Западный остров Ольгиного пруда, выкупленный у В.Трувеллера, является подарком Николая I его средней дочери — великой княгине Ольге Николаевне — ко дню её свадьбы и Карла Вюртембергского.Проекта павильона и сада вокруг разрабатывал А. И. Штакеншнейдер.
Строительные работы на острове велись очень быстро: перепланировка территории, снос старых построек и создание нового сооружения — начались ещё до того, как остров был выкуплен у Трувеллера. К ноябрю 1845 г. были завершены все подготовительные и земляные работы. 29 мая 1846 г. из Палермо Штакеншнейдеру передают утвержденный план павильона, было приказано составить смету и немедленно приступить к строительству. К приезду Ольги Николаевны из Италии — к 1 июня 1846 г. — павильона был «окончен вчерне и подведен под крышу».
К свадебным торжествам император велел затянуть интерьеры павильона расписными холстами «под штукатурку» в качестве временной меры. 12 июня 1846 г. «Государь при обозрении работ в Петергофе пожаловать изволил: рабочим, бывшим при отделке большого дворца и постройке домика в Итальянском вкусе на Ольгинском острове по 1 рублю серебром на человека…».
Отделочные работы в павильоне, которые не успели выполнить к этой дате, продолжались в 1847—1848 годах. За строительство павильона император пожаловал архитектору брильянтовый перстень за 2000 рублей серебром
По стилю Ольгин павильон напоминает виллы и сельские постройки в окрестностях Палермо. Павильон прост, но в то же время своеобразен по архитектуре. Это небольшое трехэтажное сооружение в виде башни, на высоком цоколе, как бы вырастающее из воды.
На каждом этаже были устроены террасы, веранды или балконы. На второй этаж с восточной стороны ведет наружная каменная лестница, а на южном фасаде имеется спуск к воде, украшенный перголой, которую велела устроить императрица в 1849 г.
На крыше была устроена видовая площадка, где Николай I следил через подзорную трубу за учениями своих войск, которые тогда размещались в окрестностях Петергофа.
Интерьеры дворца
Вход в павильон находится с северной стороны. Пройдя мимо маленькой прихожей и лестницы, посетители оказываются в столовой.
Нижние панели стен расписаны под мрамор, поверхность стен украшена легкими тягами с лепкой и несложной орнаментальной росписью, первоначально выполненной художником И. Дроллингером. Им же был расписан кессонированный потолок.
Камин из белого и жёлтого мрамора ранее был выполнен в мастерской А.Трискорни. На камине стоят бронзовые позолоченные часы.
О хозяйке павильона напоминает работа художника П. Н. Орлова, который запечатлел Ольгу Николаевну в Палермо в 1846 г.
Портрет великой княжны Ольги Николаевны ,художник Пимен Никитич Орлов
Портрет великой княжны Ольги Николаевны ,художник Алексей Васильевич Тыранов
Стол сервирован предметами из приданого великой княгини — глубокие и десертные тарелки, суповые миски (Императорский фарфоровый завод, 1846 г.). Рядом с фарфором поставлены блюда с крышками и тарелки из серебряного сервиза. На каждой из них выгравированы инициалы «О. Н.».
К столовой примыкает небольшая буфетная, где также представлена посуда из приданого Ольги Николаевны.
Фарфоровый и серебряный сервиз являлись составной частью приданого Ольги Николаевны
Украшающие стены Столовой полотна напоминают об Италии: «Пейзаж в окрестностях Неаполя» Дж. Карелли, «Площадь у замка св. Ангела в Риме» работы неизвестного итальянского мастера
С противоположной стороны расположена крохотная туалетная.
Из столовой через одну из дверей можно было выйти к лестнице, спускающейся к воде, к лодкам и гондолам.
Кабинет Ольги Николаевны
На втором этаже находится кабинет Ольги Николаевны. Из него можно выйти на балкон, на маленькую террасу, или по внешней лестнице, украшенной мраморной вазой, спуститься в сад.Стены кабинета, как и столовой, окрашены «цветными колерами». На беломраморном камине — бронзовые позолоченные часы и канделябры.
Кабинет обставлен мебелью русской работы середины XIX века. На письменном столе великой княгини среди различных предметов выделяется пресс для бумаги, сделанный в виде герба Сицилии — головы медузы Горгоны и трискелиона.
Между окон на постаменте — бронзовая статуэтка Ольги Николаевны в русском придворном платье работы французского скульптора А.Троду 1830—1840-х годов.Здесь же представлена акварель, изображающая мужа великой княгини — принца Карла Вюртембергского, ставшего в 1864 г. вюртембергским королём Карлом I.
Виды городов, пейзажи, античные руины в акварелях, графических листах, гуашах, живописных полотнах воскрешают воспоминания о прекрасной Италии
Альбом акварелей со сценами рыцарской карусели, устроенной в Штутгарте в 1846 году в честь свадьбы принца Карла и великой княжны Ольги
Изображение жениха в царском платье
Фрагмент кессонированного потолка, украшенного легкой орнаментальной росписью
Кабинет Николая I
Над кабинетом Ольги Николаевны находится кабинет Николая I.Интерьер его отделан очень скромно. На письменном столе императора книги по военному делу. У дивана на небольшом столике поставлены серебряные бульотка, чайник и стакан в серебряном подстаканнике с гравировкой «Н.» и «А. Ф.»Стены кабинета украшают гуаши с видами Италии. На одной из них изображен вулкан Везувий, при извержении которого в 79 году н. э. под многометровым слоем пепла был погребен город Помпеи.
На письменном столе — стеклянные пресс-папье ,чернильный прибор, бювар, несколько книг, подзорная труба
Мебель красного дерева русской работы
На каминном столике поставлены бульотка, чайник и хрустальный стакан в серебряном подстаканнике, который, как и две фарфоровые чашки, украшен изображениями императорской четы
Мраморный бюст Николая Первого работы скульптора И.П. Витали. Маркиз А. де Кюстин писал о Николае Павловиче: «…у императора греческий профиль, высокий лоб, слегка приплюснутый сзади череп, прямой нос безупречной формы. Очень красивый рот, овальное, слегка удлиненное лицо, имеющее воинственное выражение, которое выдает в нем скорее немца, чем славянина»
Подушка с изображением любимой собаки императора
Об итальянском путешествии Николая Первого напоминают картины с видами Генуи, Болоньи и других городов
Фрагмент кессонированного потолка, украшенного легкой орнаментальной росписью
Выйдя из кабинета и поднявшись по лестнице ещё выше, можно попасть на смотровую площадку.
Отсюда открывается красивый вид на Колонистский и Луговой парки.
У павильона был разбит пейзажный парк с извилистыми тропинками, свободно расположенными клумбами. Для устройства клумб, рабаток и цветочного садика на остров завозили «черную землю». Дорожка шла вдоль берега, повторяя его очертания, смыкаясь у стоящего на краю острова павильона. Вдоль дорожек с двух сторон была посажена «английская земляника», а также клубника, малина и смородина. У павильона и на его верхней площадке были посажены вьющиеся растения.
Сад на Ольгином острове отличается от сада на Царицыном острове, и в то же время составляет единое целое со всем ансамблем Колонистского парка. Свободно посаженные группы деревьев и кустов, обширные зеленые лужайки, извилистые дорожки, свисающие над водой ветви ив, вольно «разбросанные» цветочные клумбы создавали романтической настроение и напоминали об Элизиуме, саде Юлии в романе Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». Автор романа отмечал, что сад Юлии отражали до некоторой степени внутренний мир женщины, чуждый душевному смятению. Возможно, сад на Ольгином острове был своего рода пожеланием и напутствием дочери, выходящей замуж и покидающей Родину.
В центре луга установлена скульптура «Венера, снимающая сандалию», копия с работы И. П. Витали (1794—1854). Также в саду размещены две мраморные скамьи работы неизвестного мастера, исполненные по рисунку А. И. Штакеншнейдера.
В дань уважения к создателю Колонистского парка на острове с 2005 г. демонстрируется бюст архитектора (современная копия с гипсового оригинала 1852 г. работы М. И. Румянцева).
Бронзовый портрет А. И. Штакеншнейдера, установленный на газоне перед восточным фасадом Ольгина павильона, — единственный на сегодняшний день памятник выдающемуся архитектору эпохи историзма, создателю, в частности, ансамблей Царицына и Ольгина островов.
Образ рая прекрасно дополняют «райские птицы». В настоящее время на Ольгином острове содержат павлинов, золотых петушков и синих фазанов. На остров раньше можно было попасть благодаря паромной переправе и при помощи лодок и гондол. Как напоминание об этом на острове демонстрируется настоящая венецианская гондола. Она была подарена г. Венецией СПб к 300-летию со дня основания города.
Постепенно со времен царствования Николая I стала складываться традиция, устраивать на территории Колонистского и Лугового парков праздники. Сначала это были места для полдников и завтраков, но постепенно здесь стали проводить непохожие ни на что ранее мероприятия. Началось все с 1846 г. — года замужества Ольги Николаевны. Тогда в первый раз на островах была устроена иллюминация нового типа с использованием более 50000 цветных фонарей по образцу тех, какие император видел в Лазенках — своей резиденции в Варшаве. На следующий год император пожелал повторить этот замечательный праздник, что и произошло.
Шарлемань (Шарлемань-Боде), Адольф Иосифович (1827-1901)
Петергоф. Воспоминание о праздниках на Ольгином пруду 14 и 27 июля 1876 года
Ещё одна иллюминация в новых парках состоялась в 1851 г. Николай Павлович живо принимал во всем участие: начиная от выбора фигур, заканчивая разработкой маршрута следования гостей. Мероприятие было организовано в честь тезоименитства Ольги Николаевны, которая навещала в тот год своих родных.
Литография, изображающая представление 1851 года на открытой сцене Петергофа - Санкт-Петербург, Российская империя - балета хореографа Жюля Перро (1810-1892) и композитора Чезаре Пуни (1802-1870) "Наяда и ее возлюбленный" (он же Ундина, или "Наяда"). Представление было дано в честь дня рождения великой княгини Ольги Николаевны (1822-1892)
Рисунок Шарлеманя "Балет на маленьких озерах". Иллюстрация Барелла из книги "Рисунки загородных зданий на Бабигоне", 1853 год. Литография, изображающая представление на открытой сцене Петергофа балета Жюля Перро "Наяда и ее возлюбленный" (он же Ундина, или "Наяда") на музыку Чезаре Пуньи. Представление было дано 4 июля 1851 года в честь празднования дня рождения великой княгини Ольги Николаевны, дочери Николая I Российского.
Помимо иллюминации при Николае Павловиче в Петергофе закладывается традиция театральных представлений над водой. Сначала такие представления организовывали у павильона «Озерки». Известно, что в августе 1850 г. архитектору Н. Л. Бенуа было приказано составить смету для исчисления стоимости постройки «античного театра», такого же, как театр в Лазенках, который был создан при Станиславе Августе Понятовском. На желание монарха могли повлиять итальянские впечатления, ведь во время поездки он видел античные театры. Смета была составлена, но идея не воплотилась в жизнь.
Павильон Озерки. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера
фон Шафгаузена. 1853
Вид на Розовый павильон Акварель Л. Премацци 1850 г.
Премацци, Луиджи (Людвиг Осипович) (1814-1891) Розовый павильон в Луговом парке Петергофа
Павильон Озерки в Петергофе
Традиция праздников на островах, заложенная Николаем I была продолжена его преемниками. Во второй половине XIX века в Колонистском парке прошло шесть грандиозных праздников в честь дня рождения императриц и визитов высоких гостей. Эти праздники проводились в честь короля Швеции и Норвегии Оттокара II, короля Пьемонта Умберто, короля Дании Христиана, короля Румынии Кароля I и короля Греции Георга, императора Германии Вильгельма II.
Празднество императора России в парке Петергофа в честь Принца и Принцессы Пьемонта. Освещение озера и острова Ольга (По эскизу Брюллова, Петербург)
Ночная иллюминация в Нижнем парке Петергофа 1893
Ночная иллюминация в Нижнем парке Петергофа. 1893
Принимали участие в этих спектаклях многие знаменитые артисты императорского балета, в том числе — М. Ф. Ксешинская и Т. Карсавина..
1897 г.Парк у входа в театр на Ольгином острове. Статуя Венера, снимающая сандалию. Из фондов Государственного Эрмитажа
Театр-руина на Ольгином острове. 1897 г.
Театр-руина на Ольгином острове, 1870-ее
Ольгин павильон в Колонистском парке
Ольгин павильон в Колонистском парке
1897-1903.Ольгин остров.Открытка