Давеча вечером празднование нг в кругу мамы, бабушки и собака я начала с праздника для желудка, устроив глобальную дегустацию, в процессе которой на личном опыте было доказано, что: а) тофу действительно не имеет вкуса и запаха, как мне и говорили; б) соевый йогурт – это очень вкусно; в) репа – это божественно. Закончив с поеданием и параллельно – с поздравлением любимых сообществ с наступающим, я отправилась стирать хаир, а затем мастырить свой персональный оливье – без сосисок и яиц, зато с фитомайонезом, и туда же заодно покромсала и немного тофу – в итоге получилось вкусно. Вернувшись к компу, я ещё немного пообщалась с людьми, у которых уже наступил и ещё не наступил, и пересела за праздничный стол за десять минут до боя курантов, попутно заткнув собака его новогодним подарком, – бараньей лопаткой, – чтобы на салюты со скуки не лаял. Пили смородиновый квас, ели салат, я уговорила ещё пару бутербродов с тхиной, а когда поняла, что больше ничего съестного в меня не влезет, дезертировала обратно за монитор с первыми же поступающими поздравлениями с наступившим. Так я и просидела, пытаясь заглушить родительскую попсу из телека всяким-разным хорошим музлом из наушников и любуясь салютами, до трёх ночи, потом поняла, что до утра бдеть нет резону, ибо в сети ловить уже совершенно нечего, и пошла вместе с остальными спать, когда салюты уже начали стихать и только мусорный контейнер, вспыхивая причудливыми огоньками, догорал за окном. За неимением дома папы спала у мамы, проснулась во втором часу, вернулась в свою комнату, провонявшую прокисшим квасом, и, завтракая очередным соевым йогуртом и печатая всё вышеизложенное, выяснила, что пролитый вчера на клаву сок даром не прошёл – некоторые кнопки приказали долго жить; однако при том, что не так давно, взяв пример с холодильника, приказала долго жить и стиральная машинка, факт необходимости замены клавы – это ещё цветочки. Позавтракав же, мой лируческий герой, времени не тратя даром, выпинал себя на пустынные улицы столицы и, дождавшись автобуса, доехал до метро. Общественный транспорт перемещался достаточно проворно, чтобы я вовремя добралась до Крылатского, вот только на поверхность я, благодаря своему топографическому кретинизму, выбралась, как обычно, не в том месте и до Матрицы пилила пешкодралом. Однако даже после этого я не опаздывала на сеанс на четыре часа и, отстояв очередь за билетами… выяснила, что они закончились: последний взял некий счастливчик, стоявший прямо впереди меня. Но общеизвестно, что помимо топографического кретинизма я страдаю ещё и повышенной упёртостью, посему, вернувшись в метро, я доехала до Арбатской и резвым аллюром дотопала до Октября. На сей раз моей скорости не хватило для того, чтобы успеть на сеанс на четыре тридцать, а на сеанс на четыре сорок пять билеты остались только по полторы тыщи, так что пришлось мне взять билет на пять сорок пять и выметаться коротать оставшийся мне до этого сеанса час на свежем воздухе. Перейдя на противоположную сторону улицы по подземному переходу, я юркнула в переулок, приведший меня на Старый Арбат, прогулялась до Стены и обратно, дошла до Аннушки с надеждой перекусить блином и промочить чем-нибудь горло, но она была закрыта. Однако к тому времени уже и времени, простите за тавтологию, оставалось немного, и я вернулась в кинотеатр, отстояла очередь за бутылкой чая, который стоил там в два раза дороже, чем в любом киоске, которые были сегодня все закрыты, и прошествовала в нужный зал, на моё боковое место 12-го ряда. Впрочем, видно и слышно мне оттуда было неплохо, и я, не столь давно проводившая год крысы просмотром мульта про мыша Десперо, принялась встречать год быка первой его премьерой – Обитаемым Островом.
Как человек, для которого Стругацкие – один из немногих непререкаемых авторитетов в мировой фантастике, я не то чтобы ждала большего, скорее я надеялась на большее. Да, я не устаю повторять, что хоть наш кинематограф и растёт потихонечку, до забугорных эпопей он ещё не дорос, и что Бондарчук – не Джексон и не Дель Торо. Но всё-таки хочется большей глобальности, и не в смысле зрелищных спецэффектов, – то, что он умеет делать ярко и громко, Бондарчук нам уже успел доказать в приснопамятной Девятой роте, – а в смысле того, что в этой самой роте было хоть отбавляй, а в Острове я не углядела практически вообще: психологизма и драматизма. Ну не сопереживается как-то главному герою Максиму, и, думаю, не только потому, что у него настолько смазливая физиономия, что хочется предложить ему лимон (хотя при всей своей негеройской внешности Степанов, как непрофессионал, играет вполне искренне и тем выгодно выделяется на фоне легко узнаваемых "динозавров" кинематографа). В остальном же, не говоря об уже упомянутых спецэффектах, всё сработано на твёрдую четвёрку: музыка хороша, хоть и не всегда слышна, компьютерная графика не всегда убедительна, зато иногда вполне живописна, на драки смотреть приятно, хоть их и как-то мало и они малость выпадают из общего контекста, вот только жаль, что голованов нам так и не показали с головы до пят – только фрагментами, да и то игрушечными какими-то (некоторые зрители могли и не понять, кто это вообще такие). А главное в этом фильме всё-таки не воплощение, а сюжет – антиутопические картины тоталитаризма и контроля и противостоящих им повстанческих сил были и будут актуальны всегда и всегда хоть кого-нибудь хоть о чём-нибудь да заставят задуматься. Отдельное спасибо Бондарчуку за то, что он не стал утрамбовывать содержание объёмистого романа в рамки одного двухчасового фильма (хотя некоторые сцены всё-таки оказались немного скомканными) и закончил «как всегда, на самом интересном месте» классической фразой «продолжение следует». Из чего можно сделать вывод, что если первая часть Острова оправдает вложения (немаленькие, следует полагать), мы когда-нибудь увидим вторую, а если провалится, как когда-то провалился замечательный мультик «Князь Владимир» (который тоже закачивался этой самой сакраментальной фразой), то не увидим. Почему-то мне кажется по отзывам выходивших после сеанса людей («Лучше бы мы на Стиляг пошли», «Только 1 января по укурке можно такое смотреть»), что не увидим, и тем не менее я вам советую первую часть Острова заценить – у нас с такой наивной амбициозностью (взять хотя бы бессчётное количество цитат из классики кинематографа всех мастей) давно ничего не снимали, а уж фантастики и подавно.
Ну а я пока хочу посмотреть Австралию – ухватила флаер потому, что фотка на нём жутко напоминала хрестоматийный плакат фильма «Унесённые ветром», увидела Хью Джекмана, коего вельми люблю и уважаю, и твёрдо решила, что схожу и полюбуюсь, вряд ли это будет что-то совсем уж плохое. А завтра у меня театр, и даже более того – родная моя Покровочка, так что к вечеру будет вам новая рецензия, а пока с вас и этой хватит. До встречи!)