-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в тейсти

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2014
Записей: 149
Комментариев: 25
Написано: 189


12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.2)

Понедельник, 24 Ноября 2014 г. 20:30 + в цитатник

12 важных фильмов о еде (ч.2)

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/CpebSoByO83S4M72FpdxBQ-article.jpg

Трёхчасовой эпос Абделатифа Кешиша о большой тунисской семье, которая пытается открыть этнический ресторан на престижном берегу французского портового города и проходит на этом пути все круги ада. В этом обманчиво суетливом и очень многослойном фильме история о семейном бизнесе из последних сил — всего лишь задник для сцены большой трагедии современной семьи, кризиса Европы и мирового капитализма. Кешиш показывает, что бизнес у истоков имеет и всегда имел семейственные корни, чёткую иерархию и бескорыстную преданность общему делу. А для большинства иммигрантов национальный ресторан — это не игра в маленький бизнес и не рисковый стартап в кругу безбедных друзей, а последний способ продать себя миру через свою идентичность.

«Кускус и барабулька»

La graine et le Mulet, 2007

РЕЖИССЁР: Абделатиф Кешиш

В РОЛЯХ: Хабиб Буфарес, Афсия Эрзи,
Фарида Бенкеташ, Абдельхамид Актуш, Алиса Ури

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №1.

«Ты устал, ты создаёшь проблемы», — слышит от красноносого начальника Слиман Бейджи, 61-летний североафриканский иммигрант в небольшом портовом французском городе. От него, надёжного, но упрямого работника верфей с 40-летним стажем, в середине очередного европейского кризиса откупаются скромным выходным пособием: капитализм с голубыми арийскими глазами не даёт Слиману времени на сборы и возражения. Слиман возвращается в свой бывший дом к бывшей жене с вечным мешком мелкой рыбёшки, которой та кормит семью во время воскресных застолий. Каждую неделю семья из нескольких национальностей (французы, русские, тунисцы) ест копеечные, но очень вкусно приготовленные кускус и барабульку.

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №7.

За столом всегда собираются 12 взрослых детей и всегда очень много разговоров. Кому-то из молодого поколения уже за 30, кому-то нет и 15, многие взрослые дети завели семью, но кризис истощил всех: 25-летние французы тунисского происхождения выглядят так же растерянно, как и их родители. Тонут в бедности, срываются на маленьких детей и боятся завтрашнего дня. От ежедневных скандалов, брани и недовольства или от разочарованных взглядов близких Слиман несколько лет прячется у такой же печальной любовницы, хозяйки гостиницы в порту, которая одна растит изумительно красивую дочь-подростка Рим.

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №3.

Чтобы достойно закончить свои дни, заработать и собрать близких под одной крышей, Слиман решает открыть на одном из гниющих кораблей c поэтическим названием «Источник» ресторан. На престижной набережной есть рестораны с любой кухней, кроме дешёвого ресторана семейной магрибской еды.

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №4.

Рим за руку водит своего отчима по кругам ада местного самоуправления, но после нескольких отказов они решают сделать большой пир на корабле, чтобы удивить власть имущих и больше не бодаться с местной бюрократией с нечеловеческим лицом.
«Кускус и барабулька» — обманчиво суетливый и очень многослойный фильм, в котором история о семейном бизнесе из последних сил — всего лишь обрамление, занавес для сцены большой трагедии о современной семье и положении дел в Европе, о бюрократии, о капитализме и о мире.
Для многих людей с судьбой как у главного героя фильма собственный ресторан — не игра в маленький бизнес и не рисковый стартап в кругу безбедных друзей, а последний и единственный способ продать себя миру через свою идентичность. Копеечные кускус с барабулькой, приготовленные хорошо и со знанием традиций его женой, а до этого его матерью и бабушкой, — единственная честная инвестиция, которую может предложить человек на исходе своих жизненных сил.

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №2.

Кускус и барабулька — новая ипостась бедняцкой еды, которая может быть деликатесом. Вспомните, как стали фирменными французскими блюдами снедь романтизированной бедности — легендарный французский луковый суп или буйабес из остатков всей пойманной не берегу рыбёхи. Голь на выдумки хитра, и Слиман никому не нужен в качестве обычного рабочего предложения, но очень даже интересует в качестве экзотического объекта и источника непривычного опыта. Непроницаемые бюрократы тают, когда их захватывает аппетит, и видят в хозяине заведения человека, который может их удивить. И именно их различия и достоинство, с которым хозяева принимают гостей, рождают уважение.

«Кускус и барабулька»: Как иммигранту открыть ресторан во Франции. Изображение №8.

В «Кускусе и барабульке» под ударом оказываются не какие-то условно слабые — старики, мигранты, дети, — а сама категория слабости в каждом человеке как непозволительная роскошь.

Фильм «Пряности и страсти»:
Голливудская история о том, как получить звезду Michelin

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/0EGGpn8yH9eh5IPJHLJSyQ-article.jpg

Спекулятивная история Лассе Халльстрёма о молодом индийском поваре и его пути к славе в обрамлении отличной игры британки Хелен Миррен и индийца Ома Пури. Большая индийская семья открывает собственный ресторан напротив мишленовского во французской глубинке. За презрением начнётся соперничество, за соперничеством — дружба, а за ней — и новые возможности. Мультикультурализм — одна из самых трудных тем, которую опаснее всего свести к происходящему в тарелке. Но этого банального приёма не стесняется известный конъюнктурщик Халльстрём, когда говорит о встрече культур — в его фильме рассказывается, что карри неплохо было бы подружить с запечённым голубем и все мы в конце концов люди.

«Пряности и страсти»

The Hundred-Foot Journey, 2014

РЕЖИССЁР: Лассе Халльстрем

В РОЛЯХ: Хелен Миррен, Ом Пури,
Маниш Дайял, Шарлотта Ле Бон, Амит Шах

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/29iGv8QBa5REM-VatcMY2Q-article.jpg

Индийская семья из пожилого отца и его пятерых детей стоит на паспортном контроле в Голландии: «Вы гарантируете, что приехали сюда не в связи с заранее спланированным замужеством? Чем вы собираетесь зарабатывать на жизнь? Почему вы покинули Англию?» Папа Кадам оставил на родине в Индии собственный ресторан в огне, прах любимой жены и надежду на то, что на родине сможет чувствовать себя в безопасности. В домике под Хитроу в Лондоне было спокойно, но в местных «овощах не было души», и семья отправилась в ржавом минивэне в южные широты — к фермерскому раю, где всё — от сыра до масла — производится небольшими традиционными хозяйствами.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №4.

Поломка на границе Швейцарии и Франции приводит семью в затерянный и по-французски обаятельный посёлок городского типа, где есть один мишленовский ресторан «Плакучая ива» и заброшенный дом через дорогу от него. Папа Кадам со взрослыми сыновьями и дочкой решает выкупить место и открыть там ресторан домашней индийской еды Mumbai Palace.
Хозяйка «Плакучей ивы» Мадам Маллори продолжает дело покойного мужа: она принимает в гостях мэра и министров, каждый год дожидается звонка из ресторанного гида Мишлен о следующей звезде, ходит с прямой спиной и просит приглушить звук и у музыки, и у индийской кухни, к которой в этом французском городе никто не привык.

В день открытия индийского ресторана с прилавков городского рынка исчезнут все нужные ингредиенты, и это будет планом Мадам Маллори, чтобы не дать кочевникам задержаться надолго.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №3.

Но симпатичный сын индийского семейства Хассан Кадам, научившийся готовить у матери и хранящий на верхней полке чемодан ароматных специй с родины, влюбляется в су-шефа «Плакучей ивы» Маргарет, которая открывает ему рецепты пяти главных французских соусов, собирает с ним грибы и, проникаясь громким семейством и карими глазами Хассана, дарит книги по кулинарии.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №7.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №6.

Пройдёт несколько сезонов, прежде чем конкуренты и соседи договорятся о том, как им ужиться на одной улице, а молодое поколение поваров увидит себя в будущем мировой кулинарии: среди вековых рецептов, мишленовских звёзд и традиций собственной семьи.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/rjMl4zOv-zHXf1uky5L3Gw-article.jpg

«Пряности и страсти» — праздничное российское название экранизированной истории «Путешествие в сто шагов» писателя Ричарда Мораиса о восхождении молодого многообещающего индийского повара в мире французской высокой кухни. Именно сто шагов разделяют семейный ресторан Mumbai Palace от уровня «Плакучей ивы», но пройти этот путь — не просто перейти дорогу: крепость высокой кухни защищают с особенным рвением, и попасть в неё чужаку сложно вдвойне.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №10.

Режиссёр Лассе Халльстрем окунается в родные воды банальности и снимает ещё одну жизнеутверждающую любовную историю о том, как кухня может быть и полем боя, и местом силы, и пространством любви — в этот раз его занимают пасторальные виды французской провинции, облупленные стены старинных домов и вкусные запахи из духовки. До этого у него были «Шоколад», «Дорогой Джон» и «Рыба моей мечты» — пришла очередь ещё одного кулинарного фильма.

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №9.

В пафосной и оптимистичной истории о том, что всё возможно, если только захотеть, Халльстрема поддерживают не только продюсеры Стивен Спилберг и Опра Уинфри, но и совсем непривычная команда людей, которые прославились совсем другими фильмами даже в рамках мейнстрима

Фильм «Пряности и страсти»: Голливудская история о том, как получить звезду Michelin. Изображение №21.

Если можно снять ванильный фильм о переписке с военным во время войны в Ираке, то почему не собрать кино для фанатов Джейми Оливера и посетителей фермерских рынков? И да, можно поаплодировать Халльстрему в его умении обращаться с калькулятором, но повар из него никакой: взять всё хорошее и просто перемешать в блендере — недопустимый ход как для мишленовского места, так и для душевного семейного ресторана. Так позориться можно только у себя на кухне.

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/w5L281tskd9uJARUAF_Bvg-article.jpg

Горькая комедия американского реалиста Александра Пейна с Полом Джаматти о путешествии двух старых друзей по калифорнийским виноградникам, о винных дегустациях и неизменном разочаровании в себе накануне сорокалетия. «На обочине» показывает, как путешествие за хорошим вином в Калифорнию или Прованс стало одним из главных туристических сценариев для пар, которым не хочется ничем рисковать и не о чем больше говорить. Сорта вина и названия винодельческих районов могут быть удобным шифром, чтобы спрятаться от смертной скуки, как будто закат на тихоокеанском берегу с бутылкой верного сорта может заменить жизнь, на которую не хватало смелости.

«На обочине»

Sideways, 2004

РЕЖИССЁР: Александр Пейн

В РОЛЯХ: Пол Джаматти, Томас Хейден Чёрч,
Вирджиния Мэдсен, Сандра О, Мэрилуиз Бёрк

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №1.

Сценарий мальчишника, когда тебе за 40: отобрать лучшего друга у его внимательной будущей жены на одну неделю перед свадьбой и прокатиться по калифорнийским виноградникам, играя в гольф, дегустируя вино и вспоминая прошлое. Именно такой подарок энофил Майлз — неухоженный и уязвимый скептик, уставший от всех и особенно от себя, — приготовил своему другу молодости, пышущему жизнелюбием Джеку.

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №3.

Джек давно не выбирался дальше ролей второго плана в не самых известных сериалах и привык озвучивать рекламу на кабельном: при этом лучше всего у него получается улыбаться ровными рядами белых зубов и сводить с ума неприкаянных женщин средних лет. Майлз не похоронил надежду опубликовать свой первый роман после нескольких неудачных попыток, но в его звонках издателю куда больше просьб и отчаяния, чем позволяют правила приличия.

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №12.

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №4.

В путешествии по калифорнийским угодьям их ждёт встреча с двумя одинокими официантками — скромной Майей, которая мечтает сделать виноделие своей профессией, и жовиальной мотоциклисткой Стефани. И Джек так быстро назначит свидание вчетвером, что станет очевидно: на неделю от невесты он смотался совсем не от большой любви к вину и лучшему другу. За семь дней до обычной жизни, хороших вин, приключений средней руки, предсказуемой боли и неминуемых разочарований флегматик Майлз и король колледж-вечеринок Джек разбираются с женщинами и вопросом, который мучает каждого человека, преодолевшего первую половину жизни: «И это всё?»

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/hkt2HaevF5nEy0otnBSu7Q-article.jpg

Роуд-муви — один из самых распространённых приёмов, способных рассказать о героях, которые не будут в пункте Б такими же, какими выехали из пункта А. Кулинарное путешествие пары отдалившихся друг от друга друзей точно так же было показано чуть позже в фильме и сериале «Путешествие» Майкла Уинтерботтома, где придорожные рестораны Англии — всего лишь декорации сперва для стёба и кривляния, а потом для взрослого разговора по душам противоположных друг другу людей.

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №5.

Виноградники долины Санта-Инес в Калифорнии — другой маршрут, по которому должны будут пройти предельно противоположные во всём, кроме своей незрелости, Майлз и Джек, чтобы перестать жалеть о прошлом. Режиссёр «На обочине» Александр Пейн одинаково любит и сердцебиение провинции, не попавшей в путеводители, и американское великолепие голливудского кино про обычных людей. В интервью он признаётся, что «парень среднего возраста, который принял в жизни все возможные неправильные решения, и есть главный комический архетип». Майлз и Джек, сыгранные феноменальным дуэтом Пола Джаматти и Томаса Хейдена Чёрча, давно живут на обочине, но внезапно прозревают и начинают стремительно искать окольными путями очевидную со стороны дорогу к счастью

Фильм «На обочине»: Вернуть вкус к жизни, путешествуя по калифорнийским виноградникам. Изображение №8.

«На обочине» стал одним из самых любимых американцами фильмов про счастье маленького человека  и сделал Пейна главным современным бытописателем одноэтажной Америки, который не боится банальностей и общих мест, не стесняется собирать заново уже кем-то снятые фильмы и не смотрит с укором на тех, кому нечего терять.«День после вчера — это сегодня?» — спросит Майя Майлза, говоря о названии его так и не напечатанной книги. И очевидно, что главный герой не уверен, есть ли вообще размытое и неопределённое сегодня, когда вчера было таким чётким, понятным и простым. В фильме достаточно грустных и прямолинейных метафор, и одна из них — о пике каждого вина, которое надо пить в определённое время, когда его вкус максимально раскрывается, а потом пик вина проходит, и начинается счёт годам в тёмных погребах.
В секретном хранилище Майлза долгие годы ждёт раритетная бутылка важного и дорого вина Шато Шеваль Блан 1961 года, для которого так и не подобралось особенного случая или приятного собеседника. Вернувшись из недельного загула, главный герой откупорит её и нальёт в бумажный стакан — французское вино зальёт калифорнийский джанк-фуд в момент полного опустошения. В квартире в это время сработает автоответчик, а на нём останется доброе послание — возможно, Майлз послушает его и впервые за долгое время посмотрит на наполовину пустой стакан жизни как на наполовину полный.

«Путешествие»: Гастротур лучших друзей в британское захолустье

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/_UFsIXX3WpOqrRMj35aaPQ-article.jpg

Едкая комедия Майкла Уинтерботтома с отлично сыгранным комедийным дуэтом Роба Брайдона и Стива Кугана — о поездке двух заклятых друзей в оплаченный гастротур по британскому захолустью. Неделя в британской пасторали незадолго до Рождества пройдёт у героев в обоюдном ёрничаньи, постоянном соперничестве и конкурсе пародий на легендарных британских актёров — от Шона Коннери до Хью Гранта. Не слишком везучие и не очень счастливые, британцы будут дразнить друг друга так же часто, как на белых скатертях будут меняться тарелки с блюдами высокой кухни.

«Путешествие»

The Trip, 2010

РЕЖИССЁР: Майкл Уинтерботтом

В РОЛЯХ: Стив Куган, Роб Брайдон,
Пол Попплуэлл, Марго Стилли, Клэр Килан

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/mmXUG69aiD8GtAm_lH4FWA-article.jpg

«20-й день рождения я отметил с вином, 30-й — с наркотиками, а 40-й — с едой», — шутит Брайдон о том, как наступает вторая половина жизни: без риска, ущерба и резких движений. Стив Куган и Роб Брайдон вроде бы играют самих себя или пару вымышленных комиков, но при этом идеально воссоздают тот стиль британского общения на грани, когда лицо сливается с маской, а актёрская роль нужна для того, чтобы говорить прямо и самое больное с идиотской гримасой на лице.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/LDH8tbJ68wX6LpQsIU6tOg-article.jpg

Уинтерботтом снимает историю о проплаченном гастротуре, в котором оказались случайные, не разбирающиеся в гастрономии и ресторанах люди, предпочитающие на завтрак болтунью, сосиски и две ленточки поджаренного бекона. Морские гребешки, белое вино, печёночный паштет и шоколадный фондан будут в этом путешествии всего лишь закусками, между которыми герои будут наступать на привычные грабли, ошибаться и втыкать шпильки в соседа, чтобы не возненавидеть себя ещё сильнее. Под песню Joy Division Atmosphere Куган и Брайдон отправятся в поездку в унылую пору по скучнейшим местам среди грозовых перевалов, где всегда пахнет сыростью, а один день до боли напоминает другой.

«Что ты выберешь — „Оскар“ за лучшую мужскую роль, чтобы при этом твоему сыну вырезали аппендицит? Или без „Оскара“, и ребёнок всегда будет здоров?» — долгое молчание после такого вопроса скажет нам о героях больше, чем любой, даже самый остроумный ответ.

Фильм «Пир Бабетты»:
Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское

12 важных фильмов о еде. Изображение №11.

Оскароносный датский фильм с актёрами Дрейера и Бергмана рассказывает о французской служанке, которая в конце XIX века после многих лет жизни на чужбине готовит для аскетичных жителей скандинавской деревни ужин в лучших традициях парижских ресторанов. Меланхоличное и неземное кино о трапезе как жертвоприношении — настоящий памятник французской кухне и любимое кино нынешнего Папы Римского о добродетели и жизни с другими. Из «Пира Бабетты» очевидно, что история может быть беспощадной, протестантская этика имеет мало общего с католическими церемониями, а какой-то одной и всем понятной Европы просто не существует.

«Пир Бабетты»

Babettes gæstebud, 1987

РЕЖИССЁР: Габриель Аксель

В РОЛЯХ: Стефана Одран, Бодиль Кьер,
Биргитта Федерспиль, Ярль Кулле, Жан-Филипп Лафон

Сюжет о французской поварихе, которая за один ужин попыталась изменить уклад скованных одной цепью сектантов, придумала датская писательница Карен Бликсен, но поместила своих героев в норвежскую глушь. Датский режиссёр Габриель Аксель объехал все умиротворённые окраины Норвегии, но нашёл там только открыточные виды уединённых бухт под лазурными небесами и вернул действие к себе на родину — к домам из песка и тумана, затерянным в северных морях.

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/ShJ-4LzNdXsvV89ivsGmsw-article.jpg

Благочестивая протестантская деревня в Ютландии много лет назад стала сектой с харизматичным пастором, который нашёл подход к каждому в этом дальнем и хмуром месте. На дворе 1885 год, а до ледяных островов доезжают только разочарованные и ищущие перемен.

Фильм «Пир Бабетты»: Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское. Изображение №2.

Две дочери пастора — красавицы Мартина и Филиппа — всю жизнь ходят в церковь и к соседям с христианской помощью. В одну был когда-то влюблён тенор парижской Гранд-опера, от другой не мог отвести глаз блистательный шведский офицер, но набожные и аскетичные сёстры отказались от любви, брака и семьи и на склоне лет всё ещё живут вместе, сохраняя память об отце и разговаривая молитвами друг с другом и с десятком уже старых соседей.

Фильм «Пир Бабетты»: Легендарная кинолента о настоящих ценностях, включая шампанское. Изображение №3.

В деревню на краю света приезжает отчаявшаяся француженка Бабетта: после очередной революции в Париже её мужа и сына убили, как крыс, а взявшая власть в свои руки Парижская коммуна не оставила Бабетте шансов на новую жизнь. В её руках — рекомендация и исповедь от того самого тенора Гранд-опера, который признаётся в любви давней возлюбленной и пишет, что их дом — единственное место, где Бабетта может чувствовать себя в безопасности, оказавшись на датской земле.

Бабетту могла играть Катрин Денёв, но выбор пал на одну из любимых актрис Клода Шаброля Стефану Одран, которая весь фильм смотрит на окружающих её фанатиков с сочувствием, любовью и невыразимым смятением. Меланхоличный и неземной фильм о будничности жертвоприношения получил «Оскар» за лучший иностранный фильм в 1987 году, создал дополнительную мифологию вокруг французской кухни и тронул до глубины души нынешнего Папу Римского: Франциск признаётся, что «Пир Бабетты» — одно из лучших высказываний о вере и настоящей добродетели.

Чужестранка и католичка начинает жить в суровом крае густых туманов и облаков, годами застывших на одном месте: оставшиеся хижины и жителей секты можно пересчитать по пальцам, и все они изо дня в день последние пятьдесят лет едят густую похлёбку из эля, сушёную камбалу и хлеб без дрожжей. Бабетта собирает дикие травы для ароматных блюд, держит дом в порядке, не прося жалованья, и торгуется на рынке за свежую рыбу и овощи так живо, что дочери пастора начинают жить богаче, а не беднее, несмотря на лишний рот в доме. За долгие годы Бабетта не вспоминает о родине и прежней жизни и только раз в год покупает во Франции лотерейный билет — почтальон перед Рождеством приносит благую весть о выигрыше в 10 тысяч франков. Бабетта решает приготовить прощальный ужин для приютивших её сестёр и небольшой паствы, но только настоящий, французский — без ржаного хлеба и надоевшей ухи.
«Дайте мне шанс сделать для вас лучшее, что я умею», — прозвучит в фильме, и это мотив главной героини. Она слишком долго жила среди пресных блюд, но не забыла о том, что еда имеет вкус, а жизнь определяется не только праведными поступками и молитвами, но и широкими жестами из последних сил и просто так.

После жаркого гости попробуют салат из цикория и пирог с ромом, французскую сырную тарелку под сотерн и кофе с коньяком и разойдутся по домам, не догадываясь о том, чего стоил Бабетте этот ужин на парижский манер и кто жил рядом с ними все эти годы.

Французская кухня в исполнении одного из лучших европейских поваров, которую смололи жернова истории и выплюнули в хмурую провинцию, становится тем незаметным способом, которым растапливается не привыкшее к комфорту и радостям жизни жёсткое северное сердце.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере

http://lamcdn.net/the-village.ru/post_image-image/Pj32-3f3wKkh2C2DvI_LWA-article.jpg

Идиллическая и простая японская история о паре влюблённых дауншифтеров, которые открыли небольшую пекарню в деревне, где пытаются помочь местным жителям. Инфантильный «Хлеб счастья» — воодушевляющее и безопасное семейное кино о традиционных ценностях, где на все кризисы современного человека даётся однозначный ответ. По правилам японской жизни, помощь другим, ручной труд, простая еда и вековые обычаи приводят к счастью в скромности и простоте. В предельно оторванном от реальности фильме нет руководства для тех, кто собирается открыть собственное дело (а значит нет конкуренции, страхов, капитализма, стресса и зависти), но есть яркая фантазия о другой судьбе, которую хочет для себя, пожалуй, каждый второй житель современного мегаполиса.

«Хлеб счастья»

Bread of Happiness (Shiawase no pan), 2012

РЕЖИССЁР: Юкико Мисима

В РОЛЯХ: Томоё Харада, Ё Ойдзуми,
Кен Мицуйси, Кимико Ё, Юта Хираока

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №1.

Простая история о небольшой пекарне на озере неподалёку от Хоккайдо скользит вокруг будней пекаря Нао и повара Ри. Они перебрались из шумного города в глубинку, чтобы лучше слышать друг друга и готовить сельские блюда, которым нет места среди неона больших городов, в собственном кафе Mani.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №3.

Один за другим в кафе приходят то ищущий смысл жизни мотоциклист, то растерянная путешественница из Токио, то семья отца и дочки, от которых сбежала мать, то супружеская пара на пороге смерти. И что-то есть в хрусте идеального и всегда свежего хлеба счастья, после которого жизнь каждого гостя меняется к лучшему.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №5.

Любой, кто знает много о восточной философии, объяснит, что в азиатской культуре, особенно в японской, жизнь воспринимают как методичный и очень неторопливый процесс, в котором надо поступать по правилам и жить для других. И фантасмагоричные японские фильмы вроде «Вкуса чая», и простые истории переезда в чужой город вроде «Дайнера „Чайки“» обладают тем самым узнаваемым темпом и вкрадчивой операторской работой, в которых не отступают от проверенного метода и не боятся усердных повторений.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №7.

С тем упрямством, прямотой и душевностью, с которой Нао и Ри подают своим гостям еду, режиссёр Юкико Мисима вводит в историю похожие печальные судьбы и запутавшихся людей, которым становится лучше после сытного обеда или совместной готовки.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №2.

Инфантильность «Хлеба счастья» передаётся не только через детский голос за кадром, но и через отношение режиссёра к истории как череде кристально ясных эпизодов с очевидной моралью и конфликтом, который никогда не приходит извне, а всегда прячется в нас. Правила жизни, которые настойчиво перечисляются в сказке Мисимы, — из тех, что шепчут детям на праздники, чтобы они вели себя хорошо.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №8.

Полтора часа фильма рассказывают о полезной привычке Ри и Нао за каждую хорошую новость класть монетку в банку. Герои учат, что всё проходит, а любую боль можно перетерпеть. Ужин с близкими — уже повод для благодарности и главный подарок в конце дня.Пожалуй, нет более удивительного, странного и несвоевременного фильма, который можно было бы посмотреть здесь и сейчас.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №6.

В медитативном «Хлебе счастья» нет конкуренции, страхов, капитализма, стресса и зависти, а есть только бесконечная благодарность за малое и воспевание мастерства делать тёплые и едва осязаемые вещи. И когда, например, Миядзаки говорит о том, что не существует важного и неважного и нужно всегда хорошо делать то, за что взялся, — строишь ли ты мир во всём мире, или подметаешь у себя дворе, — становится понятно, что японская философия — это не виртуозный миф, а бесконечное стремление видеть хлеб счастья там, где другие увидят просто свежую булку.

Фильм «Хлеб счастья»: Оставить работу в Токио ради пекарни на озере . Изображение №10.

Подробнее о каждом фильме здесь:
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/163579-kus-kus-i-barabulka
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/164759-pryanosti-i-strasti
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/165851-film-na-obochine
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/166831-kino-s-alisoy-taezhnoy
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/168579-kino
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/170261-kino

Общий обзор здесь:
http://www.the-village.ru/village/food/pichevaya-plenka/170751-kino

Серия сообщений "БИБЛИОТЕКА":
Часть 1 - В помощь любителю кулинарии ссылки на популярные кулинарные блоги
Часть 2 - 12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.1)
Часть 3 - 12 важных фильмов о еде - обзор журналиста Алисы Таежной (ч.2)
Часть 4 - 15 фильмов о еде с сайта SPOON!
Часть 5 - Нарисованная кухня (публикация с сайта www.tabletalks.ru) с видео
Часть 6 - Пирожное от Юдашкина. Русские сезоны (публикация с сайта tabletalks.ru)

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку