-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Жизнь, полная несчастий и нелепостей. Художник Эдвард Мунк / Edvard Munch (1863-1944)

Пятница, 18 Октября 2013 г. 18:34 + в цитатник
Цитата сообщения ovenca Жизнь, полная несчастий и нелепостей. Художник Эдвард Мунк / Edvard Munch (1863-1944)

 

Попалась мне как-то на глаза одна картина и надолго отбила желание знакомиться с ее автором. Я говорю о картине "Крик" Эдварда Мунка (она - в самом конце поста). Но когда все же решила познакомиться, поняла, как была не права... Конечно, его живопись не для всех, тем более, что многовато у него пессимизма в  творчестве. Но что художник гениальный, теперь ни минуты не сомневаюсь, и светлых жизнеутверждающих работ у него тоже много...

Женщины на мосту, 1902 (692x598, 225Kb)
Женщины на мосту, 1902

И.Брамс - Симфония № 3, ч.3

 

Творческое наследие Эдварда Мунка - знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения.

Танец Жизни, 1899-1900 (698x473, 188Kb)
Танец Жизни, 1899-1900

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в Христиании (совр. Осло) в семье военного врача вторым из пятерых детей. Детство и юность будущего художника прошли под знаком смерти — его мать (ему было всего 5 лет) и любимая старшая сестра умерли от туберкулеза. «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — напишет он впоследствии.

the-lonely-ones-1935 (700x480, 245Kb)
Одинокие, 1935

 

Отец хотел видеть сына инженером, и Эдвард поступил в технический колледж в Христиании. Однако желание быть художником победило — год спустя, в 1881г., Мунк бросил колледж и поступил в Королевскую школу рисования. Параллельно он посещает мастерскую Кристиана Крога, объединившего вокруг себя норвежских художников-реалистов.

Вампир, 1897 (650x550, 171Kb)
Вампир. Любовь и боль, 1897

 

В 1889 г. Мунк организовал в Христиании свою первую персональную выставку, где показал 110 работ. Результатом выставки стала правительственная стипендия, которая давала художнику возможность стажироваться в Париже в течение трех лет. Здесь Мунк поступил в мастерскую Бонна, где прозанимался четыре месяца. В Париже его жизнь насыщенна и богата впечатлениями: он открывает для себя живопись Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, художников группы «Наби».

Весенний день на улице Карла Юхана, 1890 (700x544, 355Kb)
Весенний день на улице Карла Юхана, 1890

 

Под влиянием картин Жоржа Сёра он пробует себя в технике пуантилизма, однако вскоре отказывается от нее. Очень скоро Мунк выработал свой собственный выразительный стиль: живопись подчеркнутыми густыми мазками, фигуры на широком фоне, замкнутые в контур. Мастер прежде всего стремился передать через живопись свое внутреннее состояние — болезненную напряженность, постоянный страх смерти, тревогу и одиночество.

Весна, 1889 (700x447, 247Kb)
Весна, 1889

 

В 1892 г. Мунк уехал работать в Германию. Общение с немецкими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединило его искусство с миром острых переживаний. Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать именно берлинский период.

Гавань Любек в Хольстентор, 1907 (700x449, 284Kb)
Гавань Любек в Хольстентор, 1907

. . . . . 

Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями – спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский.

Девушки на мосту, 1899-1900 (640x640, 325Kb)
Девушки на мосту, 1899-1900

 

Члены клуба детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем в картине Мунка - “Мадонна”. Она позировала ему также для многих других известных картин, включая «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

День после, 1894-1895 (700x505, 267Kb)
На следующий день

 

Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник – как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником.

Дождь, 1902 (700x519, 317Kb)
Дождь, 1902

 

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании. Многие друзья Мунка стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман “Хомо сапиенс” на русский язык. Таким образом, Мунк, который был тогда мало известен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю.

Расставание, 1896 (640x480, 158Kb)
Расставание, 1896

 

Когда к власти пришли большевики, они сразу же запретили Пшибышевского с его мистицизмом и оккультизмом как “чуждый элемент”. В годы ленинградской блокады книги Пшибышевского тысячами сжигались как ненужные, поэтому роман о Мунке стал библиографической редкостью.

Конная группа, 1919 (700x532, 233Kb)
Конница, 1919

. . . . . 

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился, когда был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде», - говорил Мунк.

Красное и белое, 1899-1900 (700x544, 298Kb)
Красное и белое, 1899-1900

 

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

Красный дом и ели, 1927 (700x552, 217Kb)
Красный дом и ели, 1927

 

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Летняя ночь (Ингер на берегу), 1889 (700x545, 331Kb)
Летняя ночь (Ингер на берегу), 1889

 

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Лунный свет, 1895. (700x558, 316Kb)
Лунный свет, 1895

 

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Меланхолия. (700x435, 272Kb)
Меланхолия

 

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Меланхолия. 1891-92 (700x551, 262Kb)
Меланхолия, 1891-1892

 

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.

Поцелуй у окна , 1892 (700x552, 321Kb)
Поцелуй у окна , 1892

 

В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Ревность (700x464, 290Kb)
Ревность

 

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В 1908 г. он стал кавалером королевского ордена Святого Олафа, в 1933 г. был награжден крестом того же ордена. Став национальной гордостью Норвегии, он не бросает кисть, продолжая напряженно работать. Одна за другой с триумфом проходят его выставки: в Кёльне (1912), в Цюрихе, Базеле и Берне (1922), в Берлине и Мангейме (1927), в Дрездене (1929), Лондоне (1936), Стокгольме и Амстердаме (1937).

Пепел, 1894 (698x600, 207Kb)
Пепел, 1894

 

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.

Поезд дыма, 1900 (700x527, 289Kb)
Дым поезда, 1900

Таверна в Сен-Клу, 1890 (700x541, 321Kb)
Таверна в Сен-Клу, 1890

Утро, 1884 (637x584, 187Kb)
Утро, 1884

Четыре девочки в Arsgardstrand, 1903 (700x547, 318Kb)
Четыре девочки в Arsgardstrand, 1903

Нимфа, 1896 (700x388, 218Kb)
Нимфа, 1896

Четыре сына доктора Линде, 1903 (700x545, 263Kb)
Четыре сына доктора Линде, 1903

Dagny Juel Przybyszewska, 1893 (504x700, 265Kb)
Dagny Juel Przybyszewska, 1893

view-over-the-rover-at-st-cloud-1890.jpg!HalfHD (574x700, 400Kb)
Вид на реку в Сен-Клу, 1890

Больной ребенок , 1896 (562x617, 262Kb)
Больной ребенок , 1896

Hans Jaeger, 1889 (543x700, 303Kb)
Hans Jaeger, 1889

Девушка Разжигание Плита, 1883 (497x700, 260Kb)
Девушка, разжигающая плиту, 1883

Девушка у окна , 1893 (523x700, 265Kb)
Девушка у окна , 1893

Девушки на мосту, 1901 (633x700, 330Kb)
Девушки на мосту, 1901

Женщина на веранде, 1924 (522x700, 303Kb)
Женщина на веранде, 1924

Женщина в голубом (Фрау Барт), 1921 (539x700, 282Kb)
Женщина в голубом (Фрау Барт), 1921

Мадонна, 1894 (515x700, 274Kb)
Мадонна, 1894

Модель на диван, 1924-1928 (579x700, 226Kb)
Модель на диване, 1924-1928

Молодая женщина на берегу, 1896 (553x700, 303Kb)
Молодая женщина на берегу, 1896

Портрет Ингер Мунк, 1892 (534x700, 292Kb)
Портрет Ингер Мунк, 1892

Тетя Карен в кресле-качалке, 1883 (614x700, 351Kb)
Тетя Карен в кресле-качалке, 1883

Три девушки на причале, 1903 (619x700, 389Kb)
Три девушки на причале, 1903

Четыре возраста в жизни, 1902 (535x700, 309Kb)
Четыре возраста в жизни, 1902

 

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby's за 119,9 миллиона долларов. Это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.

1-photo (539x700, 334Kb)
Крик

 

Картина “Крик” стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.

Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.

Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.

 

Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А.П.Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".

 

 

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

rinagit   обратиться по имени Пятница, 18 Октября 2013 г. 18:50 (ссылка)
Barucaba, спасибо большое!Получила большое удовольствие!!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 19 Октября 2013 г. 14:28 (ссылка)

Ответ на комментарий rinagit

rinagit, большое спасибо за отзыв! Доброго Вам дня!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку