![zia-ul-haq[1] (578x325, 115Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/125/186/125186129_ziaulhaq1.jpg)
Никогда ещё пыльный танкодром, расположенный близ пакистанского
города Бахавалпура, на краю пустыни Тар, не принимал столько важных
персон, как в тот знойный день 17 августа 1988 года. Сюда прилетел
на своём президентском самолёте С-130 "Геркулес" глава Пакистана
Зия-уль-Хак, вместе с которыми прибыли два десятка высших армейских
чинов, а также посол США в Пакистане Арнольд Рейфел. На другом самолёте
прилетел руководитель американской военной миссии в Пакистане бригадный
генерал Герберт Уоссом. На этом же аэродроме приземлился персональный
самолёт заместителя начальника штаба сухопутных войск Пакистана
генерала Мирзы Аслам Бега. Все эти высокопоставленные лица собрались
на полигоне, в общем-то, ради рядового события: показательных испытаний
нового американского танка М-1. Зия-уль-Хак поначалу не планировал свой
приезд. Однако, генералы дипломатично напомнили, что он является
не только президентом, но и начальником штаба сухопутных войск
страны и что за океаном его присутствие на этих испытаниях будет
встречено с одобрением. В конце концов президент дал себя уговорить,
но дату испытаний назначил лично - на 17 августа.
Показательными манёврами танка президент остался доволен, несмотря
на то, что М-1 не поразил ни одной мишени. Он всячески ободрял
расстроенных американских специалистов и предложил послу и главе
военной миссии вернуться в столицу на его "Геркулесе". Американцы
собирались, правда, лететь на своём самолёте, но не уважить лидера
дружественной страны, конечно же, не могли. Сначала всей группой
отправились на традиционный офицерский обед. Зия-уль-Хак пребывал в
прекрасном расположении духа, много шутил. Когда уже выходили из-за
стола, к нему обратился генерал Аслам Бег, попросивший разрешения
лететь на своём самолёте, поскольку он торопился на важное совещание.
Президент не возражал. Вскоре кортеж прибыл на военный аэродром.
В "Геркулес", с разрешения президента, погрузили несколько ящиков
с манго - подарком американским "друзьям" от местного губернатора.
Командир экипажа, подполковник ВВС Машхуд Хасан, опытнейший пилот,
лично отобранный президентом, доложил о готовности к полёту. Зия-уль-Хак
совершил у трапа намаз, после чего все пассажиры поднялись на борт. В
передней, элитной части салона расположились президент, посол, генерал
Уоссом, а также два высших пакистанских чина. Остальные генералы
разместились в хвостовой части. Всего в самолёте находился 31 человек.
В 15.46 Машхуд поднял "Геркулес" в воздух и взял курс на столицу.
Вслед за ним, с минутным интервалом, взлетел самолёт генерала А.Бега.
Пилот второго самолёта и стал главным свидетелем того, что произошло
с "Геркулесом" на четвёртой минуте полёта, когда президентский борт
находился над бассейном реки Сатледж - самого крупного притока Инда.
В течение примерно одной минуты "Геркулес" то вздыбивался, то совершал
нырки, то резко менял крен, словно им никто не управлял. А затем лайнер
сорвался в крутое пике и в 15.51 врезался в землю, вспыхнув ослепительным
огненным шаром. Генерал А.Бег приказал пилоту облететь место катастрофы.
Было ясно, что под пылающими обломками не уцелела ни одна живая душа.
Позднее нашлись и другие очевидцы трагедии, наблюдавшие её с земли.
Правда, их показания отличались крайней противоречивостью. Одни
доказывали, что ещё в воздухе из самолёта вырвалось облако чёрного
дыма, вторые говорили, что лайнер камнем упал на землю, где и взорвался,
третьи подтверждали слова свидетеля-пилота. Кстати говоря, самолёт С-130,
выпускаемый компанией "Локхид", считался одной из самых надёжных машин
в мире. Он имел тройное дублирование системы управления. На тот момент
не было зафиксировано ни одного случая, чтобы отказали все три
уровня, или чтобы "Геркулес" взорвался во время полёта.
Что же произошло в безоблачном пакистанском небе?
Тем же вечером сообщение о гибели президента Зия-уль-Хака и его
спутников было передано по национальному радио. Власти объявили в
стране 10-дневный траур. Уже назавтра была создана следственная комиссия,
в которую вошли как пакистанские, так и американские эксперты. Вот тут-то
и начались всякого рода странности. Министр связи заявил, что "чёрный
ящик" обнаружен, но записи в нём, мол, отсутствуют. Между тем, стало
известно, что "чёрного ящика" на борту президентского лайнера вообще
никогда не было. В распоряжение комиссии поступили записи переговоров
экипажа с диспетчерами. Надо сказать, что кабина С-130 была оборудована
новейшей мощной радиостанцией, безотказной в работе. В течение примерно
четырёх минут полёта связь осуществлялась в нормальном режиме. Затем
командир корабля Машхуд спокойно произнёс: "Сейчас откроем дверь в
пассажирский салон..." Следом он воскликнул "Погодите, погодите!", как
если бы его чем-то отвлекли. Наступила пауза. Экипаж по какой-то причине
не отвечал на вызовы. Затем в эфире прозвучал еле слышный голос адъютанта
президента, бригадного генерала Наджиба Ахмеда, который трижды позвал:
"Машхуд!" В этих тихих возгласах угадывались нотки недоумения и тревоги.
Не означало ли это, что все члены экипажа были либо без сознания, либо
мертвы? Связь пропала окончательно, а ещё немного спустя лайнер врезался
в землю... Исследуя обломки самолёта, эксперты пришли к выводу, что в
момент падения "Геркулес" оставался целым. Это исключало версию взрыва
на борту либо попадания ракеты, выпущенной с земли. Версии отсеивались
одна за другой, при этом многие важные экспертизы не проводились.
Складывалось впечатление, что идёт некая игра, и никто не заинтересован
в выяснении истинной картины. В конечном итоге комиссия выработала
обтекаемое заключение, которое ставило ещё больше вопросов. Но отвечать
на них было уже некому: через несколько месяцев расследование полностью
свернули, и в дальнейшем к загадке этой катастрофы на официальном уровне
более не возвращались. Между тем, свои версии возникли у независимых
экспертов. По одной из них, на борту "Геркулеса" действительно произошёл
взрыв. Только не бомбы, а небольшой ёмкости, такой же по размеру, что и
пакет с прохладительным напитком. Вот только содержался в пакете не сок
и не лимонад, а баллончик у усыпляющим газом. Заговорщики могли его
доставить на борт "Геркулеса" либо при техническом обслуживании во
время стоянки, либо в ходе погрузки ящиков с манго. Оставалось лишь
передать "газовую бомбу" в пилотскую кабину, установив детонатор на
нужное время. Тихий взрыв прозвучал на третьей-четвёртой минуте полёта.
Экипаж мгновенно погрузился в крепкий сон, и лайнер стал неуправляемым.
По второй версии, виновник катастрофы - смертник, камикадзе. Просочились
сведения, что один из членов экипажа был новичком, членом подпольной
организации. Когда "Геркулес" набрал достаточную высоту, он убил
трёх других членов экипажа и направил самолёт к земле. При жизни
у Зия-уль-Хака было множество врагов не только внутри Пакистана,
но и за его пределами. Едва ли не самым опасным из них являлся Мир
Муртаза - сын предыдущего президента Пакистана Зульфикара Бхутто.
Бхутто, находясь у власти, считал генерала Зия надёжным соратником
и способствовал его возвышению, назначив на пост начальника штаба
сухопутных войск в обход более "звёздных" генералов. Но Зия-уль-Хак
отплатил своему благодетелю чёрной неблагодарностью, совершив в 1977 году
военный переворот. Президент Бхутто был арестован, судим по обвинению в
коррупции и повешен. И его сын, Мир Муртаза Бхутто, поклялся отомстить за
отца. Он создал подпольную организацию. Показательной акцией стал взрыв
автомобиля, в котором ехал судья, подписавший смертный приговор отцу.
Затем Муртаза предпринял попытку сбить президентский самолёт ракетой
класса "земля-воздух", но та прошла мимо. Разве не мог он предпринять
вторую попытку, подготовив для "священной мести" смертника? Нельзя
исключать и заговор генералов, у которых были свои причины желать смерти
президенту. Случайно ли генерал Аслам Бег вылетел другим самолётом?
Кстати, именно он занял ключевой пост начальника сухопутных войск.
А ещё были ненавидящие Зия-уль-Хака радикальные шииты, сепаратисты
из Белуджистана и Синда, палестинцы, считавшие, что пакистанский лидер
предал их... В списке тех организаций, что могли бы приложить руку к
устранению этой политической фигуры, значатся также спецслужбы Индии,
Афганистана (действовавшие якобы по указке КГБ) и даже ЦРУ. Все ниточки
переплетаются так плотно, что распутать этот клубок загадок, пожалуй,
уже не удастся никогда. Один из пакистанских генералов обмолвился
как-то раз: "Кто хочет узнать причину гибели Зия, пусть позвонит в ад!"
Автор статьи Валерий Нечипоренко.