы быть любимой, но она хотела любить сама. И любила. И была несчастлива.
Цветаева написала цикл стихов о Сонечке. На одной из книг, подаренных подруге, сделала посвящение: «Сонечке! Ничего не случайно. Будет Вам большая сцена Театра, как уже есть сцена Жизни. М. Ц. Москва, 2 июня 1919 г.»

сонечка (200x260, 5Kb)Но судьба актрисы не состоялась... Школа драматического искусства при МХАТе. Константин Сергеевич считал Сонечку очень одаренным человеком. 2-я студия МХАТа. Но Сонечка «стремительно, вдруг, закутавшись в старый платок, уехала за каким-то красным командиром, бросив МХАТ и Станиславского... Ветром сдуло и унесло Сонечку Голлидэй в далекий Симбирск, и как ни звал ее обратно Станиславский, она не вернулась... Спустя годы Яхонтов встретил ее в провинции; она любила по-прежнему своего комбрига, но плакала, вспоминая Москву и Вторую студию».

Непредсказуемая Сонечка сама выбрала свой путь. Большой сцене предпочла любовь. В ее письмах к Евгению Вахтангову горькое смятение: "Боже, какая бездарная жизнь — Боже, какая она может быть ослепительно-волшебная". С тоской вспоминает Москву, где ее все знали. «На Сонечку — ходили. Ходили — на Сонечку. — "А вы видали? Такая маленькая, в белом платьице, с косами... Ну прелесть!"» Имени ее никто не знал: «Такая маленькая...»

16 июня 1919 года Марина пишет Сонечке:

Ландыш, ландыш белоснежный,
Розан аленький!
Каждый говорил ей нежно:
«Моя маленькая».

Она и осталась в памяти современников актрисой одной роли - Настеньки в «Белых ночах» Ф. Достоевского. «Сонечка Голлидэй очаровала меня в роли Настеньки»,— вспоминал Яхонтов.

Сонечка предчувствовала свой ранний уход. Однажды попросила Марину: «Когда я умру, на моем кресте напишите эти ваши стихи:

И кончилось все припевом:
«Моя маленькая!..»


Она знала, что у нее рак печени. Умерла без страданий, во сне. Ее кремировали... Урна утеряна. Могилы нет. Негде поставить крест, чтобы исполнить просьбу Сонечки. Но живы наши сердца, наша память, и в ней всегда найдется место для Софьи Евгеньевны Голлидэй... Сонечки Голлидэй. Ее так все звали - Сонечка.

Безелянская Анна. Алгоритм любви


Сейчас о Голлидэй может напомнить только плитка с ее именем в колумбарии Донского кладбища



e-reading.me

.
Рубрики:  ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА
МОСКВА
ПЕРСОНЫ
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 11 пользователям

Паритет   обратиться по имени Суббота, 20 Сентября 2014 г. 11:17 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Тамара_Васильевна   обратиться по имени Суббота, 20 Сентября 2014 г. 12:07 (ссылка)
Спасибо за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Bo4kaMeda   обратиться по имени Суббота, 20 Сентября 2014 г. 13:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Тамара_Васильевна

Пожалуйста! Спасибо за отзыв))
Ответить С цитатой В цитатник
sherila   обратиться по имени Воскресенье, 21 Сентября 2014 г. 02:14 (ссылка)
Жалко...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку