Литургика
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.
Средняя часть предназначена непосредственно для верующих.
Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Про устройство алтаря у меня был отдельный пост.
Храм от алтаря отделяет иконостас, в нем устроены три двери: средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса (катапетасма), как правило красного цвета.
В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.
Пятиярусный иконостас
1. Царские врата, украшенные иконой Благовещения и изображениями четырех евангелистов, над ними помещается икона Тайной Вечери; в нижнем ярусе по бокам от царских врат размещаются иконы Спасителя и Божией Матери, справа от Спасителя местная икона, то есть, икона праздника или святого, в честь которого устроен храм, по бокам - диаконские врата, на южных (справа) - икона архангела. В этом ряду могут размещаться и другие иконы.
2. Тайная Вечеря, по бокам – двунадесятые праздники,
3. Деисус – от деисис – моление. Христос-Вседержитель в полный рост в архиерейском облачении, справа-слева – Богородица и Иоанн Креститель в молитвенно припадающем положении, далее 12 апостолов, традиционно Павел и Петр, затем Иоанн и Иаков, потом остальные,
4. Пресвятая Богородица, иногда с Богомладенцем, иногда – без. По бокам – ветхозаветные пророки.
5. Ветхозаветные праотцы (Авраам, Ной) и новозаветные святители - этим подчеркивается связьмежду Ветхим и Новым Заветами. Подбор икон произволен. История святости человечества.
Венчается иконостас крестом.
Катапетасма – завеса за Царскими Вратами. Епископ служит при открытых Царских Вратах (кроме того времени, когда в алтаре причащаются священники). В качестве награды некоторые священники также служат при открытых Царских Вратах – до Херувимской песни, некоторые – до «Отче наш».
Солея – возвышение, поднимающее алтарь и иконостас от остальной части храма на 1-2 ступеньки.
Амвон – полукруглый выступ перед Царскими Вратами от солеи к середине храма.
Клирос – справа и слева от алтаря место для хора.
Аналой – высокий столик особой формы со скошенной верхней доской для икон, Евангелия и др. священных предметов.
Паникадило – подвесной светильник о многих свечах.
Хоругвь – священное изображение в виде знамени, носимое при крестных ходах.
Использованы материалы:
- Предтеченских катехизаторских курсов
- сайта Устройство православного храма
|