В 19 веке на Британию обрушивается шквал рекламы, подобный нашему Кнорру, Тайду и прочим Фери.... Имя этому шквалу -
Боврил.
И имя это живо до сих пор ! Боврил стало для британцев нарицательным именем для говяжей тушенки,бульонных кубиков и совершенно невероятного напитка, котороый наверно смог бы выжить только на туменном Альбионе- "говяжий чай" (beef tea)
Согласно официальной истории «Боврила», причиной его возникновения был выигрыш уроженцем Шотландии Джоном Лоусоном Джонстоном во время франко-прусской войны 1870—71 гг. контракта на поставку миллиона банок говяжьих консервов для французской армии, когда Наполеон III вдруг выяснил, что его войска не могут «маршировать на пустой желудок». Однако в Великобритании не было столько говядины, сколько требовалось французам, и Джонстон отправился в Канаду, где в 1872 г. начал эксперименты по созданию жидкой постной говядины.
Новый продукт первоначально был назван «Жидкой говядиной Джонстона». Успех его побудил Джонстона продолжить изыскания, и постепенно, в течение нескольких лет, он создал процесс для изготовления концентрированного варианта, при котором из говядины извлекалось около 75 % воды, а такие питательные вещества, как белок и фибрин, сохранялись.
В 1884 году Джонстон возвратился в Англию и устроил в Восточном Лондоне, в приходе Шордич на улице Олд-стрит маленькую фабрику. Здесь он стал производить свою концентрированную «жидкую говядину», дав ей имя «Боврил».
Первая часть названия означала «бычий» (версии тут разные: то ли Джонстон воспользовался латинским «bos», то ли английским «bove»), а вторую часть составляло слово «врил», взятое из фантастического романа-антиутопии «Грядущая раса», принадлежавшего перу знаменитого писателя и политика Эдуарда Бульвер-Литтона.
В романе описывалась некая раса сверхчеловеков, Врил-йа, которая жила под землей и должна была прийти на смену выродившейся че-ловеческой расе. Она обладала таинственной оккультной силой под названием «Врил». Люди, увлекающиеся оккультными тайнами Третьего Рейха, непременно вспомнят «Общество Вриль», а те, кто любит теософию и поклоняются Елене Блаватской, может быть, вспомнят, что атланты, согласно мадам Пи-Эйч (как называли Блаватскую в Англии), использовали силу «вриль» для своего летательного аппарата.
Для популяризации новой торговой марки была устроена невиданная по тем временам рекламная кампания. Англичанин встречал рекламу «Боврила» практически везде: в книгах и на стенах домов, в общественных местах и на станциях железной дороги. Название «Боврил» выкладывалось кирпичной кладкой на фасадах строившихся промышленных зданий и писалось на придорожных знаках.
Слоганы этой компании — «Дай ей Боврилу», «Леди Боврил, играющая в гольф», «В мире есть только две непогрешимых силы — римский Папа и Боврил» и «Вести о бурской войне приносит Боврил», были известны так же, как сейчас даже детям известны навязшие в зубах слоганы телевизионной рекламы. Концентрат расфасовывался в бутылочки и при употреблении разводился в горячей воде, добавлялся в качестве приправы или намазывался на сэндвичи.
К 1888 году более 3000 трактиров, бакалейщики (и даже химики) продавали «Боврил». В 1889 году была основана компания «Боврил», и в 1890-х Джонстон смог купить и обустроить себе готический особняк Кингсвуд-Хауз в Далидже (Южный Лондон) за 10 000 фунтов, получивший известность как замок Боврил. Да и самого Джонстона за глаза называли мистером Боврилом.
В 1896 году Джонстон продал свою компанию Э. Т. Хули за 2 миллиона фунтов стерлингов и отошел от дел. Он был председателем военной вербовочной конторы, когда разразилась англо-бурская война, и умер в Каннах в 1900 году. Между тем, его бывшая компания продолжала процветать. К 1901 году «Боврилом» торговали повсюду — вплоть до Южной Африки и Южной Америки, и в наступившем двадцатом столетии «Боврил» стал символом и непременным атрибутом британского футбольного болельщика.
В 1980-х годах 20 века компанией Боврил была запущена компания ,позиционирующая Боврил как средство для похудения-лицом компании стала актриса и модель Джерри Холл с лозунгом "Are you a Bovril body?".
Английские футбольные фанаты (известные своим буйным нравом и пьянством) употребляют Боврил на стадионах в холодные зимние дни, пронос термосов на стадионы запрещен,пожтому напиток продается в пластиковых стаканчиках.
Боврил просочился и в популярные Британские сит-ком комедии например Spaced
Шутка оттуда
* Tyres: Are we happy?
* Tim: Are we happy.
* Tyres: Excellent. Mine's a pint of the black stuff.
* Mike: (scoffs) You can't drink a pint of Bovril.
За предоставленный бесценные исторические факты огромное спасибо книге Светозара Чернова "Бейкер-Стрит и окрестности"
http://en.wikipedia.org/wiki/Bovril