Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.
Изготовление изыскано украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Задолго до того, как Фаберже начал создавать ювелирные яйца для императорской семьи, яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов, скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна). Яйца, сделанные в мастерской Михаила Перхина, которую после его смерти возглавил Генрих Вигстрем, отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них - миниатюрными копиями царских яхт и крейсеров с тончайшими снастями, дворцов с разбитыми перед ними клумбами из "пушистого" золота, памятниками, усыпанными камнями, цветами или бутонами.
Ювелирные пасхальные яйца-сувениры являлись сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но часто и для императора, заказывавшего их. "Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Интерес к пасхальному заказу последние русские императоры пронесли через всю жизнь. Впервые Александр III заказал у Фаберже пасхальное яйцо в 1884 году. Результат настолько понравился, что с тех пор каждый год императрица Мария Федоровна получала подобный подарок. После смерти Александра III традицию продолжил Николай II, только делали уже два яйца: одно - для матери царя, а второе - для его супруги.
В 1900 году коллекция пасхальных яиц была показана на Всемирной выставке в Париже. Она шла вне конкурса, так как автор был членом жюри. В 1902 году в особняке барона фон Дервиза в Петербурге проходила благотворительная выставка, на которой коллекцию Фаберже представляли члены императорской фамилии, княгиня Юсупова, влиятельнейшие лица русской аристократии. Изделия фигурировали на выставке как уникальные произведения искусства, а не просто как товары из магазина.
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.
Карл Фаберже придавал большое значение качеству материала и технологии его обработки. Для Фаберже золото никогда не было просто золотом - оно могло быть красным, белым или даже зеленым, а контрастные сочетания цветов могли давать самые неожиданные эффекты. Когда Фаберже использовал в своих творениях сверкающие драгоценные камни, они были важны для него не столько своей ценностью, сколько своими декоративными достоинствами.
Технология изготовления эмалей, разработанная в мастерских Фаберже и являющаяся его главным достижением, позволила создавать изделия, отличающиеся непревзойденным качеством ювелирной работы. Покрытие эмалью представляет собой сложный процесс, чреватый всевозможными осложнениями. Эмали Фаберже характеризуются равномерностью качества и гладкостью поверхности. Коньком Фаберже была так называемая эмаль "en plein" - гладкое покрытие достаточно больших поверхностей или полей. Такая техника не прощает ни малейшей ошибки.
Подобно тому, как Фаберже комбинировал поверхности из матового и шлифованного золота, он использовал контрасты глухой и прозрачной эмали, причем последняя украшалась рисунком, выгравированном на металле и просвечивающим сквозь эмаль. Другим свойством некоторых эмалей Фаберже является эффект изменения цвета при легком повороте изделия. Искусство гильоширования - создания тонкого, тщательно выгравированного узора, состоящего из прямых и изогнутых линий. Фаберже довел до совершенства.
В 1914 году Карл Фаберже принес вдовствующей императрице Марии Федоровне заказанное сыном яйцо «Гризайль», именуемое еще как «Екатерина Великая». Яйцо имеет в жемчужных рамках восемь одноцветных панелей (гризайлей), покрытых эмалью. Внутри красивое кресло с ручками, на котором восседает Екатерина II с маленькой короной на голове. За ручки держатся два негра. Если механизм завести, шагающие мавры начинают движения вместе с креслом и великой государыней. Увидев это великолепие, императрица с восторгом воскликнула: «Вы несравненный гений, Фаберже!».
В 1900 году Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Транссибирский экспресс», приуроченное завершению строительства Транссибирской железной дороги, которая соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с Владивостоком. На скорлупе — карта железнодорожного маршрута с указанием всех станций предвосхищает сюрприз, спрятанный внутри: из золота и платины действующая модель поезда, состоящая из паровоза и пяти вагонов. На первом выгравировано «Прямое сибирское сообщение», на втором, третьем и четвертом — «Для дам», «Для курящих», «Для некурящих», на втором — «2-го кл.», «24 места», на третьем и четвертом — «1-го кл.», «18 мест». Пятый вагон предназначен для церкви. Механизм заводится золотым ключиком, и поезд начинает движение. Все это помещается в яйце, длина которого 26 сантиметров.
Как шедевр ювелирного искусства, чудо механики подарил Николай II своей матери в 1911 яйцо «Апельсиновое дерево». В его секрете более трехсот зеленых листьев из нефрита, свыше ста бриллиантовых цветков, в них золото, аметисты, рубины, жемчуг. При повороте ключика листья раскрываются, выскакивает на пружинке поющая птичка, а когда птичьи рулады смолкают, щебетунья прячется в зеленой листве, а та в свою очередь сворачивается, принимая первоначальную форму яйца.
В некоторые яйца встроены часы, их механизмы заводятся ключами или ручками. Так, «Часы со змейкой», «Герцогиня Мальборо» имеют горизонтальную ленту с цифрами, которая вращается напротив неподвижной отметки. Внутри других, например, яиц «Петушок», «Шантеклер», спрятаны фигурки птиц, появляющиеся каждый час из верхней части яйца.
Особой красотой отличается яйцо «300-летие дома Романовых», изготовленное в 1913 году для императрицы Александры Федоровны. На нем 18 миниатюрных портретов представителей царствующей династии. Пространство между ними украшено чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Вверху и внизу яйца укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри на вращающемся глобусе дважды нанесено золотое изображение Северного полушария. На одном обозначена территория России в границах 1613-го, на другом — в границах 1913 года.
В связи с изменением обстановки в империи менялась и тематика пасхальных яиц.
С началом Первой мировой войны огромный Екатерининский дворец в Царском селе был превращен в военный госпиталь. Императрица со своими старшими дочками Ольгой и Татьяной поступили на курсы сестер милосердия и ежедневно приходили туда работать. Это послужило темой создания пасхального яйца «Красный крест и триптих «Воскресение» для Александры Федоровны в 1915 году. Его скорлупа покрыта белой эмалью с большими красными крестами на каждой стороне. В центре крестов портреты великих княгинь Ольги и Татьяны в одежде сестер милосердия, а внутри находится триптих «Воскресение Христа».
Матери в том же году Николай II также подарил пасхальное яйцо с красным крестом, на котором была надпись: «Никто не имеет большей любви, чем тот, кто отдал свою жизнь за друзей». Внутри пять перламутровых миниатюрных портретов членов царской семьи в форме красного креста.
|
|
|