-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 3)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:24 + в цитатник

Эллинистическая реформа и восстание Маккавеев

Период после окончательного завоевания Земли Израиля Антиохом III в 198 г. до н.э. дает нам политический фон, на котором развернулась борьба вокруг эллинизации. На протяжении всех лет войны между Селевкидами и Птолемеями каждая империя имела своих сторонников среди иерусалимской аристократии. Когда Селевкиды прочно установили свое господство в Иудее, проптолемеевская партия была объявлена вне закона. Первосвященник Ония III поддерживал Птолемеев во время правления царя Селевка IV Филопатора (187 - 175 гг. до н.э.). Он был обвинен в этом проселевкидской партией. Пытаясь оправдаться, Ония отправился в Антиохию на встречу с царем. Тем временем Селевк IУ умер, и на трон вступил печально известный Антиох IV Эпифан (175 - 164 гг. до н.э.). Онии не удалось убедить царя в своей лояльности, его принудили остаться в Антиохии. Тогда брат Онии Ясон выкупил первосвященство у Антиоха. Такое нарушение правил наследования первосвященников стало прецедентом, который подорвал значимость этой должности в последующие годы.

Приобретя пост первосвященника, Ясон купил также право построить в Иерусалиме гимнасий и эфебий и на этом основании превратить город в эллинистический полис, который должен был получить имя "Антиохия" в честь Антиоха IV. Право жить по законам Торы, дарованное иудеям Антиохом III, было теперь отменено. Вместо этого евреям предстояло жить по законам еврейского города. Помимо прочего это означало, что большинство тех, кто пользовался всеми правами, дававшимися Торой, теперь оказались гражданами второго сорта, живущими в олигархическом обществе. Кроме того, были введены спортивные соревнования по греческому образцу и, возможно, произведена чистка Герусии от противников.

Неудивительно, что уже достаточно эллинизированная аристократия Иудеи с радостью встретила эти перемены. Во всем эллинистическом мире правители поощряли превращение древних городов в современные эллинистические полисы. Полисы тесно сотрудничали с царями и могли использоваться для контроля над менее эллинизированными сельскими регионами. Гражданство в греческих городах давало много преимуществ: прибыль от торговли с другими такими же городами, от чеканки монеты и другие "льготы", особенно привлекательные для аристократии. Кроме того, полис позволял своим гражданам рассматривать себя как часть большого и более открытого мира.

Ясон и его сторонники не были экстремистами. Несмотря на то, что они провели указанные политические и экономические реформы, они не пытались изменить еврейскую религию. Храм функционировал по-прежнему, ритуалы отправлялись в соответствии с требованиями традиции, несмотря на компромисс с эллинизмом в других сферах. Это было попыткой придерживаться еврейского образа жизни внутри большого эллинистического мира.

Но степень эллинизации, предложенная Ясоном, очевидно, казалась недостаточной некоторым другим претендентам на лидерство. Будучи членом семьи, известной своими про птолемеевскими симпатиями, Ясон вскоре вступил в конфликт с проселевкидской семьей Тобии и с тремя братьями: Симеоном, Менелаем и Лисимахом. Потомки Тобии организовали заговор с целью заменить на посту первосвященника Ясона Менелаем. Последнему удалось выкупить эту должность у Антиоха в 171 г. до н.э. точно так же, как Ясон сделал это сам несколькими годами раньше. После вооруженного столкновения Ясон был вынужден покинуть Иерусалим. Став хозяином положения, Менелай воспользовался сокровищницей Храма для подарков Антиоху. Такое использование Менелаем храмовых богатств и отсутствие у него связей с семьей Ониадов настроили против него народ. В Иерусалиме начались беспорядки, и Лисимах, который управлял городом в отсутствие своего брата, сам пал в битве. Несмотря на просьбу представителей Герусии о смещении Менелая, Антиох позволил ему и дальше занимать этот пост, а сами представители были казнены. И вскоре после этого народное недовольство новыми правителями вылилось в полномасштабное восстание.

Антиох тем временем вновь и вновь пытался завоевать Египет. Его первая попытка провалилась, но второй раз, в 168 г. до н.э., он почти достиг желаемого. Тем не менее римляне, уже поглядывавшие в сторону Востока, заставили его отступить из Египта. Ложные слухи о смерти Антиоха IV, распространившиеся после этого унижения, подтолкнули бывшего первосвященника Ясона покинуть свое убежище в Трансиордании и совершить нападение на Иерусалим. Ему удалось запереть Менелая и его сторонников в цитадели, но вновь утвердить свое правление он так и не смог. Очевидно, против него поднялся народ, памятуя о том, что именно Ясон начал эллинистическую реформу, и он был вынужден снова бежать из священного города. Несмотря на резню, устроенную лично Антиохом, восстание в Иерусалиме продолжалось. Попытка селевкидского военачальника Аполлония взять ситуацию под контроль, которую он предпринял, выстроив в центре полиса крепость Акра и разместив там гарнизон, привела лишь к усилению народной оппозиции и к массовому бегству евреев из города. Впрочем, некоторые жители были выселены насильно, чтобы освободить место для гарнизона.

По всей видимости, именно в это время в Храме было введено почитание новых божеств, что создало дополнительные трения. Еврейские эллинизаторы, Менелай и его сторонники, рассматривали эти божества как эквивалент Богу Израиля, и поэтому, с их точки зрения, то, что произошло, не было в действительности иноземным богопочитанием. Они воспринимали Бога Израиля как еще одно проявление высшего божества, известного в Сирии как Баал Шамин (Властелин Небес), а в греческом мире как Зевс Олимпиец. Таково было рациональное объяснение их поведения.

Восстание Маккавеев

(все даты до н.э.)

175 - 171 гг. Первосвященник Ясон

Ок. 175 г. Эллинистическая реформа

171 - 167 гг. Первосвященник Менелай

168 - 164 гг. Восстание Макавеев

167 - 166 гг. Антиох начинает гонения

166 - 160 гг. Иуда Макавей возглавляет восстание

164 г. Иуда занимает Иерусалим и возобновляет службу в Храме

160 г. Иуда терпит поражение и гибнет

152 г. Йонатан провозглашает независимость Иудеи

Первые попытки организованного восстания возглавлялись, вероятно, хасидеями (праведными), группой священников, которые считали религиозные компромиссы в эллинистическом Иерусалиме абсолютно неприемлемыми для себя. Восстание набирало силу. Твердо решив подавить его, Антиох IV прибег к печально известным гонениям, которые начались только теперь, после нескольких лет борьбы и восстания, вызванного попыткой эллинизированных евреев навязать свой стиль жизни всему народу Израиля. Нет никаких свидетельств того, что Антиох проводил подобную политику в других областях своего царства. Он поставил задачу насильственной эллинизации Иудеи только в ответ на характер восстания, с которым он столкнулся. Согласно его видению ситуации, основным способом разгрома восставших был удар по тем факторам, которые подвигли их на восстание: по Торе, заповедям и культуре еврейского народа.

Гонения были начаты зимой 168-167 гг. до н.э. Указ Антиоха III, даровавший евреям обширные права в области религиозной свободы был официально отменен. Более того, в декабре 167 г. в Храме были введены идолопоклонство и культовая проституция. По всей Палестине было запрещено соблюдение Субботы и праздников, начали строиться местные святилища, на которых должны были приноситься в жертву нечистые животные, было запрещено обрезание и впредь законы кашрута не должны были соблюдаться. Нарушение этих эдиктов каралось смертью. По всей территории Иудеи евреи сталкивались с царскими чиновниками, насильно проводившими в жизнь новые указы, сжигавшими свитки Торы и казнившими тех, кто укрывал их. Антиох предпринял столь жесткие меры с целью лишить еврейское восстание его главной цели, насильно превратив евреев в рядовых граждан Селевкидской империи. Благодаря такой недальновидной политике была подготовлена почва для прямой конфронтации между евреями и Селевкидами. Выступление семьи Хасмонеев (Макавеев) зажгло пожар полномасштабного восстания.

Мы не можем быть абсолютно уверены в исторической достоверности свидетельств I и II Книги Макавеев о начале восстания. В любом случае ясно, что Маттафия, священник из Модиина, и люди, подобные ему, мужественно отказались подчиниться гонениям и скрылись в лесах. Вскоре несколько тысяч человек, во главе которых встал Иуда Макавей ("молот") и его братья Иоанн, Симеон, Элеазар и Йонатан, сплотились вокруг семьи Хасмонеев. Объединившись с частью хасидеев, они стали брать власть над сельскими поселениями, разбросанными по стране. К моменту смерти Маттафии в 166/ 65 г. до н.э. они установили контроль над всей Иудеей.

Под руководством Иуды Макавея еврейская армия разбила одного за другим несколько селевкидских военачальников, пытавшихся подавить восстание. В результате Иуда вскоре стал хозяином всей страны. Менелай и эллинизаторы пытались найти мирное решение вопроса, прося, чтобы евреям было разрешено вернуться в свои дома и чтобы гонения были официально приостановлены. Селевкидское правительство поняло, что необходимо пойти на уступки. 15 октября 164 г. до н.э. оно восстановило все права евреев в том виде, как они были дарованы Антиохом III, предоставив также амнистию. Хотя и не исключено, что кто-то воспользовался амнистией, воины Иуды не принадлежали к их числу. В декабре того же года Иуда и его люди заняли Иерусалим, хотя селевкидский гарнизон все еще продолжал удерживать Акру, эллинистическую цитадель. На 25-й день еврейского месяца Кислев Иуда очистил Храм и восстановил жертвоприношения в соответствии с еврейской традицией. Это событие стало отмечаться праздником Ханука. Основная цель восстания, связанная с прекращением гонений и восстановлением иудаизма, была достигнута.

На протяжении всего периода гонений и восстания эллинистические язычники в Земле Израиля поддерживали Селевкидов и участвовали в гонениях. Поэтому было вполне естественно, что Иуда обратился теперь против них, а также против евреев-эллинизаторов, вызвавших эти гонения. Эллинизаторы, многие из которых принадлежали к аристократическим родам, сражались на стороне Селевкидов против Иуды. Их опорным пунктом была Акра, и именно там они укрылись после того, как Иуда овладел Иерусалимом. Иуда предпринял ряд военных кампаний в разных частях Земли Израиля с целью защитить евреев от их соседей-язычников и в то же время искоренить в стране язычество.

После смерти Антиоха IV в 164 г. до н.э. его сын Антиох V Евпатор вторгся в Иудею, но затем заключил договор с Иудой и вновь подтвердил права евреев. Он казнил проэллинистического первосвященника Менелая, обвинив его в том, что тот вовлек Селевкидскую империю в войну против евреев, и назначил первосвященником умеренного эллинизатора Алкима. До 162 г. до н.э. Иуда и его сторонники препятствовали Алкиму занять этот пост. Алким обратился за помощью к Селевкидам, и они утвердили его на этой должности. Хасидеи поспешили пойти на компромисс с Алкимом, но Хасмонеи продолжали сопротивляться его правлению.

После недолгого "медового" месяца хасидеи вернулись в стан Иуды. Сирийцам опять удалось поставить у власти в Иудее эллинизаторов. Для сохранения своего режима в борьбе с Иудой Алким обратился за помощью к сирийцам. Войска, посланные к нему на помощь, были разбиты, и Алким бежал в Сирию (так часто называли державу Селевкидов). Он вернулся вместе с селевкидским военачальником Бакхидом, и Иуда пал в битве в 160 г. до н.э. Теперь Хасмонеи сплотились вокруг брата Иуды Йонатана. Снова евреи-эллинизаторы пытались утвердить свою власть, и снова Хасмонеи нападали на них со всех сторон. Несколько лет, пока бушевала война, пост первосвященника оставался вакантным. В конце концов, Бакхид начал переговоры с Йонатаном, и они подписали договор, по которому Йонатан, базировавшийся в крепости Михмаш, получал контроль над большей частью Иудеи.

В 152 г. до н.э., когда в государстве Селевкидов вспыхнула междоусобная война за обладание троном, оба претендента стали склонять к себе Йонатана. Последний оказал поддержку Александру Баласу, и в 152 г. до н.э. появился в Храме на праздник Кущей в одеждах первосвященника, будучи назначен на этот пост Баласом. Отныне Иудея была объединена под властью хасмонейского первосвященника. Так было положено начало династии, которая правила еврейским народом до прихода римлян в 63 г. до н.э.

Заключение

Растущее эллинистическое влияние в Земле Израиля привело в итоге к противостоянию между радикальными эллинизаторами и большинством еврейского народа, желавшим сохранить традиционный уклад жизни. Даже несмотря на помощь селевкидских армий, радикальным эллинизаторам не удалось склонить евреев на свою сторону. Крайние формы эллинизации были отвергнуты, и евреи теперь пытались найти другие способы существования в новой культурной среде. Как будет показано в следующей главе, даже в греко-римской диаспоре попытки синтезировать иудаизм и эллинизм не доходили до таких крайностей.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 5 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 1)
Часть 6 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 7 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 3)
Часть 8 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 1)
Часть 9 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 2)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку