-Рубрики

 -Метки

актеры и судьбы без срока давности бессмертный полк блокада ленинграда великая отечественная войн великая отечественная война вечерний кинозал видео военная история вторая мировая война день победы как ты стал для нас далек… для дневника женшины в истории женщины в истории женщины-воины живопись искусство история история одного фильма история одной любви история одной песни контракционные лагеря концлагеря космонавтика кошки куклы личное мир вокруг нас мифы и легнеды моя книга памяти моя книга памяти музыка и лирика мы все родом из ссср оружие писатели и судьбы политика помощь рамочки для дневника религия рецепты россия сво сказка ложь-да в ней намёк стишки-вершки схемы схемы для дневника традиции народов мира третий рейх у войны женское лицо художники и судьбы это должен знать каждый это интересно ювелирка и антиквариат юмор

 -Цитатник

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков - (0)

Великолепная пятерка советских асов-штурмовиков Автор , Всего за время Великой Отечеств...

Схема "Розово-бирюзовая" 2 варианта - (0)

Схема "Розово-бирюзовая" 2 варианта

Схемы от Schamada/Июнь 2025 - (0)

Схемы от Schamada/Июнь 2025 ДИЗАЙН ДНЕВНИКА Ещё очень много моих схем ЗДЕСЬ

"Летом на крылечке" - (0)

"Летом на крылечке" Ваш текст будет здесь Ваш текст будет здесь

Березовое лето - (0)

Березовое лето

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Бахыт_Светлана

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.03.2013
Записей: 60558
Комментариев: 118922
Написано: 272117


Султан Амет-хан. Зрелые годы «Татарского короля» и «Летающего татарина»

Суббота, 26 Апреля 2025 г. 20:38 + в цитатник

Султан Амет-хан. Зрелые годы «Татарского короля» и «Летающего татарина»

В предыдущей статье мы говорили о молодости одного из лучших советских летчиков – Султана Амет-хана, его пути в авиацию, первых победах в Великой Отечественной войне.
Сегодня мы продолжим этот рассказ и поговорим о знаменитом 9-м гвардейском истребительном авиационном полку, в составе которого герой статьи сражался до конца войны, новых успехах Амет-хана, его службе лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (имени М. Громова, г. Жуковский).

 

«Полк асов»

7 марта 1942 года на базе 69-го авиаполка была создана новая боевая часть – 9-й гвардейский истребительный авиационный полк. Вначале его летчики воевали на истребителях «Як-1», в августе получили его новые модификации.


Як-1Б, серийное производство началось в сентябре 1942 года

Во время Сталинградской битвы по инициативе упоминавшегося в предыдущей статье командующего 8-й воздушной армией Тимофея Хрюкина в эту часть были переведены лучшие пилоты, из-за чего она даже получила неофициальное название «полк асов». До конца войны летчики этого полка совершили 15 152 боевых вылета, уничтожили 558 самолетов, 50 орудий, 31 паровоз, 43 вагона, 2 склада с боеприпасами, 15 цистерн с горючим, 6 катеров, 6 барж, 4 автотягача, 665 автомашин, 430 повозок, 765 лошадей, 12 770 солдат и офицеров противника. Звание Героя Советского Союза получили 25 летчиков этого полка, четверо стали дважды Героями. Амет-хан к концу войны довел счет лично сбитых самолетов до 49, еще 19 воздушных побед он одержал, сражаясь в группе. Стал дважды Героем Советского Союза, кавалером трёх орденов Ленина, орденов Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

Но вернемся в 1942 год и увидим, что, помимо прочих, среди летчиков 9-го авиаполка оказались Михаил Баранов (на тот момент самый результативный советский летчик-истребитель), Владимир Лавриненков, Амет-хан Султан, Иван Борисов (который стал ведомым героя статьи), Иван Степаненко. Некоторое время служили в нем также Лидия Литвяк и Екатерина Буданова.



Лидия Владимировна Литвяк на фотографии 1943 года, ее называли «Белой лилией Сталинграда», 12 личных побед и 4 в группе, один сбитый аэростат, погибла 1 августа 1943 года – уже в составе 296 (в будущем – 73 Гвардейского «Сталинградско-Венского») авиаполка. Ее муж – герой Советского Союза Ф. Соломатин погиб 21 мая 1943 года.


Екатерина Васильевна Буданова, ведомая командира 296-го авиаполка Н. Баранова, на её счету от трех до шести (по разным данным) личных побед и до 5 в группе, погибла 19 февраля 1943 года.

Командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го авиаполка в октябре 1942 года был назначен герой нашей статьи. В составе этой части он и сражался до конца войны. В небе над Сталинградом Амет-хан одержал 6 личных побед и 7 вражеских самолетов сбил в составе группы. Однажды был сбит, но спасся, выпрыгнув из горящей машины с парашютом.

Всего же за время Сталинградской битвы летчики «полка асов» сбили 40 самолетов противника. После этого 9-й авиаполк принял участие в самой грандиозной воздушной битве Великой Отечественной войны, которая с 17 апреля по 7 июня 1943 года развернулась в небе над Кубанью (о ней было рассказано в статье Воздушное сражение над Кубанью в 1943 году). Во время одного из воздушных боев Амет-Хан сбил три бомбардировщика, что стало «последней каплей» – командование 8-й воздушной армии выступило с представлением о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Амет-Хан характеризовался следующим образом:


«Гвардии капитан Амет-хан Султан, командир эскадрильи 9-го Краснознаменного гвардейского истребительного Одесского полка, произвел с начала войны 359 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев. Лично сбил 11 самолетов противника и 19 — в групповом бою. Имеет один таран самолета Ю-88».

Звание Героя Советского Союза Амет-хану было присвоено 24 августа 1943 года.


Удостоверение Героя Советского Союза

Кстати, утверждают, что после этого награждения Амет-хан стал записывать сбитые им самолеты на счет своего ведомого – Ивана Григорьевича Борисова. Это было распространенной практикой той войны – ведомым, которые прикрывали ведущий истребитель (и даже порой заслоняли его своей машиной), нечасто удавалось самим сбить вражеский самолет, но их заслуги были очевидны для всех. Тот же Амет-хан говорил о Борисове:

«Это мой щит. Надёжный, верный щит».


Султан Амет-хан (справа) и его ведомый Иван Борисов

В результате через 2 месяца (27 октября 1943 года) И. Борисов тоже получил звание Героя Советского Союза. За время войны он был награжден также орденами Ленина, Красного Знамени (5), Александра Невского, Отечественной войны I степени.

После окончания сражения над Кубанью начались ожесточенные бои у Таганрога, Мелитополя и в Крыму.



Два капитана 9 гвардейского истребительного авиаполка – Герои Советского Союза А. Алелюхин и С. Амет-хан

В августе 1943 года 9-й истребительный авиаполк получил американские истребители Р-39 «Аэрокобра».


Летчики 9-го гвардейского истребительного авиаполка – четыре дважды героя Советского Союза и пять героев Советского Союза, снимок сделан на фоне «Аэрокобры». Третий справа – Амет-хан, слева от него – ведомый героя статьи Иван Борисов, второй слева – Владимир Лавриненков.


Амет-хан (сидит слева) среди командиров эскадрилий 303-й истребительной авиадивизии, осень 1944 г.

Между тем, в мае 1944 года в присутствии героя статьи в Алупке был арестован его младший брат Имран, который изменил своей стране и стал членом вспомогательной охранной полиции «Шуцманшафт». Сомнений его вина не вызывала, однако родителей братьев не тронули, и дело не в заступничестве известного летчика — Героя Советского Союза: семьи, в которых крымская татарка была замужем за человеком другой национальности, не считались татарскими. Власти ограничились временным (до окончания войны) переселением родителей героя статьи в Дагестан, что не могло считаться депортацией.

Амет-хан продолжил службу в 9-м истребительном авиационном полку Красной армии. В январе 1944 года он и его ведомый И. Борисов принудительно «посадили» на свой аэродром очень удачный немецкий связной и спасательный самолёт «Шторх» (Fieseler Fi 156 Storch), который выпускался в Германии до конца 1950-х гг.

Летом 1944 года вместе с другими летчиками 9-го авиаполка освоил отечественный истребитель «Ла-7», на котором и воевал вплоть до победы над гитлеровской Германией.



«Ла-7» – истребитель Амет-хана Султана, фотография сделана весной 1945 г.

Кстати, именно во время переучивания на «Ла-7», летом 1944 года, в Москве он встретился с Фаиной Данильченко, которая стала его женой и родила двух сыновей – Станислава и Арслана.


Амет-хан с женой Фаиной

Последнюю победу в воздухе он одержал 29 апреля 1945 года над берлинским аэродромом Темпельхоф – сбил немецкий истребитель Focke-Wulf Fw 190. 29 июня 1945 года ему во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Как видите, измена младшего брата нисколько не повлияла на решение о награждении героя статьи.


Гвардии капитан Амет-хан летом 1945 г.


Майор Амет-хан (справа) и капитан П. Головачев – дважды герои СССР, осень 1945 г.

После войны


До февраля 1946 года герой статьи продолжал службу на должности помощника командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Затем вышло распоряжение И. Сталина, согласно которому лучшие летчики-асы должны были пройти обучение в Военно-воздушной академии в Монино. Эта учеба открывала перед ними прекрасные перспективы по карьерному росту.

Однако, по иронии судьбы, такой поворот судьбы стал роковым для Амет-хана. Дело в том, что образование, полученное им в молодости, было явно недостаточным для учебы в столь серьезном и престижном заведении, и, по свидетельству Федора Архипенко, молодая преподавательница буквально расплакалась при проверке вступительных работ трёх прославленных летчиков (Героев Советского Союза) – Амет-хана, Д. Глинки и его самого. В результате Амет-хан написал заявление, в котором были такие строки:


«Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии».

После этого он был уволен в запас. Оставшись буквально «у разбитого корыта», впал в тяжелую депрессию и даже стал злоупотреблять алкоголем, чего за ним никогда не отмечалось – ни до, ни после. Помогли фронтовые друзья – бывший командующий 8-й гвардейской воздушной армией Тимофей Хрюкин и Владимир Лавриненков: в феврале 1947 года Амет-Хан смог устроиться на работу в Лётно-исследовательский институт имени М. Громова в Жуковском.

Летчик-испытатель



Летчик-испытатель Амет-хан, 1960-ые гг.

Итак, Амет-хан Султан снова оказался «на своем месте»: третий класс лётчика-испытателя ему был присвоен в 1949 г., а в 1952 году он уже стал лётчиком-испытателем первого класса, в 1961 году получил звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». В мирное время был награждён орденами Красного Знамени и «Знак Почёта».

Его коллега, летчик-испытатель 1-го класса И. И. Шелест, писал:


«Амет-хан Султан был летчиком, которому удавалось всё, за что он брался. Второго такого испытателя ни я, ни кто другой не знает».

Летом 1949 года на самолете «Ту-2» герой статьи участвовал в первой в Советском Союзе автоматической дозаправке в воздухе. Затем, в начале 1950-х гг., испытывал крылатые ракеты, размещенные на борту самолета-снаряда, причем в критической ситуации отказался катапультироваться и сумел посадить опытный образец. В 1953 году получил Сталинскую премию 2-й степени.


Самолёт-снаряд, прототип крылатой ракеты «КС-1» («Комета»), которую испытывал герой статьи во дворе музея Амет-хана в Алупке.

А Государственную премию получил за вклад в создание первой отечественной объектовой многоканальной стационарной системы противовоздушной обороны средней дальности ЗРС С-25 «Беркут».

«Беркут» – это аббревиатура, составленная из фамилий БЕРия (Серго, сын знаменитого наркома) и КУксенко, ведущих инженеров Специального бюро № 1 (его «наследник» – «Концерн ВКО Алмаз-Антей»).

Надо сказать, что герой статьи был просто рекордсменом по попаданию в нештатные ситуации, каждая из которых могла закончиться катастрофой. И когда летчикам-испытателям вдруг отказали в выплатах за риск, Амет-хан при ознакомлении с приказом написал на документе:


«Моя вдова не согласна».

Скандал был большой, дело дошло до Сталина, который наложил резолюцию:

«Согласен с вдовой Амет-хана Султана».

А вот в 1953 году, если доверять упоминавшемуся Серго Берии, произошла какая-то «мутная» история, верить в которую очень не хочется. Сын наркома так рассказывает о падении своего отца и неожиданном звонке Амет-хана:

«26 июня 1953 года отец находился на даче. Я уехал раньше, где-то около восьми, и через час был в Кремле у Б. Л. Ванникова (кабинет отца располагался в противоположном здании). В четыре часа дня мы должны были доложить отцу о подготовке к проведению ядерного взрыва. Нам предстояло обсудить, будет ли это подвешенная бомба или ракета... Часов в двенадцать ко мне подходит сотрудник из секретариата Ванникова и приглашает к телефону: звонил дважды Герой Советского Союза Амет-Хан, испытывавший самолеты с моим оборудованием.

«Серго, — кричал он в трубку, — я тебе одну страшную весть сообщу, но держись! Ваш дом окружен войсками, а твой отец, по всей вероятности, убит. Я уже выслал машину к кремлевским воротам, садись в нее и поезжай на аэродром. Я готов переправить тебя куда-нибудь, пока еще не поздно!»

В безопасности бежавший на угнанном самолёте Серго Берия мог чувствовать себя только за границей. Сам он писал:

«Особого труда скрыться, скажем, в Финляндии или Швеции не составляло».

Очень не хочется думать, что не раз демонстрировавший свою преданность Советской власти (даже после ареста младшего брата) Амет-хан мог покрыть свое имя позором, изменив Советскому Союзу и перечеркнув тем самым все свои немалые заслуги перед нашей страной. Тем более, что версия об убийстве Лаврентия Берии на даче известна только со слов его сына. И никаких вопросов к якобы предлагавшему Серго бегство за границу Амет-хану в ходе следствия не возникло.

Вернемся к герою нашей статьи.

12 ноября 1958 года во время испытаний на самолёте МиГ-15УТИ катапультного кресла для Су-7 и Су-9 произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты, и кабины самолета оказались залиты керосином из пробитого топливного бака. Парашютист-испытатель В. Головин был зажат в деформированном кресле. Несмотря на высокую угрозу пожара, герой статьи также отказался от катапультирования и всё же сумел посадить поврежденный самолет.
Несмотря на возраст, Амет-хан продолжал заниматься испытанием летательных аппаратов. Вот как он выглядел в 1970 году:



Амет-Хан на фотографии 1970 г.

Погиб Султан Амет-хан 1 февраля 1971 года, не дожив до возраста 51 лет. Случилось это во время испытания нового реактивного двигателя при катастрофе летающей лаборатории, оборудованной на тяжёлом двухмоторном самолёте «Ту-16». К этому времени Амет-Хан освоил 96 типов летательных аппаратов, а его налёт составлял 4237 часов. Похоронен был на московском Новодевичьем кладбище.


Могила Амет-Хана, Москва, Новодевичье кладбище

Нельзя сказать, что этот заслуженный летчик был забыт в СССР. Его именем названы улицы в Симферополе, Волгограде, Ростове-на-Дону, Мелитополе, Казани, Жуковском, Алупке, некоторых других городах, проспект и аэропорт в Махачкале. Памятники и бюсты можно увидеть в Ярославле, Алупке, Феодосии, Махачкале, в дагестанском селе Вачи и в родном ауле его отца Цовкра.


Амет-Хан, бюст на Аллее героев в Феодосии

Портрет поместили на одном из советских конвертов.


В 2022 году выпущена и серебряная монета номиналом 2 рубля. Тем не менее Амет-хан остается героем «второго плана», «одним из многих», и туристы, посещающие Алупку, с удивлением узнают, что в этом городе когда-то родился один из лучших советских летчиков Великой Отечественной войны, некоторые даже находят время для посещения музея, посвященного герою статьи.


Музей Амет-хана в Алупке


Макет одного из истребителей Амет-хана (Ла-5ФН) у музея героя статьи в Алупке

Однако Симферопольский аэропорт, получивший было имя героя статьи (что кажется весьма логичным), по итогам народного голосования сменил название. Теперь он — аэропорт имени Ивана Айвазовского, другого знаменитого уроженца Крыма (Феодосии), который всё же никакого отношения к авиации не имеет.
 
Рубрики:  бессмертный полк
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Понедельник, 28 Апреля 2025 г. 08:24 (ссылка)
Неугомонный, порядочный и заслуженный!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку