-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 2)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:23 + в цитатник

Династия Селевкидов

(все даты до н.э.)

312-280 гг. Селевк I Никатор

280 - 261 гг. Антиох I Сотер

261 - 246 гг. Антиох II Теос

246 - 226 гг. Селевк II Каллиник

226 - 223 гг. Селевк III Сотер

223 - 187 гг. Антиох III Великий

187 - 175 гг. Селевк IV Филопатор

175 - 164 гг. Антиох IV Эпифан

164-163 гг. Антиох V Евпатор

162 - 150 гг. Деметрий I Сотер

152 - 145 гг. Александр Балас

145 - 138 гг. Деметрий II Никатор

145 - 138 гг. Антиох VI и Трифон

138 - 129 гг. Антиох VII Сидет

129-125 гг. Деметрий II (вторично)

125 -- 96 гг. Антиох VIII Грип

125 - 95 гг. Антиох IX Кизикский

96 - 88 гг. Деметрий III Филопатор

95 - 64 гг. Селевк VI

В 221 г до н.э. царь Антиох III из рода Селевкидов впервые вторгся в Палестину. Несмотря на неудачу, он продолжил настойчиво искать возможность для овладения этим важным участком. Такая возможность представилась ему в связи со смертью царя Птолемея IV Филопатора в 203 г. до н.э. до н э. он снова вторгся в страну и на этот раз быстро покорил ее. К 198 г. до н.э. Селевкиды целиком стали хозяевами положения и оставались ими до восстания Макавеев (168 -164 до н э ) К тому времени, когда власть Птолемеев в Палестине подошла к концу, по всей стране были основаны греческие города и эллинизм пустил глубокие корни. Это в итоге привело к расколу народа накануне того, как Иудея вновь обрела свою независимость.

Во время борьбы между Птолемеями и Селевкидами каждый из соперников поддерживался еврейской партией или группой. Герусия, или совет старейшин, впервые упоминаемая в источниках этого периода, была на стороне Селевкидов. Первосвященник Симеон Праведный (ок. 200 г. до н.э.), который, возможно, возглавлял Герусию, считался союзником Селевкидов. По всей видимости, он вернул себе право собирать налоги, которое до того было передано Иосифу бен Тобии, и стал отвечать за перестройку Храма и города. Когда Антиох III (223 - 187 гг. до н.э.) получил контроль над Иудеей, он подтвердил права евреев жить в соответствии с законами их предков. Однако всего через тридцать лет еврейские сторонники полной эллинизации будут поддержаны его сыном, селевкидским монархом Антиохом IV Эпифаном, в проведении в жизнь их планов.

Иерусалимский Храм и священники

Ранее уже говорилось о том, как трудно было восстановить Иерусалимский Храм и как лидеры Иудеи боролись за постройку хотя бы небольшого здания Храма. В течение последующих лет храмовый комплекс достраивался, так что к началу эллинистических реформ он был расширен и переделан, превратившись к тому же в хранилище денежных фондов как евреев Палестины, так и евреев диаспоры. Более того, само расположение Храма на холме, господствующем над городом, придавало ему большую стратегическую ценность. o Весь холм - Храмовая Гора - был занят храмовыми постройками, хотя сама по себе гора была, без сомнения, несколько меньше той, какой она предстает взгляду сегодня, после строительных работ царя Ирода. Антиох III подтвердил еврейский закон, гласящий, что неевреи могли заходить лишь во внешнюю часть Храмовой Горы. Иноверцы, т.е. те, кто были ритуально нечисты, не допускались на территорию Храма.

Комплекс Храма представлял собой систему помещений, выполнявших различные функции. Помимо дворов женщин, израильтян, священников и собственно здания Храма, которое включало в себя Святая Святых, в него входили комнаты для переодевания, склады и помещения, выполнявшие другие функции. Для благословения священников и пения левитов, которые являлись частью каждодневного ритуала, существовал помост. Большой алтарь и специальные подготовительные отсеки делали возможным жертвоприношение животных в соответствии с законами Пятикнижия. Алтарь для воскурений и менора находились во дворе священников. Храм был богато украшен.

Служители Храма, как священники, так и левиты, были разделены на двадцать четыре группы, называемые стражами, каждая из которых служила в течение недели и которые сменяли друг друга на протяжении всего года. Каждая стража возглавлялась одним из ее членов и в свою очередь делилась на подгруппы. Священники занимались жертвоприношением животных, левиты помогали им и в частности занимались пением псалмов в момент совершения ритуала. Строгое следование законам Торы гарантировало чистоту и святость священников, бывших потомками Аарона, брата Моисея. Они носили особые одеяния, описанные в Пятикнижии, и определяли время служб посредством интерпретации соответствующих библейских отрывков. В большинстве случаев решения в области ритуального и священнического законов принимались на основании Торы и ее интерпретации.

Ежедневные службы проводились в соответствии с пред писаниями Торы для утренних и дневных жертвоприношений. Библейские псалмы играли значительную роль в ритуале, однако трудно сказать, насколько употребительны были другие молитвы. Вероятнее всего, детально разработанная литургия стала частью храмовой службы в хасмонейский (макавейский) период. Левиты сопровождали жертвоприношения игрой на различных музыкальных инструментах. Трубы и шофары звучали во время определенных ритуалов, как то предписывалось Пятикнижием. Специальные праздничные жертвы и приношения, принесение десятины и других даров, жертвоприношения добровольные и искупительные за грех также являлись частью храмового ритуала.

Тора предписывала выделение десятины священникам и левитам для обеспечения материальной поддержки служителей Храма. В ранние годы существования Второго Храма эти приношения собирались и распределялись администрацией Храма. На протяжении большей части этого периода первосвященник и его подчиненные занимались также сбором и распределением других средств, поступавших в качестве налогов. Тем не менее позднее практика централизованного сбора и распределения десятин и приношений была заменена их распределением на местах, что, вероятно, практиковалось уже во времена Первого Храма.

В III и IV вв. до н.э. Храм представлял собой нечто значительно большее, чем религиозный и культовый центр. Он был центром еврейского самоуправления в той степени, в которой еврейская община сохраняла свою автономию в рамках Птолемеевской и Селевкидской империи. Первосвященник и его помощники сосредоточили со временем в своих руках значительную светскую власть и большие финансовые средства и контролировали внутреннюю жизнь еврейского населения. Поэтому позднее, когда сторонники эллинизации добились первосвященства и попытались превратить Храм в эллинистический культовый центр, они бросили вызов не только религиозной традиции, но и самой природе еврейского народа. Когда неумолимые исторические события привели в конце I в. н.э. к разрушению Храма и прекращению жертвоприношений, в истории иудаизма была открыта новая страница.

Герусия

Различные свидетельства подтверждают, что в ранний эллинистический период существовало еврейское представительское собрание, или совет. Талмуд приписывает создание ранней представительской группы, известной как "мужи Великого Собрания", тем, кто был связан с Езрой и Неемией в эпоху Реставрации, а затем продолжил их работу. Такого рода собрания включали в себя представителей различных правящих и аристократических групп.

Хотя в Библии и нет прямых указаний на еврейские представительские структуры, многие ученые-библеисты, следуя за Иосифом Флавием, отождествили с ними старейшин периода Первого Храма. Похожие собрания старейшин, или аристократов, с которыми консультировался правитель и чье одобрение было ему необходимо, существовали во время завоевания Ханаана в эпоху Судей. Согласно талмудической литературе, мужи Великого Собрания в эпоху возвращения из изгнания передали традиции, которые в конечном итоге сформировали фарисейско-раввинистический иудаизм.

Некоторые современные исследователи соглашаются с существованием такой группы, но рассматривают ее как чрезвычайный орган, созывавшийся лишь в наиболее важных случаях в истории народа.

Существование представительской группы в персидский период не подтверждается ни одним источником того времени, но в эллинистический период эту роль исполняла Герусия (по-гречески "совет старейшин"). Еврейские Герусии существовали также в некоторых частях эллинистической диаспоры. Герусия может рассматриваться как предшественник позднейшего Синедриона, известного во времена Ирода, а так же Бет Дин ха-Гадол, высшего раввинистического суда.

В эдикте, изданном после завоевания Иерусалима, Антиох III отмечает, что Герусия устроила ему пышный прием, вследствие чего он освободил ее членов, наряду со служителями Храма, от некоторых налогов. Он ничего не говорит об от дельной церемонии приема, организованной первосвященником. Точно так же в макавейский период Антиох IV направлял свои официальные послания не первосвященнику, а Герусии, очевидно рассматривая ее в качестве правительствен ного органа Иудеи. В то время евреи за пределами Земли Израиля также рассматривали Герусию как представительство народа в целом. В Герусию, судя по всему, входили как священники, так и светские лидеры. Последние, несомненно, являлись выходцами из аристократии и были тесно связаны со священниками. Это соответствовало структуре позднейшего Синедриона, который состоял из фарисеев и саддукеев (священников).

Эллинистические тенденции в иудаизме Палестины

Понадобилось совсем немного времени для того, чтобы неотвратимый процесс греческого культурного влияния привел к требованиям осуществить эллинистическую реформу иудаизма (ок. 175 г. до н.э.), а впоследствии - и к макавейскому восстанию (168 - 164 гг. до н.э.). Как мы уже видели, два предыдущих столетия были временем бурного роста эллинистического влияния в Палестине.

Столкновение культур усугублялось основанием здесь многих греческих городов, появлением в стране значительного числа иноземцев и интенсивными торговыми и культурными связями с эллинистическим миром. Новая смесь эллинских и местных культурных норм бросала жесткий вызов традиционному образу еврейской жизни. Тем не менее, результаты столкновения были различными в разных частях Палестины или даже в разных кругах и классах общества. Только правильное понимание многообразных тенденций и вариантов ответа на вызов может дать необходимую перспективу для оценки последующих событий.

Сельское население оказалось менее всего затронуто процессом эллинизации. Крестьяне в Иудее обитали в небольших деревнях, землю вокруг которых они обрабатывали. В города они приходили, чтобы продать свою продукцию, и время от времени совершали религиозные паломничества в Иерусалим. Там они вступали в контакт с более эллинизированными евреями и неевреями. Среди сельских жителей стали распространяться керамика, орудия труда и утварь, выполненная по греческим образцам. Эти новые предметы имели свои греческие названия, которые быстро вошли в местные диалекты. Тем не менее, язык и культура сельского населения оставались еврейскими, и эллинизм влиял на них лишь в области материальной культуры. В результате здесь отсутствовало какое-либо желание оставить традиционный уклад жизни и перейти к новому культурному симбиозу.

В городах ситуация была во многом иной. Ремесленники и торговцы, жившие в городах с преобладающим еврейским населением, имели более частые контакты с греческим миром и со своими эллинизировавшимися единоверцами, чем сельское население. Литературные произведения вроде Книги Бен Сиры демонстрируют умеренное влияние эллинистической культуры на традиционного и религиозного еврея, возможно выходца из Иерусалима, жившего в начале II в. до н.э. Городским жителям приходилось использовать греческие слова и язык в целях общения с завоевателями и колонистами, и на протяжении III и II вв. до н.э. влияние эллинизма на культуру постоянно возрастало даже среди религиозных евреев.

Некоторые аристократические семьи, близко связанные со священниками, тяготели к большей эллинизации, возможно в результате более плотных контактов с эллинистическим миром или по политическим и экономическим мотивам. Семья Тобии, которая при Птолемеях контролировала сбор налогов, также как другие влиятельные семьи, стремилась сориентировать народ на жизнь в новом мире, который теперь был легко досягаем для них.

В то же время те евреи, которые были склонны к большей степени эллинизации, тянулись к греческим городам, расположенным преимущественно в прибрежной зоне и районе на востоке, известном во времена Рима как Декаполис. В этих городах повседневным языком общения был греческий, и доминирующей культурой была эллинистическая. Евреям предстояло найти компромисс с существовавшими там языческими культами, и они достигали этого путем интерпретации городских богослужений как продолжения монотеистического иудаизма. Путем радикальной реинтерпретации им удавалось связать между собой еврейское Писание и мифологию языческих культов. Они посещали театр и посылали своих детей в греческие образовательные учреждения, гимнасий и эфебий, где те еще больше вовлекались в эллинизацию, что в конечном итоге вело к ассимиляции. Так называемые "эллинизаторы" были готовы заплатить такую цену за экономические и культурные преимущества полиса. Отвергая свою еврейскую обособленность ради участия в жизни большого мира, они рассматривали иудаизм как часть этого мира, открытого для них посредством эллинистической культуры, и пытались облегчить переход от устаревшего ближневосточного стиля жизни к новым принципам существования в рамках эллинистического общества.

Эти тенденции внутри еврейского общества сосуществовали некоторое время, но в конечном итоге пришли в столкновение друг с другом. Начиная с конца II в. до н.э. крайние эллинизаторы, ранее известные лишь в эллинистических городах, добились контроля над иерусалимскими священниками и попытались превратить Иерусалим в еще один эллинистический полис. Это событие подготовило почву для восстания Макавеев.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 4 - ГЛАВА 3: ИУДАИЗМ В ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД
Часть 5 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 1)
Часть 6 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 7 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 3)
Часть 8 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 1)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку