-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 1)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:20 + в цитатник

Эллинистический период формально начался с приходом Александра Великого на Ближний Восток в 334 г. до н.э. Однако эту дату не следует рассматривать как начало греческого влияния в регионе. Ближний Восток в целом, а Палестина и ее население в частности впервые попали под эгейское влияние в XIV в. до н.э. По мере роста торговых связей влияние становилось все более интенсивным, и в персидский период монеты греческой чеканки стали стандартом в Земле Израиля.

Эллинизм как явление культуры

Культурное явление, которое мы называем эллинизмом, оказывало продолжительное влияние на иудаизм и еврейский народ. Эллинизм представлял собой синтез греческой (эллинской) культуры с местными культурами Ближнего Востока. Он был динамичным явлением, в котором постоянно развивавшаяся греческая ("греко-подобная") культура снова и снова становилась материалом для нового синтеза, не поглощая целиком при этом другие местные культуры. Строго говоря, главная заслуга по распространению греческой культуры на Ближнем Востоке принадлежала не столько самим грекам, сколько македонянам, чью цивилизацию греки считали производной от цивилизации истинных эллинов. По мере проникновения эллинизма в новый регион происходило смешение эллинистических и местных элементов, что привело к различным проявлениям эллинистической культуры, существовавших на Ближнем Востоке в течение многих лет. Судьбоносный союз Востока с Западом стал возможным в результате завоеваний Александра. Однако на самом деле для той легкости, с которой две цивилизации создали новый симбиоз, существовали более глубокие культурные причины.

Греческая культура достигла к тому моменту апогея своего развития. Она вышла за пределы территориальных границ, и человек теперь мог стать эллином по образованию и культуре, а не только по рождению. Из приоритета, отдаваемого разуму, родился гуманизм. Человек теперь стал скорее центром мироздания, нежели просто полиса (греческого города), как было прежде. Некоторые ближневосточные цивилизации к этому времени испытали спад в своем развитии. Египет и Месопотамия в этот период имели сравнительно мало достижений в интеллектуальной и литературной областях, а возросший интерес к новым религиям, заметный в источниках, отражал духовный голод. Созрело время для нового культурного движения. В результате народы покоренной Персидской империи могли сопротивляться наступлению эллинской культуры не более, чем они могли сопротивляться македонской армии.

Греческий город, известный как полис, являлся главным орудием ассимиляции и эллинизации коренного населения Ближнего Востока. Вновь основанные греческие города, заселенные по большей части местными жителями, стали плавильными котлами Востока. Возможность практиковать греческий образ жизни была открыта для всех желающих. Очевидным признаком эллинизации было быстрое распространение греческого языка. Население прилегающих районов, устремившееся в города, быстро получило правовые и экономические преимущества, вытекавшие из гражданства полиса: освобождение от некоторых пошлин и обязанностей и право участия в муниципальном управлении. В греческих городах верхние слои ближневосточного общества приобщались к новым культурным веяниям в школах греческого типа и в других культурно-просветительных учреждениях эллинистического мира.

Примечательно, что коренные жители Ближнего Востока также тяготели к эллинистической науке и искусству и вскоре заняли лидирующие позиции в таких дисциплинах как литература и философия. Внимание греков к физической культуре и красоте также распространилось по всему Ближнему Востоку. Греческая религия перемешалась с местной в различных культах. Все эти процессы поощрялись полисом и его официальным культом, в котором греческие и ближневосточные элементы сосуществовали в постоянном симбиозе.

Однако нельзя сказать, что местные народы безоговорочно впитывали в себя эллинские и эллинистические традиции. Они также переосмысляли и интерпретировали свои собственные традиционные культуры заново, в свете той "современной" цивилизации, внутри которой они оказались. Процесс реинтерпретации привел к возникновению нескольких разных форм эллинистического иудаизма. Перед тем как перейти к их анализу, в особенности их отношения к иудаизму Палестины, необходим краткий обзор политических процессов, происходивших в этот период. Именно они подготовили почву для той борьбы по поводу допустимой степени эллинизации, которой предстояло в дальнейшем охватить Иудею.

Господство Птолемеев и Селевкидов

Летом 332 г. до н.э. Палестина была завоевана Александром Великим. Земля и народ Израиля стали отныне частью эллинистического мира. Сначала Александр прошел через Палестину, двигаясь к Газе во время военной кампании по завоеванию финикийского побережья, а затем - направляясь из Египта в Вавилонию. Возможно, он оставался некоторое время в Палестине, чтобы подавить восстание в Самарии, и тогда же встречался с еврейскими лидерами. Ко времени своей смерти в 323 г. до н.э. Александр (ему исполнилось тогда тридцать три года) покорил огромную территорию от Македонии до Индии. Палестина стала частью его империи.

После смерти Александра его военачальники, известные как диад охи (преемники), оказались не в состоянии сохранить единство империи, которая вскоре распалась. По примеру персов отдельные военачальники были назначены наместниками, управляющими определенными территориями. В 323 г. до н.э. Птолемей обеспечил себе контроль над Египтом. Эта дата считается началом Птолемеевой империи, хотя официальная коронация состоялась лишь в 305 г. до н.э. В 322 г. до н.э. Селевк стал сатрапом Вавилона. Несмотря на некоторые трудности, к 312 г. до н.э. он утвердил свою власть, которая простиралась на всю восточную часть владении Александра. Остальные владения отошли к Кассандру в Македонии и Лисимаху во Фракии. Птолемеевскому и селевкидскому царствам было суждено сыграть большую роль в истории эллинистической Палестины.

Иудея при Птолемеях и Селевкидах

(все даты до н.э.)

332 г. Завоевание Палестины Александром Великим

323 г Смерть Александра и раздел его империи

301 г Переход Палестины под власть Птолемеев

242 г. Иосиф бен Тобия назначен сборщиком налогов

201 г. Завоевание Палестины Селевкидами

Ок 200 г. Симеон Праведный

198 г. Окончательное установление власти Селевкидов

Династия Птолемеев

(все даты до н.э.)

323 -283 гг. Птолемей I Сотер

283 -246 гг. Птолемей II Филадельф

246-221 гг. Птолемей III Эвергет

221 -203 гг. Птолемей IV Филопатор

203 - 181 гг. Птолемей V Эпифан

181 - 146 гг. Птолемей VI Филометор

145 - 116 гг. Птолемей VII Фискон (Эвергет II)

116-108 гг. Птолемей VIII Латир (Сотер II)

108 - 88 гг. Птолемей IX Александр

88 - 80 гг. Птолемей VIII Латир (вторично)

Во времена диадохов Палестина пять раз переходила из рук в руки. Недостаток стабильности помешал развитию здесь эллинизма в первые годы эллинистического периода. Нестабильная ситуация, по всей видимости, привела к определенной независимости, повысив уже и без того заметную роль первосвященника в вопросах управления Иудеей.

К 301 г. до н.э. Птолемею удалось наконец установить твердый контроль над Палестиной. Несмотря на ущерб, наносимый постоянными конфликтами с Селевкидами, Птолемей смогли несколько десятилетий фактически контролировать Палестину. Значительная часть информации об этом периоде может быть извлечена из "папирусов Зенона", коллекции административных документов из архива египетского министра финансов, часть которых была получена от царского представителя в Израиле. Эти документы рассказывают нам о Палестине в правление Птолемея II Филадельфа (283 - 246 гг. до н.э.).

Страна часто подвергалась нападениям Селевкидов и бедуинским набегам. Военные подразделения Птолемеев были расквартированы по всей Палестине, и одновременно было построено много греческих городов. Многие из них были организованы по принципу "клерухий" (военных колоний), в которых солдаты, женившиеся на женщинах из местного населения, получали дома и поля, что содействовало увеличению числа смешанных браков, бывших важной составляющей эллинистического мира. Кроме того, разветвленная система птолемеевской бюрократии контролировала вопросы управления и взимания налогов. Основными целями этой деятельности были развитие экономической жизни и торговли. В число продуктов, экспортировавшихся в Египет из Сирии, входили зерно, оливковое масло, копченая рыба, сыр, мясо, сушеный инжир, мед и финики. Палестина становилась также важным перекрестком в торговле пряностями.

По сравнению с тем, что нам известно о деятельности Птолемеев в Палестине, мы находимся практически в полном неведении относительно событий в еврейской политической жизни. Иудея по-прежнему управлялась первосвященником и священнической аристократией. Один из немногих инцидентов, известных нам, был связан с конфликтом по вопросу налогов между первосвященником Онией II и Птолемеем III Эвергетом (246 - 221 гг. до н.э.), который якобы посетил Иерусалимский Храм. Результатом конфликта стало назначение в 242 г до н.э. молодого Иосифа бен Тобии, бывшего племянником первосвященника, сборщиком налогов по всей страна. Соперничество между семьей Тобии и первосвященниками Ониадами сыграло, в конечном итоге, свою роль в предпринятой во II в. до н.э. радикальной эллинизации Иудеи.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
Часть 3 - ГЛАВА 2: НАСЛЕДИЕ БИБЛИИ
Часть 4 - ГЛАВА 3: ИУДАИЗМ В ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД
Часть 5 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 1)
Часть 6 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 7 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 3)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку