Хроника «красной цивилизации» на фоне суетного. Интервью со Светланой Алексиевич |
Белорусская писательница Светлана Алексиевич известна в России и за рубежом по книгам хроники «Голоса Утопии», которую она пишет в течение многих лет. В них обычные люди рассказывают о времени и о себе. Повествуют честно и эмоционально. Из этих рассказов складываются полифонические романы голосов о трагических событиях XX века: Великой Отечественной и Афганской войнах, Чернобыльской катастрофе, крахе СССР.
Книги Светланы Алексиевич миллионными тиражами издавались в советское время, переиздаются сейчас, по их мотивам поставлено множество спектаклей, о них немало писали и спорили. Судьба этих книг не безоблачна - они долго и упорно пробивались к читателю, чтобы рассказать ему правду.
- Когда я прочитала все Ваши книги, у меня сложилось впечатление, что они - одна большая работа о нашей не столь давней жизни. Я бы сказала - энциклопедия жизни. Возможно, не я одна так думаю...
- Что-то похожее на летопись? Наверное. Мне самой иногда так кажется. Для себя я это определила как опыт художественной хроники. Если назвать это энциклопедией, то энциклопедией чувств нашей жизни. Но я пишу историю чувств, а не то, что мы обычно понимаем под историей. Меня интересует вот это маленькое пространство - человек... один человек. Кирпичик мироздания. Записываю то, что он высек из себя, выявил, собрал из своих чувств и мыслей, куда заглянул, когда попал под каток большой истории. Афганская война, Чернобыль, крах Империи... Но все это через маленький прицел... Как говорит одна их моих героинь, «через дырочку для пуговицы» - так она, маленькая, увидела войну, спрятавшись у мамы за спиной. Через дырочку для пуговицы смерть одного человека...
- У Вас больше всего книг о войне. Почему?
- Это история у нас такая: мы или воевали, или готовились к войне. Иначе жить не умеем. До сих пор. Включите телевизор, поговорите с любым человеком... Накоплен несравненный опыт, как убивать и умирать, как запасаться мукой и спичками. Я выросла среди разговоров о смерти. Росла в деревнях - то в украинской у маминых родственников, то в белорусской у папиной родни. Это были послевоенные годы. В деревне много говорили о войне - в школе, дома, на свадьбах, на крестинах.
Я долго искала жанр, который отвечал бы тому, как я вижу мир, как устроен мой глаз, мое ухо. Как я слышу. Как с детства звучит во мне мир...
- О жанре хотелось бы поговорить подробнее....
- Мне всегда нравится слушать. Я любуюсь человеческой речью как человеческим лицом. Подлинной речью, еще не отделанной, не отшлифованной литературой. Но это не значит, что ты взял всю метафизическую грязь, все людское говорение - и вот вам книга. Наивно так думать хотя бы потому, что каждую книгу я пишу 7-10 лет. Записываю речь 700-800 человек. Это долгий процесс слежения и отражения. Мне надо собрать не просто факты, коллекцию ужасов, а образ времени. Я слушаю улицу - мои книги там. Улица для меня звучит как хор, симфония. Всегда жаль: сколько всего сказано, прошептано, выкрикнуто бесследно. Живет только миг. Я не могу просто слышать и просто жить, мое ухо изощрено. Везде оно видит-слышит то, что может быть литературой.
В человеке и человеческой жизни много того, о чем искусство не только не сказало, но даже не догадалось. Все это появляется и исчезает, и сейчас появляется и исчезает особенно быстро. Двадцать лет назад мы жили медленнее. Как догнать время - не знаю. Книг вокруг много, но из слов ушло электричество... чего-то в них нет... Наши слова и жизнь находятся в разных временах. Жанр, в котором работаю, Алесь Адамович называл романом голосов, романом-ораторией. Когда я прочла книгу «Я - из огненной деревни» (А. Адамович, Я. Брыль, Вл. Колесник), у меня возникло ощущение, что слово может быть так же обжигающе и таинственно, как и жизнь. Это было мое - моя форма, мой взгляд. Из книги в книгу теперь пробую: где границы этого жанра, насколько глубоко можно идти в человека, в личное... У меня всегда человек реальный. С именем, фамилией, соседями, коллегами, родственниками. Спрятаться за вымысел невозможно. Да и неинтересно мне это уже.
- Как появилась идея создать цикл романов?
- Уже не вспомню, как сложился цикл из семи книг. Одна книга звала за собой другие. Хотелось написать историю красной цивилизации. Была огромная страна - СССР, занимавшая одну шестую часть суши и предложившая альтернативную идею мироустройства. Империю социализма. В лаборатории марксизма-ленинизма вывели особый человеческий тип - советского человека. В общем, решила написать что-то такое... автобиографию утопии. В том или ином виде идея социализма жила и будет жить всегда. Вечна человеческая мечта о Городе Солнца. Время нашего социализма, конечно же, станет мифом. Уже превращается в миф. Надо оставить свидетельства, как оно было на самом деле... Почему я называю это автобиографией? Потому что в моих книгах «маленький» человек сам рассказывает о себе. Свой кусочек истории. У кого-то это пять-семь страниц, у кого-то один абзац.
И я пошла вслед за временем... Великая Отечественная война - книги «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели (сто недетских рассказов)»,
война в Афганистане - «Цинковые мальчики», Чернобыль - «Чернобыльская молитва», крах СССР - «Зачарованные смертью». Сейчас дописываю новую книгу «Время second-hand (конец красного человека)» о последних двадцати годах нашей жизни, о дороге от социализма к капитализму.
- Каждый раз Вы встречаетесь с сотнями людей и выслушиваете сотни рассказов, а в книгах их намного меньше. По какому принципу отбираете?
- Событие надо осветить со всех сторон. Голографический эффект создается многочисленными взглядами: разный возраст, разные профессии, социальные слои... Об одной войне рассказывает интеллигент, о другой - крестьянка, вместе они подсвечивают и отражают друг друга. Чтобы новое услышать, надо новое спросить. Так достигается высокая температура боли... соприкосновения...
- Как Вы сами все это выдерживаете?
- Вы думаете, хирургу-онкологу легче? Пойди и скажи матери, что ее ребенок обречен... Пойди и скажи... Никакая я не героиня. Увидела, как под Кабулом сгребали в ведро то, что осталось от ребят после подрыва на итальянской мине, и... потеряла сознание. В кабульском госпитале для мирного населения вместе с нашими медсестрами раздавала детям подарки. Понравилась мне одна молодая афганка с малышом, завернутым в одеяло, я протянула ему плюшевого мишку. Он взял игрушку зубами. «Почему зубами?» - спросила я. Афганка распахнула одеяло, и я увидела, что ребенок без ручек и ножек: «На, смотри! Это твои русские сделали!» В ту минуту я впервые почувствовала, где у меня сердце...
Это надо не только пережить, это надо, когда вернешься домой и сядешь за письменный стол, написать. Конечно, я могла бы не пойти... Я могла бы не смотреть... Но думаю, что тогда я бы не так написала, что-то бы не дочувствовала, не донесла. Писательская работа - это от сердца к сердцу. Как бы сентиментально и модно эти слова сегодня ни звучали. Я просто делаю свое дело. Стараюсь честно. И смеяться мне над нашей жизнью неохота.
- Суд над Вашей книгой «Цинковые мальчики» приобрел международный резонанс. За Вас вступились русские диссиденты, западные писатели... В чем Вас обвиняли?
- С обвинениями все понятно: клевета на советского солдата и советскую историю. Страны-то уже не было, но люди те остались. С тем устройством головы, с мифологическим сознанием, а мифы древнее всех слов. Помню свое потрясение, когда в зале суда я увидела мать, с которой меня познакомили у цинкового гроба ее сына. Огромный гроб в маленькой девятиметровой комнате - даже не представляю, как его втиснули в эту клетку. Гроб и мать - больше никто там не помещался. Толпились все в коридоре. Мать стучала в цинковые стенки: «Кто там? Ты ли там, сынок? Ты у меня был под два метра, а гроб поменьше. Кто там?» И мерила, мерила цинковый ящик руками. Узнала, кто я, кричала: «Напиши, всю правду напиши! Его послали на войну, а стрелять не научили! Он - столяр. Так он год генералам мебель на дачах ремонтировал. На войне его подстрелили в первый же месяц. Как куропатку». Я написала. Ее рассказ один из лучших в книге. И вот - суд. На суде - эта женщина. «Почему вы здесь?» - спросила я ее. «Мне не нужна твоя правда, - ответила она. - Мне нужен сын-герой». Она искала смысл в его гибели. Ложь ее спасала, правда убивала.
Перед каждым заседанием суда на улицах собирались толпы людей. Одни кричали: «Наши дети - герои!» А другие: «Вы предатели! Вы предали память ваших детей!»
Там же, в суете, я встретила рядового, гранатометчика, который когда-то честно рассказал мне, как никто не хотел умирать на чужой войне. Все хотели жить! «Стреляешь первым, - говорил он, - в дом, в женщину, в ребенка, потому что хочешь жить. Вернуться домой». Когда вернулся домой, тогда стало страшно за свою душу. Ребята спивались, ломались на наркотиках. Половина головы у этого парня была железная, его еле спасли в госпитале после тяжелого ранения. И у него я спросила: «Почему ты здесь?» «Тебе хорошо, - ответил он, - ты на нашем горе заработала деньги, а я без работы. Мне пообещали работу, телевизор без очереди (время дефицита!), если я откажусь от своих слов».
За истцами, подавшими иск против меня, стояли кукловоды - военные, генералы, коммунисты. Я говорила о покаянии; они - о том, что у нас была великая эпоха.
В нашем обществе так и не состоялся серьезный разговор о сталинских лагерях, об Афганской войне... Люди остались наедине со своими гробами. Я люблю и эту мать, и этого солдата... люблю всех своих героев. Но историю нашу не люблю. Тем, кто орет «У нас была великая эпоха!», отвечу: у нас была великая кровь... Чем гордиться?
Ничто не устарело и сегодня. Все повторяется... в Чечне, а недавно - в Грузии. Все те же цинковые мальчики. Не покидает чувство, что я занимаюсь не прошлым, а будущим.
- Ваши книги известны во всем мире, существует уже более ста изданий на разных языках. Вы награждены десятками международных премий, замечу - русской премией «Триумф» тоже. Что привлекает людей разных стран в Ваших нелегких для чтения книгах?
- Кажется, в Париже на встрече мне один читатель так сказал о своей любви-нелюбви к России: «Я хотел бы не читать Ваших книг, но я их прочел. Я хотел бы этого не знать, но без этого знания я был бы другим человеком». Мы - цивилизация слез и страданий. Сегодня мир так изменился, что требуется мужество, чтобы жить. Везде страшно сесть в самолет, зайти в метро. Мир взорван...
Я пишу не только о русском или советском человеке. Я хочу, чтобы человека было два: один - тот, что во времени и географии, второй - вечный человек. Вопросы все те же... Как у Достоевского: сколько человека в человеке? Как им остаться, как его нарастить в себе, несмотря на все предчувствия и подкожный ужас, несмотря на то, что смысл жизни как будто утерян... Красиво потреблять - это не философия (как бы нас в этом ни убеждали). Мы же живем не в ресторане, не на Рублевке, а в космосе. Вот это потеряно. Наступило время обаяния пустоты. Надолго ли?..
- Что писатели могут сегодня сделать? Их голоса не слышны, как раньше. Вашего голоса тоже нет...
- Однажды я зашла в церковь... Шла проповедь. Не было ни одного человека. Но священник делал свое дело. У апостола Павла есть слова о том, что бывают такие времена, когда тебя не слышат, но горе тебе, если ты не проповедуешь.
Мы вступили в мир без иллюзий. Люди готовы к разговору. Почему-то мне так кажется... я надеюсь. С человеком надо говорить...
- Чем завершится Ваша «красная» хроника?
- Книгами о любви и о смерти. Великие идеи умерли. Человек теперь один на один с собой. С судьбой. Любовь и смерть - моменты, когда он равен самому себе. Люди удивительно об этом говорят. Только бы мне расслышать все...
Беседовала Дания Шакирова
Рубрики: | Андреев Л., Алексиевич С. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |