-Рубрики

 -Цитатник

ДИМА МОТЕЛЬ: ПРОВЕРКА НА ЕВРЕЙСТВО - ИСТОРИЯ УНИЖЕНИЙ - (1)

16.02.2015 Дима и Шломит Несколько лет назад я предложил  ...

ХАИМ АККЕРМАН: ПЕСАХ. СМЫСЛ ПЕСАХА ИЛИ О ЧЁМ ДУМАТЬ В ЛЕЙЛ А СЕДЕР - (0)

Этот материал содержит некоторые малоизвестные (или почти не известные), но - важные вещи о поряд...

ИЗРАИЛЬ НА ФОТО 1820-1920 ГГ. - (1)

В детстве мне, как и многим, хотелось чтобы «машина времени» из фантастических книжек...

КОФЕ ПО-ЕВРЕЙСКИ - (0)

О чем думает неискушенный человек, которому предлагают выпить чашечку кофе? Он вполне может...

ИЗРАИЛЬ ЗАЙДМАН: ООН ОБЪЯВИЛА 2014 ГОД, ГОДОМ НЕНАВИСТИ К ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ - (1)

26 ноября 2013 г. Интернет разнес весть: по случаю празднования Международного дня солидарности с...

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Неизвестная_Планета Наш_Израиль Царство_Кулинарии Kelli_Li Our_Ukraine -HochuVseZnat-
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Kelli_Li Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 2699
Комментариев: 456
Написано: 3978


ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 1)

Четверг, 07 Ноября 2013 г. 20:26 + в цитатник

Начиная с библейских времен многие евреи жили за пределами Земли Израиля. Уже во времена царя Соломона торговая деятельность заставляла некоторых израильтян покидать свою землю на продолжительное время, и часть из них могла осесть в чужих странах. Однако понятие диаспоры как рассеяния евреев, покинувших родину, не возникало до 722 г. до н.э., когда ассирийский царь Салманассар увел в плен в Ассирию часть населения Северного Израиля. За этим последовали массовые депортации, проведенные вавилонянами: вначале в 597 г. до н.э., когда была вывезена правящая верхушка Иудеи, и затем в 586 г. до н.э., когда был разрушен Первый Храм и множество иудеев было уведено в изгнание. Эти депортации привели к возникновению внушительной еврейской общины в Месопотамии, которой, как мы увидим, было суждено заложить основы еврейской жизни в средние века. В то же время другие евреи бежали в Египет, где в годы, предшествовавшие разгрому Земли Израиля и Храма, уже обосновались некоторые из их единоверцев. Здесь также возникла значительная еврейская община.

В период Второго Храма диаспора распространилась по всему эллинистическому миру. Евреи жили на берегах Средиземного моря, также как в Месопотамии и других странах Востока. Где бы они ни селились, они приносили иудаизм в земли своего рассеяния, причем иудаизм каждой общины имел свои уникальные характеристики.

Ранняя история вавилонского еврейства

Из книг Эзры и Неемии становится понятно, что только незначительное меньшинство вавилонских евреев вернулось в Землю Израиля. Архивы Мурашу, принадлежавшие влиятельной семье вавилонских банкиров и упоминающие множество евреев, рассматриваются как свидетельство участия последних в экономической жизни Ниппура в период правления Артаксеркса I (465/4-424 гг. до н.э.) и Дария II (423 - 404 гг. до н.э.). Некоторые евреи занимали влиятельные посты - это подтверждается библейским рассказом о Неемии, который был придворным высокого ранга при персидском царе; такое положение вещей отражено также в книгах Есфирь и Даниила. После завоевания Вавилона Александром Великим в 331 г. до н.э. Месопотамия примерно на два века попала под власть Селевкидов. Последние вскоре основали сеть новых городов, которые вместе со своими гарнизонами обеспечивали эллинизацию Вавилонии. У нас нет свидетельств о том, как этот процесс повлиял на еврейские общины. Новые правители подтвердили привилегии, которые были дарованы евреям персами. В конце III в. до н.э. евреи, служившие в селевкидской армии, были освобождены от исполнения некоторых обязанностей по религиозным причинам. Одним из наследии, доставшихся Вавилонии от селевкидского периода, было использование селевкидской эры при летосчислении (312 г. до н.э. принимался за первый год). Некоторые еврейские общины придерживались этого летосчисления еще в средние века.

К 129 г. до н.э. упадок военной мощи Селевкидов сделал возможным наступление на запад парфян (Парфия была рас положена на восток от Каспийского моря), и Вавилония перешла под их владычество. Парфянская держава позволила коренному населению жить в соответствии со своими традициями, оставив нетронутыми греческие колонии и благосклонно отнесясь к евреям. Вероятно, имели место контакты между парфянами и хасмонейскими правителями в Палестине. Известно, что в 41/40 гг. до н.э. парфяне сместили Ирода и поддержали Хасмонея Иуду Антигона, но были отброшены обратно за Евфрат римлянами в 38 г. до н.э.

О положении евреев в Парфянской империи в эллинистический период мало что известно, но есть свидетельства, что большинство из них были крестьянами и торговцами, существовала и небольшая прослойка аристократов. Известно об их связях с Землей Израиля, особенно с Иерусалимом, и паломничествах к Храму. Из истории об обращении в иудаизм царского дома Адиабены (государство в верховьях Тигра, находившееся в вассальной зависимости от парфян) около 40 г. н.э. становится понятно, что евреи и иудаизм были частью повседневной жизни и культуры Месопотамии того периода. Примерно с 20 по 35 гг. н.э. в Вавилонии существовало даже еврейское государственное образование.

Евреи в эллинистическом мире

Намного больше известно о еврейских общинах западной диаспоры в этот период. Мы уже упоминали небольшую военную колонию в Элефантине в Верхнем Египте, существовавшую после персидского завоевания в 525 г. до н.э. Вероятно, евреи начали эмигрировать в Египет из Иудеи в тяжелые годы, последовавшие за вавилонским завоеванием в начале VI в. до н.э., и некоторые евреи из Вавилонии могли переселиться туда после персидского завоевания. Как бы то ни было, первая большая волна еврейской эмиграции из Палестины в Египет приходится на время правления Птолемея I (323-283 гг. до н.э.), хотя источники расходятся по вопросу о том, была ли это добровольная эмиграция, или евреи были приведены в Египет как пленники. Египетский священник Манефон, живший в правление Птолемея II Филадельфа (283 - 246 гг. до н.э.), может считаться автором первого из известных нам антиеврейских трактатов. Его работы отражают знакомство с историей Исхода и свидетельствуют о том, что в Египте было слишком много евреев, чтобы не замечать их. В то же время Птолемею II приписывается заслуга освобождения многих евреев, остававшихся в плену с периода правления его отца.

"Золотой век" египетского еврейства начался при Птолемее VI Филометре (181 - 146 гг. до н.э.). К концу его правления был построен храм Онии. Ония IV, будучи законным наследником, рассчитывал, что именно его назначат первосвященником после смерти узурпатора Менелая, и когда вместо него был назначен Алким, он покинул Иерусалим между 162 и 160 гг. до н.э. В итоге он и его родственники основали военную колонию (катойкия) в Леонтополе, где они построили храм для совершения регулярного богослужения в их общине и, возможно, для того, чтобы подкрепить свои права на управление Палестиной, если Птолемеи вновь овладеют ей. Излишне напоминать, что если жертвы на самом деле приносились в этом храме, то это было значительным отклонением от обычной практики евреев диаспоры, которые были убеждены в том, что жертвоприношения возможны только в Иерусалиме.

Однако жертвоприношения несомненно являлись частью богослужебной практики евреев в военной колонии в Элефантине в V в. до н.э. Роль Онии в политических и военных делах Египта показывает, в какой степени евреи проникли в жизнь этой страны. В ответ на поддержку Онией вдовы Птолемея VI Клеопатры II, Птолемеи VII Фискон (145 - 116 гг. до н.э., также известный как Эвергет II) санкционировал еврейский погром, который стал первым погромом, получившим отражение в документах. Мир был восстановлен после того, как Птолемеи VII женился на Клеопатре. По всей видимости, хорошие отношения с евреями были быстро восстановлены, поскольку Птолемею была посвящена одна из синагог.

Потомки Онии продолжали служить в армии Птолемеев при Клеопатре III (правившей совместно с Птолемеем VIII и Птолемеем IX, 116-102 гг. до н.э.). Его сыновья Хелкия и Ханания входили в число ее военачальников. Им ставится в заслугу то, что они убедили царицу отказаться от планов по завоеванию и аннексированию территории хасмонейского царя Александра Янная. В этом наглядно проявилась солидарность египетских евреев с их единоверцами в Палестине и поддержка ими династии Хасмонеев.

Свидетельства о других событиях в жизни евреев Египта весьма отрывочны, но и они говорят о том, что евреи продолжали играть там значительную роль вплоть до римского периода. Центром египетской еврейской общины была Александрия, где они появляются уже в начале III в. до н.э. Через непродолжительное время два из пяти районов города были преимущественно заселены евреями и повсюду были построены синагоги. Евреи жили также в Верхнем и Нижнем Египте, составляя значительную и легко различимую группу населения. Многие из их общин начинались как военные колонии.

Первое надежное известие о распространении еврейской диаспоры в Малую Азию относится к правлению Антиоха III, который около 210 - 205 гг. до н.э. переселил евреев из Вавилонии в район современной Турции, где они должны были служить в качестве военных колонистов. Во время правления Симеона Хасмонея (142 - 134 гг. до н.э.) письмо римского консула, касающееся прав евреев, было разослано в девять различных городов и районов материковой Малой Азии и на четыре греческих острова. Множество других мест в Малой Азии упоминается в эллинистический и римский периоды в связи с существованием там еврейских общин. К I в. н.э. евреев можно было встретить в любой части этого региона.

Особенно значительной в свете ее роли в распространении христианства была сирийская диаспора. Ее размеры отчасти объясняются степенью близости к Палестине. Еврейская община крупнейшего сирийского города Антиохии возникла около 200 г. до н.э. Евреи жили также в Апамее, и в 70 г. н.э. произошел погром евреев Дамаска. Тир и Сидон (в современном Ливане) были центрами еврейского населения с эпохи Хасмонеев. К началу новой эры евреи распространились по большинству сирийских городов.

Еврейская община в Кирене в Северной Африке была основана эмигрантами из Египта во времена Птолемея. Письмо римского консула также подтверждало права евреев этой области. В середине II в. до н.э. в их число входил Ясон, автор пятитомной истории, выжимки из которой дошли до нас в составе II Книги Макавеев. К первой половине I в. до н.э. евреи составляли отдельную группу населения Кирены. Община продолжала расти в римский период, но была полностью разгромлена во время восстания диаспоры против Траяна в 115 - 117 гг. н.э.

Евреи также селились в Греции, Македонии, на Крите и на Кипре. Первая волна переселенцев в Грецию состояла, возможно, из пленников, привезенных туда в качестве рабов во время макавейского восстания. Очевидно, многие из них оставались в Греции и после получения свободы. Во II в. до н.э. греческие авторы заявляли, что евреев можно найти в любой точке мира. Цифры, называемые ими для еврейского населения греко-римской эпохи, явно преувеличены, но никто не может сказать в какой степени.

Размеры еврейской общины, несомненно, увеличивались за счет большого числа прозелитов, которых иудаизм начинал привлекать по мере того, как угасала вера в греческий пантеон. Точно не известно, какой именно процесс обращения был необходим для того, чтобы стать полноправным членом еврейской общины в эллинистическом мире, но несомненно то, что обрезание было обязательным условием. В то же время сложилась значительная категория полупрозелитов, которые формально не стали частью еврейского народа, но соблюдали при этом многие еврейские обряды, в частности посещение синагоги и воздержание от употребления в пищу свинины. Хотя язычники и рассматривали эту группу, известную под именем "богобоязненных", как людей, обращенных в иудаизм, ни сами ее члены, ни евреи не считали, что это полностью соответствует действительности.

Политические, социальные и экономические тенденции развития

Сохранение евреями и иудаизмом своих отличительных черт в греко-римском мире, как, впрочем, и в любом другом месте и времени, зависело от организации еврейской общины. За исключением меньшинства, которое было настолько эллинизировано, что целиком порвало связи с единоверцами, почти все евреи диаспоры являлись членами общинной организации, называвшейся по-гречески политеума ("граждане", "политическая ассоциация"), катойкия (обозначение для отдельного поселения или группы жителей внутри города) или синагоге ("община"). Другие этнические группы в эллинистическом мире были организованы подобным же образом: либо как иноземные этнические общины, либо как религиозные объединения. Для существования всех организаций подобного рода требовалось царское разрешение, и, как в случае с евреями, им гарантировалось право устройства своей жизни в соответствии с законами предков. Таким образом, еврейская община имела полную свободу в возведении синагог, формировании независимых судов и других учреждений, обучении молодежи в соответствии с требованиями традиции и избрании людей на административные должности.

В еврейских общинах существовало несколько официальных должностей. Архонты (от греческого "глава, начальник") были членами Герусии. Возглавлял Герусию герусиарх. Существовали также архосинагог, или "глава синагоги" (имеется в виду еврейская община, а не место богослужений), и другие члены администрации. Синагога (или храм) была центром общины и служила местом обучения детей, судопроизводства, проживания гостей и, разумеется, богослужения. Для всей диаспоры синагога стала главным средством сохранения еврейской традиции. Такую же роль ей суждено было выполнять в Земле Израиля после разрушения Храма. Так как евреи стремились жить поблизости от синагоги и избегали совместного принятия пищи и браков с неевреями, их часто обвиняли в самоизоляции. Из более поздних источников становится понятно, что евреи не имели равных прав с гражданами греческих городов за исключением сравнительно небольшого числа тех, кто был достаточно эллинизирован и кто получал гражданство на индивидуальной основе.

В эллинистический и римский периоды евреи составляли отдельные общины в нееврейской среде. Одной из основных их задач было получение освобождения от обязанности почитать местные божества, которые обычно рассматривались как официальный культ города. Обычно евреям шли навстречу, но делали это неформально, без прямого упоминания даже в тех документах, которые касались привилегий евреев в этот период. Такого рода неформальная привилегия, очевидно, препятствовала получению евреями полного гражданства в большинстве греческих городов.

В то же время документировано множество других привилегий. Евреям было разрешено жить в соответствии с законами их предков. Они могли не появляться в суде или других муниципальных заведениях в седьмой день, что делало возможным соблюдение Субботы. Более того, еврейские военные подразделения не передислоцировались по субботам. Несмотря на сильное недовольство нееврейских соседей, евреям было позволено посылать деньги в Иерусалимский Храм и, позднее, патриарху в Земле Израиля. Эти, казалось бы, незначительные привилегии вылились в признание того, что в греко-римском мире евреи могут жить, лишь сохраняя дистанцию со своими соседями. В то же время такая толерантность сделала возможным для них все более глубокое усвоение норм эллинистической жизни и могла заложить основу для ассимиляции в конечном итоге эллинистического еврейства и исчезновения эллинистического иудаизма.

Евреи западной диаспоры были вовлечены в разнообразные виды деятельности. Изначально они пришли в Египет, Кирену и Малую Азию в качестве воинов-наемников. Эту роль евреи играли во многих частях эллинистического мира. Обычно воины получали земельный надел, который со временем переходил в их собственность. В результате этого в регионе складывалась прослойка мелких еврейских землевладельцев. Некоторые евреи арендовали земли, принадлежавшие царю или крупным землевладельцам. Сельское хозяйство играло большую роль в Палестине, поэтому неудивительно, что евреи продолжали заниматься им и в диаспоре.

Различные источники приводят нас к выводу, что евреи практиковали разные ремесла, а еврейские ремесленники были объединены в гильдии. Существовал также значительный средний класс, состоявший из еврейских купцов, часть которых имела собственные корабли, а часть вкладывала средства в торговые предприятия. Некоторые евреи обладали огромным состоянием и ссужали деньги под проценты. При Птолемеях евреи занимали административные должности в Египте, наблюдая, в частности, за сбором налогов. В целом евреи по роду своей деятельности не выделялись из окружавшего их общества и не выступали в той роли "экономических изгоев", к которой их вынудит ограничение на профессии в средневековье.

(продолжение следует)

http://jhistory.nfurman.com/

Серия сообщений "ЛОУРЕНС ШИФФМАН: ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ":
Часть 1 - СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2 - ГЛАВА 1: ВВЕДЕНИЕ
...
Часть 6 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 2)
Часть 7 - ГЛАВА 4: ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА (ЧАСТЬ 3)
Часть 8 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 1)
Часть 9 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 2)
Часть 10 - ГЛАВА 5: ИУДАИЗМ В ЭЛЛИНИЧЕСКОЙ ДИАСПОРЕ (ЧАСТЬ 3)
...
Часть 32 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 2)
Часть 33 - ГЛАВА 13: ЖИЗНЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТОРОЙ (ЧАСТЬ 4)
Часть 34 - ГЛАВА 14: ЭПИЛОГ - ГЕГЕМОНИЯ ВАВИЛОНСКОГО ТАЛМУДА


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку