Давеча нехотя уползя спать далеко заполночь, я сегодня была благополучно разбужена вернувшимся с работы папой и отползла коротать время до вечера на свою территорию, ибо на полуденный сеанс «Царя» в Художественном уже не успевала, а афиша Яндекса обещала следующий на половину шестого. Пострадав ерундой и послушав музыку, я после обеда вышла из дому пораньше, дабы наверняка остались билеты, упустила и маршрутку, и автобус, да и пошагала от остановки до метро пешком вдоль дорог. Подземка довезла меня до Арбатской, я неторопливо дотопала до кинотеатра, вошла в холл, воззрилась на расписание сеансов над кассой… никакой половины шестого там не было, только почти десять часов – ждать столько времени было бы бессмысленно, равно как и пытать счастья в Октябре, где с меня содрали бы больше, чем за любой спектакль. Но и обламываться также было не в моих правилах, и я вспомнила про Пушкинский кинотеатр, отрекомендованный мне как демократичный в ценах, который был ближе всего – вернулась в метро, перешла на Боровицкую, доехала до Чеховской, слегка заблудилась в лабиринтах Рейха, сначала по привычке перейдя на Пушкинскую, а затем уже поднявшись на поверхность. Пушкинский предложил мне сеанс на 19.30 за 200 рублей – где коротать почти два часа, я также понятия не имела и посему понадеялась на старый добрый Брест и, вернувшись тем же маршрутом на Арбатскую, поехала обратно до родной Молодёги и рванула в свой местечковый кинотеатр. Естественно, по закону подлости, на сеанс на приблизительно шесть часов я опоздала благодаря своему крюку на Пушкинскую, а если бы сразу вернулась домой, успела бы – следующий же сеанс обещался мне только в 19.50 за 250 рублей, так что лучше было бы, раз уж я заезжала на Пушкинскую, так там и остаться. Однако история, как известно, сослагательного направления не терпит, и я, подумав: «Это всё от лукавого», развернулась на 180 градусов, спустилась в метро в четвёртый раз и поехала до Крылатского, где умудрилась удачно спросить дорогу на платформе и выйти из лабиринта подземных переходов точнёхонько к кинотеатру «Матрица» - не менее дорогому, нежели Октябрь, но было уже не до хорошего. Но она издевательски продемонстрировала мне всё тот же бездарно упущенный сеанс на примерно шесть и следующий пообещала только в восемь, так что из двух зол я выбрала меньшее – решила вернуться в «Брест» и вернулась, потратившись на билет и задавшись вопросом, где скоротать возникшее свободное время: не мотаться же до дома и обратно! И, поскольку есть таки хотелось, я спустилась в супермаркет «Трамплина», отоварилась шоколадкой и Rich’евским фруктовым миксом, поднялась на третий этаж, занятый всяческими кафешками и ресторанами, обнаружила и обошла появившийся там двухэтажный этномагазин «Белые облака» (в отличие от аналогичного на Покровке – без отдела с едой, к сожалению) и нагло устроилась уминать купленное за один из боковых столиков фастфудной зоны. Время полетело с завидной быстротой, я едва успела доесть, когда пора было возвращаться в кинотеатр и после небольшого ожидания устраиваться где душе угодно в зале, где помимо меня оказалось ещё человека четыре-шесть – судя по постоянным смешкам и жизнерадостному хрусту попкорна, по чистой случайности. С самой рекламы картинка на экране была нечёткой, слегка расплывчатой, но до конца фильма её так и не поправили – впрочем, впечатлений это не испортило.
Отлично помню день, когда пару лет назад я посмотрела «Остров», сильного культурного шока не испытала, но тем не менее не смогла связать и двух слов по поводу увиденного, оставила на лучшие времена, когда собралась бы с мыслями, да так и не стала лезть с любительским рылом в калашный ряд. Так же и теперь с новым детищем несомненно гениальных Лунгина и Мамонова, с «Царём» - сложно сказать, да ещё и обоснованно, что именно в нём цепляет, а что проходит мимо. Можно, конечно, стандартно расписать достоинства исторического антуража, воспроизведённого с максимальной точностью (точность фактов не идеальна, но не буду к ним привязываться), да блестящей актёрской игры – талантливой, искренней и самобытной (тяжело, правда, смотреть на Янковского, которого мы уже потеряли), да качественной операторской работы, да величественной музыки. Но ведь и дураку ясно, что дело не в этом, не ради красивой картинки и динамичного экшна снимаются подобные фильмы. И не ради просвещения: всем известна – кому из учебников, кому из житий – история митрополита Филиппа, служившего в ту смутную эпоху, когда безумный Грозный царь неустанно отмаливал во власянице свои грехи, однако не переставал руками опричнины заливать страну кровавыми реками. И уж точно не ради государственной пропаганды и поднятия пресловутого национального духа: картина самодержавия ещё никогда, пожалуй, в отечественном кинематографе не была настолько пугающей и омерзительной. А ради чего – вот вопрос, ведь с исторической точки зрения Филипп является весьма неоднозначной фигурой, которую с одинаковым успехом можно как обвинять в пассивности и попустительстве опричному режиму, так и восхвалять за открытый протест царской жестокости. Его душеспасительные беседы с Иваном IV, укоризненные увещевания и умывания рук в отказе от участия в судах и расправах не сократили число жертв тирана – но и если бы митрополит был несдержан в выражениях не в день своего низложения, за которым последовали ссылка и убийство, а в день своего прибытия из Соловков в Москву, оно тоже не сократилось бы. Значит, достоинства нашего героя в ином – и, хоть и не получается у меня видеть положительный пример для подражания в терпении и смирении (как говорится, и рада бы в рай – да грехи не пускают, герой «Острова» с его антидогматическим и антиклерикальным саботажем был мне как-то понятней и симпатичней, к тому же он не только собственную душу спасает, но и о других заботится) и тем паче в напрашивании на грубость («Суди меня! – А не хочу!»), за свою могучую силу воли и духа Филипп вполне достоин всяческого уважения. И вопреки перенасыщенности картины неприкрытыми символами (бесноватый шут vs блаженная девочка, к примеру) в частности и гуманистическим пафосом (за показательно пролитую кровь, впрочем, спасибо, хотя можно было и побольше) в целом, «Царя» смотреть стоит – как очередную крупицу личного мнения подлинного художника среди засилья шаблонного конформизма. И я не задумываюсь о том, насколько я с этим мнением согласна или не согласна – в любом случае, образ митрополита Филиппа на порядок светлее Колчака и ему подобных кумиров дня.
По окончании фильма я удачно догнала автобус и вскоре была уже дома, дабы неторопливо, со всеми сопутствующими отвлекающими факторами, домучить сей пост. Завтра и далее по списку каникулярных дней мне снова светит театр, посему прощаюсь до завтрашней свежей рецензии)