«Восстание планеты обезьян» не назовёшь очередным поклоном в сторону древней космической эпопеи о противостоянии двух рас, одна из которых де-факто более примитивна и обязана своим возникновением другой. Новый фильм, скорее, спорит с ней – недаром главным героем теперь стала обезьяна, а не человек, и, лишённый человеческих черт, в отличие от своих собратьев с обезьяньей планеты, этот земной герой – именно Герой без страха и упрёка, по которым истосковалось массовое кино. Пожалуй, «Восстание» - самый «правильный» блокбастер со времён «Района №9». Всё начинается с лаборатории крупной компании, где Уилл Родман (Франко) разрабатывает вирусный препарат для восстановления работы мозга, чтобы спасти от болезни Альцгеймера своего старого отца (Литгоу). Подопытная шимпанзе, получившая прозвище Ясноглазка за появление зелёных пятен на радужке, демонстрирует небывалое повышение интеллекта и с лёгкостью решает сложные головоломки. Однако вместо того, чтобы спокойно предстать перед комиссией спонсоров, она впадает в бешенство, разносит пол-лаборатории и погибает от пуль охраны на столе переговоров. Глава фирмы Джейкобс (Ойелоуо) приказывает остановить проект и уничтожить всех шимпанзе, но работник лаборатории Франклин (Лэбин) просит Уилла спасти новорожденного сына Ясноглазки, которого она и защищала. Зеленоглазый малыш, названный Цезарем (Серкис), полюбился Родману-старшему и с первых же дней проявляет недюжинную сообразительность, опережая в развитии человеческих детей, и Уилл стал вести наблюдения. Пока Цезарь играет в шахматы, рисует и учится общаться на языке жестов, состояние отца Уилла становится всё хуже, и он решается выкрасть из лаборатории и ввести отцу свой препарат – память старика становится лучше прежнего. Благодаря советам и обаянию Цезаря Уилл знакомится с ветеринарным врачом Каролиной (Пинта), и вскоре она становится его женой. Они любят приезжать в заповедник, где Цезарь оказывается в своей стихии и может самозабвенно лазать, бегать и прыгать по гигантским секвойям. Но он вырастает во взрослого шимпанзе с человеческим разумом, и поводок с ошейником его угнетают – он задаёт вопрос, кто он такой: человек или домашнее животное? Тогда Уилл опрометчиво показывает ему свою лабораторию и рассказывает ему о его происхождении и причине его превосходства над другими животными. Тем временем организм отца Уилла научился бороться с вирусом, его болезнь возвращается и стремительно прогрессирует, и когда из-за своей патологической забывчивости он разбивает машину соседа и тот грубо толкает его, Цезарь, защищая члена своей семьи, нападает на обидчика. Его забирает служба контроля за животными и уверяет в хороших условиях содержания – но на прогулку в вольер обезьяны выходят лишь изредка, а в остальное время живут в маленьких тёмных клетках и питаются помоями в подвале, где надсмотрщики-отморозки развлекаются со шлангом с ледяной водой и электрошокером. Уилл пытается собрать нужные документы и забрать его, но угасающий рассудок отца для него важнее, и он рассказывает Джейкобсу о влиянии препарата на своего отца. Исследования незамедлительно возобновляются, и подопытных шимпанзе забирают как раз из того зверинца, в котором прозябает Цезарь. Сначала он рисует мелом на стене своё окно, в которое дома смотрел со своего чердака, но когда Уилл с Каролиной приходят его навестить, но не забирают его с собой, - вторичного предательства не может простить даже обезьяна. И Цезарь медленно и вдумчиво готовится к побегу: добывает перочинный нож и с его помощью открывает свою одиночную камеру. Выпускает огромную гориллу, никогда не ступавшую на искусственную траву вольера, и с её поддержкой ставит на место своего обидчика, мускулистого вожака стаи. Когда Уилл возвращается и хочет силой увести своего шимпанзе, Цезарь делает свой выбор и отказывается, оставаясь с сородичами – и понимает, что приобрёл в их среде максимальное влияние. Но управлять ими непросто: у него только один собрат по IQ – цирковой орангутанг, тоже знающий язык жестов и напоминающий ему, что «обезьяны глупые». Тогда будущий лидер сопротивления совершает вылазку в родной дом и крадёт баллончики с газообразным препаратом, который вводили в лаборатории новой партии шимпанзе – в том числе замордованному ветерану вивисекции с весьма революционной кличкой Коба (Гордон). Проколов баллончики, Цезарь запускает их по коридору, и наутро обезьяны просыпаются разумными. Одного надсмотрщика Цезарь бросает в клетку, вступив с ним в спарринг и одолев психологическим эффектом своего первого слова: «Нет» (хотя «запускающий» мозговую активность препарат вряд ли способен изменить голосовые связки, не предназначенные для человеческой речи), другого случайно убивает, полив водой, когда он включил электрошокер, и армия проламывается сквозь стеклянную крышу зверинца, расширяясь по пути и продвигаясь к лаборатории. Уилла там уже нет: он ввёл отцу новый, более агрессивный штамм вируса, и наутро тот умер, равно как и Франклин, во время операции над Кобой случайно вдохнувший немного газообразного препарата. Не в силах остановить дальнейшие исследования, Уилл уволился и снова вернулся за Цезарем, но, само собой, не застал. Остановить продвижение его отрядов невозможно: миг – и у них есть щиты и копья, они перемещаются на крышах автобусов, метают крышки люков в полицейские машины, врываются в лабораторию и разрушают её, освобождая своих собратьев по несчастью. Пополняясь обезьянами из зоопарка, разношёрстная революционная масса человекообразных приматов безостановочно следуют за своим лидером к цели – на мост, ведущий в заповедник. Пока могучая масса обезьян, чья способность прыгать сквозь стёкла с большой высоты, конечно, сильно преувеличена, стремительно проносится через город и остановившийся поток автомобилей, так и ждёшь, что звериный бунт окажется бессмысленным и беспощадным и потерпит так или иначе неизбежный крах. Но не тут-то было! Цезарю не нужно упиваться местью, он не стремится к захвату власти – он просто хочет вернуться домой и привести туда своих сородичей, свой народ. Он запрещает повстанцам убивать людей – они только защищаются, и туман над водой способствует исходу обезьян из Сан-Франциско, скрывая их перемещения. Легко отразив атаку конной полиции, приматы двигают перед собой грузовик, чтобы защититься от пуль полицейских, и Цезарь лихо скачет в арьергарде на трофейном жеребце… но последняя угроза – вертолёт с пулемётом, в котором катается неугомонный Джейкобс. Горилла жертвует своей жизнью, чтобы запрыгнуть на самолёт и уронить его на мост. После взрыва Джейкобс умудряется выжить, но Цезарь не подаёт ему руки – а Коба так и вовсе подталкивает к краю. Революция одержала полный блицкриг, и больше ни один homo sapiens не осмеливается стоять у неё на пути – только Уилл бежит по пятам, чтобы найти Цезаря в заповедном лесу и попросить прощения. Цезарь – прямоходящий, говорящий – всё же шимпанзе, и он не держит зла на приёмного отца, но больше не станет носить ни человеческую одежду, ни поводок. Примечательно, что испытания препарата на шимпанзе происходили на фоне полёта человека на Марс: разыскивая братьев по разуму на других планетах, человек неизменно забывает о таких братьях, населяющих его собственную, и продолжает вести себя как варвар, - а много ли блага будет в космосе от высокомерных троглодитов? Эксплуатация во всех её проявлениях – бомба замедленного действия, которая ставит историю человечества в тупик: мнение, будто одни существа выше других, и эти другие созданы, чтобы им служить, поскольку больше ни на что другое не способны, - ошибочно, и за историческими примерами не надо далеко ходить. Ветхую телегу эволюции всегда толкали вперёд рабы, которым надоело быть рабами и которых недооценили их хозяева. Конечно, волшебной сыворотки нет, и шимпанзе в настоящем мире не могут сами за себя постоять – но, быть может, этот фильм, в отличие от предыдущих сочинений на тему, заставит хоть кого-то из зрителей задуматься о реальных проблемах, об уродствах человеческого общества, которые многие привыкли оправдывать или не замечать. В финале человек, на которого чихнул Франклин, отправляется в аэропорт, и из его носа капает кровь: вирус, делающий обезьян разумнее, продолжает убивать людей, передаваясь от одного к другому, распространяясь по всему свету. Исчерпавшая себя ветвь эволюции будет вымирать, зеленоглазые обезьяны с зашкаливающим интеллектом в генах – плодиться и требовать всё большей территории. Так первый фильм, в котором не обезьяна пасует перед техническим прогрессом, а прогресс перед обезьяной, становится и первым фильмом-катастрофой, в котором тотальный апокалипсис видится как happy end. При желании его можно даже сравнить с ликованием по поводу крушения голубой планеты в «Меланхолии» фон Триера, но это было бы лишним: там мы имели голую философию, абстракции и мифологемы, здесь - чёткую, очевидную, доступную социальную мораль. Фильмы разные нужны, фильмы разные важны – особенно снятые так качественно. Пафос «Восстания» не выпячивается, не бьёт в лоб, а вдохновляет, как короткий и простой лозунг; он не сентиментален, не давит на жалость, размазывая по экрану страдания милых пушистых зверушек – это жёсткое, честное и тем сразу подкупающее кино. Сюжет логически простроен, как комикс, без провисающих линий, события сменяют друг друга, не задерживаясь и не мелькая, не нагружая нас лишними персонажами, деталями и фишками из смежных жанров, так-то комедия, мелодрама et cetera. Экшн – динамичен, зрелищность и размах не уступят иному Кинг-Конгу (кажется, в трейлере мелькали гориллы, забравшиеся на Статую Свободы, но фильм такого избежал), компьютерная графика, наделившая героев-обезьян личностными чертами, эмоциональной мимикой и жестами актёров, выше всяких похвал. На фоне актёров в обезьяньей шкуре остальные персонажи выглядят блёклыми и необязательными – что Уилл с его подругой, что глав-злодей, что шаблонные одноклеточные надсмотрщики. Но фильм красив и впечатляющ и без камерного театра – это именно то, что стоит видеть на большом экране.