Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна
Мужество у последней черты. Корабль «Варахаил»

В прошлом мореплаватели почти целиком зависели от капризов природы. В раннем средневековье родилось дошедшее до нас латинское изречение моряков: «Плавать по морю нужно, а вот оставаться при этом в живых не так уж необходимо». Бесследное исчезновение судов в море и в наше время не является редкостью, а во времена парусного флота это было явлением довольно частым.
В этих случаях, обычно, не остаётся никаких свидетельств и очевидцев катастрофы. Только носившиеся по волнам обломки корабля говорили о трагедии, причину которой невозможно установить. И от этой обречённости на вечную неизвестность тайна гибели судна и его экипажа становилась ещё более страшной. Прекрасным примером этого является гибель броненосной лодки «Русалка» в сентябре 1893 года в Финском заливе. Корабль был обнаружен специалистами ЭПРОНа в 1932 году, и только тогда прояснилась причина его гибели.
Как правило, гибель судна в открытом море вызывается потерей остойчивости и внезапным опрокидыванием. Такие катастрофы наиболее опасны, поскольку на них приходится в 2 раза больше жертв, чем при столкновениях и в 6 раз больше, чем при пожарах.
Причины потери остойчивости чрезвычайно разнообразны. Наиболее часто это происходит в результате неправильного размещения груза ещё в порту или из-за его смещения во время сильной качки и ударов волн. Для парусных кораблей были исключительно опасны сильные порывы ветра, которые могли так положить судно на борт, что смещался балласт, и мгновенная гибель была неизбежна. Бывали случаи, когда деревянные корпуса судов просто не выдерживали ударов волн и давали течь. Накопившаяся в трюме вода свободно переливалась при качке от одного борта к другому, что и приводило к потере остойчивости.
Корабль «Варахаил» мгновенно опрокинулся и затонул.
Этот корабль был построен по очень удачному проекту, который тогда называли тип «Петр II». Всего с 1724 по 1768 год было построено 19 кораблей этого типа, причем строительство велось как в Санкт-Петербурге, так и в Архангельске. Длина корабля составляла 43,6 метра, ширина – 11,6 и осадка – 5,1 метра. Экипаж – 440 человек. «Варахаил» был заложен на Соломбальской верфи 27 апреля 1748 года. Строительство вел мастер А. Сютерланд. Спуск корабля на воду состоялся 15 мая 1749 года, после чего он был зачислен в состав Балтийского флота.
В командование кораблём вступил опытный моряк капитан Мартын Петрович Шпанберг. Это был человек удивительной судьбы. Датчанин по происхождению, он в 1720 году был принят на русскую службу в чине лейтенанта. Через несколько лет его назначили командиром пакетбота. Начиная с 1725 года, М.П. Шпанберг был помощником Витуса Беринга в Первой и Второй Камчатской экспедициях. Широкую известность принесли ему самостоятельные плавания во время Второй Камчатской экспедиции. В 1739 году он на четырёх судах он прошёл все Курильские острова до берегов Японии.
Наиболее обстоятельно были обследованы острова Шикотан (русские моряки часто называли его островом Шпанбер¬га), Итуруп, а затем Кунашир и северо-восточный берег Хоккайдо. Убедившись в том, что южные Курильские острова не принадлежат к владению японского хана, М.П. Шпанберг сразу же начал ратовать за их скорейшее присоединение к России.
Осенью 1743 года деятельность Второй Камчатской экспедиции была приостановлена. М.П. Шпанбергу приказали в море не ходить и ждать дальнейших указаний в одном из сибирских городов. Просидев в таком неопределённом состоянии целый год, он в 1745 году самовольно вернулся в Петербург. За это его предали суду и приговорили к смертной казни. Времена императрицы Елизаветы Петровны были суровые. Однако Шпанбергу повезло. Императрица сменила гнев на милость и 31 августа 1747 высочайшим указом смертная казнь ему была заменена разжалованием в поручики на 3 месяца (к тому времени Шпанберг был уже капитаном полковничьего ранга, т.е. капитаном 3 ранга). В 1749 году его назначили командиром нового корабля «Варахаил».
После завершения постройки и оснащения корабля, 7 июня 1749 года его вывели на рейд через бар Северной Двины. В 10 часов утра, буксируемый четырьмя шлюпками, «Варахаил» встал на якорь в 3 милях от острова Гольца. Предполагалось, что после завершения погрузки он уйдет в Кронштадт. Неожиданно, без всяких к тому причин, корабль повалило на правый борт, он быстро наполнился водой и лёг на грунт. При этом погиб один гардемарин и 27 матросов. Ещё несколько дней борт корабля выступал над водой, а затем корпус был полностью разбит и ушёл под воду.
Следственная комиссия обвинила командира в неправильной загрузке корабля, вь результате чего он, якобы, потерял остойчивость и опрокинулся. М.П. Шпанберг был приговорен к ссылке на галеры навечно. Двух старших офицеров, трёх штурманов и шкипера комиссия постановила разжаловать в рядовые. Адмиралтейств-коллегия единогласно оправдала всех подсудимых. Высочайшим указом от 15 декабря 1752 года командир и все его подчинённые были освобождены от суда. Причина катастрофы была записана как неизвестная. После этого Мартын Петрович Шпанберг командовал кораблём «Св. Иоанн Златоуст», был произведён в капитаны 1 ранга и в 1761 году скончался.
© Владимир Додонов.
kliper2.ru

tatasoz-