разница между настоящими способностями человека и его восприятием этих способностей |
Правила, согласно которым наш мозг принимает решения, называются ментальными моделями. Ментальные модели — это сохраненные в нашем мозгу представления о том, как устроен окружающий мир.
Для каждой нашей ментальной модели необходимо определить, насколько она соответствует реальности. Это соответствие можем обозначить как ее объективность.
Однако у нашего мозга существует тенденция поддаваться так называемому эффекту Даннинга-Крюгера. Это значит, что в наших головах существуют ментальные модели, в которые мы искренне верим, даже если они не отвечают реальности. Иначе говоря, наши субъективные представления подчас заменяют нам объективную реальность.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАЛО ДВЕ ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ:
I. КОМПЕТЕНТНЫЕ ИМЕЮТ ТЕНДЕНЦИЮ СЕБЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ
II. НЕКОМПЕТЕНТНЫЕ ИМЕЮТ ТЕНДЕНЦИЮ СЕБЯ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ.
Полная формулировка звучит так:
«Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».
Непонимание ошибок приводит к убеждённости в собственной правоте, а следовательно, повышению уверенности в себе и осознанию своего превосходства.
Таким образом эффект Даннинга-Крюгера является психологическим парадоксом, с которым все мы нередко сталкиваемся в жизни: менее компетентные люди считают себя профессионалами, а более компетентные склонны сомневаться в себе и своих способностях.
Отправной точкой своих исследования Даннинг и Крюгер назвали знаменитые высказывания Чарльза Дарвина:
«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание»
Как установили Даннинг и Крюгер, профаны не только переоценивали свою компетентность в вопросах, которыми занимаются, но и не были способны к адекватной оценке специалистов, которые обладают подлинно высоким уровнем квалификации в той же области.
Так что же делать в такой ситуации?
Глубоко некомпетентного человека бессмысленно критиковать. Вы можете быть конструктивны или эмоциональны. Это ничего не изменит.
Первый путь — учить его, развивать, делать его компетентным. Показывать на простых примерах — «как правильно». Давать четкие инструкции и объяснять, почему «правильно» — именно так. Объяснять теорию. Давать сделать самому. Наблюдать за его действиями.
«Разбирать полеты», задавать ему вопросы, побуждающие его оценивать сделанное, и давать сделать по-новой. И так — пока он не научится.
В результате он сможет различать правильное и ошибочное, сможет критично относиться к сделанному и достигнутому.
Другой путь очевиден: найти ему замену — уволить или перевести на ту работу, в которой он компетентен. Можно, конечно, оставить как есть, но глупые решения не хочется рассматривать всерьез.
Люди, от природы лишенные чувства юмора, обожают рассказывать анекдоты. Автомобилисты, едва способные держаться в своей полосе, обожают учить других управлять машиной.
Менеджеры, у которых нет даже базовых представлений о сфере, в которой они работают, обожают вызывать специалистов на ковер и распекать их за то, что они ничего не понимают в своей работе. Ну почему, почему все эти люди так вопиюще некомпетентны и не замечают этого?
Впрочем, именно у талантливых-то наблюдается обратный эффект: они хорошо понимают, насколько сложны законы реальности и насколько обширно поле знаний, которым в перспективе можно овладеть, – это приводит их к занижению собственных способностей, к недооценке своего места в обществе.
«Я знаю, что ничего не знаю», – повторял мудрец Сократ, который вел более чем скромную жизнь и постоянно подвергался нападкам со стороны глупцов, уверенных в своей правоте. Способен ли кто-то из ограниченных людей признаться себе в этом? Похоже, нет.
Серия сообщений "эксперименты":
Часть 1 - Творчество душевнобольных людей...
Часть 2 - Где моя энергия?
...
Часть 45 - Склонность к подражанию - "Если живешь в Риме, живи по римским обычаям"
Часть 46 - 5 причин чаще писать от руки
Часть 47 - разница между настоящими способностями человека и его восприятием этих способностей
Рубрики: | психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |